Лекция для студентов НВГУ №2
консультация на тему

Серёгина Татьяна Николаевна

Практикоориентированная лекция «Технология проектной деятельности. Проектная деятельность  как средство развития умений и навыков»

в рамках реализации рабочей программы дисциплины Б1.В.ДВ.10 «Проектная работа в школе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lektsiya_no2.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Средняя школа №29»

Практикоориентированная лекция

«Технология проектной деятельности.

Проектная деятельность  как средство развития умений и навыков»

в рамках реализации рабочей программы дисциплины

Б1.В.ДВ.10 «Проектная работа в школе»

Высшее образование (бакалавриат)

Направление подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование

Направленность (профиль) образовательной программы: экономика

Целевая аудитория: студенты НВГУ

Форма обучения: очная

Срок освоения лекции: 2 академических часа

Педагог: Серёгина Т.Н., учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Нижневартовск, 2016 г.

Лекция 2

Технология проектной деятельности.

Проектная деятельность  как средство развития умений и навыков.

Современное общество требует от выпускника способности адаптироваться к изменяющимся условиям, свободно ориентироваться в информационном поле, строить систему в любой сфере знания, проектировать собственное развитие. В Концепции модернизации российского образования подчеркивается необходимость "формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования".

Компетенция - общая способность и готовность использовать знания, умения и обобщенные способы действий, усвоенные в процессе обучения, в реальной деятельности. Компетенция - это знание в действии, способность человека использовать на практике полученные умения и навыки, принимать решения в условиях неопределенности и реализовывать их.

Современные требования ставят новые задачи и перед учителем: не пассивное ведение урока, а формирование умения самостоятельно работать, развитие творческого мышления, способности прогнозировать свою деятельность. "Одна из важнейших задач учителя - включение учащихся в творческую деятельность, увеличение доли их самостоятельности".

Умения самостоятельного ориентирования в информационном пространстве важны также в связи с переходом к профильной школе, так как они становятся для ученика основанием для самообразования и самореализации, способствуют его успешному личностному росту.

Практика показывает, что использование проектной технологии в образовательном процессе обеспечивает формирование ключевых компетенций: исследовательской, коммуникативной, информационной. Проектная деятельность на уроках направлена на формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности.

Проектная деятельность учащихся - это учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, результатом которой становится решение какой-либо проблемы, представленное в виде его подробного описания (проекта).

Проект - это детально описанный прообраз будущего объекта или способа деятельности.

Учебно-познавательный проект - это ограниченное во времени, целенаправленное изучение определенной системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащимся.

Технология проектной деятельности – целенаправленная деятельность  по определенному плану  для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.

Цель данной технологии — развитие свободной творческой личности ребенка. Стержнем технологии проектной деятельности является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. При этом проектом является любая деятельность, выполненная  от всего сердца, с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом. Использование этой технологии, не только подготавливает ребенка к жизни в будущем, но и помогает организовать жизнь в настоящем.

В основе организации проектной деятельности учащихся лежит метод учебного проекта - это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности школьников, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие подходы.

Проектная деятельность, грамотно спланированная и организованная, позволяет придать личностный характер знаниям, даёт возможность обучающимся и учителю реализовать собственные и совместно разработанные идеи и замыслы, поэтому девизом проектного обучения может стать китайская мудрость: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь».

Что такое «метод проектов»? Это метод обучения, который:

- развивает общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

- формирует компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;

- формирует активную, самостоятельную  инициативную позицию обучающихся в учении;

- нацеливает на развитие познавательного интереса учащихся;

- реализует принцип связи обучения с жизнью.         

В основе метода лежит идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Проект – это «пять П»:  

1) Проблема. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической. Поиск социально значимой проблемы – одна из наиболее трудных организационных задач.

2) Проектирование (планирование). Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности с определения вида продукта и формы презентации, сроков выполнения и ответственных.

3) Поиск информации или исследовательская деятельность учащихся.

