Программа «Основы православной культуры»
материал на тему
К.Д.Уминский писал: «Главную задачу воспитания - составляет влияние нравственное». О приоритете нравственного образования с замечательной ясностью и образностью высказался И.Г.Гоесталоцци, назвав его «морем бесконечной силы совершенной любви».
Помочь в решении этой задачи и призвано духовно-нравственное воспитание, цель которого- научить ребенка любить, явить ему примером, словом и делом всю высоту, глубину и полноту этого божественного чувства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_osnovy_pravoslavnoy_kultury.doc | 258.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Вачское районное управление образования
МОУ Арефинская СОШ
Согласовано: Утверждено:
Зам. Директора Директором МОУ
И.П.Павлова Арефинской СОШ
« » 2007г. Л.И.Волкова
« » 2007г.
Программа
«Основы православной культуры»
(на 1 год обучения, возраст: 7-8 лет)
Педагог МОУ
Арефинской СОШ
Самойлова Г.А.
Первой квалификационной категории
С. Арефино 2007г.
Пояснительная записка.
К.Д.Уминский писал: «Главную задачу воспитания - составляет влияние нравственное». О приоритете нравственного образования с замечательной ясностью и образностью высказался И.Г.Гоесталоцци, назвав его «морем бесконечной силы совершенной любви».
Помочь в решении этой задачи и призвано духовно-нравственное воспитание, цель которого- научить ребенка любить, явить ему примером, словом и делом всю высоту, глубину и полноту этого божественного чувства.
Один из кардинальных путей преодоления духовно-нравственного кризиса российского общества- принять в качестве опоры тот духовный пласт, который стал бы главным мерилом в его сознании. Основу воспитания в наше время должны составлять духовные нормы и традиции, умножающие и оттеняющие богатство отечественной культуры.
Традиционная культура России сыграла исключительную роль в жизнеустройстве общества, государства, семьи человека, в формировании основ нашей нравственности и духовности, и особое значение в ее становлении и развитие имело Православие.
По этому в процессе воспитания необходимо учесть, что каждый соотечественник – во всяком случае, тот кто считает себя человеком русской культуры и гражданином России, даже если он атеист или равнодушен к религии, - все равно остается по тысячелетней традиции номинально нравственным человеком.
За многие века своего существования отечественная духовная культура накопила колоссальный этический потенциал.
Не счесть великих исторических событий в жизни нашего народа, не перечислить имен россиян, давших миру совершеннейшие и ярчайшие откровения человеческого духа, и лишать возможности приобщения к ним – значит несказанно обеднять современников. Для достойного воспитания подрастающего поколения необходимо найти средства и формы передачи этого великого наследия нашим ученикам. В рамках выполнения статей Закона РФ «Об образовании», который ставят перед школой задачу обеспечения «интеграции личности в национальную культуру», уместно и целесообразно организовать в общеобразовательных учреждениях изучение отечественной.
С целью реализации миссии образования, призванной раскрыть подлинно человеческие способности и качества, курс духовно-нравственного воспитания на основе отечественно православной культуры вводится в школьную программу, как факультативный предмет.
Кружок «Основы православной культуры», посещают дети 7-8 лет. Группа экспериментальная, состав группы постоянный. Набор детей в группу свободный. Форма занятий групповая. Посещают кружок 14 человек. Занятие проводится один час в неделю, 34 часа в год.
Цель: формирование у детей мотивации к учению вообще и к получению знаний в области истории православной культуры.
Задачи:
- Формировать и расширять представления детей о культурно – исторической преемственности, о единстве России, российского народа, о важности сохранения культурного и национального единства;
- Воспитывать любовь к Родине и уважение к отечественным традициям;
- Продолжать формировать и углублять понятие о православной вере;
- Познакомить младших школьников с основными событиями Евангелия;
- Познакомить детей с праздником Пасхи и православными праздниками;
- Продолжать раскрывать особенности культуры России и духовно – эстетические ценностей русского народа, роль православия в формировании русской культуры;
- Воспитывать общую культуру личности школьника.
