Подвижные игры народов мира
рабочая программа по теме
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska._podvizhnye_igry._2_a.docx | 34.39 КБ |
ktp._podvizhnye_igry_narodov_mira._2a.docx | 26.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Подвижные игры народов мира»
спортивно-оздоровительное направление
2 – А класс
Срок реализации программы 1 год
Учитель: Евсеенкова Н. В.
2017 – 2018 учебный год
Санкт-Петербург
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа предназначена для обучающихся 2 А класса ГБОУ СОШ № 164 Красногвардейского района Санкт-Петербурга по внеурочной деятельности «Подвижные игры народов мира» в 2017-2018 учебном году.
1.1.Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
Цель:
формирование устойчивого, заинтересованного, уважительного отношения к культуре родной страны и культуре других стран; содействие укреплению и сохранению здоровья младших школьников; создание эмоционально положительной основы для развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине.
Задачи:
1. Расширение кругозора учащихся, формирование представления об окружающем мире.
2. Совершенствование воспитания нравственных и волевых качеств, потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья; развитие психических процессов и свойств личности,
3. Укрепление здоровье обучающихся через игровую деятельность.
1.2. Нормативные правовые документы,
на основании которых разработана рабочая программа:
- Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373»
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. № 1576 “О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373”
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 N 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования"
- СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 29.12.2010)
- О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" от 24.11.2015 № 81
- Основная образовательная программа начального общего образования ГБОУ школы № 164 Красногвардейского района Санкт-Петербурга (в соответствии с требованиями ФГОС) на 2017-2018 учебный год
- Учебный план ГБОУ школы №164 Санкт-Петербурга на 2017-2018 учебный год
- Годовой календарный учебный график ГБОУ СОШ № 164 Красногвардейского района Санкт-Петербурга на 2017-2018 учебный год.
1.3.Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа:
Рабочая программа курса «Подвижные игры народов мира» составлена на основе комплексной авторской программы физического воспитания В. И. Лях, А. А. Зданевич.
1.4.Обоснование выбора авторской программы для разработки рабочей программы:
Данная программа являются незаменимым средством решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности младшего школьника, развития его разнообразных двигательных способностей и совершенствования умений. В этом возрасте они направлены на развитие творчества, воображения, внимания, воспитания инициативности, самостоятельности действий, выработку умения выполнять правила общественного порядка. Многообразие двигательных действий, входящих в состав подвижных игр, оказывает комплексное воздействие на совершенствование координационных и кондиционных способностей (способностей к реакции, ориентированию в пространстве и во времени, перестроению двигательных действий, скоростных и скоростно-силовых способностей), закладываются основы игровой деятельности, направленные на совершенствование прежде всего естественных движений (ходьба, бег, прыжки, метание), элементарных игровых умений (ловля мяча, передачи, броски, удары по мячу) и технико-тактические взаимодействия (выбор места, взаимодействие с партнером, командой, соперником), необходимые при дальнейшем овладении спортивными играми в средних и старших классах.
Программа рассчитана на 1 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
1.5.Определение места и роли учебного предмета в овладении обучающимися требованиями к уровню подготовки обучающихся в соответствии с ФГОС:
Народные подвижные игры, имеющие многовековую историю, всегда были очень важны при воспитании, так как способствовали максимальному развитию у детей разнообразных двигательных навыков и умений, сноровки, необходимых во всех видах деятельности.
Правильно организованный игровой двигательный режим укрепляет здоровье, дает возможность добиться значительного улучшения показателей психофизической подготовленности учащихся, и, что особенно важно, благодаря ему физические способности детей развиваются гармонично.
1.6. Информация о внесенных изменениях в авторскую программу и их обоснование:
В соответствии с учебным планом ГБОУ школы № 164 Санкт-Петербурга на 2017-2018 учебный год во 2 А классе по внеурочному курсу «Подвижные игры народов мира» отводится 34 часа, так как на реализацию программы отводится 1 час в неделю. В связи с переносами выходных и праздничных дней произведено объединение некоторых тем.
В авторскую программу внесены следующие изменения:
№ п/п | Коррекция № уроков | Предмет коррекции |
1 | Объединены темы уроков № 29-30 | Праздничные дни, 1 мая |
2 | Объединены темы уроков № 31-32 | Праздничные дни, 9 мая |
1.7. Информация об используемых технологиях обучения, формах и типах уроков, а также о возможной внеурочной деятельности по предмету.
