достижение качества урока
материал на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Традиционные методы обучения потеряли свою актуальность на современном этапе развития общества, на первый план выдвигаются активные формы обучения. Основная задача внедрения активных форм обучения — воспитание конкурентоспособной, самостоятельной в решении жизненных проблем, творческой личности. Говоря о поисках путей совершенствования процесса обучения, необходимо иметь в виду не только систему совершенствования методов сообщения новых знаний, но и совершенствование методики формирования у детей различных умений и навыков.
Изучение процесса усвоения знаний схематически может быть представлен как путь от восприятия и понимания учебного материала к активной его переработке в сознании учащихся и превращению усвоенных знаний в личное достояние ученика, т.е. убеждения.
Сегодня к современному уроку предъявляются высокие требования. Вовремя начатый урок, организация пространства класса, чёткая организация этапов урока, взаимодействие между учителем и учащимися, реакция учителя на те или иные поступки учащихся, подбор учебного материала и способы его подачи, использование современных методик и технологий обучения, использование наглядности и ТСО – всё это влияет на образовательный результат деятельности учащихся.
В школьной практике и в методической литературе принято делить методы обучения на стандартные и нестандартные . Нестандартные формы и методы позволяют сделать урок более доступной и увлекательной, привлечь интерес учащихся. В литературе выделяют следующие нетрадиционные формы уроков: урок – конференция; урок – соревнование; урок – игра; урок – викторина; урок – диспут; урок – конкурс; урок - аукцион знаний; урок творчества; урок – турнир; урок – спектакль; смотр знаний;
урок – зачет; урок – путешествие; урок – диалог; урок – интервью; урок – тренажер; урок – экскурсия; мозговая атака; урок – лекция; урок – консультация; уроки взаимообучения ; урок – аукцион; урок – творческий отчет; уроки – фантазии; уроки – суды; уроки – концерты; интегральные уроки; урок-мастерская. Такие формы и методы повышают эффективность обучения, предполагают творческий подход со стороны учителя и ученика.
Практика показала, что если использование нестандартных форм уроков носит не случайный, а систематический характер, тесно связанный с изучаемым материалом, то на фоне такой деятельности ученики легче будут понимать теоретический материал, способы решения примеров и задач. Они выполняют познавательные и воспитательные функции. На них ученики применяют приобретенные знания, открывают новые приемы решений и рассуждений, привлекаются к работе слабые школьники. Такая работа способствует развитию логического мышления, тренирует смысловую и образную память, активизирует мыслительную деятельность. Это позволяет разносторонне развиваться личности учащихся, способствует выработке умения аргументировано доказывать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, прислушиваться к мнению других, развивает чувства взаимопомощи и взаимоуважения, формирует осознанные нормы поведения, учит внимательности, терпимости и самообладанию сообразительности и скорости мышления. Учащиеся преображаются на глазах, с огромным удовольствием показывают свои знания и умения.
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности Главная задача этого этапа — создать такие условия, чтобы ученик внутреннее собрался, подготовился и нацелился на «покорение новых вершин». Учитель должен затронуть все три пласта мотивации: «хочу» — вызываем интерес к уроку, к деятельности; «надо» — подводим ученика к осознанию важности и необходимости нового знания; «могу» — определяем тематические рамки познания, демонстрируем, что непосильных и сверхсложных задач не предвидится.
Приемы для этапа мотивации: Психологический тренинг. Графический диктант. " Да-нет ". Рифмованное начало урока. Эпиграф к уроку. Цитирование высказываний известных людей, пословиц или поговорок, загадок. Начало урока с элементами театрализации. Прием "Фантастическая добавка". Прием "Оратор". Отсроченная догадка . Эмоциональный вход в урок (музыка, аутотренинг). Интеллектуальная разминка. Прием "Светофор".
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии Основная цель данного этапа заключается в том, чтобы каждый ученик внутренне осознал потребность открытия новых знаний и умений. А пробное действие позволит каждому зафиксировать свои, индивидуальные затруднения. Упражнения для этого этапа нужно подбирать такие, чтобы ученики могли: вспомнить, что они уже умеют и знают по данной теме; активизировали мыслительные процессы, которые понадобятся для усвоения нового знания: анализ, сравнение, аналогия, классификация, синтез, обощение . при попытке самостоятельно выполнить предложенное задание, смогли вычленить затруднения и зафиксировать их.
Приемы для этапа актуализации: Видеосюжет. Прием "Лови ошибку" . Анализ выполнения домашнего задания. Лото. Проблемный вопрос или проблемная ситуация. Ролевой сюжет. Отсроченная догадка. Смена ролей. Театрализация. Ряд ассоциаций. Интеллектуальная разминка. Мозговой штурм . Прием "Почини цепочку". Слепой текст. "ИДЕАЛ". Инсерт .
3. Этап выявления места и причины затруднений Главная цель этого этапа: дать возможность ученикам осознать, в чем именно состоит затруднение, каких знаний, умений и навыков им не хватает для решения пробного задания. Работа на данном этапе строится следующим образом: Ученики анализируют свои попытки выполнить пробное задание, проговаривают вслух: что и как они делали. В ходе анализа каждый фиксирует для себя тот шаг, тот момент в решении, на котором они «споткнулись» — это место затруднения . Завершается этот этап работы тем, что ученики вспоминают, как они решали подобные задачи ранее, и фиксируют, что сейчас этого знания им недостаточно. Важно выделить — какого именно знания или умения не хватает — это причина затруднений.