Список учащихся.
- Голованова Ксюша
- Евтеев Андрей
- Киселева Алена
- Крылышков Саша
- Маркина Ксюша
- Москвина Алена
- Савин Максим
- Савинич Юля
- Сорокина Оля
- Соснина Алина
- Тальников Ваня
- Тихонов Дима
- Чудин Сережа
- Щукин Денис
Учебно-тематический план
№ Зан. | Тема | Кол-во часов | Дата | Теория | Практика |
1 четверть | |||||
Мир вокруг нас и внутри нас – 4 часа | |||||
1. | Вводный урок. О чем рассказывает история религиозной культуры? | 1 | 3/ | ||
2. | Мир внешний и внутренний. | 1 | 10/ | ||
3. | Человек – венец творения | 1 | 17/ | ||
4. | Добро и зло в человеческом обществе и в мире природы | 1 | 24/ | ||
Жизнь Иисуса Христа и православные праздники – 30 часов | |||||
5. | Евангелие – книга о спасителе и о спасении | 1 | 1/ | ||
6. | Благовещение Пресвятой Богородицы | 1 | 8/ | ||
7. | Рождество | 1 | 15/ | ||
8. | Поклонение волхвам Младенцу Христу | 1 | 22/ | ||
9. | Бегство Иосифа с Марией и Младенцем Иисусом в Египет | 1 | 29/ | ||
2 четверть | |||||
10. | Сретение Господне | 1 | 12/ | ||
11. | Рождество Иоанна Предтечи | 1 | 19/ | ||
12. | Крещение | 1 | 26/ | ||
13. | Христос в пустыне | 1 | 3/ | ||
14. | Нагорная проповедь Христа | 1 | 10/ | ||
15. | Традиции празднования Рождества Христова в России | 2 | 17/ 18/ | ||
16. | |||||
17. | Посещение православного храма | 24/ | |||
3 четверть | |||||
18. | Первое чудо Иисуса Христа | 1 | 14/ | ||
19. | Исцеление расслабленного | 2 | 21/ 28/ | ||
20. | |||||
21. | Укрощение бури и хождение Иисуса Христа по водам | 1 | 4/ | ||
22. | Благословение детей | 1 | 11/ | ||
23. | Чудесное приумножение хлебов и рыб | 1 | 18/ | ||
24. | Преображение Господне | 1 | 25/ | ||
25. | Воскрешение Лазаря | 1 | 3/ | ||
26. | Торжественный вход Господень в Иерусалим | 1 | 10/ | ||
4 четверть | |||||
27. | Тайная вечеря | 1 | 17/ | ||
28. | Предательство и смерть Иуды | 1 | 31/ | ||
29. | Суд и распятие Христа | 1 | 7/ | ||
30. | Пасха Господня | 1 | 21/ | ||
31. | Празднование Пасхи в России | 1 | 5/ | ||
32. | Утренник Красная Пасха | 1 | 28/ | ||
33. | Православные праздники. Обобщающий урок | 1 | 12/ | ||
34. | Итоговый урок | 1 | 19/ |
Методическое обеспечение программы.
- Бородина А.В. Основы православной культуры «Мир вокруг и внутри нас». Учебное пособие для 2 го. класса. Москва. Основы православной культуры 2005г.
- Бородина А.В. Основы православной культуры «Мир вокруг и внутри нас». Учебное пособие для учителя.
- Лихачев Д.С. Великое наследие. Классические произведения Древней Руси.
- Наследие: пособие по воспитательно-образовательной работе с детьми младшего школьного возраста. Москва. Добросвет. 2006г.
- Лихачев О. Сказки по праздникам. Москва 2006г.
- Рабочая тетрадь-раскраска. Москва 2005г.
- Деминцева Ж.А. «Рождественский дар». Сценарии.
