Использование игр и игровых ситуаций в учебно-воспитательном процессе
статья (4 класс) на тему

Мамедова Людмила Фёдоровна

В данном реферате я рассказала о том, какие игры я использую в свей работе и какое значение они имеют

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Использование  игр и игровых  элементов в           учебно-воспитательном  процессе

           Игра – это одно из важнейших средств  умственного  и нравственного  воспитания детей. Огромное значение игре как воспитательному средству придавал А.С.Макаренко. Он говорил: « Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. »

         Игра как форма деятельности ребёнка способствует гармоническому развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта.

         Игра – это средство, которое снимает неприятные или запретные для  личности учащегося переживания. Поэтому учебный процесс должен  быть организован  так, чтобы он выступал как свободная  форма активности обучающегося, а такой формой  является –игра.

           Для учащихся начальных классов  учение – это новое и непривычное дело. Поэтому при знакомстве со школой  игра способствует  снятию барьера между «внешним миром знания» и психикой детей. Она позволяет осваивать то, что заранее вызывает у младших школьников  страх неизвестности.

          Создание игровой атмосферы на уроке развивает познавательный интерес и активность обучающихся, снимает усталость, позволяет учителю удерживать внимание на уроке. При использовании игрового метода обучения необходимо помнить, что игровая задача должна совпадать по содержанию с учебной задачей урока. По мере того как у школьников формируются познавательные интересы, и они овладевают элементами учебной деятельности, игра постепенно должна усложняться.

          В настоящее время всё больше внимания уделяется использованию игр  и игровых ситуаций в учебно-воспитательном процессе. Создание игровых ситуаций способствует активизации процесса обучения и воспитания младших школьников. Особое внимание надо уделить загадкам. Они необходимы детям, как математическая задача, так как учат их познанию окружающего мира. В загадках отражены явления, окружающие современного ребёнка, природа, знакомый ребёнку мир. Она учит задумываться над закономерностями, которые происходят в природе, приучает к наблюдательности, развивает художественный вкус.           Загадки учат детей говорить ярко, образно, просто. Они развивают  память, мышление, сообразительность, воображение. Я их использую  на разных этапах уроков. Особенно интересны народные загадки, загадки на смекалку. Уроки с использованием загадок проходят очень интересно и не утомляют детей. Они доставляют им полезные упражнения для ума.

         Работа с загадками ведётся при объяснении нового материала и закреплении изученного,  самостоятельной и выборочной работе, но в любом виде работы загадки оказывают эмоциональное воздействие на развитие познавательных  способностей учащихся, что положительно отражается на их знаниях, умениях, навыках.

         Загадки расширяют кругозор детей, развивают любознательность, тренируют внимание, память, мышление, обобщают речь обучающихся.

Загадки-шутки – это особая разновидность загадок. Они отличаются тем, что не  подсказывают ответ, не подводят к нему, а заставляют мысль работать в неверном направлении. Суть таких загадок – в ловушке или в игре слов. Они остроумны, поражают неожиданностью ответа. Отгадать загадку-шутку очень трудно. Но это и не обязательно. Учащиеся удовлетворяются ответом, который получают от учителя, но потом сами охотно загадывают их другим и радуются возможности  сообщить им ответ.

           Игра, игровые ситуации в учебно-воспитательном процессе  при умелом руководстве  учителя способны творить чудеса. Ленивого  она может сделать трудолюбивым, незнайку – знающим, неумного – умельцем.

           Игры помогают сплотить детский коллектив, включают в активную деятельность замкнутых и застенчивых детей. В них воспитывается сознательная дисциплина, учащиеся приучаются к соблюдению правил, умению контролировать свои поступки, правильно оценивать поступки других детей.

                  Игры для детей – это важное средство самовыражения, проба своих сил. В них учитель может лучше узнать своих воспитанников, их привычки, характер, организаторские способности, творческие возможности. Это позволит ему найти наиболее правильные пути воздействия на каждого из детей. Игры сближают учителя с детьми, помогают установить с ними более тесный контакт.

               В своей практике я  использую различный занимательный материал: дидактические, логические и сюжетно-ролевые игры, задачи в стихах, задачи-шутки, загадки, кроссворды, скороговорки, викторины.

              Занимательный материал не только увлекает, заставляет задуматься, но и развивает самостоятельность, кругозор, мышление, инициативу учащихся, приучает их считаться с интересами и желаниями товарищей.

        Увлечённые игрой, дети быстрее и легче усваивают изучаемый программный материал, приобретают определённые знания, умения и навыки.

        Используя в учебно-воспитательном процессе игры, игровые ситуации и моменты, я могу с уверенностью сказать, что ученики моего класса стали активнее на уроках, у них появился больший интерес к учёбе, они с радостью идут в школу.

        Я считаю, что включение игр, игровых ситуаций в урок, делают   учебный процесс обучения более интересным и доступным, создают у обучающихся бодрое настроение, способствуют преодолению трудностей в усвоении материала, снимают утомляемость, поддерживают внимание.

        Игра затрагивает все стороны личности ребёнка – его ум, волю, воображение, чувства.

        Игра для детей – это сама жизнь со всеми её прелестями, волнениями, тревогами, удачами и огорчениями.

        А результат игры – это их достижение, доставляющее не только удовольствие, но и чувство гордости, достоинства и уверенности в своих силах.

         

                                                                       Мамедова Л.Ф.

                                                                      Учитель начальных классов

                                                                      МБОУ «Щёлкинская СОШ №2»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание ситуации успеха в учебно - воспитательном процессе младшего школьника

Отражены технологические приемы и методы работы учителя с младшими школьниками по созданию ситуации успеха на уроке и во внеурочной деятельности....

педагогический проект "Ситуация успеха в учебно-воспитательном процессе младшего школьника"

В новой школе необходимо использовать активные методы обучения, изменить подход к отметке и системе оценивания знаний. Необходимо стремиться строить образовательный процесс, ориентируясь на создание н...

Использование игровых технологий в учебно-воспитательном процессе

Игровая форма занятий  создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения,стимулирования к  учебной деятельности....

Презентация. Организация ситуации успеха в учебно - воспитательном процессе.

Спсобы и методы организации ситуации успеха в  учебно - воспитательном процессе....

Активно - игровые формы в "Учебно - воспитательном процессе".

Статья расскрывает значение игры в учебном процессе детей начальной школы....

Игровые технологии в учебно-воспитательном процессе ГПД.

Значение игровых технологий в учебно-воспитательном процессе ГПД....