Приемы формирования УДД
статья на тему

Новожилова Ольга Викторовна

Формирование умения планировать свою деятельность происходит с введения определения понятия «план». План понимается как порядок, последовательность действий; план (алгоритм, инструкция) известных детям действий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_formirovaniya_uud_planirovaniya.docx16.6 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы формирования УУД планирования.

Планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

Формирование умения планировать свою деятельность происходит с введения определения понятия «план». План понимается как порядок, последовательность действий; план (алгоритм, инструкция) известных детям действий. Постепенно учащиеся научатся составлять план своих действий по решению учебной задачи. Учащимся может предлагаться как план для работы над конкретной орфограммой, упражнением, так и план работы на уроке.

Для формирования УУД планирования (в т.ч. и собственной учебной деятельности) можно использовать следующие приёмы:

Обсуждение готового плана

Например, обсуждение плана урока.

Планирование с использованием опорных слов

На первом этапе работы помощь в составлении плана урока оказывают опорные слова, например: «изучить…», «узнать…», «учиться…», «сравнить…», «потренироваться», «закрепить…», «оценить» и т.д.

Рисуночный план урока

Данный прием используется на этапе, когда учащиеся еще недостаточно хорошо читают. Например, вводятся рисунки – модели, обозначающие различные виды деятельности: например, значок «книга» означает «чтение», «ручка (карандаш)» - работа в тетради, «!» - повторение, символ двух лиц, обращенных друг к другу – работа в паре (группе) и т.д.

Обучающиеся не только составляют план урока, используя рисунки-модели, но, поскольку в течение урока учитель постоянно обращает их внимание на составленный план, следят за его выполнением, называют следующий этап, анализируют, как прошел предыдущий. План помогает организовать рефлексию в конце урока.

Работа с деформированным планом

1) Данный прием можно использовать с учащимися даже 1 класса. Ученикам предлагается восстановить план работы на уроке, данный на разрезанных карточках вразбивку. Предложенное задание учащиеся могут выполнять сначала в группах, затем в парах и потом самостоятельно.

2)2 класс. Тема: Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне.

Учитель предлагает составить алгоритм работы с орфограммой.

- Для чего необходим алгоритм? – По алгоритму удобно работать, ничего не пропустишь, научишься писать без ошибок.

Учащиеся работают в парах по карточке, расставляя пункты алгоритма по порядку.

o        Определяю, есть ли в слове сочетание нескольких согласных

o        Подбираю однокоренное проверочное слово

o        Нет – пишу то сочетание, которое слышу

o        Обозначаю орфограмму

o        Выясняю, появился ли в слове непроизносимый согласный звук

o        Произношу слово

o        Да – обозначаю буквой непроизносимый согласный звук

Проверка работы осуществляется по образцу.

Использование плана с недостающими или избыточными пунктами

3 класс. Тема: Второстепенные члены предложения.

Учитель предлагает ситуацию для обсуждения:

Ученики 3 класса составляли план «Как найти второстепенные члены предложения». Подумай, все ли учли составители плана? Если с чем-либо не согласен, дополни план.

1) Найди слова, к которым можно задать вопрос от подлежащего.

2) Найди слова, к которым можно задать вопрос от  сказуемого.

3) Найди  второстепенные члены предложения,  к  которым можно задать вопрос от других второстепенных  членов.

Учащиеся должны определить, что пропущен первый шаг: Найди грамматическую основу предложения, то есть подлежащее и сказуемое.

Составление своего плана

1) 4 класс. Тема: Вспоминаем изученные орфограммы.

Упражнение 1 с. 9: Графически выдели орфограмму «Безударные проверяемые гласные в корне слова».

Перед выполнением задания учитель предлагает учащимся обсудить  последовательность поиска нужного слова.

- В какой последовательности необходимо работать, чтобы выполнить это задание?

В ходе обсуждения составляется план поиска слова с заданной орфограммой:

1. Определить ударный гласный. Поставить знак ударения.

2. Определить наличие или отсутствие  в слове  безударного гласного.

3. Установить место безударного гласного в слове: входит ли в состав корня или нет.

4. Выделить корень, для этого подобрать несколько однокоренных слов.

5. Если  безударный гласный в корне, то определить, можно ли его проверить. Если безударный гласный можно проверить, то подчеркнуть  букву гласного в корне.

6. Если безударный  гласный  проверить нельзя,  то перейти к следующему слову.

2)3 класс. Тема: Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных.

Составление алгоритма в виде схемы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание логики и отдельных приемов формирования ИУ в начальной школе.

Описание  работ  по формированию информационных умений на примере формирования умения выделять главное в информационном источнике и умение составлять план информационного сообщения....

Специфические приемы формирования связной письменной речи у слабослышащих учащихся младших классов на уроках русского языка

Основная задача школы для слабослышащих и позднооглохших детей - подготовка учащихся  к активной самостоятельной жизни. Решение данной задачи невозможно без вооружения детей навыками свободного р...

Некоторые приемы формирования навыка грамотного письма

Чтобы повысить грамотность учащихся учитель должен развивать орфографическую зоркость при коллективной работе над ошибками, применяя разные приемы, используя индивидуальный дифференцированный подход. ...

Приемы формирования адекватной самооценки учащихся

Из опыта работы Исаевой Г.Н. Приемы формирования адекватной самооценки учащихся.       С самых первых дней мы пользуемся «Волшебной линейкой» (курс Г.Цукерман ...

Приемы формирования коммуникативной компетенции младших школьников

В статье рассказывается об аспектах коммуникативной компетентности; о необходимости формирования коммуникативных умений в младшем школьном возрасте  для поэтапного развития в дальнейшем....

МАСТЕР-КЛАСС по теме: «Приемы формирования универсальных учебных действий на уроках окружающего мира».

В данной работе представлены формы формирования УУД на уроке окружающего мира в 1 классе....