История Санкт-Петербурга
рабочая программа (2 класс) на тему
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska._istoriya_spb._2_a_kl.doc | 117 КБ |
ktp._istoriya_spb._2a.docx | 26.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«История Санкт-Петербурга»
духовно-нравственное направление
2 – А класс
Срок реализации программы 1 год
Учитель: Евсеенкова Н. В.
2017 – 2018 учебный год
Санкт-Петербург
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа предназначена для обучающихся 2 А класса ГБОУ СОШ № 164 Красногвардейского района Санкт-Петербурга по внеурочной деятельности «История Санкт-Петербурга» в 2017-2018 учебном году.
- Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
Цель: формирование знаний, умений и навыков, необходимых для дальнейшего изучения истории и культуры Санкт-Петербурга.
Задачи:
Обучающие:
- обучить учащихся работать с литературой по истории и культуре Санкт-Петербурга (справочниками, энциклопедиями, картами и т.д.);
- дать основные знания по истории и культуре Санкт-Петербурга от его основания до наших дней;
- дать основные сведения об архитектуре и монументальной архитектуре СПб, о музеях и театрах нашего города;
- познакомить с историей Выборгского района и его достопримечательностями.
Развивающие:
- развивать интеллектуальные способности, эрудицию учащихся;
- развивать творческие способности учащихся;
- развивать устойчивый интерес к занятиям, потребность к самостоятельному пополнению своих знаний о СПб;
Воспитательные:
- воспитывать в учащихся культуру поведения, внимательное отношение к окружающему миру и людям;
- воспитывать желание познавать и открывать для себя новое;
- формировать личностные качества и гражданскую позицию юного петербуржца;
- воспитывать чувство прекрасного, формировать художественный вкус.
1.2. Нормативные правовые документы,
на основании которых разработана рабочая программа:
- Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373»
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. № 1576 “О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373”
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 N 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования"
- СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 29.12.2010)
- О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" от 24.11.2015 № 81
- Основная образовательная программа начального общего образования ГБОУ школы № 164 Красногвардейского района Санкт-Петербурга (в соответствии с требованиями ФГОС) на 2017-2018 учебный год
- Учебный план ГБОУ школы №164 Санкт-Петербурга на 2017-2018 учебный год
- Годовой календарный учебный график ГБОУ СОШ № 164 Красногвардейского района Санкт-Петербурга на 2017-2018 учебный год
1.3.Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа:
Данная программа разработана для учащихся 2класса, как один из видов занятости учащихся во внеурочное время (по ФГОС), на основе программы по школьному курсу «История и культура Санкт – Петербурга» Е.В. Дмитриевой. Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
1.4.Обоснование выбора авторской программы для разработки рабочей программы:
Программа «История Санкт-Петербурга» предназначена для внеурочной деятельности с учащимися начальных классов и соответствует возрастным особенностям младшего школьника.
Содержание программы направлено на изучение современного города, в котором живут школьники. Они открывают в знакомом для них окружении незнакомые «чудеса». Ребята знакомятся с разнообразными сторонами жизни Петербурга: трудовой, культурной, административной; поведением и отношением петербуржцев к своему городу, ролью природы в городе, удивительными особенностями Петербурга и его уникальным культурным наследием, созданным и охраняемым настоящими петербуржцами, проблемами современной городской жизни.
1.5.Определение места и роли учебного предмета в овладении обучающимися требованиями к уровню подготовки обучающихся в соответствии с ФГОС:
В начальном обучении внеурочный курс «История Санкт-Петербурга» занимает очень важное место. Программа курса внеурочной деятельности «История Санкт-Петербурга» составлена с учетом требований ФГОС второго поколения. Важным компонентом просвещения и образования на территории многонациональной Российской Федерации является «национально-региональный компонент», который предусматривает изучение развития и современной проблематики народов, регионов, ближайшего окружения для человека, его Малой Родины, то есть края. Это неслучайно, поскольку в нашем современном обществе наблюдается падение патриотического отношения к своему Отечеству, принижается значимость наследия России. Изучение своего края как раз и является тем фактором, который способствует формированию нравственно-ценностного отношения к своей Родной земле.
Очевидно, что изучать край следует с детского возраста, поскольку душа ребенка более восприимчива к прекрасному, а мировоззрение его только формируется. Познание своего жизненного пространства помогает каждому ребенку социально адоптироваться, то есть почувствовать себя личностью, активно взаимодействовать с окружающим миром, не бояться его преобразовывать, решая существующие проблемы, чувствовать себя в нем уверенно и комфортно.
1.6. Информация о внесенных изменениях в авторскую программу и их обоснование:
В соответствии с учебным планом ГБОУ школы № 164 Санкт-Петербурга на 2017-2018 учебный год во 2 А классе по внеурочному курсу «История СПб» отводится 34 часа, так как на реализацию программы отводится 1 час в неделю. В связи с переносами выходных и праздничных дней произведено объединение некоторых тем.
