Проблемное обучение. Из опыта педагогической деятельности.
статья на тему
Данная статья знакомит с сущностью проблемного обучения. В ней представлены проблемные вопросы, которые можно использовать не только в урочной, но и внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Кольцова Ольга Владимировна, учитель начальных классов МБОУ СШ №2 г. Сычевки
На определённом этапе своей деятельности я задумалась над тем, что нужно сделать учителю, чтобы овладеть вниманием современных учащихся. А сделать это совсем не просто. Для этого учитель должен помочь каждому ученику ощутить свою причастность к предмету.
Очевидно, что традиционный объяснительно-иллюстративный метод обучения недостаточен сегодня для реализации нового социального заказа общества: на выходе из школы выпускник должен быть способен к самореализации и самоопределению. А сформировать такие качества может развивающее обучение, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, который предполагает, что новые понятия не даются детям в готовом виде, а добываются ими самостоятельно в процессе учебной деятельности.Как организовать такое обучение. Верно организованные учителем на уроке проблемные ситуации помогают осуществлять данный подход.. Технология проблемного обучения позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком открытия знаний. В словосочетании ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ: проблемное означает, что на уроке должны быть проработаны два звена: постановка проблемы и поиск решения.
Немного остановлюсь на определении проблемного обучения.
Проблемное обучение – обучение, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей учеников в процессе обучения.
Деятельность учителя при проблемном обучении состоит в объяснении содержания наиболее сложных понятий, организация их учебно-познавательной деятельности таким образом, чтобы на основе анализа фактов учащиеся самостоятельно сделали выводы и обобщения.
Выделяют различные методы, используемые при проблемном обучении (система методов М. Н. Скаткина и И. Я. Лернера). Это и объяснительный, репродуктивный, практический, частично-поисковый, исследовательский.
Умственный поиск – сложный процесс. Не всякий поиск связан с возникновением проблемы. Если учитель даёт задание ученикам и указывает, как его выполнять, то это не будет решением проблемы. Подлинная активизация учащихся характеризуется самостоятельным поиском решения проблем.
Сейчас хочу подробнее остановиться как я в своей деятельности осуществляю проблемное обучение. Остановлю ваше внимание на фрагменте урока русского языка, 4 класс, введение понятия «Спряжение глагола». Предлагаю учащимся
Учащиеся видят перед собой проблему и предлагают пути её решения.
- Еще немного остановлюсь на уроке изобразительного искусства. Урок интегрированный - изобразительное искусство и окружающий мир. Тема урока «Пейзаж». Я выбрала «Морской пейзаж», а именно красота заката на море. Основные цели- Расширить знания учащихся о работе над пейзажем. Научиться передавать цветом состояние и настроение природы.
2. Использовать новые средства выразительности в работе цветом над пейзажем.
Урок требовал достаточной подготовки, необходимо было обеспечить учащихся различными информационными источниками - словарями, познавательные журналы, энциклопедии (сложнее я думала будет с доступом в интернет), но и эта проблема решена. Учащиеся были разбиты на микрогруппы, после объявления темы был задан вопрос – Почему солнечный диск , будучи жёлтого цвета, во время заката на линии горизонта приобретает красноватый оттенок?
После постановки проблемы учащиеся приступили к поиску ответа, используя все возможные источники (это было обговорено заранее). Много необычного и интересного открыли для себя дети. И все таки ответ был найден - Солнце находится у горизонта, его лучи скользят вдоль земной поверхности, где воздух очень влажный, что задерживает и поглощает лучи. В результате этого сквозь плотную и влажную атмосферу в первые минуты заката способны пробиться лишь лучи красных и оранжевых цветов.
После объсянения правил изображения заката на море, выбора цветовых решений учащиеся приступили непосредственно к изображению. Стоит отметить, что практически все постарались на славу. Вот что получилось!
Великая цель образования — не только знания, но и прежде всего действия.
Н.И. Мирон
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение и организация проектной деятельности в логопедической практике
Содержание материала поможет учителям-логопедам в организации проблемного обучения и проектов на логопедических занятиях...

Использование игровых технологий, проблемного обучения и организация проектной деятельности в логопедической практике
Представляю опыт работы по организации проектной деятельности на логопедических занятиях для организации коммуникативной деятельности младших школьников ....

Обобщение опыта педагогической деятельности тема: «Формирование коммуникативной компетенции учащихся 1 ступени через проектную деятельность»
Основной проблемой образования на современном этапе становится не усвоение постоянно увеличивающегося объема знаний, а ориентация в потоке возрастающей информации, а также производство знания, которог...

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВЛИЯНИЕ ВОЛОНТЁРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ ПРОДЛЁННОГО ДНЯ»
в опыте представлены формы и методы практической деятельности, диагностика и диаграммы....

Использование технологии проблемного обучения(из опыта работы)
Рекомендации по использованию в работе учителя начальных классов технологий проблемного обучения...

Проблемное обучение. Из опыта педагогической деятельности.
анная статья знакомит с сущностью проблемного обучения. В ней представлены проблемные вопросы, которые можно использовать не только в урочной, но и внеурочной деятельности...

Обобщение опыта педагогической деятельности по теме "Развитие аналитической деятельности учащихся в работе над задачами"
Исходя из общих положений концепции математического образования, одна и основных задач начального курса математики - обеспечить интеллектуальное развитие и сформировать качества мышления, характ...