Рабочая программа по русскому языку 3 класс школа России
рабочая программа (3 класс) на тему
Данная рабочая программа по предмету «Русский язык» разработана на основе:
· Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки РФ № 373 от 06.10.2009г. с изменениями и дополнениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.doc | 167 КБ |
kalendarno_-tem_bez_chisel.docx | 45.49 КБ |
Предварительный просмотр:
I. Пояснительная записка
Данная рабочая программа по предмету «Русский язык» разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки РФ № 373 от 06.10.2009г. с изменениями и дополнениями.
- ООП НОО МОУ СОШ №1 г.Унеча
- Примерной программы по русскому языку
- Авторской программы «Русский язык», авторов В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, М. В. Бойкиной, М. Н. Дементьева, Н. А. Стефаненко рекомендованной Минобрнауки РФ М.: Просвещение, 2014.
- Учебного плана МОУ СОШ №1 г.Унеча Брянской области
- Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2017-2018 уч.год
- Положению о рабочей программе по ФГОС МОУ СОШ №1 г. Унеча Брянской области.
Данная рабочая программа ориентирована на использование УМК «Школа России»
УЧЕБНИКИ: 1.. Канакина, В. П. Русский язык. 3 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М. : Просвещение, 2014.
ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ: Рабочая тетрадь на печатной основе В.П. Канакиной «Русский язык» 3 класс в 2-х частях - М. «Просвещение», 2014 г.
ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ: Контрольно-измерительные материалы / Составитель Никифорова В.В. Русский язык 3 класс/ - М. Издательство «Вако», 2014 г.
II. Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Данная программа обеспечивает достижение учениками третьего класса следующих личностных, мета предметных и предметных результатов.
В третьем классе учитель продолжает создавать условия для достижения учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов изучения курса «Русский язык».
Личностные результаты:
- представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
- осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- развитие чувства любви и гордости к Родине, его народу, истории, культуре;
- развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;
- становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;
- становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка;
- развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; интерес к чтению и читательской деятельности;
- формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.);
- развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;
- ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий;
- развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствовать другим людям, сопереживать (в радости, горе и др.).
- понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы;
- .осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесённую в общении речь;
- осознавать свои эмоции и чувства, контролировать их; определять эмоции собеседников, сочувствовать другим людям, сопереживать чувства радости и горя;
- развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
- ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
- представление о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным ценностям.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
- принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;
- планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;
- учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
- выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
- контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
- оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.
Познавательные УУД
- осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
- самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;
- понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;
- использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;
- воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;
- анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
- осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);
- использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;
- пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
- анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из их частей;
- овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;
- ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи;
- находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
- осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;
- осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;
- осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;
- составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;
- строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.
Коммуникативные УУД
- выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
- ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;
- участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
- учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;
- оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
- строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
- применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Предметные результаты
Общие предметные результаты освоения программы
- осознание значимости русского языка как государственного языка нашей страны, Российской Федерации, языка межнационального общения;
- представление о языке как об основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
- формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, стремления к его грамотному использованию;
- понимание значимости правильной и «хорошей» устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; проявление собственного уровня культуры;
- приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
- овладение изучаемыми нормами русского языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), правилами культуры речевого поведения (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;
- овладение основными понятиями и правилами (в объёме изучаемого курса) из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики, орфографии, а также умениями находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения, тексты); использовать эти знания и умения для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
- овладение основами грамотного письма (в объёме изучаемого курса), основными орфографическими и пунктуационными умениями; применение правил орфографии и пунктуации в процессе выполнения письменных работ.
Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
- участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
- осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
- применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;
- анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
- строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо;
- понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;
- понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;
- восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;
- распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;
- замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
- знакомство с жанрами объявления, письма;
- строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
Обучающийся получит возможность научиться:
- определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;
- пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
- письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия; сохранять основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
- составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками пословицы или поговорки;
- использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование;
- пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему;
- находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи;
- проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
- характеризовать звуки русского языка: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);
- определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;
- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ знаками (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;
- осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов;
- произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);
- использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками;
- применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;
- пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;
- оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова;
- соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
- пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.).
