Проект «Особенности организации обучения в полиэтническом классе»
проект (4 класс) на тему
Проект «Особенности организации обучения в полиэтническом классе» направлен на развитие языковой и речевой компетентности детей мигрантов младшего школьного возраста.
Конечным продуктом проекта стали методические материалы для учителей начальных классов по развитию устной и письменной русской речи детей мигрантов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_osobennosti_organizatsii_obucheniya_v_polietnicheskom_klasse.doc | 302.5 КБ |
prilozhenie_1.docx | 287.09 КБ |
prilozhenie_2.docx | 15.45 КБ |
prilozhenie_3.docx | 25.4 КБ |
prilozhenie_4.docx | 113.41 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4
|
ПРОЕКТ
Особенности организации обучения
в полиэтническом классе
Автор Ивашура Елена Витальевна,
учитель начальных классов
СУРГУТ, 2014
Содержание
1. Актуальность проекта 2. Идея, цель и задачи проекта 3. Теоретическое обоснование проекта 4. Содержание проекта 4. Результативность проекта 5. Практическая ценность проекта 6. Перспективы развития проекта 7. Литература | 2-3 3-4 4-6 6-9 9-11 12-13 13 14-15 |
В настоящее время миграция населения приобрела массовый характер. Процессы миграции сложны и обусловлены совокупностью различных факторов и проблем. Среди них наиболее актуальными являются языковой и социокультурный барьеры. Сложность включения в иную культурную среду, тяжело дающееся многим освоение русского языка, незнание особенностей повседневного быта и норм межличностного общения, трудности коммуникации в ученическом коллективе, нелегко решаемые вопросы освоения учебного материала – основные проблемы, с которыми сталкиваются дети мигрантов, особенно в начальной и неполной средней школе.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Усиливающаяся миграция привела к увеличению в школах Сургута количества детей беженцев, мигрантов, переселенцев, испытывающих не только огромные материальные, социальные, психологические, но и образовательные трудности. С 2007 года наше образовательное учреждение является одной из школ города, принимающей детей мигрантов в рамках проекта «Школа социальной адаптации детей мигрантов». С 2013 года МБОУ СОШ №4 является методической площадкой, осуществляющей программу «Адаптация детей мигрантов, обучающихся в МБОУ СОШ №4». В каждом классе начальной школы обучается от 20 до 30% детей иностранных граждан. Их интеграция в новое окружение становится первоочередной задачей. Основные проблемы, стоящие в ходе решения этой задачи таковы:
- Во-первых, дети мигрантов часто испытывают трудности в общении с одноклассниками.
- Во-вторых, детям-мигрантам зачастую тяжело даётся школьная программа, что снижает их самооценку, негативно сказывается на отношениях с окружающими, почти автоматически снижает социальный статус ребёнка среди одноклассников. Обычные причины неуспеваемости детей-мигрантов – плохое знание русского языка. В результате совместного действия этих факторов многие дети-мигранты уже в свои 10-12 лет начинают воспринимать социум, в котором они вынуждены находиться, как отвергающий, унижающий и дискриминирующий.
В своей педагогической практике я столкнулась с тем, что дети мигрантов часто меняют не только место жительства, но и образовательное учреждение. Достаточно типична ситуация, когда ребенок приезжает в Россию в возрасте 10-12 лет. Таким детям более сложно проходить социальную и языковую адаптацию. Они испытывают трудности не только на уроках русского языка, но и на других уроках, потому что плохо понимают учителя, не могут наравне со всеми отвечать на вопросы, не справляются с заданиями. Учителю в одиночку сложно справиться с поставленной задачей, поэтому обязательно нужно привлекать русскоговорящих учащихся для поддержки и помощи в обучении такой категории детей.
Решение данной проблемы состоит в целенаправленном обучении младших школьников взаимодействию и сотрудничеству непосредственно в классных коллективах. Исходя из этого, для достижения положительного эффекта в обучении наиболее продуктивной, на мой взгляд, является разработка проекта «Особенности организации обучения в полиэтническом классе»
ИДЕЯ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Ребенок-мигрант, живущий под влиянием мигрантской субкультуры и наталкивающийся ежедневно на культуру большинства, находится в сложной кризисной ситуации: независимо от того, решила ли (и имеет ли возможность) его семья окончательно поселиться в России, является ли он вторым и даже третьим поколением иностранцев.
Основной психологической сложностью родители детей мигрантов считают трудности в обучении. Языковой барьер, низкий уровень общей готовности к школе, бытовая неустроенность делают учебу очень трудным делом. Человек, переехавший в другую страну, сталкивается с серьезными психологическими проблемами адаптации к иной культуре.
Для того чтобы интеграция в новую социальную среду проходила успешно, необходимо определить и изучить проблемы детей мигрантов и оказать им необходимую психолого-педагогическую поддержку.
Идеей проекта является: оказание помощи в социальной и языковой адаптации детям мигрантов, начавшим обучение с 4 класса, а так же продолжение педагогического сопровождения при переходе в основную школу.
Цель: Социальная и языковая адаптация детей мигрантов через обучение взаимодействию и сотрудничеству с одноклассниками и формирование социального опыта обучающихся.
Задачи:
- Изучить и обобщить международный опыт по работе с детьми мигрантов.
- Изучить и обобщить педагогический опыт применения коллективного способа обучения.
- Разработать диагностический материал для проведения обследования речи детей мигрантов.
- Разработать программу проведения консультативных занятий по развитию речи для детей мигрантов.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА
Технология коллективного способа обучения разработана Ривиным Александром Григорьевичем (1877–1944) и Дьяченко Виталием Кузьмичем. Ключевые термины данной технологии имеют различные названия: «организованный диалог», «сочетательный диалог», «коллективное взаимообучение», «коллективный способ обучения», «работа учащихся в парах сменного состава» и др.
По В.К. Дьяченко, обучение есть общение обучающих и обучаемых.
Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого. КСО – это включение в учебный процесс естественной структуры общения между людьми – диалогических пар.
Идея обучения учеников самими учениками берет свое начало из древности, а в новое время была наиболее ярко воплощена в так называемой белл-ланкастерской системе взаимного обучения. Технология КСО развивает идею взаимного обучения, не выделяя наличного уровня знаний и способностей, включая в посильный диалог-общение всех детей, используя форму динамических (меняющихся) пар, в которых ребенок выступает поочередно то учеником, то учителем. Работа организуется так, чтобы весь учебный материал был последовательно проработан сначала в позиции ученика, затем в позиции учителя.