- Иллюстрированный ряд: Библии, иллюстрации большого формата с изображением растительного и животного мира, открытки с видами городов, портреты выдающихся людей, иконы, открытки и фотографии церквей, репродукции картин, рождественские сувениры и открытки, аудиозаписи и видеозаписи.
Список литературы.
- Конституция Российской Федерации.
- Конвенция ООН по правам ребенка.
- Бородина А.В. История образования на основе традиций отечественной культуры. Москва. 2006г.
- Бородина А.В. Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас 2 класс. Пособие для учителей. Издательство 3-е. Москва 2006г.
- Праздников праздник. Москва 1993г.
- Православные праздники. Саратов 1992г.
- Святой Дух праздников Христовых. Праздники, традиции, обычаи. Ростов-на-Дону 1996г.
- Энциклопедия для детей. Т.6. Ч.2. Москва 1999г.
Ожидаемые результаты.
Сформировать и углубить представления школьников о культуре народов, о православной вере.
К концу 2 года обучения школьники должны знать основные события Евангелия и основные православные праздники; Пасха Господня, Рождество Христово, Крещение, Преображение Господне.
Привлечь, как можно больше детей участвовать в творческих проектах.
Характеристика классного коллектива.
В классе 14 учащихся: 7 мальчиков и 7 девочек.
Состав класса сохранился с прошлого года.
Подавляющее большинство детей воспитываются в полных семьях, в доброжелательной атмосфере. Трое детей – Киселева Алена, Сорокина Оля, Тальников Ваня из многодетных семей. Одна девочка – Савина Юля, была взята в семью 2 года назад. Было оформлено опекунство. Опекун – Панюшина Марина.
Эта семья не полная.
Особого внимания требует семья Киселевой Алены, где иногда случаются конфликты, которые естественно отражаются на девочке.
В коллективе сформирован познавательный интерес к учебному процессу. В первом классе оценки не выставлялись. Но в классе неуспевающих нет. 6 учеников закончили учиться на отлично, 3 ученика на «4» и «5». Киселева Алена учится по программе 7 вида. Особое внимание заслуживают следующие ученики: Савин Максим, Киселева Алена, Евтеев Андрей. Им необходима постоянная помощь в организации дополнительных занятий. В основном класс нацелен на учебу, серьезно относятся к школьным предметам.
Однако обращает на себя внимание, изменяя шумливость на уроках, которая естественно мешает учителю. Особенно настораживает гиперактивность некоторых учеников – это Соснина Алина, Евтеев Андрей, Савин Максим. На поведении сказывается и то что обучение в 1 классе проходило на базе МДОУ «Сказка». И дети только начинают привыкать к распорядку школьной жизни. Активность класса в участии во внеклассных мероприятиях позволяет надеяться, что опереться классному руководителю во внеклассной работе можно будет практически на весь план. Большую помощь в организации работы класса оказывают родители (причем не только члены родительского комитета). Нужно отметить, что родительский комитет работает хорошо: любое дело, любой вопрос или просьба классного руководителя не остается без внимания. Много внимания уделяют родители своим детям и дома.
Воспитательные задачи.
- Продолжение работы по укреплению и созданию классного коллектива, адаптация в школе.
- Формирование учебной мотивации и развитие учебных навыков.
- Формирование доброжелательных отношений между одноклассниками.
- Воспитание умения работать над собой, развитие самооценки.
- Прививать интерес к окружающему миру и к окружающим людям.
- Воспитание культуры поведения.
Сведения о родителях учащихся.
