Семинар по Здоровьесбережению
методическая разработка (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Выступление на семинаре по здоровьесбережению.
(слайд № 1) -Здравствуйте, уважаемые коллеги! Зовут меня, Оксана Васильевна, я работаю учителем начальных классов в Орловской средней общеобразовательной школы № 1.
Я хочу с вами поделиться опытом по созданию здоровьесберегающей среды в классе.
- (слайд № 2) Ещё Жан Жак Руссо говорил: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым.
Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования. Поэтому мы, учителя, должны уделять огромное внимание здоровью школьников. Проблема сохранения здоровья ребенка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю. Когда-то ещё древние греки высекли на камне: «Хочешь быть здоровым – бегай, хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть умным – бегай». Забота о здоровье – это важнейший труд учителя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
(слайд № 3) Актуальность моей работы в том, что
- Сохранение и укрепление здоровья детей на сегодняшний день является приоритетным направлением деятельности всего общества.
- Образовательные стандарты направлены на охрану и укрепление физического, социального, интеллектуального, духовного и психического здоровья детей.
Целью моей педагогической деятельности является создание пространства, направленного на формирование у обучающихся понимания здоровья как основной жизненной ценности, а также личностных установок на здоровый образ жизни.
(слайд № 4) Самое главное в воспитании детей - чтобы они росли здоровыми. Суть здоровья в гармонии физических и духовных сил, уравновешенности нервной системы, выносливости. У здорового ребенка глаза горят интересом ко всему окружающему, он улыбается, готов играть, бегать, веселиться. У него огромная потребность исследовать окружающий мир и проникнуть в тайны жизни. Ребёнок в состоянии «свернуть горы».
(слайд № 5) Здоровье классифицируется на: физическое, психологическое, социальное, духовное.
В воспитании здорового ребенка я придерживаюсь двух принципов: «Ребёнок – ценность» и «Не навреди».
На каждом уроке стараюсь использовать здоровьесберегающие приёмы и методы организации образовательной деятельности школьников.
Для того, чтобы нашим детям было интересно посещать уроки, необходимо соблюдать следующие требования к уроку: (слайд № 6)
- Позитивный эмоциональный настрой
- Учёт зоны работоспособности
- Гигиенические условия в классе
- Рациональная организация учебного процесса
- Чередование видов учебной деятельности
- Физкультминутки
- Дозированное домашнее задание
Здоровьесберегающие технологии применяются мной как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе. В классе придерживаемся девиза: «День начни с улыбки», это способствует эмоциональному настрою детей на новый день. (слайд № 7) Каждый день в классе начинается с проведения в 7ч. 50 мин. утренней гимнастики. Для позитивного эмоционального настроя в организационный этап урока включаю методы: «Встреча» - этот метод заключается в следующем. Класс становится в круг, и каждый по очереди делает какой – то жест, движение, принимает какую –то позу, стараясь продемонстрировать своё настроение. Если оно плохое, дети стараются его улучшить, рассказывая смешную историю или что – то показывая.
«Поздоровайся локтями» - каждый ребёнок выбирают себе способ складывания рук. Руки можно сложить:
- за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны.
- руки ставят на пояс так, чтобы локти были направлены в разные стороны.
- руки держат сложенными крест накрест на груди.
И по команде дети начинают здороваться локтями их задача поздороваться с большим числом одноклассников.
Эти методы направлены на создание комфортной атмосферы на уроке, установление контактов между детьми.
(слайд № 8) На своих уроках я применяю игры: «Театр» - эту игру чаще всего провожу на уроках литературного чтения, когда можно обыграть произведение.
«Ученик – учитель» - провожу на уроках математике и русского языка. Класс получает задание, у детей, которые выполнили первыми, я проверяю, а затем они становятся учителями и проверяют у других, а потом эти выступают тоже в роли учителя.
«Автобусная остановка» - дети делятся на группы, каждая группа находится возле своей «остановки». На этих остановках лист с заданием. Группы выполняют задания, затем по моей команде группы меняются «остановками» и работают на ней. Каждая группа должна побывать на всех остановка. Затем результаты работы прикрепляются на доску и мы обсуждаем.
Эти игры я использую для того чтобы чередовать виды учебной деятельности. Во время этих игр дети активно двигаются по классу.
Необходимо научить детей вести здоровый образ жизни, основу которого составляет физическое развитие. Физкультурная минутка – лучшее лекарство при ограничении двигательной активности. Главное ее достоинство в том, что она включает в себя все виды движений, свойственные человеку: ходьбу, бег, прыжки, пластику рук, туловища, тела. Ребенок во время проведения физкультминутки испытывает радость отдыха после напряжения умственных сил. Физкультминутки подразделяются на: традиционные, оздоровительные (гимнастика), расслабляющие (релаксация), развлекательные.