Согласно теории Дьяченко в основу коллективного способа обучения (КСО) должны быть заложены следующие восемь принципов:
1. Завершенность: ученик имеет право переходить к изучению нового учебного материала, лишь прочно усвоив предыдущий;
2. Интернационализм: обучение должно происходить на языках, представители которых принимают участие в учебном процессе. При этом происходит взаимное проникновение культур на базе предметного изучения того или иного языка;
3. Дифференциальный подход: каждый из обучаемых может работать согласно своим возможностям и способностям;
4. Всеобщее сотрудничество и взаимопомощь: любой учащийся, прошедший процесс обучения, должен приобрести навыки сотрудничества с другими; уметь оказывать помощь и уметь получать ее;
5. Разновозрастность и разноуровневость: поскольку человек в жизни контактирует с людьми разного возраста и уровня, то это умение должно выработаться в учебном процессе;
6. Разделение учебного труда: с одной стороны, чем будет большее разнообразие изучаемых тем, тем богаче общество в целом; с другой стороны, значительно легче усвоить тот или иной учебный материал, когда до этого в нем уже разобрался твой товарищ;
7. Педагогизация населения: фактически любому человеку в своей жизни требуется кого-то учить, этому необходимо учиться в самом процессе обучения;
8. Безотлагательная и непрерывная передача знаний: знания, вырабатываемые обществом, должны немедленно становиться содержанием учебного процесса.
ОСНОВНОЕ СОДЕОРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Мой педагогический проект основан на интеграции зарубежного и российского педагогического опыта по применению в обучении коллективного способа, работающего на достижение учащимися-мигрантами личностных, предметных и метапредметных результатов, которые требует ФГОС.
Период реализации проекта: 2012- 2014 гг.
Участники проекта: дети мигрантов младшего школьного возраста, ученики-консультанты, учитель начальных классов, учитель русского языка и литературы.
Этапы проекта:
1 этап – подготовительный. Сроки: январь - май 2012 г.
Основные мероприятия:
- Изучение и обобщение педагогического опыта по вопросу обучения детей мигрантов.
- Изучение и обобщение педагогического опыта применения коллективного способа обучения.
- Разработка диагностических материалов для обследования речи детей мигрантов, поступивших в школу в 4-5 классе.
- Разработка программы проведения консультативных занятий.
Продукт, ожидаемый результат:
- Определение оптимальных путей коррекционной помощи детям мигрантов.
- Методические разработки для проведения диагностики аспектов речи детей мигрантов, поступающих в 4-5 классы МБОУ СОШ №4.
- Программа дополнительных занятий учеников-консультантов по корригированию письменной русской речи для детей мигрантов.
- Систематизированный набор карточек-заданий, составленных в соответствии с программой начальной школы по русскому языку.
2 этап – диагностический. Сроки: сентябрь 2012 г., сентябрь 2013 г.
Основные мероприятия:
Проведение диагностических процедур по обследованию речевой компетентности детей иностранных граждан.
Продукт, ожидаемый результат:
Результаты диагностики, оформленные в таблицах, в диаграммах. По этим результатам происходит формирование группы для дополнительных занятий и корректировка программы работы консультантов.
3 этап – деятельностный. Сроки: октябрь 2012 г. – апрель 2013 г., октябрь 2013 г. – апрель 20124 г.
Основные мероприятия:
Реализация программы дополнительных консультационных занятий по развитию устной и письменной русской речи для детей мигрантов, плохо владеющих русским языком.
Продукт, ожидаемый результат:
- Обогащение словарного запаса детей мигрантов
- Обогащение грамматического строя речи.
- Повышение мотивации изучения русского языка.
- Обеспечение детей мигрантов необходимой базой для продолжения образования в средней школе.
4 этап – аналитический. Подведение итогов – май 2014 г.
Основные мероприятия:
- Проведение итоговой диагностики по обследованию речевой компетентности детей иностранных граждан.
- Анализ результатов проведённой диагностики.
- Обобщение, трансляция опыта на школьных и городских семинарах.
Продукт, ожидаемый результат:
- Положительная динамика в развитии устной и письменной русской речи детей мигрантов.
- Выступления на школьных и городских семинарах.
Описание проекта:
Дети мигрантов, поступившие в 4 класс, имели целый набор языковых проблем. Один ребенок совсем не владел русской речью, остальные только на разговорном уровне. В течение сентября с каждым ребенком индивидуально была проведена входная диагностика по обследованию речевой компетентности. (приложение № 1). На каждого ученика мигранта составлена индивидуальная карта речевого развития (приложение №2). В карту были занесены также результаты промежуточных диктантов и контрольных работ в течение года для выявления положительной динамики. В мае была проведена итоговая диагностика, которая позволила сделать выводы об успешности проделанной работы.
По результатам входной диагностики была скорректирована программа дополнительных занятий. (приложение № 3) Задания по русскому языку опираются на программный материал, однако занятия построены таким образом, чтобы у детей была возможность отрабатывать темы, которые вызывают наибольшие затруднения.
Среди учеников класса выбраны консультанты. За каждым учеником-консультантом закреплен ученик-мигрант. Во время уроков эти пары учеников также сидят за одной партой, оказывая помощь при выполнении работы. Дополнительные консультационные занятия проводились два раза в неделю по 20-30 минут. После общего повторения темы, каждый консультант еще раз прорабатывал её со своим подопечным. Чаще всего работа осуществлялась по карточкам (приложение 4). Благодаря такой организации занятий, каждый ученик работал в удобном темпе, своевременно получая помощь от своего консультанта при затруднениях. Учитель корректирует, направляет работу каждой пары.
Аналогично продолжили работу в 5 классе. Программа была скорректирована совместно с учителем русского языка.
Все ученики – как дети мигрантов, так и консультанты – успешно прошли адаптацию в 5 классе. У всех обучающихся высокий и средний уровень учебной мотивации, самооценки, низкий уровень тревожности.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОЕКТА
Апробация программы дополнительных консультационных занятий в течение двух лет дала свои результаты. В конце каждого учебного года проводилась итоговая диагностика, которая позволила оценить умение применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. Итоги отслеживались также посредством индивидуальных бесед с детьми мигрантов, консультаций с педагогами, работающими в данном классе, родителями. Можно говорить об увеличении интереса всех детей мигрантов к изучению социокультурных ценностей нашего общества, мотивации к учебе и общению в среде сверстников. Все ученики успешно справились с программой как 4 класса, так и 5 класса.
Результаты итоговых диагностик в конце учебного года позволили сделать вывод об устойчивой положительной динамике в овладении устной и письменной формами русской речи детей мигрантов. Данные по каждому типу ошибок представлены на диаграммах.
Работа в проекте положительно сказалась на учениках-консультантах. Два ребёнка улучшили свои оценки по русскому языку (в первом полугодии имели оценку «4», по итогам года – оценку «5»). Дети-консультанты представляли свой проект «Друг всегда меня сможет выручить» на городской научно-практической конференции «Гармонизация межэтнических и межкультурных отношений, укрепление атмосферы взаимоуважения в Сургуте» (2013 г.) и на городском семинаре «Организация урочной и внеурочной деятельности для успешной адаптации детей мигрантов» (2014 г.). Выступили на школьной научно-практической конференции учащихся 3-4-х классов «Лестница успеха» с проектом «Фразеологизмы в русском языке» (1 место).