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
- находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;
- наблюдать над употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;
- иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;
- иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;
- наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;
- распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
- иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;
- пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
- замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);
- оценивать уместность использования слов в тексте;
- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
- выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
- размышлять над этимологией некоторых слов-названий;
- приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
- владеть опознавательными признаками однокоренных слов;
- различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
- различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
- находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;
- выделять нулевое окончание;
- подбирать слова с заданной морфемой;
- образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
- находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
- различать изменяемые и неизменяемые слова;
- узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
- сравнивать, классифицировать слова по их составу;
- соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
- осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);
- наблюдать над способами образования слов при помощи приставки (или суффикса);
- разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу;
- подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.
Морфология
Обучающийся научится:
- распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
- распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена существительные по числам и падежам;
- распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);
- распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать?; определять грамматические признаки глагола — форму времени, число, род (в прошедшем времени);
- распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
- узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные;
- устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не.
- узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;
- подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;
- наблюдать над словообразованием частей речи;
- замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.
Синтаксис
Обучающийся научится:
- различать предложение, словосочетание и слово;
- выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;
- определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;
- различать понятия «члены предложения» и «части речи»;
- находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
- устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
- соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
- различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;
- отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;
- разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.
Обучающийся получит возможность научиться:
- устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
- выделять в предложении основу и словосочетания;
- находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);
- опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;
- выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
- применять ранее изученные правила правописания, а также:
- непроизносимые согласные;
- разделительный твёрдый знак (ъ);
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
- гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
- мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
- безударные родовые окончания имён прилагательных;
- раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;
- раздельное написание частицы не с глаголами;
- подбирать примеры с определённой орфограммой;
- обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);
- определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
- применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
- безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65—70 слов);
- писать под диктовку текст (объёмом 55—60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;
- проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
- применять правила правописания:
- соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
- е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);
- запятая при обращении;
- запятая между частями в сложном предложении;
- безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени;
- при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы (чтобы избежать орфографической ошибки).
III.Содержание учебного предмета, курса
Тема №1. Язык и речь (2 часа)
Виды речи. Речь, её назначение. Речь — отражение культуры человека.
Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения.
Формирование представлений о языке как основе национального самосознания.
Тема №2. Текст, предложение, словосочетание (14 часов)
Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль.
Построение текста: вступление, основная часть, заключение.
Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные)
Знаки препинания в конце предложений.
Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Второстепенные члены. Связь слов в предложении. Распространенные и нераспространенные предложения. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Главное и зависимое слово в словосочетании.
Для реализации этого содержания учащиеся должны:
Знать:
- типы текстов по цели высказывания и интонации
- члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные;
Уметь:
- определять тему и основную мысль текста;
- делить текст на части, соблюдать красную строку;
- устанавливать связь между частями текста;
- устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;
- озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;
- устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания;
- распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;
- производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;
Развитие речи.
- устанавливать связь по смыслу между частями текста (восстанавливать деформированный повествовательный текст из трех частей);
- писать изложение (по вопросам) текста из 30—45 слов;
- составлять и записывать текст из 3—5 предложений на заданную тему или по наблюдениям, по ситуации;
- употреблять при записи текста красную строку;
- интонационно правильно произносить предложения.
Тема №3.Слово в языке и речи (19часов)
Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы. Омонимы (общее представление). Словосочетание как сложное название предмета. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) (общее представление). Упражнение в распознавании изученных лексических групп слов в речи, выборе наиболее точного слова для выражения мысли. Работа со словарями учебника.
Имя существительное, местоимение, имя прилагательное, глагол. Имя числительное как часть речи (общее представление).
