Программа для 3 класса "Школа России"
календарно-тематическое планирование (3 класс) на тему

Моисеева Марина Сергеевна

Программа для 3 класса Школа России по всем предметам

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon programma_dlya_3_klassa_shkola_rossii.zip893.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа г. Мамоново

Рассмотрено:                                Согласовано:                        Утверждаю:

Руководитель МК                        ЗДШ по УВР                директор МБОУ СОШ г. Мамоново

Брунер И.В.                                Олейник М.В.                        Кутырева О.С.

_____________                        ____________                        ___________________

Протокол №_____                       «___»______2014 г.                Приказ №__________

от «___»_____2014 г.                                                                      от «___»_____2014 г.

Рабочая программа  (ФГОС)

по     изобразительному искусству

уровень преподавания базовый

для 3 класса

на 2014 - 2015  учебный год

Рассмотрено и принято

 на педагогическом совете

Протокол №1от 28.08.14

Разработана  учителем 1 категории

Моисеевой М.С.

        

г. Мамоново



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Данная программа  составлена на основе   примерной программы поизобразительному искусству и на основе  завершенной предметной линии учебников под редакцией Б.М.Неменского. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений /Б.М.Неменский, Л.А.Неменская, Н.А.Горяева, А.С.Питерских.-М.:Просвещение, 2011.-129с.с учетом целевых установок основной образовательной программы МБОУ СОШ г. Мамоново  начального общего образования и отражает пути реализации  требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образованияв соответствии с  Приказом  Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; «Фундаментальным ядром содержания общего образования», РАН, РАО, М, 2011.

Программа составлена на основе программы учебного курса «изобразительное искусство» п.2 раздел 2 ООП НОО МБОУ СОШ г. Мамоново и предназначена  для обучающихся 3-го года обучения изобразительному искусству  в МБОУ СОШ г. Мамоново.

 В классе обучается 31 ученик. Подготовленность обучающихся к освоению данной программы на среднем уровне. Форма получения образования обучающимися – очная. Данная учебная программа предусматривает и обучение детей с особыми образовательными потребностями. Класс интегрированный, на основании рекомендации ПМПК обучаются дети по коррекционно-развивающей программе вариант «В», преподавание всех предметов ведётся с учётом индивидуальных особенностей  данной категории детей. Учебный материал ведётся дифференцированно. Задания и упражнения для этих детей отличаются заниженным уровнем сложности. Они более простые, доступные пониманию. Во время выполнения контрольных  и самостоятельных работ предусматриваются задания другого уровня сложности. Один ученик по состоянию здоровья переведён на надомное обучение.

Основным средством реализации программы является УМК «Школа России», авторыБ.М.Неменский, Л.А.Неменская, Н.А.Горяева, А.С.Питерских., прошедший государственную экспертизу на соответствии ФГОС и включенный в Федеральный перечень учебников, утвержденный приказом  Минобрнауки России № 253 от 31.03.2014 г, где ведущей целевой установкой УМК «Школа России» является:«Воспитание гуманного, творческого, социально активного человека – гражданина и патриота России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к своей семье, к природному и культурному достоянию своей малой Родины, своей многонациональной страны и всего человечества». Существенной особенностью всего УМК «Школа России» является направленность на овладение младшими школьниками приёмов сравнения, анализа, классификации, обобщения и т.д., т.е. на формирование у учащихся универсальных учебных действий (УУД), как основы умения учиться, на включение детей в учебную деятельность при изучении всех школьных предметов.

        Содержание программы направлено на освоение обучающимися базовых знаний, универсальных учебных действий, что соответствует требованиям ФГОС к освоению обучающимися ООП НОО. Данная программа включает все темы, предусмотренные авторской программой учебного курса.

Основной формой реализации программы является урок.

Направленность рабочей программы - общеобразовательная программа начального общего образования.

Вид - модифицированная.