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ ПРОЕКТА
Опыт, накопленный в ходе осуществления проекта «Особенности содержания и организация обучения в полиэтническом классе» становится все более востребованным в связи с увеличением процессов миграции на территории нашей страны. Данная практика позволяет сделать вывод, что дети мигрантов эффективнее адаптируются в новой этнокультурной среде, и происходит это в более короткие сроки.
Диагностика письменной речи детей мигрантов, направленная на определение сформированности умений и навыков в различных видах речевой деятельности:
- дает полное представление об уровне сформированности устной речи;
- способствует выявлению проблем в письменной речи школьников;
- позволяет скорректировать работу учителя по улучшению языковой адаптации детей мигрантов.
Программа дополнительных занятий учеников-консультантов по корригированию письменной русской речи для детей мигрантов содействует:
- обогащению словарного запаса детей мигрантов
- обогащению грамматического строя речи
- включению в культурное пространство Росси посредством обучения русскому языку
- повышение мотивации изучения русского языка
Систематизированный набор карточек-заданий включает в себя все темы по курсу русского языка, которые вызывают наибольшее затруднение у детей мигрантов. Карточки могут быть использованы как для индивидуальной, так и для групповой работы. Они носят воспитательную и практическую направленность. Школьники обучаются работать самостоятельно, становятся ответственными и собранными. В карточки включены разнообразные задания. Качество выполнения такой карточки, позволит судить об усвоении изучаемой темы.
Результат (продукт) проекта:
- диагностика письменной речи детей мигрантов,
- программа дополнительных занятий учеников-консультантов по корригированию письменной русской речи для детей мигрантов,
- систематизированный набор карточек-заданий.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА
Данный проект был представлен на городских и школьных семинарах. Проект вызвал интерес у учителей нашего образовательного учреждения, а также у учителей школ города, студентов СурГПУ, присутствовавших на семинаре.
Считаю, что проект необходимо развивать: разрабатывать диагностические материалы для работы учителей русского языка и литературы в среднем звене.
Возможности технологии КСО безграничны. Помимо школьного предметного преподавания она реализует поистине огромный воспитательный потенциал. Я применяю эту технологию и во внеклассной деятельности по предметам, и в работе классного руководителя.
ЛИТЕРАТУРА
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Указ Президента РФ от 01.06.2012г. №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы».
- Указ Президента РФ от 19.12.2012г. №1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года».
- Методические рекомендации по вопросам преподавания русского языка в условиях билингвизма /Письмо Департамента образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 29.04.2013 №10-исх-3902.
- Программа по социализации (адаптации) детей мигрантов (для педагогов, психологов образовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры) / А.Б. Григорян, Т.Ф. Новосельцева, С.В. Владимирова. – Ханты-Мансийск: АУ «Институт развития образования», 2012.
- Гукаленко О.В. Теоретико-методологические основы педагогической поддержки защиты учащихся-мигрантов в поликультурном образовательном пространстве. Автореферат дисс. на соискание ученой степени доктора педагогических наук. – Ростов н/Д: РГПУ, 2000.
- Лебедева Н. М. Социальная психология этнических миграций. М.: ИЭА РАН. 1993.
- Баль Н.Н., Захарченя И.А. Обследование письма и чтения у младших школьников
- Зайцева Л.А. Обследование детей с речевой патологией. Методические рекомендации. - Мн.: НМЦентр, 1994. - 20 с.
- Кон И.С. Психология предрассудка (о социально-психологических корнях этнических предубеждений) // Психология национальной нетерпимости: Хрестоматия / Сост. Ю.В. Чернявская - Мн.: Харвест, 1998. - С. 40.
- Ладыженская, Т.А. Речевые секреты: Книга для учителя нач.классов. - М.: Просвещение, 2004.
- Землянская. Е.Н., Муртазалиева, Д.Б. Особенности организации учебно-воспитательного процесса в начальных классах со смешанным национальным составом учащихся // «Начальная школа», №10, 2007. С.16-19.
- Шапошникова, Т.Д. К проблеме адаптации детей из семей мигрантов в современном социокультурном пространстве // «Начальная школа», №5, 2012. С.87-92.
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Диагностика письменной речи детей мигрантов, поступающих в 4 класс образовательного учреждения МБОУ СОШ №4
Диагностика проводится в начале учебного года с каждым ребёнком индивидуально.
При обследовании состояния письменной речи были использованы разработки Л.А.Зайцевой, Н.Н. Баль, И.А. Захарчени.
Для отслеживания развития письменной речи были выделены следующие типы ошибок:
- типичные ошибки детей-мигрантов
- лексико-грамматические ошибки
- ошибки на правила правописания
К каждому типу ошибок дан подробный список видов ошибок. В таблицу заносится наличие и количество ошибок.
Для получения наиболее полной картины выполняются различные виды работ: списывание, письмо под диктовку, самостоятельное письмо.
- Письмо (списывание).
Малыши лепят большую снежную бабу.
Морская волна сильна и вольна.
Мальчики Миша и Серёжа жили у деда.
Воробьи купаются в лужах
- Письмо (подпись к картинкам).
Рассмотри картинки, составь к ним предложения.
- Письмо (письмо по памяти)
У Вити щенки. Щенки живут в ящике. Щенки пищат. Витя дал щенкам щей. Щенки уснули.
- Письмо (диктант 1)
Осень
Пришла осень. День стал меньше. Клёны и берёзы голые. Только ельник зелёный. По утрам хрустят тонкие льдинки. Дует сильный ветер. Зябнут пальцы. Пора надеть тёплое пальто.
- Письмо (диктант 2)
Весна в лесу
Наступила радостная, шумная, пахучая весна. Звонко поют птицы. Звенят под деревьями весенние ручьи. Скоро лес оденется листвой. Зацветёт на опушке черёмуха. Вылетит из зимнего убежища первый шмель. Побегут от кочки к кочке хлопотливые муравьи.
- Письмо (изложение)
Наш двор
Возле дома посадили деревья и цветы. Дворник каждый день их поливал. Ребята стали помогать дворнику. Скоро двор стал красивым и зелёным.
- Вопросы: Что посадили возле дома?
- Что делал дворник?
- Что делали ребята?
- Каким стал двор?
