Педагогический проект «Книжки, любимые с детства»
материал (2 класс) на тему

Борисова Елена Витальевна

Знакомство детей с жизнью и творчеством С.Я. Маршака; закрепление и систематизация знаний стихов, сказок, художественных переводов, пьес «основоположника детской литературы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_marshak.docx30.44 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

«Книжки, любимые с детства» 

(по произведениям С.Я.Маршака)

                                 

Участники проекта: учащиеся начальных классов, педагоги, родители.

Тип проекта: познавательно-творческий.

По методу: Метод развития творческого познавательного мышления

По количеству участников: Групповой

Актуальность проекта:

«Читатель мой особенного рода:

Умеет он под стол ходить пешком.

Но радостно мне знать, что я знаком

С читателем двухтысячного года!»
Отсутствие интереса у детей к художественной литературе. Интерес к книге подменяется просмотром телевизора и компьютерными играми. Приобщение к книге – одна из основных задач художественно-эстетического воспитания ребенка. Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. Для повышения интереса к книге, любви к чтению нами был разработан  проект, развивающий устойчивый интерес к произведениям как к произведению искусства. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствующие развитию выразительности речи, а также творчеству самих детей, повышают степень включённости учащихся в книжную культуру.

     Данным проектом хотелось бы показать, что произведения С. Я. Маршака насыщены познавательным материалом: загадки, игры, шутки, считалки, сказки, социальные диалоги. Во многих сказках и стихах заключены воспитательные нотки, правила поведения, высмеивание негативных человеческих качеств. Часто юмор Маршака помогает ребенку и учителю  выйти из сложной ситуации, посмеяться над собой, задуматься о том, правильно ли мы иногда поступаем.

Цель: знакомство детей с жизнью и творчеством С.Я. Маршака; закрепление и систематизация знаний стихов, сказок, художественных переводов, пьес «основоположника детской литературы».

Задачи проекта: 

  • Создание условий для развития детской любознательности, познавательной активности и инициативности
  • Формирование навыков осознанного чтения
  • Формирование навыков приобретения знаний из книги, из сети Интернет, применение их в практической деятельности.  

Гипотеза – педагогическая деятельность по ознакомлению с писателем будет способствовать развитию у детей желания и стремления познавать творчество других поэтов и писателей, формированию целостной картины мира, развитие литературной речи, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Интеграция образовательных областей:

Познание (формирование целостной картины мира;

Художественное творчество (конструктивная деятельность);

Коммуникация;

Чтение художественной литературы;

Музыка;

Социализация;

Физическая культура;

Труд;

Безопасность.

Обеспечение: Компьютер, проектор, видеосюжеты, аудиокассеты, литературный материал по теме проекта, наглядно-иллюстрированный материал (плакаты, таблицы).

Планируемые результаты

 Личностные результаты:

•        Формирование умения прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиций разных героев, положительных и отрицательных.

•        Формирование умения объяснять самому себе: «что я хочу» (цели, мотивы) и  «что я могу» (результаты)

Метапредметные результаты:

•        Формирование умения составлять план решения проблем поискового характера.

•        Формирование умения работать по составленному плану, использовать основные и  дополнительные средства (справочная литература, поиск информации в Интернете).

•        Формирование умения организовывать учебное взаимодействие в классе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

•        Формирование умения организовывать самостоятельную художественно - творческую деятельность.

Предметные результаты:

•        Совершенствование навыков чтения: осознанное овладение  приемами понимания прочитанных произведений, умение ориентироваться в книге.

•        Освоение навыков безопасного поведения в сети Интернет.

Ожидаемый результат:

1. Оснастится  развивающая среда в классе.

2.Дети научатся понимать, что книга не только как развлечение, но и источник знаний.

3.Родители примут активное участие в реализации проекта.

4. Разовьется способность детей делать собственные выводы, умозаключения, смогут высказывать свои идеи и предположения.

5.Дети научатся  воспринимать текст на слух, узнавать знакомое произведение по отрывку из него.

6.Повысится интерес к семейному чтению.