На уроках я использую:
(слайд № 9) Упражнения для кистей рук. Ещё известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». «Рука – это инструмент всех инструментов» - заключал еще Аристотель. Эти выводы не случайны. Тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи. После всех этих упражнений кисти и пальцы рук станут сильными, подвижными, гибкими: «Ладошки, кулачок, ребро» (показать), упражнение с орехами (катают орехи между ладонями), (слайд № 10) разминка с карандашом - (Грани карандаша легко укалывают ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение).
«Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик,
Быть послушным научу».
«Замок» - пальцы соединены в замок
Потянули пальцы, руки
Покрутили… (выполняются волнообразные движения кистями рук)
Постучали… (пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладошками друг об друга)
И открыли! (пальцы расцепились и встряхнули кистями рук)
Эти гимнастики для рук, кистей помогут в дальнейшем при письме.
- (слайд № 11) Упражнения для снятия общего утомления, с применением различных стихотворных текстов. (слайд № 12)
Ручки потянули вверх,
Словно там висит орех.
(Потягивания — руки вверх.)
Тянем в стороны потом,
Словно обнимаем дом.
(Потягивания — руки в стороны.)
Ноги врозь, на пояс руки.
Влево плечи разверни.
А теперь направо. Ну-ка!
Упражнение повтори.
(Вращение туловищем в стороны.)
А теперь пора попрыгать,
Как лягушка: прыг-прыг-прыг.
Кто устать боится мигом,
Кто к зарядке не привык?
(Прыжки на месте.)
«Поднимаем руки выше»
Поднимаем руки выше,
Опускаем руки вниз.
Ты достань сначала крышу,
Пола ты потом коснись.
Выполняем три наклона,
Наклоняемся до пола,
А потом прогнемся сразу
Глубоко назад три раза.
Выполним рывки руками
Раз, два, три, четыре, пять.
А теперь мы приседаем,
Чтоб сильней и крепче стать.
Вверх потянемся потом,
Шире руки разведем.
Эти упражнения позволяют детям передохнуть, расслабиться.
- На уроках располагаю наглядный учебный материал так, чтобы для его использования ученики двигались в разных направлениях. (слайд № 13) Для этого использую «подвижные кресты», «бельевые прищепки». Это позволяет переключать зрение детей с ближнего на дальнее расстояние и выполнять упражнение для рук и позвоночника.
- (слайд № 14) У каждого учащегося моего класса есть мешочек. Его во время письма мы кладём на голову для правильной осанки, так же используем его вовремя физминуток для массажа пальцев, кистей рук.
Также имеются коврики. Ноги, учащихся находятся на коврике, что уменьшает вероятность развития плоскостопия. Массаж стоп имеет оздоравливающий эффект на весь организм в целом. Детям очень нравится ходить по массажным коврикам. Им все это приносит огромную пользу и удовольствие. На ковриках они не просто стоят, а выполняют упражнения.
(слайд № 15) В классе есть массажные варежки и мячи. Дети берут их на перерыве и выполняют массаж кистей, плеч, спины.
- (слайд № 16) Гимнастика для глаз полезна всем в целях профилактики нарушений зрения.
1. Вверх-вниз, влево-вправо.
Двигайте глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снимите напряжение, считая до десяти.
2. Круг.
Представьте себе большой круг. Обводите его глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелке.
3. Квадрат.
Представьте квадрат. Переводите взгляд из правого верхнего угла в левый нижний – в левый верхний, в правый нижний. Ещё раз одновременно посмотрите в углы воображаемого квадрата.
Для координации зрения один раз в месяц пересаживаю детей, меняя их местоположение в ряду и за партой.
(слайд № 17) Активно применяю динамические паузы в течение дня. Динамическая пауза - активный отдых учащихся, в том числе на свежем воздухе. Такой отдых создаёт благоприятную атмосферу, снимает напряжение, способствуют сотрудничеству детей.
(слайд № 18, 19) В воспитании физического здоровья нам не обойтись без спортивных соревнований, походов.
(слайд № 20) Ребятам комфортно в моём классе, мы часто с ними проводим праздники, классные соревнования.
Считаю, что человек не только физически, психологически должен быть здоров, но и здоров социально.
Мои дети дружные, всегда готовы прийти на помощь друг другу. Сплотить классный коллектив мне помогают следующие виды работы:
- работа в паре (слайд № 21)
- работа в группе
- экскурсии (слайд № 22)
- поездки
- выставки
- встречи с интересными людьми
(слайд № 23) Для воспитания духовно развитого человека провожу различные внеклассные мероприятия: классный час «Афганистан», «Эту дату не забудем никогда».
