Подготовка учащихся к Муниципальной олимпиаде по Основам наук для 4-х классов
материал (4 класс) на тему

Щупко Галина Григорьевна

Обобщение опыта по теме: «Подготовка учащихся к Муниципальной олимпиаде по Основам наук для 4-х классов»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Обобщение опыта29.22 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта по теме:

«Подготовка учащихся к Муниципальной олимпиаде по Основам наук для 4-х классов»

Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.

Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача же школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье. Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников, особое место занимают предметные олимпиады.

Участие в олимпиадах способствует наиболее полному раскрытию творческого потенциала учащихся, поддержанию и развитию у них интереса к предметам, а также позволяет ребятам почувствовать свой успешный рост.

Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает.

Подготовка  к  олимпиаде  должна  быть  систематической,  начиная  с  начала  учебного  года.

Работа к участию в Муниципальной  Олимпиаде по основам наук для обучающихся 4-х классов начинается мною целенаправленно уже с 1 класса.

При поступлении детей в 1 класс мною проводится диагностическое тестирование, позволяющее выявить уровень готовности детей к школьному обучению.

На первом родительском собрании я довожу до сведения родителей  поуровневые результаты (высокий, средний, низкий) готовности их ребёнка к школе.

Во время обучения в 1 классе и в I четверти 2 класса для фиксации результатов обученности и развития на каждого ученика я завожу ведомость индивидуальных  достижений, куда вношу результаты входного контроля до 10 сентября, промежуточного контроля до 15 октября и соответственно после каждой четверти. Ввиду безотметочного оценивания в 1 классе и в I четверти 2 класса результаты также поуровневые.

       На очередных родительских собраниях до сведения родителей доводятся результаты проведения контроля. Родители имеют возможность наблюдать динамику обученности и развития своего ребёнка. В ведомости выводится общий балл, который подтверждается подписью учителя и родителей. Ведомость индивидуальных достижений, как и другие результаты обученности и развития, помещается в дальнейшем в портфолио учащихся. Индивидуальные занятия со слабыми учащимися я провожу  с 1 класса, чтобы вывести их хотя бы на средний уровень.

В конце каждого года обучения мною проводится итоговая аттестация уровня развития и обученности детей в форме интегрированной контрольной работы. Её результаты также доводятся до сведения родителей. 

По вышеприведённым таблицам прослеживается  динамика уровня обученности и развития учащихся из класса в класс. Стоит отметить, что на выходе из начальной школы нет учащихся с уровнем подготовки ниже базового, что является фундаментальной основой для обучения детей в среднем звене, и, следовательно, требования ФГОС выполнены успешно.

В Краснооктябрьской  школе в начальных классах реализуется программа и УМК «Перспективная начальная школа» под редакцией Н. А. Чураковой, которая соответствует требованиям ФГОС. Одним из свойств программы является интеграция, которая позволяет устанавливать связь между полученными знаниями и конкретной практической деятельностью обучающихся по применению этих знаний.

Основная идея УМК «Перспективная начальная школа» – формировать УУД (способность учиться самостоятельно) и оптимальное развитие каждого ребёнка на основе педагогической поддержки его  индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей и развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.

Моя педагогическая поддержка индивидуальности ребёнка при обучении выводит на первый план проблему соотношения обучения и развития. Система заданий разного уровня трудности, сочетание индивидуальной учебной деятельности ребёнка с его работой в паре и в малых группах позволяют мне как учителю обеспечить условия, при которых обучение идёт впереди развития, то есть в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учёта уровня его актуального развития и личных интересов. То, что ученик не может выполнить индивидуально,  он может сделать с помощью соседа по парте или в малой группе. А то, что представляет сложность для конкретной малой группы, становится доступным пониманию в процессе коллективной деятельности. Работая девятый год по программе УМК «Перспективная начальная школа», не раз убеждалась, что высокая степень дифференциации вопросов и заданий и их количество позволяют моим воспитанникам работать в условиях актуального развития и создают возможности его индивидуального продвижения. На уроках русского языка и литературного чтения я включаю задания по развитию речи, среди них мини-сочинения на различные темы. Сочинения на заданную тему являются обязательной частью заданий нашей муниципальной олимпиады по Основам наук, я бы сказала даже весомой частью, так как мини-сочинения оцениваются в 5баллов!

Работе по формированию УУД, умению учиться, добывать самостоятельно информацию, анализировать, обобщать  подчинены как урочная деятельность, так и внеурочная.

Во время проведения урока мне помогает увидеть результаты усвоения материала – оценочная деятельность самих учащихся – рефлексия.

Одна из важнейших задач современной школы-формирование функционально грамотных людей. Введение ФГОСа определяет актуальность понятия «функциональная грамотность», основу которой составляет умение ставить и изменять цели и задачи своей работы, планировать, осуществлять её контроль и оценку, умение действовать в ситуации неопределённости. Одной из составляющей функциональной грамотности является математическая грамотность учащихся- способность человека определять и понимать роль математики в мире. Поэтому на уроках математики  я много внимания уделяю решению нестандартных задач, с которыми дети часто сталкиваются при выполнении комплексных работ, при подготовке и выполнении ВПР. Я рекомендую всем вам, уважаемые коллеги, учебно-методическое пособие нашего РИПК и ППРО «Развитие функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе» (авторы Казакова Раиса Александровна-методист отдела дошк. и нач. образования и Кравцова Ольга Ивановна-учитель нач.классов МБОУ Кашарской СОШ).