4) Продукт. Результатом работы над проектом является продукт, т.е. средство, которое разработали участники проектной группы для решения проблемы.

5) Презентация. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику посредством презентации.

Шестое  «П» проекта – Портфолио, т.е. папка, в которой собраны рабочие материалы проекта.

Учебный проект, с точки зрения учащегося, это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект, с точки зрения учителя, — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать следующие компетентности обучающегося.

•        анализа проблемного поля, выделение подпроблем, формулировка ведущей проблемы, постановка задач;

•        целеполагания и планирования деятельности;

  • самоанализ и рефлексия (самоанализ успешности и результативности решения проблемы в рамках проекта);
  • презентации (самопредъявления, формирования имиджа) деятельности и ее результатов;
  • подготовка материала для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;
  • поиска необходимой информации, ее систематизации и структуризации («вычленение» и усвоение необходимого знания из информационного поля);
  • применения знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нестандартных ситуациях,
  • выбора, освоения и использования технологии адекватной проблемной ситуации и конечному продукту проектирования;
  • проведения исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К УЧЕБНЫМ ПРОЕКТАМ

1.Наличие значимой проблемы/задачи (исследовательской, информационной, практической), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска её решения.

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

3 Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5 Использование исследовательских методов.

Учебные проекты, существующие в образовательной практике, делятся на несколько групп:

1. По характеру доминирующей в проекте деятельности:

> Исследовательский проект Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

  • Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т ч. в Интернете.
  • Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т п.

>Ролевой (игровой) проект  Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и тп. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

>        Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства.

2. По предметно-содержательной области:

  • монопроект, в рамках одной области знаний;
  • межпредметный проект, на стыке различных областей.

3. По характеру координации проекта.

  • непосредственный (жесткий, гибкий);

•        скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).

  1. По характеру контактов

 (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).

  1. По количеству участников проекта

(индивидуальный, парный, групповой, коллективный, массовый).

  1. По продолжительности проекта:

мини-проект (на 1 урок),

краткосрочный (4-6 уроков),

длительный (месяц, четверть, учебный год и т п.).

Организация проектной деятельности учащихся

В самом общем виде организация проектной деятельности учащихся может быть представлена в виде следующей таблицы.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

2

3

1. Погружение в проблему

Формулирует:

•        проблему проекта;

•        сюжетную ситуацию;

•        цель и задачи

Осуществляют:

•        личностное присвоение проблемы;

•        вживание в ситуацию;

•        принятие, уточнение и конкретизацию цели и задачи

2. Организация деятельности

Предлагает:

•        спланировать деятельность по решению задач проекта (установить «рабочий график»);

•        при организации групповой работы распределить амплуа и обязанности в группах(например: аналитик, инициатор, генератор идей и/или новатор, реалист, оптимист, пессимист и т п.);

•        возможные формы представления результатов проекта

Осуществляют:

•        планирование работы;

•        разбивку на группы и распределение ролей в группе;

•        выбор формы и способа представления информации

3.Осуществление деятельности

Не участвует, но:

•        консультирует по необходимости учащихся;

•        ненавязчиво контролирует;

•        ориентирует в поле необходимой информации;

•        консультирует по презентации результатов

Работают активно и самостоятельно:

•        по поиску, сбору и структурированию необходимой информации;

•        консультируются по необходимости;

•        подготавливают презентацию результатов

4.Презентация,

самоанализ и

самооценка

результатов

Принимает итоговый

отчет:

• обобщает и резюмирует

полученные результаты;

• подводит итоги обучения.

Оценивает по критериям:

• глубина проникновения

в проблему;

• привлечение знаний

из других областей;

• доказательность

принимаемых решений,

умение аргументировать

свои заключения, выводы;

• активность каждого

участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;

• характер общения

и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;

• эстетика оформления

результатов проведенного проекта;

• умение отвечать

на вопросы, лаконичность и аргументированность ответов

Демонстрируют:

• понимание проблемы, цели и задачи;

• умение планировать и осуществлять работу;

• найденный способ решения проблемы.