Общая характеристика учебного предмета

С внедрением стандартов второго поколения важнейшей задачей образования в начальной школе становится формирование универсальных (метапредметных) и предметных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной  школе. Эта задача решается в ходе образовательного процесса всеми образовательными областями, каждая из которых имеет свою специфику.

В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Основные содержательные линии программы «Изобразительное искусство» определены стандартами начального общего образования второго поколения и представлены содержательными блоками:

  • изобразительная художественная деятельность;
  • декоративная художественная деятельность;
  • конструктивная художественная деятельность.

Цель программы: спланировать достижения предметных, метапредметных и личностных результатов посредством формирования художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

Приоритетная задача — духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры

А также:

-практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

- постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями  многообразие видов деятельности, стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

-восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.

-развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ:развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.

Ценностные  ориентиры  содержания учебного предмета   «Изобразительное искусство »

Ценность жизни –  признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира  частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.  

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи какпервой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России  от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.  

Место предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане

Предмет «Изобразительное искусство» включен в обязательную предметную область «Искусство», которая призвана решать следующие основные задачи реализации содержания

№ п/п

Предметные области

Основные задачи реализации содержания

Искусство

Развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру

Курс рассчитан на 113 часов.

3 класс -30 часов

Рекомендуемые технологии, методы и формы работы

Основной формой проведения занятий является урок: урок-творчество, урок-беседа, урок-путешествие, также предусматривает чередование уроков индивидуального творчества, коллективной творческой деятельности или групповой.

Технологии:

- технология проблемного диалога;

- проектная технология;

- ИКТ-технологии;

- технология ситуативного обучения;

- технология продуктивного чтения;

Программа   ориентирована на широкое использование  знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных      

          предметов: окружающего мира, музыки,  технологии, математики, русского языка и литературного чтения.

Содержание программы направлено на формирование ключевых  компетентностей:

  • социальной;
  • коммуникативной;
  • читательской;
  • информационной;
  • исследовательской

Ключевые компетентности  формируются постепенно на всех этапах школьного образования и являются сквозными образовательными результатами.

Результаты освоения программы

Предметные результаты

Обучающийся научится:

  • основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
  • основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);
  • имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
  • названия наиболее крупных художественных музеев России;
  • названия известных центров народных художественных ремесел России;
  • применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности;
  • различать основные, составные, теплые, холодные цвета;
  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников;
  • применять основные средства художественной выразительности в самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи, в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
  • для самостоятельной творческой деятельности;
  • обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
  • оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев ИЗО и народного творчества;
  • владеть компетенциями: личностного саморазвития, коммуникативной, ценностно- ориентационной, рефлексивной

Требования к уровню подготовки обучающихся (продвинутый уровень) Обучающиеся должны уметь:

  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников ;
  • использовать художественные материалы (акварель, гуашь,мелки, фломастеры, пластилин, бумага);
  • решать творческие задачи на уровне импровизаций;
  • создавать творческие работы на основе собственного замысла;
  • выбрать и применить выразительные средства для реализации собственного замысла в художественном изделии;
  • моделировать предметы бытового окружения человека;
  • применить навыки несложных зарисовок с натуры;
  • создавать творческие работы на основе собственного замысла с использованием зарисовок, сделанных на природе;
  • сформулировать замысел;
  • построить несложную композицию;
  • воспринимать окружающий мир и произведения искусства;
  • анализировать результаты сравнения;
  • использовать в индивидуальной и коллективной деятельности различные художественные техники: коллаж, аппликация, восковые мелки, фломастеры, пластилин, тушь , уголь , гелиевая ручка;
  • передавать настроение в собственной творческой работе (живописи, графике, скульптуре, де¬коративно-прикладном искусстве) с помощью тона, штриха, материала, орнамента, конструирования
  • (на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства, дизайна).