Предварительный просмотр:
Приложение 2
Мониторинг письменной речи учащегося
Типы ошибок | Виды ошибок | |||||
Входная диагностика | Итоговая диагностика | |||||
Типичные ошибки детей мигрантов | Замена гласных | |||||
Замена согласных | ||||||
Пропуски гласных | ||||||
Пропуски согласных | ||||||
Неправильное обозначение мягкости согласных на письме | ||||||
Перестановки букв | ||||||
Искажения слов из-за незнания их значения | ||||||
Лексико- грамматические ошибки | Нарушение согласования | |||||
Искажение морфологической структуры слова | ||||||
Нарушение предложно-падежных конструкций | ||||||
Ошибки на правила правописания | Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн | |||||
Правописание безударных гласных | ||||||
Правописание парных звонких и глухих согласных | ||||||
Правописание непроизносимых согласных | ||||||
Правописание ь – показателя мягкости | ||||||
Правописание разделительного Ь и Ъ | ||||||
Правописание предлогов и приставок | ||||||
Правописание суффиксов | ||||||
Другие ошибки |
Предварительный просмотр:
Приложение 3
Программа дополнительных занятий учеников-консультантов по корригированию письменной русской речи для детей мигрантов
Данная программа составлена для работы с детьми мигрантов с неродным русским языком в 4 классе. В классе для детей русский язык – второй.
Необходимость данной программы в том, что слово является инструментом общения и мышления ученика начальной школы, а дети, плохо владеющие русским языком, испытывают серьезные трудности при обучении, т.к. мышление не может развиваться без языкового материала.
Программа имеет практическую направленность на культурно-языковую адаптацию детей мигрантов и позволяет организовать работу с детьми разных национальностей, овладевших навыками чтения и письма и имеющих запас слов не менее 500–700 лексических единиц. Материал программы изучается в течение года и распределен по темам, которые имеют свои методические и образовательные задачи.
Все этапы обучения связаны между собой, так как каждая последующая тема повторяет, расширяет и дополняет уже известную детям языковую и культурологическую информацию, создавая прочную основу знаний учащихся.
Программа рассчитана на 35 недель, по 2 занятия в неделю, 68 занятий в год.
Цель обучения – обеспечение необходимого уровня владения русским языком для активной бытовой и успешной учебной деятельности, подготовка к систематическим занятиям по программе российской школы, практическое владение русской речью, как орудия общения и выражения мысли.
Задачи:
- формирование у детей навыков активного, психологически свободного общения на русском языке и умения ориентироваться в меняющейся языковой ситуации;
- создание условий овладения русской речью, обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;
- создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи;
- совершенствование познавательных процессов и приемов умственной деятельности;
- воспитание интереса к занятиям русским языком, уважение к его богатым возможностям.
Формы работы:
- коллективная
- индивидуальная
- групповая
Методы работы:
- вербальный
- наглядный
- практический
- исследовательский
- проблемный
- поисковый
- методы проверки, самопроверки, взаимопроверки
- методы контроля и взаимоконтроля.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
1. | Слово | 6 |
2. | Фонетика | 12 |
3. | Морфемный состав | 2 |
4. | Правописание | 20 |
5. | Части речи | 21 |
6. | Повторение и закрепление полученных знаний | 7 |
Всего за год | 68 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема раздела. Тема урока. | Основные вопросы, рассматриваемые на занятии | ЗУН | УМК |
1. | Слово. Многозначные слова. Словарные слова. | Слова с несколькими значениями. Словарные слова. | Знать: некоторые слова с несколькими значениями Уметь: применять их в речи, объяснять их смысл. | Легенда, толковый словарь, карточки, тетрадь для практических работ. |
2 3. | Синонимы. Антонимы. | Слова близкие и противоположные по смыслу. | Знать: различия синонимов и антонимов. Уметь: отличать и приводить примеры. | Словарь синонимов и антонимов, тетрадь для практических работ. |
4 | Фразеологизмы. | Фразеологизмы – слова и выражения. История их происхождения. | Знать: некоторые фразеологизмы Уметь: их объяснять | Словари, карточки с заданиями, книга «В мире слов». |
5 6. | Представление о способах толкования лексических значений слов при работе со словарями: толковым, синонимов, антонимов. | Знакомство со словарями, их значение и отличие. | Знать: назначение словарей. Уметь: пользоваться словарями. | Словари, тетрадь для практических работ, тесты. |
7 8 | Фонетика. Классификация звуков русского языка. | Разграничение понятий звук и буква, согласные и гласные, их особенности. | Знать: буквы и звуки русского языка. Уметь: характеризовать их. | Таблица «Буквы и звуки русского языка». |
9 10 | Мягкие и твёрдые согласные. | Совершенствовать умения различать мягкие и твёрдые согласные звуки. | Знать: отличие мягких и твёрдых согласных. Уметь: различать их в словах. | Задания для практической работы, карточки. Лента букв. |
11 12 | Звонкие и глухие согласные. | Совершенствовать умения различать звонкие и глухие согласные звуки. | Знать: отличие звонких и глухих согласных, Уметь: различать их в словах. | Задания для практической работы, карточки. Лента букв. |
13 14 | Парные и непарные согласные. | Совершенствовать умения различать парные и непарные согласные звуки. | Знать: отличие парных и непарных согласных, Уметь: различать их в словах. | Задания для практической работы, карточки. Лента букв. |
15 16 | Йотированные гласные буквы. | Значение букв Я, Е, Ё, Ю в словах. Орфограмма в написании слов с этими буквами. | Знать: особенности йотированных букв. Уметь: правильно писать слова с этими буквами. | Таблица йотированных букв, тетрадь для практических работ. |
17 18 | Фонетический разбор слов. | Совершенствовать умения в фонетическом разборе слов. | Знать: буквы и звуки русского языка. Уметь: выполнять фонетический разбор. | Индивидуальные карточки, «Занимательные задания по русскому языку» |
19 20 | Морфемный состав. Разбор слов по составу. | Повторение состава слова. Обучение разбору слов по составу. | Знать: части слов Уметь: выполнять разбор по составу. | Дидактическая тетрадь по русскому языку, книга «В мире слов». |
21 22 23 24 | Правописание Безударные гласные в корне слова. | Ударение. Однокоренные слова. Проверочные слова. | Знать: алгоритм проверки безударных гласных Уметь: подбирать проверочные слова. | Памятка, индивидуальные карточки, |
25 | Соединительные гласные О-Е в сложных словах. | Сложные слова. Правила их оформления на письме. | Знать: образование и значения сложных слов Уметь: писать сложные слова, выделять корни. | Дидактическая тетрадь по русскому языку, книга «В мире слов». |
