Технология развития критического мышления (ТРКМ)
статья (3 класс) на тему
Критическое мышление – это способность анализировать информацию с помощью логики и личностно-психологического подхода, с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Этому процессу присуща открытость новым идеям.
Дэвид Клустер, профессор, преподаватель литературы Хоуп-колледжа (Холланд, штат Мичиган, США), определяет следующие признаки критического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9.12tehnologiya_razvitiya_kriticheskogo_myshleniya.docx | 19.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология развития критического мышления (ТРКМ)
– это «изобретение» американской педагогики. Данная технология основана на творческом сотрудничестве ученика и учителя, на развитии у школьников аналитического подхода к любому материалу. Она рассчитана не на запоминание материала, а на постановку проблемы и поиск ее решения.
Критическое мышление – это способность анализировать информацию с помощью логики и личностно-психологического подхода, с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Этому процессу присуща открытость новым идеям.
Дэвид Клустер, профессор, преподаватель литературы Хоуп-колледжа (Холланд, штат Мичиган, США), определяет следующие признаки критического мышления:
- Критическое мышление .
2. Информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления.
3. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.
4. Критическое мышление основано на убедительной аргументации.
5. Критическое мышление – мышление социальное.
ТРКМ включает в себя три стадии: вызова, осмысления и размышления.
Технология РКМ наиболее эффективно реализуется в проектной ученической деятельности.
Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике; внутренний - это опыт деятельности (достояние учащегося), соединяющий знания и умения.
Тема урока: Задачи на части
Задача: Мороженое содержит 5 частей воды, 2 части молочного жира и 3 части сахара. Сколько надо взять воды, м/жира и сахара, чтобы приготовить1кг мороженого?
Стадия 1: Вызов. Наработка различных версий: как можно решить задачу.
Краткая запись условия задачи ( как в начальной школе)
Вода – 5 частей
Жир – 2 части 1 кг
Сахар – 3 части
А если схему изобразить таким образом?
Вода
Жир 1000г
Сахар
- Предлагают очевидные пути решения задачи.
Стадия 2. Осмысление нового материала. Наибольший эффект достигается при решении задач по традиционной методике от простого к сложному.
Вопросы на обсуждение:
-Какая из предложенных в учебнике задач подходит под эту модель?
-Сформулируйте условия нескольких задач, походящих под эту модель.
Одно число в 2 раза больше другого, но в 3 раза меньше третьего. Сумма чисел равна 27. Найдите эти числа.
-Является ли эта задача задачей на части? Докажите!
-Самостоятельно постройте модель и продумайте алгоритм решения задачи.
Стадия 3. Размышление. На этой стадии можно подкинуть и такую задачу:
В двух банках 5 л молока. Когда в одну банку добавили 1 л, то в ней стало в 2 раза больше молока, чем в другой. Сколько молока было в каждой банке?
- Является ли эта задача задачей на части? Подумайте, как можно ее решить?
Творческое домашнее задание:
-Придумайте задачу на части, запишите ее условие, схему и решение.
-Подумайте над усложнением задачи.
Выполнение этого задания и стало началом работы над проектом.
Цель проекта: Создание сборника задач, построенного по принципу:
Страница оформлена учителем: Страница оформляется учеником:
Пример задачи Задача, которую я сам сочинил
(задача + схема + решение) ( задача + схема + решение).
Наш проект можно охарактеризовать как
- практико-ориентированный (по доминирующему виду деятельности);
-моно-проект (по предметно-содержательной области);
- индивидуальный (по количеству участников проекта);
- долгосрочный (по продолжительности проекта).
Технология развития критического мышления является личностно-ориентированной и позволяет решать широкий спектр образовательных задач: обучающих, воспитательных и развивающих. В условиях динамично меняющегося мира очень важно помочь каждому человеку получить возможность включиться в межкультурное взаимодействие, сформировать базовые навыки человека открытого информационного пространства и научиться эти навыки применять.
Ценность данной технологии и в том, что она учит детей слушать и слышать, развивает речь, даёт возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес, побуждает детей к действию, поэтому работают все. Уходит страх, повышается ответственность ученика за свой ответ, учитель и учащиеся вместе участвуют в добывании знаний. Таким образом, учащиеся, мыслящие критически, вовлеченные в активный процесс систематической работы, думающие о своих знаниях, способны утвердить себя и правильно осознать себя в окружающем их мире.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Технология развития критического мышления (ТРКМ)– основа формирования универсальных учебных действий (УУД) учащихся начальных классов.»
Одна из новых технологий, которая актуальна в практике педагогов – это технология критического мышления. Она развивает коммуникативные компетентности, умение находить и анализировать информацию, учит ...
«Технология развития критического мышления (ТРКМ)– основа формирования универсальных учебных действий (УУД) учащихся начальных классов.»
Аннотация Одна из новых технологий, которая актуальна в практике педагогов – это технология критического мышления. Она развивает коммуникативные компетентности, умение находить...
«Технология развития критического мышления» (ТРКМ).
Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни....
«Технология развития критического мышления» (ТРКМ).
Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни....
Использование методов и приёмов технологии «Развитие критического мышления» (ТРКМ) при работе с текстом
В материале содержится теоретичесая и практическая информация по работе с текстом в технологии критического мышления....
"Изучение истории технологии развития критического мышления.(ТРКМ)"
v Постоянное ознакомление с современными научными исследованиями в области преподавания;v Изучение прогрессивного опыта коллег;v Знакомство с новыми программами и концепциями обучени...
«Технология развития критического мышления» (ТРКМ).
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) была разработана в конце XX века в США.Цель технологии развития критического мышления - развитие мыслит...