Ф.И.О. ученика | Год рождения | Ф.И.О. родителей | Место работы | адрес |
Голованова Ксения Валерьева | 7.12.1999г | Голованов Валерий Михайлович Голаванова Нина Владимеровна | ЗАО «СМИ» АО «Арефино» | д. Озябликово Ул. Центральная д.90 |
Евтеев Андрей Сергеевич | 21.01.2000г | Евтеев Сергей Викторович Евтеева Ольга Валерьевна | МДОУ | д. Верхополье |
Киселева Алена Сергеевна | 6.08.1999г | Киселева Татьяна Михайловна | ЗАО «СМИ» | д. Озябликово ул. Центральная д119 |
Крылышков Александр Сергеевич | 23.09.1999г | Крылышков Сергей Иванович Крылышкина Марина Юрьевна | Вачский лесхоз ЗАО «СМИ» | с. Арефино ул. Первомайская 12/24 |
Маркина Ксения Александровна | 1.02.2000г | Маркин Александр Владимирович Маркина Алена Владимировна | ЗАО «СМИ» ч/п «Малкин» | с. Арефино |
Москвина Алена Сергеевна | 30.01.2000г | Москвин Сергей Валентинович Москвина Елена Вячеславовна | ЗАО «СМИ» «Почта России» ОС Арефино | с. Арефино ул. Подгорная д.6 |
Савин Максим Иванович | 18.04.2000г | Савин Иван Иванович Савина Ольга Владимировна | ЗАО «СМИ» ЗАО «СМИ» | с. Арефино ул. Первомайская д.6 |
Савенич Юлия Сергеевна | 26.04.1999г | Опекун-Танюшина Марина | библиотека | с. Арефино |
Сорокина Ольга Александровна | 28.01.2000г | Сорокин Александр Николаевич Сорокина Надежда Александровна | ЗАО «СМИ» ЗАО «СМИ» | с. Арефино ул. Школьная д.4 |
Соснина Алина Александровна | 9.04.2000г | Соснин Александр Евгеньевич Соснина Ирина Константиновна | АО «Арефино» | с. Арефино ул. Первомайская д.14/3 |
Тальников Иван Александрович | 17.01.2000г | Тальников Александр Юрьевич Тальникова Надежда Александровна | ЗАО «СМИ» домохозяйка | д. Озябликово ул. Центральная д.120 |
Тихонов Дмитрий Константинович | 29.06.2000г | Тихонов Константин Александрович Тихонова Татьяна Николаевна | ЗАО «СМИ» ч/п «Одинцова» | с. Арефино ул. Первомайская д. 20 кв.25 |
Чудин Сергей Владимирович | 7.07.2000г | Чудин Владимир Юрьевич Чудина Татьяна Николаевна | ЗАО «СМИ» АО «Арефино» | д. Верхополье |
Щукин Денис Николаевич | 27.06.2000г | Щукин Николай Сергеевич Щукина Елена Николаевна | АО «Арефино» МДОУ «Сказка» | с. Арефино ул. Первомайская д. 24/4 |
Цель: Воспитание социально адаптированного человека, т.е. человека приспособленного к требованиям общества.
Список класса.
- Голованова Ксюша 1999г.
- Евтеев Андрей 2000г.
- Киселева Алена 1999г.
- Крылышков Саша 1999г.
- Маркина Ксюша 2000г.
- Москвина Алена 2000г.
- Савин Максим 2000г.
- Савинич Юля 1999г.
- Сорокина Оля 2000г.
- Соснина Алина 2000г.
- Тальников Ваня 2000г.
- Тихонов Дима 2000г.
- Чудин Сережа 2000г.
- Щукин Денис 2000г.
