Тема: Наша страна «Семь чудес России» Цели. Познакомить учащихся с семью чудесами России; сформировать интерес к данной теме; учить интегрировать знания из различных областей наук; воспитывать патриотические чувства; развивать познавательную активность; готовить к исследовательской деятельности. Учебный материал: эмблема конкурса «Семь чудес России»; физическая административная карта России; ключ шифрограммы; таблица «У каждого чуда свое место»; карточки с описаниями чудес России; толковый словарь, географический справочник, энциклопедия; галерея фотоэтюдов «Семь чудес России». ХОД ЗАНЯТИЯ Учитель. Быстро пролетели летние каникулы, наступил новый учебный год. Я рада видеть всех вас здоровыми, отдохнувшими, повзрослевшими. Чтобы настроиться на учебную волну, я хотела бы сегодня на нашем первом уроке предложить вам поговорить о чудесах. С чем ассоциируется у вас это слово? О каких чудесах мы с вами уже говорили? Сколько чудес на свете? Где и кто впервые описал семь чудес света? Назовите их. Дети. Семь чудес света описал в своей книге «История» древнегреческий ученый Геродот: пирамиду Хеопса (Египет, III век до нашей эры); висячие сады Семирамиды (Вавилон, VI в. до н.э.); статую Зевса в Олимпии (Греция, V в. до н.э.); храм Артемиды в Эфесе (Греция, IV в. до н.э.); Галикарнасский мавзолей (Кария, IV в. до н.э.); маяк на острове Фарос (Александрия, Египет, III в. до н.э.); колосс Родосский (остров Родос, III в. до н.э.). У. Верно. А как вы думаете, появились ли с тех времен новые чудеса? Дети отвечают. – Время и история не стоят на месте. Природа и люди создали новые уникальные памятники – новые чудеса. Летом 2007 года в Европе были подведены итоги конкурса «Семь новых чудес света». К великому сожалению, среди победителей не было ни одной достопримечательности из России, хотя в нашей стране немало мест, которые можно было бы с гордостью показать всему миру. Именно поэтому газета «Известия», телеканал «Россия» и радиостанция «Маяк» решили провести свой конкурс – «Семь чудес России». Целью данного проекта стала задача возрождения чувства патриотизма и любви к своему Отечеству, привлечения внимания к восстановлению и сохранению уникальных исторических, культурных и природных объектов на территории нашей Родины. Каждая республика, каждая область, каждый субъект Федерации выдвигали на конкурс свои «чудеса». Так, например, от нашей Пензенской области были выдвинуты: музей-заповедник «Тарханы», уникальные пещеры в Наровчате, музей одной картины и детская железная дорога. Из-за большого количества достопримечательностей конкурс проходил в три тура. На первом туре (с октября 2007 года по февраль 2008 года) было отобрано 49 «чудес» от 7 федеральных округов России. На втором туре (с февраля по май 2008 года) – только 14 «чудес». В июне 2008 года подводились итоги. Выборы семи чудес России происходили через SMS и интернет-голосование. В них приняли участие около 26 миллионов человек. 12 июня 2008 года, в День России, на Красной площади в Москве были объявлены победители конкурса. Ими стали... А впрочем, узнайте сами. I. «Шифровка» У.С помощью ключа расшифруйте семь чудес России. На доске: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | А | Б | В | Г | Д | Е | Ё | Ж | 3 | И | Й | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | X | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь | Э | Ю | Я |
1) 16, 9, 6, 18, 16 2, 1, 11, 12, 1, 13 (Озеро Байкал.) 2) 4, 16, 18, 1 31, 13, 30, 2, 18, 21, 19 (Гора Эльбрус.) 3) 17, 6, 20, 6, 18, 4, 16, 22 (Петергоф.) 4) 5, 16, 13, 10, 15, 1 4, 6, 11, 9, 6, 18, 16, 3 (Долина гейзеров.) 5) 19, 20, 16, 13, 2, 29 3, 29, 3, 6, 20, 18, 10, 3, 1, 15, 10, 33 (Столбы выветривания.) 6) 23, 18, 1, 14 3, 1, 19, 10, 13, 10, 33 2, 13, 1, 8, 6, 15, 15, 16, 4, 16 (Храм Василия Блаженного.) 7) 14, 1, 14, 1, 6, 3 12, 21, 18, 4, 1, 15 10 18, 16, 5, 10, 15, 1 14, 1, 20, 30 (Мамаев курган и Родина-мать.)