9. Разовьются коммуникативные способности детей, научатся договариваться друг с другом, оказывать помощь нуждающимся.

10. Обогатится  активный и пассивный словарь детей.

Инновационность проекта заключается в интеграции урочной и внеурочной деятельности по формированию читательской компетентности детей.

Сроки  осуществления проекта: сентябрь-октябрь 2017 года

План реализации педагогического проекта:

 

Мероприятия

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Ожидаемый результат

Анкетирование

Заполнение анкет

Планирование содержания проекта

Выявления актуальности данного проекта

«Биография С. Я. Маршака»

Просмотр презентаций.

(1-4 кл.)

Знакомство с жизнью и творчеством С.Я. Маршака

Сбор материала по данной теме, подготовка презентации

Углубление знаний о жизни и творчестве известного писателя и переводчика С.Я.Маршака.

Выставка книг

«Любимые герои из произведений С.Я.Маршака».

 (1-4 кл.)

Представление книг, изучение литературы по творчеству С.Я. Маршака

Организует выставку в книжном уголке

Воспитание бережного отношения и любви к книге. Знакомство с произведениями С.Я. Маршака

ИГРА – ПУТЕШЕСТВИЕ
«В гости к С.Я. Маршаку»

(1-4 кл.)

Изучают литературу по проблеме и включаются в практическую работу

Организует и направляет творческую деятельность учащихся

Развитие  логического мышления, зрительного и слухового внимания, памяти и речи обучающихся.

Конкурс рисунков «Любимые герои из произведений С.Я.Маршака».

 (1-4 кл.)

Готовят творческие работы

Организует и направляет творческую деятельность учащихся

Развитие творческих способностей учащихся.

 Составление  «Маршак-азбуки» (1-4 кл.)

Изучают литературу по проблеме и включаются в практическую работу

Организует и направляет творческую деятельность учащихся и подводит итоги

Развитие творческих способностей учащихся.

Конкурс загадок и викторин по произведениям С. Я. Маршака

(1-4 кл.)

Подбирают материал к конкурсу

Организует и направляет творческую деятельность учащихся и подводит итоги

Развитие творческих способностей учащихся. Расширение и углубление знания предметного материала.

Конкурс чтецов «Любимое произведение» 

(1-4 кл.)

Заучивание произведений, работа над выразительностью речи.

Организует и направляет деятельность учащихся и подводит итоги

Развитие памяти, связной и выразительной речи обучающихся. 

Конкурс «Книжки -малышки по произведениям С.Я.Маршака. 

(1-4 кл.)

Изучают литературу по проблеме и включаются в практическую работу

Организует и направляет творческую деятельность учащихся и подводит итоги

Воспитывать интерес к коллективной работе в процессе создания книги, развивать творческие способности.

Литературный праздник по творчеству С. Я Маршака    «Город, который построил Маршак»

Заучивание стихотворений, драматизация, подготовка необходимых атрибутов

Организует и направляет творческую деятельность учащихся

Развитие творческих способностей детей в театральной сфере, артистичности, воображения на материале произведений С.Я. Маршака. и умения выступать перед зрителями

Перспективы дальнейшей работы.

Цель:

- воспитание любви к произведениям классиков советской литературы

Задачи:

- знакомить детей с другими советскими детскими поэтами и писателями

- укрепление детско-родительских отношений

- продолжение деятельности «Семейное чтение»

- в перспективе, работая над проектом по ознакомлению с творчеством С. Я. Маршака, можно вывести отдельную линию о пожарной безопасности, о поведении в чрезвычайных ситуациях, о работниках спасательных служб по таким произведениям, как «Кошкин дом», «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар».

Используемые ресурсы:

1. Маршак С.Я., Собрание сочинений: В 8 т. Т. 1. - М.:

Художественная литература, 1968. - С. 5-15.

2. Владимирова Л.А. «Поэзию я полюбил очень рано…» : [сценарий путешествия по Стране Маршака для детей 7-9 лет] // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2007 . - № 9. - С. 4 - 8.

3. Зархи С. Б. «Я думал, чувствовал, я жил…» : [сценарий литературного вечера о Маршаке для старшеклассников] // Читаем, учимся, играем. - 2007. - № 8. - С. 11 - 21.