Направление | Тема | Сроки |
Сентябрь | ||
Тропинка познания | Классный час «Мы школьники, а это значит» | 1 неделя |
Тропинка здоровья | Краткие сведения о пожарной охране | 2 недели |
Тропинка лесная | Подготовка и участие в выставке «Дары осени» | 3 недели |
Тропинка доброты | Этическая беседа – практикум «Вы сказали. здравствуйте» | 4 недели |
Октябрь | ||
Тропинка лесная | Экскурсия в осенний лес «Есть в осени первоначальной» | 1 неделя |
Тропинка познания | Классный час «Твой класс, твоя школа» Родительское собрание «Как помочь ребенку стать внимательным» | 1 неделя 3 недели |
Тропинка познания | Классный час «Самое великое чудо на свете»- посвящена недели читателя | 2 недели |
Тропинка доброты | «мягкие лапки, а в лапках царапки», (рассказ – викторина о кошках) | 3 недели |
Тропинка лесная | Беседа: «Мир вокруг меня. Какой он?» | 4 недели |
Ноябрь | ||
Тропинка познания | Классный час «Права и обязанности ученика» | 2 недели |
Тропинка здоровья | Подвижные игры на воздухе. Родительское собрание «Развитие личности младшего школьника» | 3 недели |
Тропинка познания | Принять участие в Международном конкурсе «Русский медвежонок» | 3 недели |
Тропинка доброты | Классный час «Спешите делать добро» | 4 недели |
Декабрь | ||
Тропинка доброты | Классный час «Подари другому радость» | 1 неделя |
Тропинка лесная | Экскурсия в зимний лес | 2 недели |
Тропинка мастеров | «В мастерской Деда Мороза»- елочные игрушки своими руками | 3-4 недели |
Тропинка познания | «Как в старину Новый год встречали» Подготовка к Новогоднему празднику | 3 недели |
Новогоднее представление «Здравствуй праздник Новогодний» | 4 недели | |
Январь | ||
Тропинка познания | Классный час «Рождественский дар» - О праздновании Рождества Христова | 2 недели |
Тропинка здоровья | Беседа-практикум «Если хочешь быть здоров» | 3 недели |
Родительское собрание «Как привить ребенку любовь к чтению» | 4 недели | |
Февраль | ||
Тропинка лесная | Экологическая викторина «что в лесу растет, что в лесу живет» | 1 неделя |
Тропинка здоровья | Классный час «Осторожно улица» | 2 недели |
Тропинка мастеров | Подарок для пап своими руками | 3 недели |
Тропинка познания | «А ну кА мальчики» КВН | 3 недели |
Тропинка доброты | Классный час «Что значит быть добрым» | 4 недели |
Март | ||
Тропинка мастеров | Подарок для мам сделаем сами. Подготовка к празднику. | 1 неделя |
Тропинка доброты | Праздник. «При солнышке - тепло, при матери -добро» | 2 недели |
Родительское собрание «Воспитание в семье» | 3 недели | |
Тропинка познания | Литературная викторина «Кто много читает, тот много знает» | |
Тропинка познания | Участие в Международном конкурсе «Кенгуру» | |
Апрель | ||
Тропинка познания | Классный час «Хлеб всему голова» | 1 неделя |
Тропинка доброты | «Встречаем пернатых друзей» - беседа | 2 недели |
Тропинка лесная | Экскурсия в лес. Беседа. «Все на белом свете солнышкины дети» | 3 недели |
Тропинка здоровья | Викторина «Красный. Желтый, зеленый» | 4 недели |
Тропинка мастеров | Операция «Книжкина болезнь» | 3-4 недели |
Май | ||
Тропинка лесная | События одного дня - мы идем по селу. Экскурсия | 1 неделя |
Тропинка доброты | Урок мужества «Этот день Победы» | 2 недели |
Тропинка познания | Классный час «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей» | 3 недели |
Родительское собрание «Трудовое воспитание в семье» | 2 недели | |
Тропинка познания | Анкета «Как я мечтаю отдохнуть» | 3 недели |
Тропинка здоровья | Классный час «Правила гигиены» | 4 недели |
Циклограмма.
- Организация питания учащихся в школьной столовой.
- Организация дежурства в классе.
- Обращать внимание на дисциплину во время уроков и перемен.
- Индивидуальная работа с учащимися.
Ежедневно.
- Проверка дневников учащихся.
- Проведение мероприятий по классу.
- Работа с родителями по ситуации.
Один раз в год.
- Оформление личных дел учащихся.
- Сбор статистических данных об учащихся и их родителях.
Работа с родителями.
- Изучение семей учащихся.
- Выборы родительского комитета.
- Встречи и беседы с родителями.
- Посещение семей учащихся.
- Индивидуальные консультации с родителями по разным вопросам.
- Привлекать родителей к участию в школьных мероприятиях и делах класса.