Получат возможность научиться:

  • понимать содержание и выразительные средства художественных произведений.
  • сопоставлять объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях искусств, и объяснять их разницу.
  • выражать в беседе свое отношение к произведению искусства.
  • создавать графическими средствами выразительные образы природы, человека, животного.
  • выбирать характер линий для изображения того или иного образа.
  • овладеть на практике основами цветоведения.
  • использовать пропорциональные соотношения лица, фигуры человека при создании портрета.
  • создавать средствами живописи эмоционально-выразительные образы природы.
  • изображать пейзажи, натюрморты, выражая к ним свое эмоциональное отношение.
  • Учащиеся смогут использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • самостоятельной творческой деятельности;
  • обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
  • оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества.

Личностные результаты

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Регулятивные УУД:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.
  • развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней.
  • вырабатывать способность различать способ и результат действия.

Познавательные УУД:

  • осознанно строить речевое высказывание в устной форме.
  •  овладеть первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской.
  •  знакомство с произведениями художников В.Васнецова, М. Врубеля, Н. Рерих, В.Ван Гога и др.
  •  осуществлять анализ объектов.
  • развивать способность смыслового восприятия художественного произведения.

Коммуникативные УУД:

  • формировать умение  участвовать в диалоге,
  • задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение, взаимодействовать под руководством учителя;
  •  уметь пользоваться языком изобразительного искусства;
  •  участие в обсуждении выставки. Рассуждение о своих впечатлениях и эмоциональное оценивание.
  • адекватно оценивать свою роль в коллективной работе;
  •  адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач.

Контроль достижения результатов:

Формы контроля достижения результатов

1. Викторины

2. Кроссворды

3. Отчетные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов:

1. Активность участия.

2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

4. Самостоятельность.

5. Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы:

1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося

     Функции контроля:

- оценочная,

- стимулирующая и мотивирующая,

- обобщающая,

                  - развивающая, воспитывающая и дисциплинирующая

  Виды и формы контроля

  • по задачам: текущий, итоговый контроль
  • по его субъектам
  • внешний - осуществляется учителем над деятельностью ученика;

•  самоконтроль - осуществляется учеником над собственной деятельностью)

  • по средствам педагогической коммуникации
  • способов (традиционный);
  • массовости(индивидуальный);
  • контролирующего лица(учитель, самоконтроль);

Условия качественного контроля

  • объективность(т.е. должны быть единые критерии оценки знаний у всех учителей, и эти критерии учащимся должны быть заранее известны);
  • гласность, чтобы любое заинтересованное лицо могло проанализировать результаты и сделать соответствующие выводы;
  • обоснованность и критериальность.

Оценивание результатов учебной деятельности

Система оценивания результатов простраивается на основе системы оценивания учебных достижений в соответствии с «Положением о текущей и промежуточной аттестации в МБОУ СОШ г. Мамоново» и ООП НООМБОУ СОШ г. Мамоново, НОО – раздел 1, пункт 3.

Критерии выставления отметки прописаны в программе учебного курса «Изобразительное искусство»

          Формирование адекватной самооценки  

Адекватная самооценка – это один изрезультатов формирования регулятивных УУД, выражающихся в умении организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат

Алгоритм самооценки

Обучающийся  должен научиться отвечать

на вопросы:

1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?

4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?

5 шаг.  Какую ты ставишь себе отметку? Почему? Как можно исправить ошибки? Чему научила тебя эта работа? Кого и почему ты можешь поблагодарить? Какие умения ты будешь применять в дальнейшей учебной деятельности?


Содержание учебного предмета

3 класс

Тематическое планирование по разделам

Содержание курса

Характеристика деятельности учащихся.

3 класс

Искусство в твоем доме (6 часов)

В каждой вещи, в каждом предмете, которые наполняют наш дом, заложен труд художника .В чем состоит эта работа художника? Вещи бывают нарядными, праздничными или тихими, уютными, или деловыми, строгими; одни подходят для работы, другие – для отдыха; одни служат детям, другие – взрослым. Как выглядят  вещи, решает художник и тем самым создает пространственный и предметный мир вокруг нас, в котором отражаются наши представления о жизни. Каждый человек тоже бывает в роли художника.