Начиная с 1 класса я стараюсь привлечь всех учащихся класса к участию во всевозможных конкурсах, дистанционных олимпиадах и викторинах по предметам, таких как «Китёнок», «ФГОСтест»; в Международных блицтурнирах «Второклассники, третьеклассники, четвероклассники в стране Знаний», «Математический сундучок»; онлайн-олимпиада «Плюс» по математике; V краевого конкурса исследовательских работ учащихся «Дерзание-Старт» в г. Пермь и других. За участие в них мои воспитанники получают не только сертификаты, но и дипломы победителей и призёров.

Мои учащиеся  принимают активное участие в работе школьной учебно-исследовательской Сессии для одаренных детей, которая уже несколько лет традиционно проводится в Краснооктябрьской школе.

Ежегодно в нашей начальной школе проводится Неделя начальных классов, целью которой является создание условий для раскрытия способностей каждого ребенка, выявление одарённых детей, а также развитие интеллектуальных, творческих способностей детей.

В связи с введением ФГОС встала необходимость в организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Особое место я отвожу проектной и исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности. В ходе работы дети активно собирают материал для проектов, анализируют его, обобщают и создают продукт своего труда.

Наиболее значимыми проектами являются: «Защитники Отечества», «Песни и сказки Тихого Дона», «Спасём и сохраним!», «Вместе дружная семья», «Варвара краса – длинная коса», «И люди здесь обычные живут», «Не надо войны!», «Дорогие мои земляки».

Некоторые из этих проектов ежегодно мои ученики представляли на Муниципальном конкурсе научно-исследовательских и творческих работ «День наук», занимая вторые и третьи места».

Особенного внимания заслуживают социальные проекты «Не надо войны!» и «Дорогие мои земляки».

Результатом работы над проектом «Не надо войны!» стало открытие в 2015 году на территории Краснооктябрьского с/поселения по инициативе моих учеников 2 класса  Памятной доски «Не надо войны!», посвящённой детям войны. А сведения о трудовой деятельности  выросших «детей войны», собранный моими учащимися в 3и 4 классах послужили материалом для занесения некоторых имён на Аллею боевой и трудовой славы. 

Публикации о работе над проектами были неоднократно опубликованы детьми с помощью кл. руководителя в районной газете «Зори Маныча» и на сайте Весёловской межпоселенческой центральной библиотеки.

Конечно,  мы не могли остаться в стороне от участия во Всероссийском конкурсе сочинений в 2017г. А помогло нам занять призовое 3 место на районном уровне использование материалов проектов «Не надо войны!» и «Дорогие мои земляки». Так что это ещё раз подтверждает целенаправленность, важность и актуальность выбранных нами проектов.

Поездки, экскурсии по донскому краю – очень полезны для развития кругозора учащихся в рамках регионального компонента, который обязательно присутствует в заданиях Муниципальной олимпиады.

Так, мои учащиеся совершили экскурсии в Ростовский краеведческий музей, в образовательно-развлекательный центр Кидбург-город профессий, Семикаракорский керамический завод, в Горненский заповедник Красносулинского района, в Новочеркасский собор.

В 2013 году мои ученики принимали участие в муниципальной олимпиаде по основам наук для обучающихся 4 классов и показали следующие результаты:

  • Калиновская А. - I место
  • Портнова Е. -  III место

В 2017 году мои ученики также принимали участие в VI муниципальной олимпиаде по основам наук для обучающихся 4 классов и показали следующие результаты:

  • Гулятченко Н. - I место
  • Шавлинская В. -  II место

Я стараюсь видеть личность в каждом из своих учеников. И, разумеется, как следствие, в итоге я выбираю достойных кандидатов для участия в Олимпиаде по основам наук.

   

 

Динамика результатов мониторинга по классу

Класс

Учитель

Результат итоговой диагностики 3 класс (уровень)  2015-16 г.

Результат  диагностики за 1 полугодие  4 класс     (уровень)    2016-17г.

Динамика

(отрицательная, положительная,

стабильная)

Выполняли работу 10 чел.

Выполняли работу 10 чел.

 4

Щупко Галина Григорьевна

Кол-во (чел.)

Доля (%)

Кол-во (чел.)

Доля (%)

    Динамика

   положительная

Необходимый базовый

   3чел.

  30 %

Базовый

   3чел.

    30 %

Средний

   2чел.

  20 %

Высокий

   3чел.

    30 %

Высокий

   0чел.

    0 %

Повышенный

   4чел.

    40 %

Ниже базового уровня

   5чел.

  50 %

Ниже базового уровня

   0чел.

   0 %


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на МО учителей начальных классов «Подготовка учащихся к олимпиадам и марафонам. Формы и методы работы с одаренными и мотивированными детьми»

В образовательных учреждениях района успешно реализуется программа "Одаренные дети". Наряду с урочной деятельностью , способствуют развитию и выявлению одаренных учащихся различные формы работы с учащ...

Положение о проведении XI Международной Олимпиады по основам наук для учащихся начальной школы, 2014/2015 учебный

  XI Международная Олимпиада по основам наук (далее Олимпиада) проводится в течение 2014/2015 учебного года. Для учащихся начальных (1, 2, 3, 4-х) классов Олимпиада проводит...

Олимпиада по основам наук

Олимпиада по основам наук   ...

Информационная справка по итогам проведения муниципальной олимпиады по курсу "Основы религиозных культур и светской этики

Информационная справка по итогам проведения муниципальной олимпиады по курсу "Основы религиозных культур и светской этики...

Методические рекомендации для учителей по подготовке учащихся к школьным олимпиадам

Данный  методический материал поможет учителям  подготовить учащихся к олимпиадам и в работе с одаренными учащимися...