- Приглашать родителей на уроки.
- Добиваться повешения всех родителей родительских собраний.
- Привлечь родителей.
Родительский …….
Задачи:
- систематическое получение родителями педагогических занятий;
- Вооружение родителей методикой применения педагогических знаний на практике, в своей воспитательной деятельности;
- Сбор и распространение лучшего опыта семейного воспитания;
- Привлечение родителей к активному участию в учебно-воспитательной работе.
Беседы на каждый месяц.
- «Возрастные особенности детей 7 летнего возраста» - сентябрь.
- «Воспитание у детей интереса к чтению» - октябрь.
- «Как помочь своему ребенку хорошо учиться» - ноябрь.
- «Трудовое воспитание в семье» - январь.
- «Воспитание культуры поведения детей» - февраль.
- «Воспитание самоконтроля у детей» - март.
- «Дети и телевидение» - апрель.
- «Роль семьи в экологическом воспитании детей» - май.
Тематика классных часов.
Сентябрь.
«Мы школьники, а это значит…»
Октябрь.
«Самое великое чудо на свете»
Ноябрь.
«Права и обязанности ученика»
Декабрь.
«Подари другому радость»
Январь.
«Рождественский дар» - открытый классный час, посвященный празднованию Рождества Христова.
Февраль.
«Осторожно улица!»
Март.
«Кто много читает, тот много знает»
Апрель.
«Хлеб – всему голова»
Май.
«Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей»
Тропинка и ее ценность.
Тропинка добра.
Ценность – доброта, доброе уважительное отношение к окружающим, к своим родителям, к друзьям.
Тропинка познания.
Ценность – получение новых знаний.
Тропинка лесная.
Ценность – бережное отношение к природе.
Тропинка мастеров.
Ценность – воспитание трудолюбия.
Тропинка здоровья.
Ценность – здоровье, здоровый образ жизни.
Родительские собрания.
Сентябрь
«Развитие личности младшего школьника»
Октябрь.
«Как помочь ребенку стать внимательным»
Январь.
«Как привить ребенку любовь к чтению»
Март.
«Воспитание в семье»
Май.
«Трудовое воспитание в семье»
Ефремов Николай Петрович
21 сентября – в Белавине отмечают праздник Рождество Пресвятой Богородице. Раньше храм строился, в честь какого то святого. У нас тоже была церковь. Она была построена в 1768г. Потом эту церковь разрушили и сделали там клуб. Сначала построили деревянную церковь - летнюю (она сломана) – это в честь Троицы, а потом пристроили каменную – в честь Рождества Богородице. Она и сейчас сохранилась. Там потом был клуб. Колокольня была построена позднее в 1832г. Здесь раньше жили ямщики. Они поселились при сыне Ивана Грозного – Федора Иоанновича. Ямская слобода – Белавино. Около церкви было жилье для священников.
Весело раньше справляли праздники. Я помню в 1937г. На Троицу отец купил четверть водки. Гостей было много. Детей за стол не сажали, кормили отдельно. Наливали маленькой рюмочкой, с пальчик. Мы ее долго хранили, а потом куда то потеряли.
А еще на Троицу мать и отец украшали избу венками березы. Церковь к празднику тоже украшали березой. Смысл вот в чем «Скоро Троица – земля травой покроется». Вот такое поверье было в народе. Земля торжествует, и люди торжествуют (празднуют) вместе с землей.
Красавина Нина ……
Праздник 9 июля – Тихвинская Божья Матерь.
Только у нас в Епифанове и в Сергееве этот праздник. Больше нигде. Как люди говорят: вдруг появилась икона на том месте, где сейчас стоит часовня. Ветлы там стояли, и родничок небольшой был. И вот на этой ветле появилась икона. Люди видели ее, хотели брать, брать, а в руки она не давалась, никак. И вдруг в июле месяце вода в этом роднике замерзла. Это очень, очень странно. Люди стали ведрами таскать лед, а потом он растаял. И больше ни когда не замерзал. Вот такое было видение. Потом часовню разрушили, но родник так и был. Ну а сейчас на этом месте опять возвели часовню. И каждый год 9 июля там проходит служба. Батюшек приезжает очень много. А народу сходится полно. И пешком, и на машинах. Яблоку негде упасть. После службы обливаются этой водой из родника. Она целебная. И с собой берут в канистрах и в бутылках.