Слово и слог. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Правописание слов с безударными гласными в корне слова и ударными гласными после шипящих. Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. Мягкий знак (Ь) как показатель мягкости согласного звука. Разделительный (Ь) мягкий знак. Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами. Перенос слов.
Развитие речи.
- Подробное изложение с языковым анализом текста.
Тема №4. Состав слова (16 часов).
Основа и окончание слова. Общее понятие о значимых частях слова — корне, приставке, суффиксе, окончании. Наблюдения над изменением формы слова с помощью окончаний и образованием слов с помощью приставок и суффиксов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова (сопоставление). Приставка как значимая часть слова. Правописание гласных и согласных в приставках о-, об-(обо-), от- (ото-), до-, по-, под- (подо-), про-, за-, на-, над-, в- (во-), с- (со-), вы-, пере-.
Знать:
- части слова: корень, окончание, приставку, суффикс;
Уметь:
- производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень, приставку, суффикс, основу;
- подбирать однокоренные слова разных частей речи;
- правильно писать гласные и со согласные в приставках.
Развитие речи.
- интонационно правильно произносить предложения.
Тема №5. Правописание частей слова (29 ч)
Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание парных звонких и глухих согласных. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. Чередование согласных в корне слова: пеку— печь, лицо — личный, бег — бежать, верх — вершина, вязать — вяжет и др. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание непроизносимых согласных в корне слова.
Знать:
- правила проверки корневых орфограмм;
Уметь:
- правильно писать слова с корневыми орфограммами: парная согласная, безударная гласная, непроизносимая согласная;
- писать слова с разделительным Ъ;
Развитие речи.
- интонационно правильно произносить предложения.
Тема №6. Части речи (76часов).
Общее знакомство с частями речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлоги). Имя существительное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена существительные собственные и нарицательные. Заглавная буква в собственных именах существительных. Род имен существительных. Правописание безударных гласных в родовых окончаниях Склонение имен существительных с ударными окончаниями в единственном числе. Распознавание падежей. Ь после шипящих на конце имен существительных женского рода (речь, вещь, рожь, мышь) и его отсутствие на конце имен существительных мужского рода (товарищ, мяч). Имена существительные, которые употребляются только в единственном числе (молоко, молодёжь) или только во множественном числе (очки, ножницы). Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Употребление в речи прилагательных-антонимов. Изменение имен прилагательных по родам и числам при сочетании с именами существительными. Правописание окончаний -ий, -ый, -ая, -яя, -ое, -ее, -ие, -ые. Глагол как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Начальная форма. Глаголы совершенного и несовершенного вида (ознакомление без термина). Изменение глаголов по числам и временам. Настоящее, прошедшее, будущее время. Окончания глаголов в прошедшем времени. Правописание не с глаголами. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу (антонимы и синонимы). Выбор наиболее точного глагола для выражения мысли. Многозначность глаголов. Употребление глаголов в прямом и переносном значении.
Знать:
- части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог;
Уметь:
- -распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов);
- изменять имена существительные по числам;
- склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;
- изменять имя прилагательное по родам и числам в соответствии с родом и числом существительного;
- изменять глагол по временам(простые случаи) и в прошедшем времени — по
родам.
Тема №7. Повторение изученного за год (14 часов).
Текст и предложение. Повествовательные, побудительные, вопросительные предложения. Состав слова. Правописание звонких, глухих, непроизносимых, двойных согласных, безударных гласных в корне слова. Разделительные ъ и ь. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.