26 27 28 | Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова | Однокоренные слова. Проверочные слова. | Знать: алгоритм проверки парных согласных Уметь: подбирать проверочные слова. | Памятка, индивидуальные карточки. |
29 30 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова | Однокоренные слова. Проверочные слова. | Знать: алгоритм проверки непроизносимых согласных Уметь: подбирать проверочные слова. | Памятка, индивидуальные карточки. |
31 32 | Гласные и согласные в приставках и суффиксах. | Алгоритм написания некоторых суффиксов, приставки и суффиксы русского языка. | Знать: строение слова Уметь: выделять в словах суффиксы и приставки | Таблица приставок и суффиксов, тетрадь для практических работ. |
33 34 35 36 | Письмо слов с Ь знаком. | Мягкий знак, как показатель мягкости. Фонетический разбор слов. | Знать: основные правила написания ь знака. Уметь: употреблять на письме ь знак. | Дидактическая тетрадь по русскому языку, индивидуальные карточки. |
37 38 39 40 | Упражнения в написании слов с разделительными Ь и Ъ знаками. | Роль разделительных ь и ъ знаков в словах. Особенности написания слов с этими знаками. Фонетический разбор слов. | Знать: правила написания слов с разделительными Ь и Ъ знаками. Уметь: применять эти правила при письме. | «Веселая грамматика», индивидуальные карточки. |
41 | Части речи. Имена собственные и нарицательные | Роль имен собственных в русской речи, оформление на письме. Нарицательные имена существительные. | Знать: особенности имен существительных. Уметь: оформлять на письме имена собственные, решать орфографические задачи. | Индивидуальные карточки, «Развиваем речь». |
42 43 | Род имен существительных. | Изменение имен существительных по родам. | Знать: существенные признаки существительных, части речи. Уметь: выделять имена существительные из группы слов, определять род. | Таблица «Части речи», дидактический материал. |
44 45 | Число имен существительных. | Изменение имен существительных по числам. | Знать: существенные признаки существительных, части речи. Уметь: выделять имена существительные из группы слов, определять число и род. | Поговорка, дидактическая тетрадь по русскому языку. |
46 47 48 | Правописание падежных окончаний имен существительных. | Изменение имен существительных по падежам. Склонение имен существительных. | Знать: падежные вопросы, способы определения падежей у имен существительных, склонение. Уметь: определять род, число, падеж существительных. | Скороговорка, дидактическая тетрадь по русскому языку, таблица падежей. |
49 | Имя прилагательное. Значение имен прилагательных. Роль имен прилагательных в предложении. | Имя прилагательное, отличительные особенности от других частей речи. | Знать: части речи, понятие «имя прилагательное». Уметь: распознавать части речи по их существенным признакам. | Ребус, таблица «Части речи», дидактичес-кий материал, «В мире слов». |
50 51 | Род имен прилагательных. | Изменение имен прилагательных по родам. | Знать: существенные признаки прилагательных, части речи. Уметь: выделять имена прилагательные из группы слов, определять род. | Пословица, дидактическая тетрадь по русскому языку. |
52 53 | Число имен прилагательных. | Изменение имен прилагательных по числам. | Знать: существенные признаки прилагательных, части речи. Уметь: выделять имена прилагательные из группы слов, определять род, число. | Стихотворение, дидактичес-кая тетрадь по русскому языку, «Подумаем вместе». |
54 | Глагол, его роль в языке | Формирование умения находить глаголы в тексте, употреблять их в речи. | Знать особенности глагола как части речи. Уметь использовать глаголы в речи. | Задания для практической работы, карточки. Таблицы. |
55 56 | Время и число глагола. | Совершенствование умения определять время, число глагола. | Знать понятия времени, числа глагола, Уметь их определять. | Задания для практической работы, карточки. Таблицы. |
57 58 | Употребление в речи глаголов неопределённой формы. | Совершенствование умения определять форму глагола, употреблять их в речи. | Уметь находить глаголы неопределённой формы, употреблять их в речи. | Задания для практической работы, карточки. Таблицы. |
59 60 | Правописание глаголов с частицей не | Совершенствовать умение употреблять и правильно писать частицу не с глаголами. | Уметь употреблять в речи и правильно писать частицу не с глаголами | Задания для практической работы, карточки. |
61 | Употребление глаголов в прямом и в переносном смысле | Познакомить с употреблением глаголов в прямом и в переносном смысле | Уметь употреблять в речи глаголы в прямом и в переносном смысле, глаголы-антонимы, глаголы-синонимы | Задания для практической работы, карточки. |
62 63 64 65 66 67 68 | Повторение и закрепление полученных знаний. Проверочные диктанты. Тестирование. | Проверка полученных знаний и орфографических умений. | Знать: изученные орфограммы, состав слова, отличительные признаки частей речи, строение предложений. Уметь: решать орфографические задачи, строить предложения и оформлять их на письме. | Тексты диктантов, тест. |
Предварительный просмотр:
Приложение 4
Дидактический материал по русскому языку (разрезные карточки для индивидуальной работы).
Пособие содержит систематизированный набор карточек, составленных в соответствии с программой начальной школы по русскому языку. Карточки охватывают основные разделы курса и предназначены для индивидуальной работы с детьми мигрантов.
Дифференциация твердых и мягких согласных
Карточка №1
- Вставь буквы в слова и обозначь мягкие и твёрдые согласные перед
гласными А-Я. Объясни выбор гласных.
ШЛ _ ПА
Л _ ПК _
КЛ _КС _
Т _ ЩИТ
М _ Т _
КВ _ ДР _ Т
Т _ НЕТ
Ц _ ПЛ _
Т _ ЖЕСТЬ
КР _ СИТ
М _ Л _ Р
Н _ Н _
М _ МЛИТ
Т _ ПК _
П _ ТК _
- Закончи слова, добавив слоги ЛА или ЛЯ.
Ва ___
пу ___
ска ___
топо ___
То ___
пи ___
туф ___
Ми ___
пе ___
иг___
саб ___
ми ___
пет ___
зем ___
се ___
во ___
- А - Я
Юра был р _ д, что попал в первый р _ д.
____________________________________________________________
Сын гл _ дит, как мама гл _ дит.
_____________________________________________________________
Дима хоть и м _ л, руками глину м _ л.
______________________________________________________________
Дифференциация твердых и мягких согласных
Карточка №2
- Вставь буквы в слова и обозначь мягкие и твёрдые согласные
перед гласными О - Ё. Объясни выбор гласных.
КАТ_К
КРЕСЛ_
Л_ШАДЬ
МАСЛ_
К_ЛОС
М_СТ
П_ЛЕ
В_ЛОС
ВЕР_ВКА
Н_СИК
КОЗ_Л
ПРИН_С
- Образуй слова, добавив слоги ЛО или ЛЁ.
КО___СА
ВО___СОК
ПО___СА
ПО___ЖИТ
С___ЗЫ
ПО___Т
А___НА
МО___КО
КО___КОЛЬЧИК
ЗО___ТО
ДА___КИЙ
- О - Ё
В_д_воз в_з в_з сена.