Братья-мастера выясняют, что же каждый из них сделал в ближайшем окружении ребенка. В итоге становится ясно, что без участия Мастеров не создавался ни один предмет дома, не было бы и самого дома.

Характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материалы; связь между формой, декором посуды;

Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления игрушек; роль художника в создании книги;роль цвета и декора в создании образа; роль художника в создании открыток; важную роль художника в цирке; роль театрального художника в создании спектакля4

Учиться видеть и объяснять содержание конструкции и украшения предмета; архитектурный образ;

Искусство на улицах твоего города (7 часов)

Деятельность художника на улице города. Знакомство с искусством начинается с родного порога: родной улицы, родного города, без которых на может возникнуть чувство Родины.

Разнообразные проявления деятельности художника и его верных помощников Братьев-Мастеров в создании облика города, в украшении улиц, скверов, площадей.

Атрибуты современной жизни города: витрины, парки, скверы, ажурные ограды, фонари, разнообразный транспорт. Их образное решение.

Единство красоты и целесообразности. Роль выдумки и фантазии в творчестве художника, создающего художественный облик города.

Создавать выразительную пластическую форму игрушки и украшать ее; проект детской книжки; открытку; проект ажурной решетки; творческий проект оформления витрины магазина; образы фантастических машин; «Театр на столе»; проект оформления праздника; портрет;натюрморт;

Уметь выделять конструктивный образ и характер декора;

Овладевать навыками создания выразительной формы посуды и ее декорирования в лепке; навыками коллективной работы; навыками создания объемно-пространственной композиции;

Художник и зрелище (10 часов)

Художник необходим в театре, цирке, на любом празднике. Жанрово-видовое разнообразие зрелищных искусств.

Театрально-зрелищное искусство, его игровая природа. Изобразительное искусство – необходимая составная часть зрелища.

Деятельность художника в театре в зависимости от вида зрелища или особенностей работы (плакат, декорация, занавес). Взаимодействие в работе театрального художника разных видов деятельности: конструктивной(постройка), декоративной(украшение), изобразительной(изображение).

Создание театрализованного представления или спектакля с использованием творческих работ детей.

Уметь выделять конструктивный образ и характер декора;

Овладевать навыками создания выразительной формы посуды и ее декорирования в лепке; навыками коллективной работы; навыками создания объемно-пространственной композиции;

Знать и объяснять основные варианты композиционного решения росписи платка, а также характера узора; знать отдельные элементы книги; знать имена художников-пейзажистов;

Различать постройку, украшение, изображение в процессе создания образа платка;

Художник и музей – 7 часов.

Художник работает в доме, на улице, на празднике, в театре. Это все прикладные работы художника. А еще художник создает произведения, в которых, изображая мир, он размышляет о нем и выражает свое отношение и переживание явлений действительности. Лучшие произведения хранятся в музее.

Знакомство со станковыми видами и жанрами изобразительного искусства.

Художественные музеи Москвы, Санкт-Петербурга, других городов. Знакомство с музеем родного города. Участие художника в организации музея.

Узнавать и называть произведения художников-иллюстраторов;

Участвовать в творческой обучающей игре;

Эстетически оценивать работы сверстников; воспринимать парк как единый художественный ансамбль;

Изображать архитектуру своих родных мест; необычные фонари; яркое, веселое, подвижное; пейзаж; сцену из своец повседневной жизни;

Участвовать в занимательной образовательной игре в качестве экскурсоводов; в театрализованном представлении; в организации выставок;

Иметь представление о разных видах кукол; о назначении театральной афиши, плаката; о разных видах музеев; о портрете;

Применять для работы пластилин, бумагу, нитки, ножницы, ткань;

Конструировать маски к театральному празднику;

Осваивать навыки изображения в смешанной технике;

Лепить фигуру человека или животного;