В авторскую программу внесены следующие изменения:
№ п/п | Коррекция № уроков | Предмет коррекции |
1 | Объединены темы уроков № 17-18 | Неполная рабочая неделя после осенних каникул. |
2 | Объединены темы уроков № 32-33 | Праздничные дни, 1 мая |
1.7. Информация об используемых технологиях обучения, формах и типах уроков.
Основная часть программы включает вопросы, которые будут рассматриваться на занятиях. Задания имеют разную степень трудности. Вариативная часть предполагает свободу творчества учителя и учащихся. Это могут быть экскурсии, конкурсы стихов и рисунков и многое другое.
Основной формой организации учебно-воспитательного процесса по курсу «История и культура Санкт-Петербурга» является урок. В процессе изучения по данной программе широко используются такие формы как:
- практические занятия
- экскурсии
- опыты, наблюдения
- исследовательская деятельность, проектная деятельность
- презентации, конкурсы
- самостоятельная работа (индивидуальная, в паре, групповая);
В каждом занятии прослеживаются три части:
- игровая;
- теоретическая;
- практическая.
Рабочая программа «Наш город - Санкт-Петербург» предусматривает использование ИКТ для обеспечения высокого качества образования при сохранении его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личностного развития ребенка.
Применение ИКТ позволяет решать следующие задачи:
- построение наглядного и красочного урока в сочетании с большей информативностью и интерактивностью;
- приближение материала урока к мировосприятию ребенка, который лучше воспринимает видео и аудиоинформацию;
- возможность применять личностно-ориентированный подход к процессу обучения;
- возможность дифференциации работы с различными категориями обучающихся;
- активизация познавательной деятельности;
- поддержка устойчивого интереса к обучению;
- формирование информационной грамотности и компетенции у обучающихся;
- развитие навыков, необходимых для дальнейшей групповой, исследовательской и проектной деятельности;
- создание ситуации успеха.
Средства ИКТ применяются на различных этапах урока. При изучении нового материала ИКТ помогают эмоционально и образно преподать материал, аккумулированный из различных источников, упростить восприятие учениками сложных тем, содержащих большой объём материала, задействовать различные виды памяти. На этапе закрепления и контроля база электронных тестовых заданий позволяет более объективно оценить знания самими учащимися и учителем.
При разработке уроков с использованием ИКТ учитываются возрастные особенности учащихся. Занятия включают в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий, а так же строгое дозирование времени работы с техническими средствами в соответствии с нормами СанПиН2.4.2.282110.
1.8. Виды и формы промежуточного и итогового контроля:
Контроль умений и навыков проводится в конце каждой темы. Даны вопросы и задания в виде тестов, ребусов, кроссвордов, а также вопросы, требующие использования дополнительного материала. В конце каждого курса проводится итоговое занятие и викторина «Знаете ли вы свой город?». Подготовка и проведение презентаций и экскурсий учащимися.
- Содержание рабочей программы
Планирование занятий
1.
- Требования к уровню подготовки обучающихся 1-4 классов
Ожидаемые результаты освоения программы
на 2-ом году обучения:
К концу 2 года обучения учащиеся должны:
-знать основные этапы истории Санкт-Петербурга от его основания;
-знать самые известные достопримечательности СПб, знаменитых архитекторов и скульпторов;
-знать историю музеев: Кунсткамеры, Петропавловской крепости (ППК), Эрмитажа, Русского музея и других;
-знать историю династии Романовых, эпоху Петра I и Екатерины II;
-знать о подвиге ленинградцев в годы ВОВ, мемориалы воинской славы в нашем городе.
-уметь ориентироваться на карте Санкт-Петербурга.
В курсе включены темы, дающие младшим школьникам начальные представления об основании Санкт – Петербурга, развившего на островах в дельте реки Невы по воле Петра 1, о его наиболее ярких, запоминающихся архитектурных памятниках и их создателях, о государственных символах, о музеях и театрах города, его прекрасных решётках и оградах в великолепном скульптурном убранстве.
Планируемые результаты
В результате обучения по данной программе, в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, у младших школьников будут сформированы:
Личностные
Обучающиеся научатся и приобретут:
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
- эстетические и ценностно-смысловые ориентации, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении.
Обучающиеся получат возможности для формирования:
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности личности в поступках и деятельности;
- основ гражданской идентичности путем знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан;
- эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев.
Метапредметные
Обучающиеся научатся:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
- выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
- проявлять инициативу действия в межличностном сотрудничестве;
- использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности;
- выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме.
Обучающиеся получат возможность:
- уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
- повысить творческую активность и самостоятельность;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные
Обучающиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии.
Обучающиеся получат возможность:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнёра;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающиеся получат возможность:
- владеть монологической и диалогической формами речи;
- формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
- аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Предметные
В ходе реализации программы у учащиеся сформируется:
- расширение знаний о городе в работе с дополнительными источниками информации, в посещении музеев, театров, библиотек, учебных прогулках/экскурсиях, в исследовательской деятельности, в интервьюировании, в проведении социологических опросов;
- Приобщение к культурному наследию города других горожан, одноклассников, родителей;
- Интерес к знакомым городским названиям, праздникам, объектам (знакам, символам), желания «делать открытия» в привычной городской среде;
- Понимание уникальности, неповторимости Санкт-Петербурга – северного, одновременно морского и речного города;
- Уважение к согражданам (блокадникам), знаменитым петербуржцам.