______________________________________________________________
Да_т к_р_ва м_л_ко.
__________________________________________________________________
Коз_л б_р_дою д_р_жки мет_т.
_________________________________________________________________
Дифференциация твердых и мягких согласных
Карточка №3
- Вставь буквы в слова и обозначь мягкие и твёрдые согласные
перед гласными У - Ю. Объясни выбор гласных.
ШЛ _ ПКА
Л_ДИ
Б_ТЫЛКА
САЛ_Т
КЛ_КВА
КОН_РА
ПОЛЗ_Т
ЖЕЛ_ДОК
М_ХА
М_КА
Б_МАГА
КОЛ_ЧКА
- Образуй слова, добавив слоги ЛЮ или ЛУ.
Ва ___ша
ко___чка
___бит
з___ка
приго___бит
___жа
___дмила
к___ква
- У - Ю
Я л_бл_ холодн_ю ст_ж_.
____________________________________________________________
В нашей пок_пке кр_пы и кр_пки.
_____________________________________________________________
На крыше у Ш_ры жил ж_равль Ж_ра.
______________________________________________________________
Дифференциация твердых и мягких согласных
Карточка № 4
- Вставь буквы в слова и обозначь мягкие и твёрдые согласные
перед гласными Ы - И. Объясни выбор гласных.
Л_ЖИ
Д_РКА
В_ШКА
В_НТИК
В_ДРА
К_НО
М_Р
М_ЛО
П_ЛИТЬ
С_Р
С_НОК
Р_СЬ
- Образуй слова добавив слоги ЛЫ или ЛИ.
___жи
ко___шек
___цо
ор___
ка___тка
___па
___сток
ша___ть
- Ы - И
Мал_на ман_ла Мар_ну и М_лу.
____________________________________________________________
Добр_ бобр_ идут в бор_.
_____________________________________________________________
У ос_ не ус_, не ус_щи, а ус_к_ .
______________________________________________________________
Дифференциация твердых и мягких согласных
Карточка № 5
- Назовите изображенное животное. Произнесите согласные звуки в этом слове. Перед каким гласным звуком согласный мягкий? Запишите слово КИТ. ___________ Подчеркните букву, на месте которой произносится мягкий согласный звук. Такую же работу проделайте со словами ПИР, ВИНТ, ЛИСТ, МИР. _______________________________________________
- Кто изображен на рисунке? Выделите в этом слове согласные звуки. Мягкие они или твёрдые? Запишите слово ТЮЛЕНЬ. ____________________ Подчеркните буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.
- Сколько согласных звуков в слове Лёня? Произнесите их. Какие это звуки – твёрдые или мягкие? Как обозначена мягкость согласных на письме? Запишите слово Лёня. Подчеркните буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки ___________________
Дифференциация твердых и мягких согласных
Карточка № 6
- Прочитайте. Сравните звучание парных согласных в каждой паре слов. ЛЮК – ЛУК, НОС – НЁС, ЗЯБЛИК – ЗАБОР
Обратите внимание, как на письме обозначена мягкость согласных звуков. Спишите слова. Подчеркните буквы, которые обозначают мягкость согласных звуков.
________________________________________________________________
- Прочитайте слова, выделяя каждый согласный звук. Твёрдо или мягко он произносится? Как обозначена на письме мягкость согласных звуков?
МАРКА, ДОКТОР ПУХ, РЕБЯТА СЁЛА, ГАДЮКА, РАБОТА, СЫР, ПЕНЬ.
Выпишите слова в которых есть мягкие согласные звуки. Подчеркните буквы, которые обозначают мягкость согласных звуков.
__________________________________________________________________
- Сделайте вывод, какими буквами обозначается мягкость согласных звуков на письме?
Мягкость согласных звуков на письме обозначается буквами
__________________________________________________________________
Дифференциация твердых и мягких согласных
Карточка № 7
- Прочитайте рассказ.
Андр__ше подар__ли кот__нка. Коля и Андр__ша играют с ним. У М__рзика б__лые л__пки и т__мный н__сик. Он л__бит м__со и р__бу.
Какие буквы пропущены в словах?
Спишите рассказ, вставляя пропущенные буквы.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подчеркните буквы, которые стоят на месте мягких согласных звуков.
Правописание безударных гласных в корне слова
Карточка № 1
1. Выбери проверочное слово:
Уд.вительно (диво, дева), м.нять (мина, замена), л.пить (липко, лепка), л.нивый (лень, линька), скр.пучий (скрепка, скрип), м.стерить (мост, мастер).
2. Напиши буквы правильно, подбери проверочные слова.
Мама простыни стирала
И на речке пол.скала. ___________________
К дочке кошка прибежала,
Дочка кошку пол.скала. _________________
К старости наш дедушка
Очень пос.дел._________________________
Он в саду на бревнышко
Сел и пос.дел. __________________________
Гири брат мой поднимает
Свою силу разв.вает._____________________
А на крыше мой флажок
Разв.вает ветерок.________________________
Правописание безударных гласных в корне слова
Карточка № 2
- Подбери к каждому слову недостающие родственные и запиши их в три столбика.
Существительное | Прилагательное | Глагол |
… | … | Чистить |
… | Подарочный | … |
Боль | … | … |
… | Белый | … |
2. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова.
Св…тило (_________________) солнце, пели птицы, жужжали шм…ли.(_________________) Над старыми пнями спела сладкая земляника. Б…лобокие (_________________) сороки ск…кали (_________________) и громко тр…щали.(_________________)
Правописание безударных гласных в корне слова
Карточка № 3
1. Замени одним словом – глаголом.
Сделать подарок — ______________________________
Говорить дерзости — ____________________________
Издавать крик — ________________________________
Произвести посадку — ____________________________
Излучать свет — _________________________________
- Напиши правильно, подбери проверочные слова.
А з…мой в р…ке в…да ___________________________________________
Не б…ится х…л…да. _____________________________________________ Быстро прячется под лёд
И т…чёт себе, т…чёт._____________________________________________
Над цв…тком цв…ток л…тает, _____________________________________
И порхает, и порхает.
По тр…пинкам, по н…зинкам ______________________________________
Ходит лесом нев…димка,__________________________________________
Повт…ряет вслед за мной__________________________________________
Все сл…ва в тиши л…сной._________________________________________
Правописание безударных гласных в корне слова
Карточка № 4
- Вставьте пропущенные буквы, рядом припишите проверочные слова.
Л…сок в…сёлый, р…дные нивы,___________________________________
Р…ки извивы,____________________________________________________
Цв…тущий склон.________________________________________________
Х…лмы и сёла, простор привольный_________________________________
И к…локольный__________________________________________________
П…вучий звон.___________________________________________________
- Найди и исправь ошибки, объясни правописание.