К концу третьего класса обучающиеся должны знать:
- части слова: корень, окончание, приставку, суффикс;
- части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог;
- члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные;
- слова с непроверяемыми написаниями: автобус,аккуратно, адрес, аллея, аптека, библиотека, болото, ботинки, вагон, валенки, вдруг, вместе, вокруг, воскресенье, восток, вчера, герой, горох, декабрь, дорога, до свидания, жёлтый, животное, завтра, завтрак, запад, завод, земляника, картина, картофель, квартира, килограмм, коллектив, комбайн, комбайнер, комната, компот, корабль, космонавт, космос, Красная площадь, Кремль, кровать, лагерь, лестница, магазин, малина, месяц, метро, молоток, морковь, ноябрь, обед, овёс, овощ, огород, огурец, однажды, октябрь, орех, осина, отец, памятник, песок, пловец, победа, погода, помидор, понедельник, потом, праздник, пшеница, пятница, ракета, рассказ, расстояние, растение, революция, рисунок, сахар, север, сегодня, сентябрь, совет, солдат, соловей, солома, столица, тарелка, топор, трактор, трамвай, ужин, улица, февраль, хоккей, хороший, чёрный, четверг, чувство, яблоко, яблоня, январь.
Уметь:
- грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55—65 слов), включающий изученные орфограммы (безударные гласные, проверяемые ударением; безударные гласные, не проверяемые ударением; звонкие и глухие согласные, разделительные ъ и ь, непроизносимые согласные, ь после шипящих на конце имен существительных женского рода, не с глаголами, раздельное написание предлогов со словами) и знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки);
- производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень, приставку, суффикс;
- подбирать однокоренные слова разных частей речи;
- распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов);
- изменять имена существительные по числам;
- склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;
- изменять имя прилагательное по родам и числам в соответствии с родом и числом существительного;
- изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени — по родам;
- распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы;
- устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания;
- распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;
- производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;
- интонационно правильно произносить предложения; писать изложение в 60—75 слов по коллективно (или самостоятельно) составленному плану;
- определять тему и основную мысль текста;
- делить текст на части, соблюдать красную строку;
- устанавливать связь между частями текста;
- устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;
- озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;
- распознавать текст — повествование, описание, рассуждение;
- писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного характера по сюжетной картинке, личным наблюдениям;
- составлять устный ответ-рассуждение.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);
- работы со словарём (алфавит);
- соблюдения орфоэпических норм;
- создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;
- овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).
График проведения контрольно- измерительных работ
Период обучения | Кол-во часов | Словарн. диктанты | Контр. списыван. | Контр. диктанты | Проверочн. диктанты | Проверочн. работы |
1четверть | 45 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 |
2четверть | 35 | 2 | 1 | 1 | - | 1 |
3четверть | 50 | 3 | 1 | 1 | 2 | 1 |
4четверть | 40 | 2 | 1 | 2 | - | 2 |
Итого: | 170 | 9 | 4 | 6 | 3 | 6 |
Развитие речи
Изложения | Сочинения | |
1четверть | 2 | - |
2четверть | 1 | 2 |
3четверть | 3 | 3 |
4четверть | 1 | - |
Итого: | 7 | 5 |
Проекты исследований .
№ урока | Тема проекта |
№ 35 | Рассказ о слове |
№ 51 | Семья слов |
№ 78 | Составляем орфографический словарик |
№ 89 | Тайна имени |
№ 110 | „Зимняя" страничка |
№ 129 | Имена прилагательные в загадках |
Расхождения с авторской программой
№ п/п | Разделы, темы | Кол-во часов в авторской программе | Количество часов в рабочей программе | Расхождение в количестве часов |
1 | Язык и речь. | 2 | 2 | - |
2 | Текст. Предложение. Словосочетание. | 14 | 14 | - |
3 | Слово в языке и речи. | 17 | 17 | - |
4 | Состав слова. | 16 | 16 | - |
5 | Правописание частей слова . | 29 | 29 | - |
6 | Части речи. | 75 | 75 | - |
7 | Повторение изученного за год. | 15 | 15 | - |
Итого: | 170 ч 170ч. |
Предварительный просмотр:
Календарно- тематическое планирование по русскому языку.