Подвижные игры, включающие выполнение каких-либо физических упражнений (бег, удары, прыжки) в ответ на следующие друг за другом сигналы, могут эффективно использоваться для развития реактивности, резкости (способности быстро напрягать мышцы), быстроты (способности ускорять быстрое суставное движение).
Подвижные игры обладают еще одним достоинством: играющие в зависимости от уровня физической подготовки сами регулируют интенсивность нагрузок, выбирая моменты для отдыха. Существует и негативная особенность подвижных игр. Их соревновательный характер приводит к значительному эмоциональному накалу, мобилизации всех сил и повышению работоспособности, играющие увлекаются и забывают об усталости. Хотя развитие выносливости и предполагает наступление утомления, но руководитель должен по внешним признакам не допускать его крайних форм и вовремя снизить интенсивность и объем нагрузок.
Подвижные игры – хороший активный отдых после длительной умственной деятельности, поэтому они уместны на школьных переменах, по окончании уроков в группах продленного дня или дома, после возвращения из школы.
К формам проведения подвижных игр относятся:
- сюжетные игры, преимущественно коллективные,
-бессюжетные подвижные игры,
- подвижные игры с элементами соревнования,
- игры большой, малой и средней подвижности.
1.8. Виды и формы промежуточного и итогового контроля:
- организовать и провести со сверстниками разученные подвижные игры, в летнем школьном лагере,
- разработать (придумать) свои подвижные игры,
- начать создание картотеки подвижных народных игр (с привлечением не только обучающихся, но и их родителей).
2. Содержание рабочей программы
Умение слушать и понимать речь других, выполнение различных ролей в группе, развитие умения совместно договариваться о правилах общения, нахождение отличия нового от уже известного с помощью учителя, обучение правилам взаимодействия в коллективной деятельности, развитие умения осуществлять опору уже на имеющийся опыт. Ознакомление с особенностями мордовской народной игры: «Раю – раю», её разучивание. Ознакомление с особенностями татарской народной игры: «Угадай и догони», её разучивание. Ознакомление с особенностями игр умеренной психофизической нагрузкой: «Колечко», «Жмурки в кругу». Ознакомление с особенностями игр с тонизирующей психофизической нагрузкой: «Журавли и лягушки», «В шляпах». И их разучивание. Ознакомление с особенностями белорусских народных игр: «Мельница», «Охотники и утки», их разучивание. Разучивание белорусской народной игры: «Посадка картошки». Ознакомление с особенностями латышской народной игры «Птица без гнезда» и её разучивание. Ознакомление с особенностями азербайджанской народной игры «Вытащи платок» и её разучивание. Ознакомление с особенностями украинских народных игр: «Хлебец», «Перепёлочка», их разучивание. Ознакомление с особенностями
башкирских народных игр: «Медный пень», «Палка кидалка». Ознакомление с особенностями бурятских народных игр: «Бабки – лодыжки», «Иголка, нитка, узелок».
Ознакомление с особенностями якутских народных игр: «Летящий диск», «Соколиный бой», их разучивание. Ознакомление с особенностями дагестанских народных игр: « Бег к реке», «Выбей из круга». Разучивание дагестанских народных игр: «Палочки – стукалочки», «Слепой медведь». Ознакомление с особенностями еврейских народных игр: «Есть у нас козлик», «Найди афикоман», «Свинон». Ознакомление с особенностями эстонских народных игр: «Черное и белое», «Щелчок», «Сторож».
3. Требования к уровню подготовки обучающихся 1-4 классов
В результате обучений ученики должны познакомиться со многими играми, что позволит воспитать у них интерес к игровой деятельности, умение самостоятельно подбирать и проводить их с товарищами в свободное время.
Универсальными компетенциями:
— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами:
— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
— обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий подвижными играми;
— организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
Ожидаемые результаты реализации программы
Первый уровень воспитательных результатов (приобретение школьниками социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни) обеспечивается формой игры с ролевым акцентом: приобретение школьниками знаний о здоровом образе жизни, о народных играх и играх других народов, о способах организации досуга, о способах организации коллективной деятельности.
В достаточно сложной ролевой игре (особенно организованной на социальном материале) можно выйти на второй уровень – формирование у школьников позитивных отношений к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом. Развитие ценностных отношений школьников к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к другим людям, к труду.