Молыш______________________
Честюля_____________________
Вада ________________________
Зимля _______________________
Трапинка ____________________
Билеть_______________________
Смишить_____________________
Свистеть_____________________
Звирёк _______________________
Зима _________________________
Сматреть _____________________
Плисать ______________________
Правописание безударных гласных в корне слова
Карточка № 5
- Вставьте пропущенные буквы, рядом припишите проверочные слова.
Ты будь внимателен, мой друг:
В словах есть безударный звук.
С…ло, гн…здо, п…ля, в…сна – __________________________________________________________________
Одна из гласных неясна.
Стр…на, з…мля, стр…ла, р…са, __________________________________________________________________
С…сна, з…рно, зв…зда, кр…са._______________________________________ М…сты, гр…за, сл…ды, л…сток,_____________________________________
М…ря, р…ка, л…са, цв…ток,_________________________________________
В…да, д…ла, гр…за, тр…ва – ________________________________________
Проверить надо все сл…ва!___________________________________________
Правописание безударных гласных в корне слова
Карточка № 6
- Русская зима воспета многими поэтами. Прочитайте отрывки из стихотворений.
Вставьте пропущенные буквы, подберите проверочные слова.
Белотканный к…вер____________________
Устилает наш двор.
Я гулял на дв…ре,___________________
Насл....дил на к…вре. ______________________
П.Образцов
Сн…жинка л…тит,______________________________
А за нею другая,
Пуховым пл…тком___________________________
Дальний луг укрывая.
Р. Сеф
Простор сияет чистый,
Б..лым-б…ла з…мля.______________________
Под шубою пушистой
С…ды, луга, п..ля._________________________
И. Лисич.
Стелят вьюги и м...тели
Б..лоснежные постели – ________________________
Пов..ляться на дв…ре __________________________
Д…творе! __________________________________
В. Лунин
Правописание безударных гласных в корне слова
Карточка № 8
- Составь текст.
Расставьте предложения по порядку. В пустые окошечки вставьте нужную букву.
Прыгнет с обрыва, ост…новится и з…вет сына.
Мать к…рмила его м…л…ком и учила бегать по г…рам.
М…лыш др…жит от страха, но прыгает.
Р…дился к…злёнок в д…лине горной р…ки.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова
Карточка № 1
- Подберите проверочные слова так, чтобы после проверяемого согласного стоял гласный звук.
Клуб ____________
гриб _____________
улыбка ___________
народ ____________
город ____________
сад ______________
обед ____________
загадка __________
вперед __________
лодка ____________
мороз ____________
сказка ____________
нож ______________
рожь ____________
кружка ___________
подружка _________
друг _____________
снег _____________
- Прочитай слова. Спиши только те слова, в которых согласную надо проверять.
Островки, островок, островком._____________________________________
Пирожки, пирожок, пирожком. _____________________________________ Дружки, дружок, дружком. ________________________________________
Холодок, холодком, в холодке, ______________________________________ Медок, медком мёд. ______________________________________________
Покрышка, покрышкой, покрышек. _________________________________
Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова
Карточка № 2
- Подберите проверочные слова так, чтобы после проверяемого согласного стоял гласный звук.
Сток воды ____________________
стог сена_____________________
плод апельсина________________
на реке плот___________________
зеленый лук____________________
цветочный луг_________________
средний род___________________
красивый рот__________________
- Спиши, вставляя пропущенные буквы.
Ловок — ло . кий. Скользок - сколь . кий._______________________________ Гибок - ги . кий. Резок - ре .кий._______________________________________
Гладок - гла, кий. Робок - ро . кий._____________________________________
Сладок - сла . кий. Лёгок - ле . кий.____________________________________
Близок - бли . кий. Крепок - кре . кий.__________________________________
Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова
Карточка № 3
- Напишите слова в следующей последовательности: проверяемое, проверяемое, проверочное. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните орфограммы.
Образец: дуб, дубки - дубок.
ду .ок, ду . ки, ду .; __________________________________________________
зу .ки, зу ., зу . ок; __________________________________________________
коло ., коло . ки, коло . ок.; ___________________________________________
сторо ., сторо . ит, сторо . ка; _________________________________________
голу . ь, голубо ., голу . ка. ___________________________________________
- Спиши, вставляя пропущенные буквы. В скобках напиши проверочные слова.
Получить бага . , выйти на бере ., найти кла ., отправиться в похо ., букет ро ., ветки бере ., автор кни ., запах тра ., проливной дож . ь, вкусный обе ., широкий пру ..
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова
Карточка № 4
- Прочитай пословицы и поговорки. Спиши. Подчеркни буквы парных звонких и глухих согласных на конце слова. Как надо проверять их написание?
У наших ворот всегда хоровод. Был бы покос, да пришёл мороз. В мае дождь, будет рожь.
Сорвать прут — небольшой труд. Добрая пословица не в бровь, а в глаз. Книга — твой друг, без неё как без рук.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова
Карточка № 5
1. Напишите слова в таком порядке: 1) имена существительные; 2) имена прилагательные 3) глаголы. Подчеркни букву согласного в корне, которую нужно проверить.
1) Готовить, подготовка, готовый, подготовительный, готовность, заготовка, наготовить.
2) Низкий, низина, низовье, понизить, занизить, унизительный.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Найди и исправь ошибки, объясни правописание.
Малыш ________________
Гараш _________________
Дожть _________________
Гвость ________________
Зуп ___________________
Суп ___________________
Хвост _________________
Карандаж ________________
Мягкий __________________
Скольский _______________
Гипкий __________________
Ропкий __________________
Оврак ___________________
Гласки __________________
Обозначение мягкости согласных с помощью ь.
Карточка № 1
- Прочитайте
Почему у дома уго…
Превратился сразу в уго…
Без пожара просто так?
Какой звук слышится в конце выделенных слов – твёрдый или мягкий?
Прочитайте: угол – уголь. Как обозначена мягкость согласного звука во втором слове?
- Прочитайте шуточное стихотворение
Мягкий знак – хитрый знак, не сказать его никак:
Он не произносится, но в слово часто просится.
(Е. Измайлов)
Приведите примеры слов, в которых пишется мягкий знак (Ь). Запишите пять-шесть таких слов. Отметьте в них буквы на месте мягких согласных звуков.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Обозначение мягкости согласных с помощью ь.
Карточка № 2
- Прочитайте. Объясните значение слов. Выпишите слова, в которых есть мягкие согласные.
Мать, дом, рысь, сталь, лазурь, сын, лань, забор, морс, фасоль, июль, июнь, январь, мост.
Сравните сколько в словах звуков и сколько букв.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
- Прочитайте слова. Назовите слово с мягким согласным звуком.
Пальто платок
Объясните, почему в слове пальто звуков больше, чем букв.
Обозначение мягкости согласных с помощью ь.