№ п/п | Дата | Тема урока | Количество часов |
1 четверть (45 часов) | |||
Язык и речь | 2 | ||
1 | Вводный инструктаж по т/б. Наша речь и наш язык. Развитие речи. Составление текста по рисунку. | 1 | |
2 | Наша речь и наш язык. | 1 | |
Текст. Предложение. Словосочетание. | 14 | ||
3 | Текст. | 1 | |
4 | Типы текстов. | 1 | |
5 | Предложение. | 1 | |
6 | Повествовательные, вопросительные, побудительные предложения. | 1 | |
7 | Восклицательные и невосклицательные предложения. . Р/р. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы». | 1 | |
8 | Виды предложений по цели высказывания и по интонации. | 1 | |
9 | Предложение с обращением. Развитие речи. Составление рассказа по рисунку. | 1 | |
10 | Состав предложения. Словарный диктант №1. | 1 | |
11 | Главные и второстепенные члены предложения. | 1 | |
12 | Входной контрольный диктант № 1. | 1 | |
13 | Работа над ошибками. Простое и сложное предложения. | 1 | |
14 | Знаки препинания в сложном предложении. Союзы в сложном предложении. | 1 | |
15 | Словосочетание. Проверочная работа №1 по теме «Текст. Предложение. Словосочетание». | 1 | |
16 | Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины В.Д. Поленова «Золотая осень». | 1 | |
Слово в языке и речи. | 17 | ||
17 | Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. | 1 | |
18 | Синонимы и антонимы. | 1 | |
19 | Омонимы. | 1 | |
20 | Слово и словосочетание. | 1 | |
21 | Фразеологизмы. | 1 | |
22 | Развитие речи. Изложение текста Н. Сладкова «Ёлочка». | 1 | |
23 | Части речи. | 1 | |
24 | Части речи. Развитие речи. Составление текста-натюрморта по репродукции картины И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды». | 1 | |
25 | Различение в тексте имён существительных, глаголов и имён прилагательных. | 1 | |
26 | Имя числительное. | 1 | |
27 | Имя числительное. Проверочная работа № 2 по теме «Части речи». | 1 | |
28 | Однокоренные слова. | 1 | |
29 | Гласные звуки и буквы. Правописание слов с ударными и безударными гласными в корне. | 1 | |
30 | Согласные звуки и буквы. Словарный диктант №2. | 1 | |
31 | Правописание разделительного мягкого знака. | 1 | |
32 | Слово и слог. Звуки и буквы. | 1 | |
33 | Развитие речи. Изложение повествовательного текста. | 1 | |
34 | Проверочный диктант № 1 по теме «Слово в языке и речи». | 1 | |
35 | Проект «Рассказ о слове». | 1 | |
Состав слова. | 16 | ||
36 | Корень слова. Однокоренные слова. | 1 | |
37 | Корень слова. Однокоренные слова. | 1 | |
38 | Контрольное списывание №1. | 1 | |
39 | Работа над ошибками. Формы слова. Окончание. | 1 | |
40 | Формы слова. Окончание. | 1 | |
41 | Контрольный диктант №2. | 1 | |
42 | Работа над ошибками. Приставка. | 1 | |
43 | Приставка. | 1 | |
44 | Приставка. | 1 | |
45 | Суффикс. | 1 | |
2 четверть (35 часов) | |||
46 | Суффикс. | 1 | |
47 | Суффикс. Развитие речи. Сочинение по репродукции картины А.А. Рылова «В голубом просторе». | 1 | |
48 | Основа слова. | 1 | |
49 | Обобщение знаний о составе слова. Проверочная работа № 3 по теме «Состав слова». | 1 | |
50 | Развитие речи. Редактирование предложений и изложение повествовательного текста. | 1 | |
51 | Проект «Семья слов». | 1 | |
Правописание частей слова. | 29 | ||
52 | Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова. | 1 | |
53 | Правописание слов с безударными гласными в корне. | 1 | |
54 | Правописание слов с безударными гласными в корне. | 1 | |
55 | Правописание слов с безударными гласными в корне. | 1 | |
56 | Правописание слов с безударными гласными в корне. Словарный диктант №3 | 1 | |
57 | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. | 1 | |
58 | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. | 1 | |
59 | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. | 1 | |
60 | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. | 1 | |