Я сейчас прочитаю вам стихотворение, его написала наша землячка. Дудукина Таисия Ивановна. У нее одно только стихотворение. Да какое! Так и называется «Тихвинская Божья Матерь »
У дороги яблонька стояла
Солнечными, жаркими летами.
Всех прохожих щедро угощала
Маленькими дикими плодами
Тенью в зной одаривала щедро,
Укрывала от лучей палящих.
И не знала яблоня наверно,
Сколько привлечет сюда молящих,
А не вдалеке ручей струится,
Весело по камушкам сбегая,
Мы любой водой его напиться,
В жаркий полдень жажду утоляя,
Раз, откуда-то, спешивши к дому,
Люди в жаркий день июльский
Увидали средь ветвей икону,
С ликом Божьей Матери Тихвинской.
Руки протянули, чтоб потрогать,
Но икона в руки не давалась.
Как мираж, ниспосланный от Бога.
Исчезала – снова появлялась.
Женщина, склонившись над водою,
Изумленно на родник глядя,
Нет воды, остались только льдины,
Жарким днем вода заледенела.
Превратилась в лед и в каждой льдинке
Отразился лик святой иль крест,
И случилось это не в глубинке,
А у нас недалеко, окрест.
Родничок растаял, заструился,
Наполняясь силой животворной
И в честь явленья Божьей Матери Тихвинской,
Здесь была построена часовня.
Все смешалось, время быстро мчится,
Мимо не пошло лихое время,
Купола слетели, словно птицы
И была разрушена часовня.
Повалились ветла вековые,
Что венцом часовню окружали.
Только люди добрую святыню
Сердцем берегли - не забывали.
С божьей помощью и верою святою
Всем врагам назло, на радость людям.
Поднялась часовня над водою
Это время мы не позабудем.
Вытянулась поросль молодая,
Березняк разросся, торжествуя,
Ветры, пролетая над часовней
Громко воспевают «аллилуйя»
Пеший, конный, сильный и убогий
Все спешат сюда воды напиться,
Милости себе, прося у Бога,
На святой источник помолятся
И святая Божья Тихвинская Матерь
Выслушает молча и поможет,
Принимая всех в свои объятия
Всех одарит милостью Божьей
Приходили люди помолиться
Расскажите про свои невзгоды
Свечи принесите, поклонитесь
Ей явленной Матери от Бога
Я хорошо помню, мне бабушка рассказывала, мамина мама. Это Тихвинская появлялась летом на ветле. Люди ее видят, подойдут брать, а ее нет, отойдут, она опять появятся. Потом вода замерзла в колодце. Люди кололи льдины и видели, где на льдине крест изображен, где икона святая. Она целительница, спасительница. Этой водичкой стали лечиться, она пошла в дело. В Епифанове тоже церковь была. Потом ее закрыли. Приделали магазин. И вот на стене появилась кровь. Сотрут, она опять выступает. И потом начались церковные напевы. Прямо слышали. Магазин закрыли. А сейчас рядом восстанавливают новую церковь.
Приход в церковь был Епифановский и Сергеевский. Церковь была в честь Егория Победоносца. Сергеевские говорили все – пойдем к Егорию.
Вот отсюда и праздник – Егорий. А вот еще случай – Епифановский мужик пришел в церковь, подумаешь какие святки, взял и с лампадок маслице слил. Идет с веселой душой, хвалится. Пошел в одну избу, а ему поставили ухват. Он открыл, а ухват упал и ему в глаз. Глаз у него и вытек. Так он и остался с одним глазом. А то еще был случай такой. Парнишка лежал, лежал, ему скоро в армию, а он готовился к смерти. И снится матери сон: съездите к Тихвенской, там часовенка, за водичкой. 3 раза съездите и этой водичкой вымойте его. Она рассказывает отцу, а он говорит, что всех врачей объездили, ничего не помогло, а тут поможет.