Семья также должна принимать участие в воспитании здорового ребёнка.
Для этого провожу:
- Мониторинг удовлетворённости детей и родителей учёбой в школе.
- Родительские собрания, родительские всеобучи.
- Индивидуальные беседы, консультации.
- Совместные досуги и праздники. (слайд № 24)
- Участие в массовых мероприятиях.
Привлечение родителей дает возможность более углубленной всесторонней и систематической работы по формированию здорового образа жизни, не только ребёнка, но и всей семьи в целом. Совместная деятельность укрепляет физическое и духовное здоровье ребенка.
Немаловажное значение для сохранения и укрепления здоровья имеет питание. Вместе с детьми проводим интересные классные часы по теме: «Уроки здорового питания». (слайд № 25 - 27) Классный час «Чипсы – это вредно?», Классный час «Где живут витамины?», Классный час «Друзья здоровья»
Физминутки, разные виды деятельности, соревнования, походы, экскурсии, мероприятия, классные часы, сотрудничество с семьёй, социумом по формированию здорового образа жизни даёт свои результаты: (слайд № 28)
- Выше стало качество знаний.
- Увеличилось количество учащихся, занятых в системе дополнительного образования.
- Все дети получают горячее питание в школьной столовой.
- Своё выступление хочу закончить легендой:
(слайд № 29) В далекой стране жил-был один садовник. Садовник боготворил деревья, и каждый год высаживал в своём саду несколько новых аллей. Однажды друзья подарили ему семена разных деревьев. Садовник очень нежно отнесся к своим семенам. Он регулярно поливал их, рыхлил землю, даже разговаривал с семенами. Вот наступила весна, и с первыми теплыми лучами солнца начали прорастать маленькие ростки. У ростков раскрываются листочки, появляются веточки с бутонами, наконец, бутоны лопаются и маленький росток превращается в крепкое молодое деревце.
Весна сменяется жарким летом. Садовник по-прежнему ухаживает за своим садом, защищает от вредителей, укрывает от палящих лучей. Молодые питомцы садовника растут. Наступает осень, и каждое растение щедро благодарит садовника своими плодами и новыми семенами.
- Дорогие коллеги! Мы с вами и есть садовники в своём саду. И от нашего мастерства, желания и любви зависит, будут ли будущие урожаи щедрыми.
- (слайд № 30) Спасибо за внимание! Будьте здоровы и творческих Вам успехов!
Список литературы:
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005г.
- Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: Учеб. пособие / Под общ. Ред. Н.В.Сократова. – М.: ТЦ Сфера, 2005г.
- Науменко Ю. В. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. – М.: Издательство «Глобус», 2010г.
- В.И.Ковалько. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «Вако», 2004.
- В.Базарный. Будущее за теми, для кого дети значат больше, чем деньги. - М.:1999г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час из цикла «Здоровьесбережение» 1 класс Тема: «Что значит здоровый образ жизни?»
Знакомство с понятием "здоровый образ жизни", пропаганда здорового образа жизни среди учащихся. В классный час включена игра "Поле Чудес в стране Здоровья"....
Экологическое пространство и эмоционально – поведенческое пространство здоровьесбережения школы
Проблема сохранения и целенаправленного формирования здоровья детей исключительно значима и актуальна. Здоровье человека – одна из предпосылок счастья и его полноценной жизни. Не случайно на вопрос о ...
Сетевой семинар ГМО учителей-дефектологов г. Энгельса. Тема семинара "Формирование универсальных учебных действий".
Понятие УУД, виды универсальных действий....
Буклет семинара МО по теме: Тема семинара: «Методическое сопровождение аттестации учителей начальных классов»
Буклет подготовлен к проведению районного семинара МО учителей начальных классов...
Индивидуальная модель профессиональных компетенций в области здоровьесбережения. Выступление на областной конференции по здоровьесбережению в г.Ростов-на-Дону 2015г.
Материал отражает опыт моей работы в области здоровьесбережения с учащимися начальной школы....
Компетентность в области личностных качеств. "Сказ про семинар Кабардинский" -творческий отзыв учителя Шаповаловой А.Н. на педагогический семинар п. Кабардинка-2015г.
Творческая работа в литературном жанре - "Сказ про семинар Кабардинский" - отзыв учителей Орловского района Ростовской области на Всероссийский семинар п. Кабардинка - 2015....
Семинар "Здоровьесбережение детей на уроке как педагогическая проблема"
Сегодня все чаще и чаще поднимается вопрос оздоровления нации, о том, что современная школа стала "школой болезней". Цель семинара: познакомить с методами и приемами здоровьесбережения...