61 | Контрольное списывание №2. | 1 | |
62 | Работа над ошибками. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | 1 | |
63 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | 1 | |
64 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | 1 | |
65 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | 1 | |
66 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | 1 | |
67 | Правописание слов с удвоенными согласными. | 1 | |
68 | Развитие речи. Составление текста по репродукции картины В.М. Васнецова «Снегурочка». | 1 | |
69 | Правописание суффиксов и приставок. | 1 | |
70 | Правописание суффиксов -ек, -ик; -ок. | ||
71 | Правописание приставок. | 1 | |
72 | Правописание суффиксов и приставок. Словарный диктант № 4. | 1 | |
73 | Правописание приставок и предлогов. | 1 | |
74 | Правописание приставок и предлогов. | 1 | |
75 | Правописание приставок и предлогов. | 1 | |
76 | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ). | 1 | |
77 | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ). | 1 | |
78 | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ). | 1 | |
79 | Контрольный диктант № 3. | 1 | |
80 | Работа над ошибками. | 1 | |
3 четверть (50 часов) | |||
Части речи. | 75 | ||
81 | Части речи. | 1 | |
82 | Имя существительное как часть речи. | 1 | |
83 | Начальная форма имени существительного. | 1 | |
84 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | 1 | |
85 | Устаревшие слова. | 1 | |
86 | Развитие речи. Изложение по самостоятельно составленному плану. | 1 | |
87 | Собственные и нарицательные имена существительные. | 1 | |
88 | Контрольное списывание №3. | 1 | |
89 | Проект «Тайна имени». | 1 | |
90 | Работа над ошибками. Число имён существительных. | 1 | |
91 | Имена существительные, имеющие форму одного числа. Развитие речи. Письмо по памяти. | 1 | |
92 | Род имён существительных. | 1 | |
93 | Род имён существительных. | 1 | |
94 | Род имён существительных. Словарный диктант №5. | 1 | |
95 | Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных. | 1 | |
96 | Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных. | 1 | |
97 | Развитие речи. Изложение повествовательного текста. Составление рассказа по серии картин. | 1 | |
98 | Проверочный диктант № 2 по теме «Род и число имён существительных». | 1 | |
99 | Работа над ошибками. Изменение имён существительных по падежам. | 1 | |
100 | Развитие речи. Сочинение по репродукции картины И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка». | 1 | |
101 | Именительный падеж. | 1 | |
102 | Родительный падеж. | 1 | |
103 | Дательный падеж. | 1 | |
104 | Винительный падеж. Словарный диктант №6. | 1 | |
105 | Творительный падеж. | 1 | |
106 | Предложный падеж. | 1 | |
107 | Развитие речи. Изложение текста повествовательного типа. | 1 | |
108 | Обобщение знаний об имени существительном. Морфологический разбор имени существительного. | 1 | |
109 | Развитие речи. Сочинение по репродукции картины К.Ф. Юона. «Конец зимы. Полдень». | 1 | |
110 | Проект «Зимняя страничка». | 1 | |
111 | Проверочный диктант № 3 по теме «Имя существительное». | 1 | |
112 | Работа над ошибками. Имя прилагательное как часть речи. | 1 | |
113 | Связь имени прилагательного с именем существительным. Словарный диктант №7. | 1 | |
114 | Сложные имена прилагательные. | 1 | |
115 | Развитие речи. Составление текста-описания в научном стиле. | 1 | |
116 | Развитие речи. Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции картины М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь». | 1 | |
117 | Изменение имён прилагательных по родам. | 1 | |
118 | Изменение имён прилагательных по родам. | 1 | |
119 | Изменение имён прилагательных по родам. | 1 | |
120 | Изменение имён прилагательных по числам. | 1 | |