Воспитательным результатом третьего уровня является социально-моделирующая игра, образовательной формой в которой возможно получение школьниками в игровой деятельности опыта самостоятельного общественного действия. Приобретение школьниками опыта актуализации спортивно-оздоровительной деятельности в социальном пространстве, опыта заботы о младших и организации их досуга, опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками, опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других
4. Литература и средства обучения
4.1. Литература для учителя:
1. Былеева Л.,Таборко В. Игра? Игра! / М.: Молодая Гвардия,1988г.
2. Гришина Г.Н. Любимые детские игры. // Г.Н.Гришина / М.: ООО «ТЦ Сфера», 1999 г.-96 с.
3. Кенеман А.В. Детские подвижные игры народов мира. // А.В. Кенеман /М.: Просвещение, 1988 г.
4. Лях В. И., Зденевич А. А. Комплексная программафизического воспитания 1-11 класс. //В. И. Лях, А. А. Зденевич / М.: Просвещение, 2008.
- Учебно-практическое оборудование
Наборы для гимнастических упражнений. Включают стенку, скамейку, бревно, перекладину, палку, скакалку и т.п.
Оборудование для игры в волейбол
Мячи. Коврики. Кегли. Обручи.
4.3. Материалы на электронных носителях и ИНТЕРНЕТ – ресурсы:
4.4. Электронные образовательные ресурсы:
Авторские:
- Самостоятельно созданные в процессе подготовки к отдельным темам уроков
4.5. Информационно-техническая оснащенность кабинета:
- Компьютер
- МФУ
- Документ-камера
- Классная доска с набором приспособлений для крепления печатных пособий
- Образовательные ресурсы
- Мультимедийный проектор
- Демонстрационные печатные пособия
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование 2 А класс 2017-2018 учебный год.
Подвижные игры народов мира.
№ п/п | Тема занятия | Теория (кол-во часов) | Практика (кол-во часов) | Форма занятия | Способы выявления образовательных результатов учащихся | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Ознакомление с особенностями мордовской народной игры: «Раю – раю». | 1 | Круглый стол. | Беседа. | 06.09 | 06.09 | |
2 | Разучивание мордовской народной игры: «Раю – раю». | 1 | Клубное мероприятие. | Игра. | 13.09 | 13.09 | |
3 | Ознакомление с особенностями татарской народной игры: «Угадай и догони». | 1 | Круглый стол. | Беседа. | 20.09 | 20.09 | |
4 | Разучивание татарской народной игры: «Угадай и догони». | 1 | Клубное мероприятие. | Игра | 27.09 | 27.09 | |
5 | Ознакомление с особенностями игр с умеренной психофизической нагрузкой: «Колечко», «Жмурки в кругу». | 1 | Круглый стол. | Беседа. | 04.10 | 04.09 | |
6 | Совершенствование разученных игр с умеренной психофизической нагрузкой: «Колечко», «Жмурки в кругу». | 1 | Клубное мероприятие. | Игра | 11.10 | 11.10 | |
7 | Ознакомление с особенностями игр с тонизирующей психофизической нагрузкой: «Журавли и лягушки», «В шляпах» и их разучивание. | 1 | Круглый стол. | Беседа. | 18.10 | 18.10 | |
8 | Совершенствование разученных игр с тонизирующей психофизической нагрузкой: «Журавли и лягушки», «В шляпах». | 1 | Клубное мероприятие. | Игра | 25.10 | 25.10 | |
9 | Ознакомление с особенностями белорусских народных игр: «Мельница», «Охотники и утки». | 1 | Круглый стол. | Беседа. | 08.11 | ||
10 | Разучивание белорусских народных игр: «Мельница», «Охотники и утки». | 1 | Клубное мероприятие. | Игра | 15.11 | ||
11 | Разучивание белорусской народной игры: «Посадка картошки». | 1 | Круглый стол. | Беседа. | 22.11 | ||
12 | Совершенствование разученной белорусской народной игры: «Посадка картошки». | 1 | Клубное мероприятие. | Игра | 29.11 | ||
13 | Ознакомление с особенностями латышской народной игры «Птица без гнезда». | 1 | Круглый стол. | Беседа. | 06.12 | ||
14 | Разучивание латышской народной игры «Птица без гнезда». | 1 | Клубное мероприятие. | Игра | 13.12 | ||
15 | Ознакомление с особенностями азербайджанской народной игры «Вытащи платок». | 1 | Круглый стол. | Беседа. | 20.12 | ||