Учебно-тематический план

Класс

Раздел

Всего кол-во  часов

теория

практика

проект

экскурсия

3 класс

Искусство в твоем доме

6

+

+

+

Искусство на улицах твоего города

7

+

+

+

Художник и зрелище

10

+

+

Художник и музей

7

+

+

Итого

30

1

1

Тема проектной работы:

Проект  «Семейные мастера»

Тема экскурсии:

Экскурсия по городу «Искусство на улицах города»

Характеристика УМК

Главными особенностями системы «Школа России» являются:

  • приоритет духовно-нравственного развития и воспитания школьников;
  • личностно ориентированный и системно-деятельностный характер обучения.

Составляющие СУ

Название

Автор

Издательство

Год издания

Гриф МО РФ

Объем исполь

зования

Учебник

Изобразительное искусство

3 класс

Неменский Б.М., НеменскаяЛ.А.

«Просвещение»

2013

Рекомендовано

Полный

Рабочая тетрадь

Изобразительное искусство

3 класс

Неменский Б.М., НеменскаяЛ.А.

«Просвещение»

2014

Рекомендовано

Для индивиду

альной работы

 Материально-техническое обеспечениеучебного предмета

Книгопечатная продукция

Рабочие программы по ИЗО

Неменский Б.М. Изобразительное искусство. Рабочая программа 1-4 классы М.: Просвещение 2011 год

Портреты русский и зарубежных художников

Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.

Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.

Основное оснащение

Краски акварельные

Краски гуашевые

Бумага белая

Емкости для воды

Основное оборудование

Ноутбук

Мультимедиа-проектор

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и магнитами

Экран

Стеллажи для книг и оборудования

Информационные ресурсы:

http://standart.edu.ru/ - Официальный сайт ФГОС

http://fgos.isiorao.ru/index.php - Сайт ИСИО РАО

http://www.proshkolu.ru/user/mivemi1976/

http://school-russia.prosv.ru/

 http://school-collection.edu.ru/about/

http://www.openclass.ru/

Список литературы:

1.Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» с внесёнными изменениями, приказ № 1241 от 26.11.2010 г.;

2.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.

 Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов].—2-е изд., перераб. — М. : Просвещение,

 2010. — 204 с.

3.Примерные программы  начального общего образования .Ч.1.- М- Просвещение, 2008г.

4.Планируемые результаты начального общего образования. /Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой

5.Оценка достижения планируемых результатов. Начальная школа. Часть 1. / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой

 6.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли./ Под ред. А.Г. Асмолова





 Календарно-тематическое планирование

№ темы

          общее название изучаемой темы (раздела), количество часов, отведенных на изучение данной темы,  УУД (на раздел)

п/п

 Кол-во часов

Дата проведения урока

Тема урока

Основные понятия, содержание урока

Тип урока, формы и методы его проведения

Виды и формы контроля

Ресурсы урока

Д/задание для учащихся

Примечания

(изменения)

план

факт

                                                              Искусство в твоем доме (6 ч)

Личностные УУД

  • формирование социальной роли ученика;
  • формирование положительного отношения к учению, представления о  ценности природного мира для практической деятельности человека
  • формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого человека

Регулятивные УУД  

  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД  

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные УУД

  • уметь слушать и понимать высказывания собеседников;
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им;
  • учитьсясогласованно работать в группе

1

1

1

Твои игрушки. Создание игрушки из пластилина или глины, роспись игрушки по грунтовке.

Разнообразие форм и декора игрушек. Роль игрушки в жизни человека. Игрушки современные и прошлых лет. Знакомство с народными игрушками. Особенности этих игрушек. Связь внешнего оформления игрушки (украшения) с ее формой. Три стадии оформления игрушки: придумывание, конструирование, украшение.

Урок построения системы знаний

Текущий

Учебник, рабочая тетрадь.

2

1

1

Посуда у тебя в доме. Лепка посуды с росписью по белой грунтовке.

Разнообразие посуды: ее форма, силуэт, нарядный декор.