4. Киселёва Т. Это имя помнят и ребята, и взрослые : [из опыта работы библиотеки по популяризации творчества С.Я. Маршака] // Библиотека. - 2002. - № 10. - С. 42 - 44.

5. Миронова М. Чайнворд по стихотворениям С. Маршака // Жили-были. - 1996. - № 9. - С. 7.

6. Олиферова Л. Наши добрые соседи :Водевиль в трёх действиях с прологом (Продолжение сказки С. Я. Маршака «Кошкин дом» // 1999. - № 3. - С. 106 - 122.

7. Папулова С. Путешествие по стране Маршака : [сценарий] // Библиотека. - 2001. - № 9. - С. 70 - 72.

8. Подумай-разгадай : [загадки в стихах к произведениям Маршака] // Отчего и почему. - 2000. - № 3. - С. 18 - 19.

9. Светикова П. Литературный утренник, посвящённый творчеству С. Я. Маршака / Книги-детям. - М.: Детгиз, 1957. - С. 95 - 129.

10. Светлова Г. Что такое стихи? : [конспекты занятий по произведений С. Я. Маршака] //  2002. - № 6. - С. 101 - 104.

11. Сорокина Н. В гостях у сказки : [театрализованная игра по сказкам С. Я. Маршака] // 1998. - № 5. - С. 133 - 136.

12. Тикунова Е. «Мальчик из села Поповки» : [беседа по стихотворению С. Я. Маршака о войне] / Е. Тикунова. У войны не детское лицо //- 2005. - № 5. - С. 3.

13. Чурилова Э. Двенадцать месяцев : [пьеса по сказке С.Я. Маршака в варианте, доступном для дошкольников] // 2000. - № 11. - С. 99 -

1.http://pedsovet.su/load/239-1-0-27527

2. http://hobbitaniya.ru/marshak/

3. http://www.solnet.ee/games/g7_v87.html

4. http://pedsovet.su/load/374-1-0-28144

5. http://www.myshared.ru/slide/126573/

ПРИЛОЖЕНИЕ

АНКЕТА

1.Заинтересовало ли тебя участие в проекте?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.От чего зависела заинтересованность?

А) возможность самостоятельной работы;

Б) интересная проблема;

В) поисково-исследовательская работа;

Г) свой вариант ответа.

3.Чему научился во время работы над проектом?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Оцени свою работу в проекте и свой вклад в него:

А) доволен собой;

Б) совсем не доволен собой;

В) зря потратил время

Д) свой вариант ответа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Любимый праздник детства

Исследовательская работа...

Проект "Книжки о цифрах" 1класс

Создание книги о цифрах своими руками Задачи: 1. Разбившись на пары, собрать материал о цифрах от 1 до 9: стихи, загадки, задачи, пословицы. 2. Изготовить поделки, рисунки с изображением цифры. 3. Соб...

Проект по теме «Книжки, любимые с детства» (по творчеству С.Я.Маршака)

В феврале и марте 2013 года учащихся 1 класса МАОУ прогимназии «Надежда»  принимали активное участие в работе над  проектом по творчеству С.Я.Маршака «Книжки, любимые  детства». Данная ...

Сценарий турнира знатоков "Город мой, любимый с детства"

Данное мероприятие посвящено Дню рождения г. Комсомольска-на-Амуре и нацелено на закрепление у детей и подростков знаний о родном городе, крае; воспитание у ребят морально-психологических качеств; раз...

Социально-педагогический проект по первичной профилактике подросткового алкоголизма и наркомании "Здоровое детство - счастливое детство"

Социально-педагогический проект «Здоровое детство – счастливое детство!» -  это комплексно-целевой проект по  формированию знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, об...

Любимый друг детства

По произведениям Агнии Львовны Барто«Я не знаю другого писателя,...

Педагогический проект «Островок детства»

Настоящий проект разработан для комплексного подхода  к проведению мероприятий по благоустройству пришкольной территории, с целью улучшения внешнего и эстетического вида пришкольного участка. Про...