16 | Разучивание азербайджанской народной игры «Вытащи платок». | 1 | Клубное мероприятие. | Игра | 27.12 | ||
17 | Ознакомление с особенностями украинских народных игр: «Хлебец», «Перепёлочка». | 1 | Круглый стол. | Беседа. | 17.01 | ||
18 | Разучивание украинских народных игр: «Хлебец», «Перепёлочка». | 1 | Клубное мероприятие. | Игра | 24.01 | ||
19 | Ознакомление с особенностями башкирских народных игр: «Медный пень», «Палка кидалка». | 1 | Круглый стол. | Беседа. | 31.01 | ||
20 | Разучивание башкирских народных игр: «Медный пень», «Палка кидалка». | 1 | Клубное мероприятие. | Игра | 07.02 | ||
21 | Ознакомление с особенностями бурятских народных игр: «Бабки – лодыжки», «Иголка, нитка, узелок». | 1 | Круглый стол. | Беседа. | 14.02 | ||
22 | Разучивание бурятских народных игр: «Бабки – лодыжки», «Иголка, нитка, узелок». | 1 | Клубное мероприятие. | Игра | 21.02 | ||
23 | Ознакомление с особенностями якутских народных игр: «Летящий диск», «Соколиный бой». | 1 | Круглый стол. | Беседа. | 28.02 | ||
24 | Разучивание якутских народных игр: «Летящий диск», «Соколиный бой». | 1 | Клубное мероприятие. | Игра | 07.03 | ||
25 | Ознакомление с особенностями дагестанских народных игр: « Бег к реке», «Выбей из круга». | 1 | Круглый стол. | Беседа. | 14.03 | ||
26 | Разучивание дагестанских народных игр: « Бег к реке», «Выбей из круга». | 1 | Клубное мероприятие. | Игра | 21.03 | ||
27 | Ознакомление с особенностями дагестанских народных игр: «Палочки – стукалочки», «Слепой медведь». | 1 | Круглый стол. | Беседа. | 04.04 | ||
28 | Разучивание дагестанских народных игр: «Палочки – стукалочки», «Слепой медведь». | 1 | Клубное мероприятие. | Игра | 11.04 | ||
29, 30 | Ознакомление с особенностями еврейских народных игр: «Есть у нас козлик», «Найди афикоман», «Свинон». Ознакомление с особенностями эстонских народных игр: «Черное и белое», «Щелчок», «Сторож». | 2 | Круглый стол. | Беседа. | 18.04 | ||
31, 32 | Разучивание еврейских народных игр: «Есть у нас козлик», «Найди афикоман», «Свинон». Разучивание эстонских народных игр: «Черное и белое», «Щелчок», «Сторож». | 2 | Клубное мероприятие. | Игра | 25.04 | ||
33 | Закрепление игр, разученных в течение учебного года. | 1 | Клубное мероприятие. | Соревнование | 16.05 | ||
34 | Закрепление игр, разученных в течение учебного года. | 1 | Клубное мероприятие. | Соревнование | 23.05 | ||
Итого | 15 ч | 19 ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность по курсу "Подвижные игры народов мира". 1 класс.
Внеурочная деятельность по курсу "Подвижные игры народов мира" для первого класса. Программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты с УУД, содержание программы, календарно-темат...
Программа дополнительного образования в рамках внеурочной образовательной деятельности по направлению «Спортивно-оздоровительная деятельность» «Подвижные игры народов мира» 1-4 класс
Программа разработана для учителей начальных классов и включает в себя пояснительную записку к курсу и тематическое планирование...
Программа кружка "Подвижные игры народов мира"
Предлагается рабочая программа кружка "Подвижные игры народов мира" для наальных классов....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Подвижные игры" (игры народов мира)
Рабочая программа по внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» (игры народов мира) для 1-4 классовБазовый уровень...
Программы кружков "Подвижные игры народов мира", "Я-исследователь". Разработаны в 2017году на четыре года.
Разработаны в 2017году на четыре года....
Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности «Подвижные игры народов мира»
Цель занятия: Развитие физических качеств обучающихся на основе подвижных народных игр «Дед Мороз», «Вытащи платок», «Доброе утро, охотник!»....
Конспект занятия кружка «Подвижные игры народов мира»
Конспект занятия кружка "Подвижные игры народов мира"...