Зависимость формы и декора посуды от материала (фарфор, фаянс, дерево, металл, стекло). Работа Братьев-Мастеров по созданию посуды: конструкция-форма, украшение, роспись.

Открытие нового знания

Текущий

Учебник, рабочая тетрадь.

3

1

2

Обои и шторы у тебя в дома.

Роль художника в создании обоев и штор. Роль цвета обоев в настроении комнаты. Повторяемость узора в обоях. Роль каждого из Братьев – Мастеров в создании образа обоев и штор (построение ритма, выбор изобразительных мотивов, их превращение в орнамент).

Открытие нового знания

Текущий

Учебник, рабочая тетрадь.

4

1

3

Мамин платок.

Знакомство с искусством росписи тканей. Художественная роспись платков, их разнообразие. Расположение росписи на платке, ритмика росписи. Растительный или геометрический характер узора на платке. Цветовое решение платка.

Открытие нового знания

Текущий

Учебник, рабочая тетрадь.

Репродукции картин:

Л.Малеев «Рязанские девочки»

В.Суриков «Сибирская красавица»

5

1

4

Твои книжки. Иллюстрация к сказке.

Многообразие форм и видов книг, игровые формы детских книг. Роль художника в создании книг. Роль обложки в раскрытии содержания книги. Дружная работа трёх Мастеров над созданием книги.

Урок построения системы знаний

Текущий

Учебник, рабочая тетрадь.

Репродукции картин:

Васнецов «Алёнушка»

Н.Рерих «Заморские гости»

6

1

5

Открытки. Труд художника для твоего дома (обобщение темы)

Выставка работ

Создание художником поздравительных открыток ( и др. мелкой тиражной графики). Многообразие игрушек. Форма открытки и изображение на ней как выражение доброго пожелания. Выставка рисунков и поделок.

Урок творчества

Итоговый

Учебник, рабочая тетрадь.

Искусство на улицах твоего города (7ч)

Личностные УУД

  • понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя

Регулятивные УУД  

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи;
  •  развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;
  •  вырабатывать способность различать способ и результат действия.

Познавательные УУД    

  • осознанно строить речевое высказывание в устной форме.
  •  овладеть первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской.

Коммуникативные УУД  

  • уметь пользоваться языком изобразительного искусства;
  •  участие в обсуждении выставки. Рассуждение о своих впечатлениях и эмоциональное оценивание;
  • адекватно оценивать свою роль в коллективной работе;

7

1

6

Памятники архитектуры

Знакомство со старой и новой архитектурой родного города (села).Знакомство с лучшими произведениями архитектуры. Бережное отношение к памяткам архитектуры. Изучение и изображение одного из архитектурных памятников своих родных мест.

Открытие нового знания

Текущий

Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику.

8

1

7

Парки, скверы и бульвары.

Архитектура садов и парков. Разновидности парков (парки для отдыха, детские парки, парки-музеи и т. д.) и особенности их устроения. Изображение парка, сквера. Построение игрового парка из бумаги.

Открытие нового знания

Текущий

Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику.

9

1

8

Ажурные ограды

Чугунные ограды в Санкт – Петербурге и Москве, в других городах. Назначение и роль ажурных оград в украшении города. Создание проекта ажурной решетки или ворот – вырезание из цветной бумаги, сложенной гармошкой (решетки и ворота могут быть вклеены в композицию на тему «парки, скверы, бульвары)

Открытие нового знания

Текущий

Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику.

10

1

14

Волшебные фонари

Работа художника по созданию красочного облика города, уличных и парковых фонарей. Фонари – украшение города.  Старинные фонари. Фонари праздничные, торжественные, лирические. Графическое изображение или конструирование формы фонаря из бумаги.

Открытие нового знания

Текущий

Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику.

11

1

15

Витрины

Роль художника в создании витрин. Реклама товара. Витрины как украшение города. Изображение, украшение и постройки при создании витрин. Праздничность и яркость оформления витрин, общий цветовой строй и композиция. Объёмные макеты из цветной и белой бумаги.