Карточка № 3
- Выполни звуко-буквенный анализ слова.
Пальтоз-б
_______________________________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
Обозначение мягкости согласных с помощью ь.
Карточка № 4
- Прочитайте предложения, изменяя слова в скобках.
Саша купил (календари). Раненый (журавли) отстал от стаи. На дереве притаилась (рыси). Всю зиму спит (окуни).
Запишите предложения. В измененных словах подчеркните буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Запишите данные слова в единственном числе. Перед словами, в которых нужно проверить конечные согласные, пишите проверочные слова. Согласные, написание которых надо проверять подчеркните.
Брови, гуси, очереди, степи, метели, звери, кони, гости, площади, голуби, караси, олени.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Обозначение мягкости согласных с помощью ь.
Карточка № 5
- Прочитайте предложения, изменяя слова в скобках.
Трещит на морозе (ели). (Медведи) бродит по лесу. Спит в берлоге лохматый (звери). Тих скрипнула (двери). Вышел лесной (сторожа).
В каком числе стоят слова в скобках? Как вы их изменили? Объясните почему изменилось количество слогов в этих словах. Запишите предложения. Подчеркните буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Обозначение мягкости согласных с помощью ь.
Карточка № 6
- Прочитайте и отгадайте загадки.
Какие два коня
По льду несут меня.
В воде купался,
А сух остался.
Какой конечный звук произносится в словах отгадках? Как обозначается его мягкость на письме? Сколько звуков в этих словах? Сколько букв?
Гусьз-б
_______________________________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
- Прочитайте слова. Выделите мягкие согласные и укажите, как обозначена их мягкость на письме. Девочка, письмо, пальто.
Составьте и запишите предложения с данными словами.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Обозначение мягкости согласных с помощью ь.
Карточка № 7
- Прочитайте, выделяя каждое предложение.
В солне…ные зимние дни Веро…ка после школы катается на кон…ках обедает она то…но в два ч…са дево…ка тщател…но делает уроки потом она бежит в ово…ной магазин или в було…ную довол…на мама своей до…кой.
Объясните написание пропущенных букв. Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
- Прочитайте считалку
Говорят, на заре
Собирались на горе
Голубь, гусь и галка.
Вот и вся считалка!
Послушайте, какие согласные (парные или непарные, звонкие или глухие, мягкие или твёрдые) произносятся в конце выделенных слов. Объясните, нужно ли проверять их обозначение на письме. Спишите считалку. Подчеркните слово, в котором произношение последнего согласного звука не совпадает с его обозначением на письме.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Обозначение мягкости согласных с помощью ь.
Карточка № 7
- Прочитайте предложения, изменяя слова в скобках по смыслу.
В поле свистит (метели). На окне сидит (голуби). Сохнет на солнце (сети). Хорошо помнит дорогу (лошади).
Какие согласные звуки (парные или непарные, твёрдые или мягкие) произносятся в конце изменённых слов? Как проверить их написание? Как обозначить мягкость на письме? Запишите предложения.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Написание слов с разделительными Ъ и Ь знаками
Карточка № 1
- Вставь пропущенные буквы, подчеркни слова , в которых Ъ и Ь знаки разделительные. Докажи.
У под…езда дома пят…,
Об…явление опят…
«Мар…и, Дар…и и Тат…яны,
Ол…ги, Соф…и и Ул…яны!
На кон…ки пора встават…,
По л..ду скол…зкому гонят…!»
- Запиши одним словом с Ь или Ъ разделительными знаками
Животное, наиболее близкое к человеку по строению тела________________
Кондитерское изделие ______________________________________________
Втолковал, разжевал и в рот положил _________________________________
Сообщение, извещение, доводимое до всеобщего сведения _______________
Участок дороги, поднимающийся в гору _______________________________
События перед юбилеем ____________________________________________
Полоса земли вдоль берега моря, озера ________________________________
Снежная буря _____________________________________________________
мясной отвар _____________________________________________________
Написание слов с разделительными Ъ и Ь знаками
Карточка № 2
- Вставь пропущенную букву, где нужно. Объясни.
С…ёжился, солов…и, в…ехал, по…ехал, под…ехал, с…ёмки, вы…емка, с…едобные, раз…яснить, в…юга, пред…юбилейный, вы…езд, под…езд, вороб…и, об…едки, об…езд, под…ём, об…яснить, от…ехал, за…ехал, об…явление, лист…я.
- Найди ошибки. Исправь. Перепиши правильно.
Волк ужасно разярён,
Сесть ежа не может он.
Ёж, хотя и не седобен:
Для седенья неудобен:
Сежась, выставил иголки –
Обегорил злого волка.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Написание слов с разделительными Ъ и Ь знаками
Карточка № 3
- Спиши, вставляя нужную букву.
Весной птицы в…ют гнезда, а осен…ю покидают родные края. Кошке очень хотелось с…есть вороб…я. Вороб…и летели низко, да схватить их было трудно. На мосту брёвна раз…ехались, и машины пошли в об…езд.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Написание слов с разделительными Ъ и Ь знаками
Карточка № 3
- Распределите слова по двум столбикам.
Под…ехать, с…емка, в…юга, раз…яснить, л…ётся, бул…он, мурав…и, бур…ян, пред…юбилейный, об…явить, бар…ер, в…езд, вороб…и, об…явление.
Разделительный Ь | Разделительный Ъ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности организации обучения в малокомплектной школе
Из опыта работы в классах-комплектах. Рекомендации по организации обучения в малокомплектной школе....
особенности организации обучения в малокомплектной школе
рассматриваются актуальные вопросы организации учебно-воспитательного процесса в малокомплектной школе...
Особенности организации обучения аутичного ребенка в условиях МКУ «Реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Радуга»
на персональном сайтеhttp://nsportal.ru/bagaeva-elena-sergeevna-0...
Авторский проект «Особенности организации здоровьесберегающего пространства начального общего образования»
Забота о здоровье ребёнка –это не просто комплекс санитарно- ...
Особенности организации обучения детей с расстройствами аутистического спектра.
Особенности организации обучения детей с РАС расмотренны в четырёх направлениях: организация образовательного пространства;адаптация учебной программы;организация занятий/уроков;мониторинг достиж...
Арт-технологии в обучении детей с ОВЗ. Выступление на семинаре-практикуме в рамках курса повышения квалификации "Особенности организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ в условиях введения ФГОС"
. Выступление на семинаре-практикуме в рамках курса повышения квалификации "Особенности организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ в условиях введения ФГОС"...
Особенности организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с учётом требований ФГОС
С 1 сентября 2013 года в России вступил в силу закон "Об образовании в РФ", в котором отражены интересы детей с ограниченными возможностями здоровья. Детям с ОВЗ сегодня не обя...