У. Кто-то чуть быстрее, кто-то чуть медленнее, но вы справились с этим непростым заданием и абсолютно правильно назвали победителей. Ими стали: озеро Байкал, гора Эльбрус, Петергоф, Долина гейзеров, столбы выветривания, храм Василия Блаженного, Мамаев курган Родина-мать. О некоторых из них мы уже говорили на уроках и внеклассных мероприятиях. Возможно, кто-то был на экскурсиях в этих местах, кто-то читал о них в книгах или смотрел фильмы. Все эти знания вам сейчас понадобятся при выполнении задания. II. «У каждого чуда свое место» У. Как я уже говорила, каждое чудо России выдвигалось на конкурс каким-то субъектом Российской Федерации: областью, республикой, краем или автономным округом. Основываясь на своих знаниях, а возможно, и на догадках, вам сейчас предстоит соединить чудо России с его местонахождением: гора Эльбрус Долина гейзеров Мамаев курган и Родина-мать озеро Байкал Петергоф столбы выветривания храм Василия Блаженного | Волгоград Иркутская обл., Бурятия Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия Камчатка Коми Москва Санкт-Петербург |
– Итак, проверим правильность ваших ответов: Гора Эльбрус (Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия); Долина гейзеров (Камчатка); Мамаев курган и Родина-мать (Волгоград); озеро Байкал (Иркутская обл., Бурятия); Петергоф (Санкт-Петербург); столбы выветривания (Коми); храм Василия Блаженного (Москва). – Молодцы! Пусть вы и допустили некоторые ошибки, но потрудились на славу. А теперь само собой напрашивается и новое задание. III. «Найди на карте» У. На Физической карте Российской Федерации найдите местонахождение этих чудес. Если будут затруднения, вы можете использовать также Административную карту России. Дети работают с картой. – Задание выполнено! Чтобы двигаться дальше, нам необходимо дать объяснения некоторым понятиям. IV. «Толковый словарь» У. Самостоятельно или с помощью толкового словаря, географического справочника или энциклопедии объясните, что обозначают слова долина, озеро, гейзер, курган, гора, памятник, храм. Чтобы работа шла быстрее, дети могут разделиться на группы. Долина – удлиненная впадина вдоль речного русла или среди гор. Озеро – замкнутый в берегах большой естественный пресный или соленый водоем. Гейзер – источник, время от времени выбрасывающий фонтаны горячей воды и пара высотой от 20 м и более. Курган – древний могильный холм, а также вообще небольшая возвышенность. Гора – значительная возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью. Памятник – скульптура или архитектурное сооружение в память кого-либо или чего-либо. Кроме того, выделяют памятники природы – природные объекты, охраняемые государством. Храм – здание для богослужения, церковь. – Умницы! Быстро и точно справились с заданием. Вижу, что за лето вы не растеряли и навыки работы со справочной литературой, и чувство товарищества и взаимопомощи. А теперь самое интересное, на мой взгляд, задание. V. «Отгадай по описанию» У. На этих карточках даны описания всех семи чудес России. Внимательно выслушайте их до конца и определите, о каком чуде ведется рассказ: 1. Это чудо России до революции служило императорской резиденцией. В 1918 году было превращено в музей. В настоящее время это дворцово-парковый ансамбль с красивейшими фонтанами на южном берегу Финского залива в 29 км от города Санкт-Петербурга. (Петергоф.) 2. Это самый глубоководный пресноводный колодец на планете Земля. Коренные жители считают его священным, и многие относятся к нему не как к объекту природы, а как к живому, разумному и мудрому существу. С ним связано много легенд и поверий. Возраст этого уникального чуда чистой воды – несколько миллионов лет. (Озеро Байкал.) 3. Это широко известный памятник русской архитектуры. Он был построен в XVI веке по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством. Его настоящее название – собор Покрова на Рву. Расположено это чудо России в столице нашей Родины – городе Москве на Красной площади. (Храм Василия Блаженного.) 4. Народы, живущие за сотни километров от этого чуда России, очарованы его красотой, мощью и величием. Возможно, именно поэтому они дали ему столь разнообразные названия на своих языках: Ялбуз (переводится с грузинского как «Грива снега»), Джин-падишах (в переводе с тюркского «Царь горных духов»), Эгиз Тау («Близнецы»). Все это сказано о двухвершинном конусе потухшего вулкана, являющегося высочайшей вершиной России и Европы. (Гора Эльбрус.) 5. Это чудо России расположено в центре города, когда-то именовавшегося Сталинградом. Его высота 102 м. Это наивысшая точка, с которой город виден как на ладони. Чтобы достичь его вершины, нужно пройти 200 гранитных ступеней. В центре холма – скульптура – многометровая фигура женщины, стремительно шагнувшей вперед с поднятым мечом, призывая к борьбе. (Мамаев курган и Родина-мать.) 6. Это уникальный геологический памятник, который находится довольно далеко от обитаемых мест – на горе Мань-Пупу-нёр. Часто это чудо России называют «мансийскими болванами». Всего «болванов» семь. Их высота от 30 до 42 м. Они имеют причудливые очертания, напоминающие то фигуру огромного человека, то голову лошади или барана. С ними связаны многочисленные легенды. (Столбы выветривания.) 7. За тридевять земель, за высокими горами, у океана-моря синего расположилось это чудо России. Оно является частью Кроноцкого государственного биосферного заповедника, весьма популярного среди туристов. Это сказочный мир, где большое количество грязевых котлов, в которых струится кипяток, клубится пар, стоит непрерывный грохот, шум, фырканье. (Долина гейзеров.) У. Вот мы и почти у финиша. Мне кажется, что вы с легкостью справитесь с последним заданием. VI. «Фотоэтюды» У. Перед вами галерея, состоящая из 21 фотоэтюда победителей конкурса «Семь чудес России». За 2 минуты я прошу разделить их на группы и дать объяснение сделанному выбору. Дети работают. – Рада, что это задание не составило для вас большого труда. А кто-нибудь из вас бывал в этих местах? Где? Что вам больше всего понравилось и запомнилось? Кому из вас сегодня на первом уроке в новом учебном году было интересно? Что нового вы узнали? А хотелось бы узнать еще больше? Ребята, у меня к вам есть предложение. Сегодня мы лишь поверхностно познакомились с чудесами России. Чтобы узнать о них больше, я предлагаю сделать тему «Семь чудес России» нашим проектом. Над ним мы будем работать весь год. С помощью родителей и учителей, книг и Интернета нам предстоит собрать статистические данные, легенды, исторические материалы, песни, стихи, фотографии по нашей теме. Каждый месяц будет посвящен какому-то одному чуду. Отчетом о результатах нашей работы станет одноименный выпуск стенгазеты. А в апреле о своей исследовательской работе мы сможем рассказать на научно-теоретической конференции учащихся нашей школы. Таким образом, мы и сами многое узнаем, и других просветим. Вы согласны? Тогда выбирайте, о каком чуде России мы будем рассказывать в сентябре.
|