Приемы: Таблица ЗХУ . Мозговой штурм. Подводящий диалог. Прием "Яркое пятно". Группировка. Домысливание. Кластер . Составление алгоритма . Прием "Птичий базар" – ученики вместе проговаривают новое правило (не хором, но все сразу и вслух).
4. Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации Основная цель этого этапа: формулировка главных целей и темы урока, выбор способа разрешения проблемы, выбор метода и средств. Работа строится так: Ученики проговаривают проблему затруднений и высказывают предположения: какое именно новое знание или новое умение поможет им разрешить затруднение. На основе этих предположений формулируется основная цель урока и ее тема (учитель может подкорректировать тему и цели урока). Выбирается способ, который позволит получить новое знание: Способ уточнения (если способ можно сконструировать из того, что ученики уже знают) Способ дополнения — требует введения новых практик и умений. Выбираются средства, с помощью которых будет изучаться новая тема: формулы, уже изученные правила, понятия, алгоритмы, модели и пр.
Приемы: Деловые игры. Дерево целей. Пресс-конференция. Эксперимент. Проблемный ряд. Подводящий диалог .
5. Реализация построенного проекта Главная цель этого этапа: ученики сами создают проект выхода и пробуют применить его на практике. Здесь важно, чтобы выбранное новое действие было способно разрешить не только то затруднение, которое было уже зафиксировано, но решать все задачи подобного типа.
Приемы: Вопросы к тексту. Доклад. Лови ошибку. Пресс-конференция. Проблемный диалог. Фантастическая добавка. Деловые игры. Проблемный поиск. Ромб ассоциаций.
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи На данном этапе ученикам предлагается несколько типовых задач по новой теме. Теперь ученики (в парах, в группах) решают задания по новому, выработанному проекту и обязательно проговаривают каждый этап, объясняют и аргументируют свои действия.
Приемы: Комментирование чтение. Вопросы к тексту. Лови ошибку. Отсроченная догадка. Синквейн . Пресс-конференция. Презентация. Прием "Снежный ком". Рассказ-эстафета. Прием "Удивляй". Фиш-боун . Аукцион. Реклама. Таблица "? + !". Прием "Я беру тебя с собой ".
7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону На данном этапе ученики самостоятельно выполняют типовые задания, проверяют их по предложенному эталону сначала сами, затем друг у друга. Задача учителя — создать ситуацию успеха для каждого ученика.
Приемы: Щадящий опрос . Деловые игры. Прием " Да-нет ". Прием "Реставратор" . Найди соответствие. Творческие тесты . Работа на компьютерах. Мини-проекты или мини-исследования. Диктанты ( фактологический , цифровой, буквенный). Блиц-контрольные .
8. Этап включения в систему знаний и повторения Основная цель этого этапа: зафиксировать полученное знание, рассмотреть, как новое знание укладывается в систему ранее изученного, при возможности довести полученный навык до автоматизированности использования и подготовить учеников к дальнейшему погружению в тему.
Приемы: Кластер. "Найди ошибку". Шесть шляп . " Верю-не верю". Тестирование. Различные виды опросов. Эссе, резюме. Составление кроссворда . Контрольная работа или диктант. Восстанови текст. Свои примеры.
8. Промежуточный этап, на котором формулируется домашнее задание . В зависимости от подготовленности класса, учитель может предложить два варианта: уже готовое домашнее задание с обязательной градацией по степени сложности. ученики сами могут сформулировать домашнее задание, выбрать его тип (конструктивное, творческое, исследовательское), уточнить способы решения заданий.
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке На данном этапе ученики соотносят цели, которые они ставили на уроке и результаты своей деятельности.
Приемы: Таблица "+ - ?". Свободный микрофон. Дерево настроение. Лестница успеха. Анкетирование. Цветотехника . Пантомима. Цветные поля . Толстые и тонкие вопросы . Синквейн . Прием "Шкатулка".
Таким образом, на уроке открытия нового знания учитель вовлекает учеников в процесс обучения, в процесс постановки целей урока и его темы. При этом происходит систематическое обучение навыкам самоконтроля, самоанализа, самооценки и самокоррекции .
Школа была и остаётся обучающим учреждением. От уровня подготовки человека зависит его собственное будущее благополучие, так и качество жизни общества в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Достижение качества образования в условиях реализации ФГОС.
Выступление для педагогического совета. Характеристика качества образования в начальных классах в условиях реализации ФГОС. Анализ работы методического объединения учителей начальных классов....
«РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СПОСОБ ДОСТИЖЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»
В статье раскрывается смысл компетентностного подхода на уроках математики в начальной школе. Приводятся примеры заданий, которые позволяют формировать ключевые компетентности учащихся начальных класс...
Реализация ФГОС НОО через компетентностно-ориентированную среду школы как условие достижения качества образования
Данное выступление демонстрирует работу РМО учителей начальных классов при реализации ФГОС НОО в Каслинском районе, представляет результаты мониторинга 4-классников....
Достижение качества образования в начальной школе в условиях реализации ФГОС
Итоги реализации ФГОС НОО, сравнение классов....
Условия достижения качества современного образования в свете требований ФГОС НОО
Стратегия современного образования сформулирована в нормативных и методологических федеральных документах: «Наша новая школа», Федеральный государственный образовательный стандарт, «Концепция д...
Педагогическая программа «Взаимодействие семьи и школы по достижению качества начального образования в свете ФГОС»
Педагогическая программа "Взаимодействие семьи и школы по достижению качества начального образования в свете ФГОС"...
Пути достижения качества обучения на уроках через использование инновационных технологий
Выступление на метолическом совете начальных классов...