Открытие нового знания

Текущий

Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику.

12

1

16

Удивительный транспорт.

Роль художника в создании образа машины. Разные формы автомобилей. Автомобили разных времён

Открытие нового знания

Текущий

Учебник, рабочая тетрадь.

13

1

17

Труд художника на улицах твоего города (села) обобщение

Выставка работ                                                                              

Обобщение представлений о роли и значении художника в создании облика современного города. Рисование фантастической машины. Создание коллективного пана «Наш город»

Урок творчества

Итоговый

Учебник, рабочая тетрадь.

 Художник и зрелище (10ч)

Личностные УУД

  • формирование положительного отношения к учению; формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни; желание участвовать в проектах

Регулятивные УУД  

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи; анализировать образцы изделий,  обсуждать план работы ; развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней; выполнять учебное задание, используя план, алгоритм; выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания

Познавательные УУД      

  • читать и слушать, извлекая нужную информацию; объяснять значение  новых понятий  и использовать их в активном словаре

Коммуникативные УУД    

  • задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение; формулировать понятные для партнёра высказывания, используя термины в рамках учебного диалога; взаимодействовать друг с другом  под руководством учителя  

14,15

2

18,19

Художник в цирке

Цирк – образ радостного, яркого, волшебного, развлекательного зрелища.

Роль художника  в цирке. Элементы циркового оформления: занавес, костюмы, реквизит, освещение, оформление арены. Выполнение рисунка или аппликации на тему циркового представления.

Урок исследования  (творчества)

Текущий

Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику.

16,17

2

20,21

Художник в театре

Истоки театрального искусства. Спектакль: вымысел и правда. Мир условности. Связь театра с изобразительным искусством. Художник – создатель сценического мира. Декорации и костюмы. Создание картонного макета и персонажей сказки для игры в спектакль.

Открытие нового знания

Текущий

Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику

18,19

2

22,23

Театр кукол

История развития кукольного театра. Петрушка – герой ярмарочного веселья. Разновидности кукол: перчаточные, тростевые, куклы – марионетки. Театр кукол. Работа художника над куклой. Работа с пластилином. Создание куклы.

Открытие нового знания

Текущий

Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику

20,21

2

24,25

Маски.

Лицедейство и маски. Маски разных времён и народов. Маски как образ персонажа. Маски – характера, маски – настроения. Античные маски – маски смеха и печали – символы комедии и трагедии. Конструирование  масок.

Открытие нового знания

Текущий

Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику

22

1

26

Афиша и плакат

Значение театральной афиши и плаката как рекламы и приглашения в театр. Особенности языка плаката, афиши: броскость, яркость, ясность, условность. Лаконизм.

Создание эскиза плаката – афиши к спектаклю или цирковому представлению

Открытие нового знания

Текущий

Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику

23

1

27

 Праздник в городе

Роль художника в создании праздничного облика города. Элементы праздничного украшения города: панно, декоративные праздничные сооружения, иллюминация, фейерверки, флаги. Создание рисунка на тему «Праздник  в городе»

Открытие нового знания

Текущий

Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику

Художник и музей (7ч)

Личностные УУД

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека

Регулятивные УУД          

  • соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности, выбирать вариант выполнения задания;
  • вырабатывать способность различать способ и результат действия

Познавательные УУД  

  • осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;
  •  формулировать понятные высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога;
  •  развивать способность смыслового восприятия художественного произведения

Коммуникативные УУД            

  • учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;
  • участие в обсуждении выставки, рассуждение о своих впечатлениях и эмоциональное оценивание

24

1

28

Музей в жизни города

Художественные музеи Москвы, Санкт – Петербурга и других городов. Музеи в жизни города и всей страны. Разнообразие музеев (художественные, литературные, исторические музеи; музей игрушек, музей космоса). Роль художника в создании экспозиции музея. Крупнейшие художественные музеи России: Эрмитаж, Третьяковская галерея, Русский музей, Музей изобразительного искусства им. А.С.Пушкина. Музеи родного города. Особые музеи: домашние музеи  виде семейных альбомов, музеи игрушек, марок, личных памятных вещей. Беседа учителя.