Через 2 дня отцу приснился такой же сон. Они запрягли лошадь и объездили. Парнишка встал, потом наливаться и даже в армию пошел и жил нормально.
А праздники справляли у нас весело – даже и не выскажешь. Миру сколько сходилось в часовенку ой – ой. А потом после службы ходили в гости. Варили суп мясной, огурцы были, кашу варили, пироги пекли, ну еще что - нибудь. Здорово праздновали. Наряжались. Ни одно платье за день меняли. Я надела одно платье до Чунавиных, вернулась надела другое. За каждый раз платье казали. Только на праздники.
Гармонистов сходилось много. Играли на перебой. Цыганочку плясали, кто кого перепляшет. Торговали семечками, орехами, и даже мороженное потом появилось. Веселое время было. Ждали, праздника не знай и как. Супу мясного поесть, колбаски. А сейчас каждый день праздник – едим колбасу.
А работали, в 1 день отработают до обеда, а на второй вообще не работали. А на третий день гуляли женщины, когда гостей проводят.
Самойлова Фаина Васильевна
Дата рождения: 26 октября 1927г.
Престольный праздник у нас в Белавине – Рождество Пресвятой Богородицы и Троица. У нас была церковь в честь Рождества Пресвятой Богородице и Троицы. Вот по этому и у нас эти праздники. Я была девчонкой ходила в церковь, народу было много.
Белавино, Вастрома, Мокрец и половина Верхополья – приход был один у нас в Белавине. Перед праздником вечером была всяношная. Утром были заутрени.
Церковь у нас была поставлена на возвышенности, на пригорке. Были горки и катались с гор. Праздновали все. Утром все шли в церковь, когда служба кончится или домой, пообедают, отдохнут и выходят на улицу. С гармонью все идут. Гармонь из Вастромы, гармонь из Верхополья и все к нам в Белавино. А народу было очень много. Хорошо было. Пели, плясали, народ был веселый. Хоть и нужды было у всех много и детей было по 6-8. У нашей бабушки было 16 детей (не все выжили). Но праздновали все весело. А если праздник выпадал на неделе, как только ударил колокол, все с полей уходили.
А еще у нас праздник – Троица – это большой праздник. К празднику украшали дома, окошки обтычат все ветками березы, клена. Я до сих пор украшаю к празднику. Ну и гуляли все, веселились.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Т. Д. Шапошникова К. В. Савченко Основы духовно-нравственной культуры народов России Основы светской этики Основы мировых религиозных культур Основы православной культуры Основы исламской культуры Основы иудейской культуры Основы буддийской куль
Т. Д. ШапошниковаК. В. СавченкоОсновы духовно-нравственной культурынародов России Основы светской этикиОсновы мировых религиозных культурОсновы православной культурыОсновы исламской культурыОснов...
Рабочая программа. "Основы православной культуры", 4 класс.
Рабочая программа. "Основы православной культуры", 4 класс. (Пояснительная записка, требования к полученным результатам, тематическое планирование)....
рабочая программа Основы православной культуры
программа по основам православной культуры в начальных классах...
Рабочая программа модуля «Основы православной культуры» по учебному курсу «Основы православной культуры и светской этики» 4 класс
Название курсаОсновы православной культурыКласс4Количество часов33ч (1 часа в неделю)СоставителиПороло Т.А.Автор УМК А.В. КураевЦель курсаформирование российской гражданской идентичности мл...
Рабочая программа "Основы православной культуры"
Содержит: планируемые результаты,содержание курса,ктп....
Рабочая программа "Основы православной культуры"
Рабочая программа "Основы православной культуры" за 2023 г...
Рабочая программа "Основы православной культуры" для 4 класса
ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры" для 4 класса...