Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся
статья на тему
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников средствами УМК "Перспективная начальная школа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.14 КБ |
Предварительный просмотр:
ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ УМК «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»
Грошевская Наталья Юрьевна
МБОУ «СОШ № 50», г. Новокузнецк
«Все человеческое в человеке должно быть воспитано»
А.С.Макаренко
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь... Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность... Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: « А какой волк в конце побеждает?» Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
«Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь…»
Это старая индейская притча, но она не утратила актуальности и в наше время.
Конечно, ценности личности, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в школе. Поэтому именно здесь должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.
Я уже четвертый год работаю по УМК «Перспективная начальная школа». Средствами разных предметов, системы учебников этой программы у младших школьников воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации, к труду, своим обязанностям и к самому себе.
Все это реализуется через уроки окружающего мира, литературного чтения, русского языка, изобразительного искусства, технологии.
Содержание уроков окружающего мира позволяет во всей широте раскрыть в ребёнке духовность и нравственность. Героями уроков являются Маша и Миша. Они жители села Мирного, с которыми учащиеся знакомятся уже на первом уроке окружающего мира. Через содержание учебных пособий дети знакомятся с образцами служения Отечеству, постигают причастность каждого человека, каждой семьи к жизни России, осознают значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины, чтобы уже в этом возрасте почувствовать себя маленьким гражданином великой страны. Так же на уроках окружающего мира дети знакомятся с государственной символикой, совершают заочные экскурсии по Москве в 1-ом классе; по Японии, Франции, Америки, Белоруссии и другим странам - в 4-ом классе. Знакомятся с такими темами, как «Конституция», «Твои права и обязанности». Познают культурные особенности разных народов. В четвёртом классе ученики сравнивают мифологические представления о происхождении мира древних славян и башкир, сравнивают обычаи проводов зимы у разных народов, проживающих на территории России. Через содержание уроков дети учатся видеть национальные особенности в сказках.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На уроках учащиеся знакомятся с произведениями мастеров художественного слова, с детскими писателями, фольклорными произведениями народов России и других стран, литературными текстами исторического содержания, музыкальными произведениями, репродукциями картин разных художников, работая с которыми дети постигают простые и вечные истины добра, сострадания, сочувствия, любви к другим людям, к Родине.
Содержание курса «Русский язык» несёт особое отношение к слову, к языку, его колориту и мудрости, духовно-нравственному содержанию, воспитывают толерантность, учат решать коммуникативные задачи, осваивать этикетные формы обращения и поведения, развивают уважение и интерес к творческой работе.
На уроках изобразительного искусства и технологии решаются задачи патриотического, эстетического воспитания учащихся, творческого отношения к жизни. Обучение строится на основе культурно-исторических и национально-культурных традиций.
Вопросы и задания, содержащиеся в УМК «Перспективная начальная школа» помогают учащимся критически оценивать собственные и чужие поступки, осознавать ценность человеческой жизни, знакомиться с национальными традициями. Осознавать необходимость взаимопомощи, уважения к родителям, заботы о младших и старших, ответственности за другого человека, осознавать значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины.
Источники информации:
- http://www.newacropol.ru/Alexandria/pritchi/two_wolfs/
- http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2012/02/27/dukhovno-nravstvennoe-vospitanie-mladshikh
- http://kolpschool2.ru/wp-content/uploads/2014/02/6-duxovnoe.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для о...
Семинар для учителей и воспитателей ГПД по теме: "Этнокалендарь как средство духовно-нравственного развития и воспитания учащихся"
Данный материал показывает разные варианты того, как можно привить ребенку духовно-нравственные ценности. В этом нам помогает этнокалендарь....
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образ...

Реализация программы по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся. Благотворительная акция "Милосердие"
"Единственное истинное счастье в жизни - это жить для других." Лев Толстой...

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся.
•формирование социальной культуры;•формирование семейной культуры;•формирование личностной культуры....

Программа духовно- нравственного развития и воспитания учащихся начальных классов.
Программа адаптирует и конкретизирует применительно к классу основные направления образовательной и воспитательной деятельности школы....

Система работы по духовно – нравственному развитию и воспитанию учащихся на уровне начального общего образования
Духовно – нравственное развитие и воспитание учащихся – актуальная задача современной школы. Данное положение отражено в основных документах, регламентирующих деятельность образовательных органи...