Осуществляют:

• рефлексию деятельности и результатов;

• взаимооценку деятельности и ее результативности

 «конечный продукт» проектной деятельности учащихся может быть представлен:

web-сайт;

анализ данных социологического опроса;

атлас;

бизнес-план; видеофильм; видеоклип; электронная газета; электронный журнал; законопроект; карта, коллекция; дизайн - макет; модель,

музыкальное произведение;

мультимедийный продукт;

пакет рекомендаций;

письмо в .. ,

прогноз;

публикация;

путеводитель,

рекламный проспект;

серия иллюстраций;

сказка,

справочник;

словарь,

сравнительно-сопоставительный анализ;

статья;

сценарий;

виртуальная экскурсия;

сборник сочинений;

дневник путешествий;

главы из несуществующего учебника.

В процессе работы над проектом учитель выступает в роли консультанта. Успех проектной деятельности обеспечивает позиция равноправного сотрудничества обучающихся с преподавателем, который не навязывает свои идеи, а провоцирует познавательную самостоятельность и творческую активность каждого участника проекта. При овладении учителем методом проектов необходимо, прежде всего, понимание того, что проекты могут быть разными.

  • В результате активного внедрения метода проектов

на уроках  и во внеурочной деятельности у  учащихся формируются

 общие учебные умения, навыки и обобщенные способы деятельности.

  • Обучающиеся более прочно усваивают знания,

полученные в ходе самостоятельного решения поставленных задач,

получают опыт вдумчивой работы с текстом художественного

 произведения, опыт работы с большим объемом информации из

различных источников.

  • Школьники приобретают навыки учебного сотрудничества

 и коммуникации: учатся работать в коллективе,  

планировать работу индивидуально и в группе,

 учатся оценивать ситуации и принимать решения.

  • Проектная деятельность способствует формированию у

 школьников духовности и культуры, инициативности,

самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

Таким образом, проектная деятельность обогащает жизненный опыт ребят, позволяет творчески воспринимать действительность, не оставляет равнодушными к изучаемому программному материалу, расширяя и углубляя его.

Метод проекта всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Он предполагает определённую совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Любая проектная деятельность включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Проектная деятельность позволяет реализовать личностно ориентированное обучение, так как при работе над проектом каждый ученик может найти дело, наиболее соответствующее его интересам и возможностям. Для учителя же проектная деятельность становится не привычной повседневной обузой, а бесконечным творческим поиском.

   Хочется закончить словами В. А. Сухомлинского «Учение – это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием в широком смысле этого понятия. В воспитании нет главного и второстепенного, как нет главного лепестка среди множества лепестков, создающих красоту цветка. В воспитании всё главное – и урок, и развитие разносторонних интересов детей вне урока…»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Культура общения преподавателя и студентов

Педагогическая этика является самостоятельным разделом этической науки и изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического...

Проведение Дня студента в школе

Готовый материал для проведения татьяниного дня в школе - дня студента....

Практика. Некоторые советы для студентов.

Столкнувшись с выходом на практику, я поняла, что практически нигде нет никаких данных о том, что предстоит практикантам. Возможно, написанная мною статья мало кому поможет, но студентам-педагогам ста...

Материалы Всероссийской научно-практической конференции "Традиции и инновации в образовательном пространстве России, ХМАО-Югры, НВГУ

Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции "Традиции и инновации в образовательном пространстве России, ХМАО-Югры, НВГУ...

Лекция для студентов НВГУ

Практикоориентированная лекция для студентов НВГУ «Историко-культурные источники развития педагогического проектирования»в рамках реализации рабочей программы дисциплины...

конспект лекций для студентов по направлению 21.03.02 по дисциплине "Благоустройство населенных мест"

Лекционный материал по дисциплине "Благоустройство населенных мест"...