Научная статья
статья на тему
В статье обосновывается необходимость выявления гендерных аспектов волевых качеств у младших школьников, которые могут быть учтены в учебно-воспитательном процессе, при построении дифференцированного подхода к обучению мальчиков и девочек.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nauchnaya_statya_pilyuk_a.n.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
на тему: « Гендерные аспекты волевых качеств младших школьников»
Автор:
Пилюк Александра Николаевна
Учитель начальных классов МБОУСОШ№3
Проблема гендерных различий волевой регуляции, волевых качеств остаётся в психологии малоисследованной. В частности, отсутствуют данные о гендерных различиях воли в младшем школьном возрасте. Таким образом, актуальность темы, которую мы хотим раскрыть в статье, определяется необходимостью данных о гендерных особенностей воли детей младшего школьного возраста, имеющих значение для дифференцированного подхода в учебно-воспитательном процессе.
Научная значимость данной статьи состоит в том вкладе, который вносят полученные экспериментальные результаты в обогащение психолого-педагогических знаний о гендерных особенностях детей младшего школьного возраста. Выявленные гендерные аспекты волевых качеств у младших школьников могут быть учтены в учебно-воспитательном процессе, при построении дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек.
Прогрессивная психология и педагогика давно доказали, что волевые свойства являются одними из главных в структуре личности. Выяснены многие вопросы формирования воли учащихся в разных видах их деятельности, вопросы типологии детей в связи с их волевой активностью, вопросы психологии воспитания и самовоспитания воли школьников.
И, естественно, исследования в области воли школьника в нашей стране ведутся и в настоящее время. Психология призвана отвечать на конкретные запросы школы, а перед школой всегда стояла актуальная задача воспитания воли и характера учащихся.
Гендерная психология — это область психологической науки. И, как и у других областей, у нее очень длинная предыстория и очень короткая история. Но было бы неправомерным рассматривать эту историю только с 70-х гг. XX в. Также не вполне корректно считать ее детищем только феминизма, хотя его большой заслугой является привлечение внимания к некоторым современным психологическим проблемам.
В немногочисленных статьях, посвященных истории гендерной психологии, она связывается с совершенно различными именами и идеями, не совпадающими у разных авторов. Иногда создается впечатление, что речь идет о разных областях знания (к примеру, имеют в виду то психологию половых различий, то психологию женщин, то феминистскую психологию или психологию взаимоотношений между мужчинами и женщинами и т. п.).
Исследования эмоциональности по большей части демонстрируют превосходство, у девочек имеется более высокий уровень тревожности, большая значимость связи эмоций с межличностными отношениями, большая чувствительности к негативным жизненным событиям друзей и близких, чаще наблюдаются депрессии, сообщения о своих негативных эмоциях, отмечается большая яркость положительных эмоций, отсутствие застенчивости при демонстрации эмоциональных реакций, большее соответствие невербальной экспрессии эмоциональному состоянию и большая точность декодирования эмоциональных невербальных сигналов других.
Для мальчиков характерно стремление скрывать свои эмоции, особенно негативные, эмоциональная сдержанность — даже с друзьями своего пола, и более жесткая регламентация со стороны общества по поводу демонстрации эмоциональных переживаний. Однако иногда мальчики даже превосходят девочек по эмоциональности: это касается таких негативных эмоций, как гнев, презрение и отвращение, а также точности декодирования невербальных сигналов, свидетельствующих о переживании гнева у окружающих.
Высоко нравственная личность имеет, как правило, твердую волю. Но не всякий волевой человек нравствен. Отдельные волевые качества могут быть присущи и альтруисту, и эгоисту, право послушному человеку и преступнику. Но чем более высокими нравственными ценностями регулируется поведение человека, тем выше внутренняя согласованность его поведения и, следовательно, его волевая регуляция.
Изучая целеустремленность личности, характеризующую направленность воли, отечественные психологи утверждали, что целеустремленность — продукт усвоения морали и нравственного опыта людей в процессе воспитания, что это ведущее волевое качество личности, определяющее характер и уровень всех других проявлений воли человека.
Формирование устойчивых волевых качеств у детей начинается в условиях временных волевых состояний. Это обязывает воспитателей создать необходимые условия для появления состояний, благоприятствующих волевому процессу.
Развитие воли учащихся неразрывно связано с формированием активных интересов. Между интересом и волей существует сложная взаимосвязь. Воля и интерес — не антагонисты, а содействующие друг другу явления. Максимальные волевые усилия дети проявляют при активном интересе к предмету и процессу деятельности.
Таким образом, половые различия прослеживаются по различным аспектам самооценки, ее устойчивости, нарциссизму. Они были обнаружены и в гендерных установках детей.
В данной статье была проанализирована научная литература по данной теме, где были рассмотрены и изучены анатомо-физиологические особенности детей разного пола, их различия в познавательно - психических качествах, гендерный аспект волевых качеств младших школьников. В связи с этим есть необходимость учета половой дифференциации при построении образовательно- воспитательного процесса. Работа с разнополыми детьми требует от педагога большого профессионализма, грамотности при построении занятий и подготовке учебного материала, выборе темы, особенностях подачи данного материала в подгруппах мальчиков и девочек. Учета всех тех особенностей ,которые есть у разнополых детей. Работа должна вестись в гетерогенных группах с разделением данной группы на подгруппы мальчиков и девочек .
Методические рекомендации для педагогов:
Для исследования гендерных особенностей воли младших школьников можно провести констатирующий эксперимент, в ходе которого изучить волевые особенности младших школьников. Экспериментально исследовать такие волевые качества, как «силы воли» (Н.Н. Обозов) и терпеливость (Ильин-Фещенко).
Методика "Самооценка волевых качеств"
(РазработаннаяМ.В.Матюхиной и С.Г.Яриковой)
Инструкция: "Представь себе, что знакомые тебе сказочные персонажи расположились на 5 ступеньках лестницы так, что самые ответственные из них находятся на верхней (пятой ступеньке), а самые безответственные - на нижней (первой ступеньке)". Оговаривается, что такое "ответственность", каких людей (сказочных персонажей) можно назвать ответственными. Экспериментатор записывает или зарисовывает ответы детей, распределяя сказочных героев на пяти ступеньках. Затем предлагается задание: "А теперь обозначь "крестиком", на какой ступеньке, рядом с каким персонажем стоишь ты".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научная статья "Об образовательном путешествии"
Тетрадь на печатной основе "Образовательное путешествие в Ленинградский зоопарк"...
Научная статья "Интегрированный день как одна и форм равития метопредметных реультатов деятельности обучающихся "
СтатьяТема : «Интегрированный день как одна из форм развития метапредметных результатов деятельности обучающихся»....
Научная статья "Философская культура учителя"
Материал для учителя...
Научная статья "Технология развития целостного мышления"
Научная статья "Технология развития целостного мышления"...
Научная статья: "Деятельностный подход при работе над изложением и сочинением"
Одним из ведущих теоретических положений, реализуемых в системе обучения связной речи, является деятельностный подход к речи и к процессу ее формировани...
Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.
Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...
Статья в сборнике научных статей
Научные статьи по психологии....