Открытие нового знания

Текущий

Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику.

25

1

29

Картина – особый мир. Картина пейзаж.

Картины, создаваемые художниками. Мир картине. Роль рамы для картины. Пейзаж – изображение природы, жанр изобразительного искусства. Знаменитые картины – пейзажи И.Левитана, А.Саврасова, К.Коро, идр. Выражение в пейзаже настроения, состояния души. Изображение пейзажа.

Открытие нового знания

Текущий

Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику.

Репродукции картин.

26

1

30

Картина - портрет

Знакомство с жанром портрета. Знаменитые художники – портретисты (Ф.Рокотов, Д.Левицкий, В.Серов, и.Репин, В. Тропинин и другие; художники эпохи Возрождения), их картины – портреты.

Портрет человека как изображение его характера, настроения, как проникновение в его внутренний мир. Создание портрета родителей или друзей.

Открытие нового знания

Текущий

Учебник, рабочая тетрадь,  Репродукции картин.

27

1

31

Картина – натюрморт.

Жанр натюрморта6 предметный мир в изобразительном искусстве. Натюрморт как рассказ о человеке. Знаменитые русские и западноевропейские художники, работавшие в жанре натюрморта (Ж. – Б.Шарден, К. Петров – Водкин, П.Кончаловский, М,Сарьян, П. Кузнецов и др.).Создание радостного, праздничного или тихого, грустного натюрморта.

Открытие нового знания

Текущий

Учебник, рабочая тетрадь, репродукции картин.

28

1

32

Картины исторические и бытовые

Изображение на картинах событий из жизни людей, больших исторических событий, героев в картинках исторического жанра. Учимся смотреть картины. Изображение сцены из своей повседневной жизни в семье, в школе.

Открытие нового знания

Текущий

Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение  к учебнику

29

1

33

Скульптуры в музее и на улице

Скульптура – объёмное изображение, которое живёт в реальном пространстве. Человек и животное – главные темы в искусстве скульптуре. Скульптура в музеях. Скульптурные памятники. Парковая скульптура. Лепка фигуры человека.

Открытие нового знания

Текущий

Учебник, рабочая тетрадь,  электронное приложение  к учебнику

30

1

34

Художественная выставка. Обобщение темы. Выставка работ

Выставка лучших детских работ за год (в качестве обобщения темы года «Искусство вокруг нас». Выставка как событие и праздник общения. Экскурсия по выставке и праздник со своим сценарием. Подведение итогов, ответ на вопрос: «какова роль художника в жизни каждого человека?»

Урок исследования  (творчества)

Итоговый

Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику.


УМК « Школа России»

Изобразительное искусствоСтраница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и тематическое планирование во 2 классе по русскому языку. Программе УМК "Школа России."

Рабочая  программа и тематическое планирование во 2 классе по русскому языку.  Программе УМК  "Школа России."...

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса по программе ФГОС "Школа России"

Рабочая программа  для 3 класса по программе "Школа России" к учебнику В.П. Канакина и В.Г. Горецкий....

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе ФГОС "Школа России"

Рабочая программа по окружаещему миру для 3 класса по программе "Школа России" к учебнику А.А.Плешаков...

Рабочая программа ФГОС 4 класс. Календарно-тематическое планирование по программе УМК " Школа России" В.И. Лях.

Рабочая программа рассчитана на 102 часа 34 учебные недели, проведение 3 раза в неделю....

Программы. Воспитательная программа "Дети - будущее России"

laquo;Из всех наук, которые должен знать человек,главнейшая есть наука о том, как жить,делая как можно меньше зла икак можно больше добра»...

Рабочая программа по математике 3 класс по программе УМК «Школа России»

Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших ш...