121 | Изменение имён прилагательных по числам. Развитие речи. Составление текста-описания о животном. | 1 | |
122 | Изменение имён прилагательных по падежам. | 1 | |
123 | Изменение имён прилагательных по падежам. | 1 | |
124 | Обобщение знаний об имени прилагательном. | 1 | |
125 | Морфологический разбор имени прилагательного. | 1 | |
126 | Контрольный диктант № 4. | 1 | |
127 | Работа над ошибками. Обобщение знаний об имени прилагательном. | 1 | |
128 | Проверочная работа № 4 по теме «Имя прилагательное». | 1 | |
129 | Развитие речи. Сочинение-отзыв по репродукции картины А.А. Серова «Девочка с персиками». | 1 | |
130 | Проект «Имена прилагательные в загадках». | 1 | |
4 четверть (40 часов) | |||
131 | Личные местоимения. | 1 | |
132 | Местоимения 3-го лица. | 1 | |
133 | Роль местоимений в предложении. Развитие речи .Составление письма. | 1 | |
134 | Морфологический разбор местоимения. | 1 | |
135 | Проверочная работа № 5 по теме «Местоимение». | 1 | |
136 | Глагол как часть речи. | 1 | |
137 | Глагол как часть речи. | 1 | |
138 | Значение и употребление в речи глаголов. | 1 | |
139 | Развитие речи. Составление текста по сюжетным картинкам. | 1 | |
140 | Начальная форма глагола. | 1 | |
141 | Начальная форма глагола. | 1 | |
142 | Изменение глаголов по числам. | 1 | |
143 | Число глаголов. Развитие речи. Составление предложений с нарушенным порядком слов. | 1 | |
144 | Изменение глаголов по временам. | 1 | |
145 | Изменение глаголов по временам. Словарный диктант №8. | 1 | |
146 | Изменение глаголов по временам. | 1 | |
147 | Развитие речи. Изложение повествовательного текста. | 1 | |
148 | Изменение глаголов по временам. | 1 | |
149 | Род глаголов в прошедшем времени. | 1 | |
150 | Изменение глаголов прошедшего времени по родам. Развитие речи .Составление предложений и текста. | 1 | |
151 | Правописание частицы НЕ с глаголами. | 1 | |
152 | Правописание частицы НЕ с глаголами. | 1 | |
153 | Обобщение знаний о глаголе. Морфологический разбор глагола. | 1 | |
154 | Развитие речи. Конференция на тему «Части речи в русском языке». | 1 | |
155 | Проверочная работа № 6 по теме «Глагол». | 1 | |
156 | Контрольный диктант № 5. | 1 | |
Повторение. | 15 | ||
157 | Работа над ошибками. Повторение по теме «Части речи». | 1 | |
158 | Повторение по теме «Части речи». Словарный диктант № 9. | 1 | |
159 | Орфограммы в значимых частях слова. | 1 | |
160 | Годовая промежуточная аттестация. Контрольный диктант № 6. | 1 | |
161 | Работа над ошибками. Орфограммы в значимых частях слова. | 1 | |
162 | Развитие речи. Составление предложений по рисункам. | 1 | |
163 | Обобщение знаний по курсу «Русский язык». | 1 | |
164 | Контрольное списывание №4. | 1 | |
165 | Работа над ошибками. Обобщение знаний по курсу «Русский язык». | 1 | |
166 | Итоговая комплексная работа. | 1 | |
167 | Повторение изученного за год. | 1 | |
168 | Повторение изученного за год. | 1 | |
169 | Повторение изученного за год. | 1 | |
170 | Игра «Язык родной, дружи со мной». | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языка УМК "Школа России" 3 класс
Рабочая программа по русскому языку (3 класс)...
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1 класс
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и ф...
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 3 класс
В рабочую программу входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 3 класса, УМК "Школа России", автор Рамзаева Т.Г....
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1-4 классы
Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов по программе "Школа России" по Л. Зелениной - ФГОС...
Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс...
Рабочая программа по русскому языку (УМК "Школа России" 1-4 классы)
Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса (УМК "Школа России") ....