Учащиеся научатся:
- Находить информацию о городе, памятниках наследия, петербургских традициях, а также о различных учреждениях, необходимых для удовлетворения жизненных потребностей горожан, для самореализации (поликлиниках, магазинах, центрах развлечений, железнодорожных вокзалах, кассах, учебных заведениях, службе психологической поддержки, музеях, библиотеках, театрах, концертных залах и выставках, учебных заведениях и бирже труда) в справочниках, научно-популярной литературе, интернете, на карте, в периодической печати;
- Работать с картой, проводить ассоциации, обобщать, ориентироваться по карте-схеме Петербурга;
- Решать бытовые проблемы (вызов врача, водопроводчика, сантехника, распределение семейного бюджета, организация досуга в выходной день и т.д.);
- Извлекать информацию из городской среды, памятника наследия, музейной экспозиции при непосредственном общении с ними, а также из семейных архивов, из общения с родственниками, знакомыми и незнакомыми петербуржцами;
- Ориентироваться по карте города и в городском пространстве;
- Объяснять понятия «мой город», «мой край», «Малая Родина», «культура», «городская среда», «город – феномен культуры», «облик города», «образ города» и использовать эти понятия.
.
4. Литература и средства обучения
4.1. Литература для учителя:
ДМИТРИЕВА Е.В. Санкт-Петербург. Программно-методические материалы к курсу «История и культура Санкт- петербурга для начальной и средней школы» СПб.Корона принт. 2013
ЕрмолаеваЛ.К. Лебедева И.М. Чудесный город. Петербургская тетрадь. СПб Норинт, 1997.
КалюжнаяА. Мифы и были в скульптуре Северной Пальмиры. СПб. Издат.дом. «Литера», 2002
Матвеев П.Н. Атланты и кариатиды Петербурга. СПб, Искусство СПб, 2001.
МахинькоЛ.Я.Я – петербуржец. Пособие для учащихся начальной школы. СПб.Питер,1997.
Нестеров В.В.Львы стерегут город. Л, Искусство,1997
Санкт-Петербург: Три века архитектуры. СПб, Норинт, 1999
Раков Ю. Скульптурный Олимп Петербурга.СПб, Искусство Спб, 2000
4.2. Литература для обучающихся:
ДМИТРИЕВА Е.В. Санкт-Петербург. Выпуск 2. Пособие по истории города с вопросами и заданиями. СПб. Корона принт. 2013
4.3. Материалы на электронных носителях и ИНТЕРНЕТ – ресурсы:
4.4. Электронные образовательные ресурсы:
Авторские:
- Самостоятельно созданные в процессе подготовки к отдельным темам уроков
4.5. Информационно-техническая оснащенность кабинета:
- Компьютер
- МФУ
- Документ-камера
- Классная доска с набором приспособлений для крепления печатных пособий
- Образовательные ресурсы
- Мультимедийный проектор
- Демонстрационные печатные пособия
- Дидактический материал:
- альбомы по искусству;
- репродукции картин, постеры;
- календари по искусству и с видами Санкт-Петербурга;
- книги и альбомы по архитектуре и скульптуре Санкт-Петербурга;
- видеофильмы;
- компьютерные презентации
- энциклопедии и справочники;
- сборники стихов, песенники.
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование 2 А класс 2017-2018 учебный год.
История Санкт-Петербурга.
№ п/п | Тема занятия | Теория (кол-во часов) | Практика (кол-во часов) | Форма занятия | Способы выявления образовательных результатов учащихся | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Наш город – Санкт-Петербург. | 1 | Круглый стол. | Тест самопроверки. | 05.09 | 05.09 | |
2 | 8 сентября. Начало блокады Ленинграда. | 1 | Круглый стол. | Тест самопроверки. | 12.09 | 12.09 | |
3 | День памяти Ал. Невского. | 1 | Круглый стол. | Тест самопроверки. | 19.09 | 19.09 | |
4 | Святые покровители Санкт-Петербурга. | 1 | Проектная деятельность. | Творческий проект. | 26.09 | 26.09 | |
5 | Жители невских берегов. | 1 | Круглый стол. | Тест самопроверки. | 03.10 | 03.10 | |
6 | Из истории приневских земель. | 1 | Круглый стол. | Тест самопроверки. | 10.10 | 10.10 | |
7,8 | Невские крепости. Петропавловская крепость. | 2 | Экскурсия. | Творческая работа. | 17.10 24.10 | 17.10 24.10 | |
9 | Петропавловская крепость. Кронштадт. | 1 | Виртуальная экскурсия. | Творческая работа. | 14.11 | ||
10 | Петропавловский собор. | 1 | Виртуальная экскурсия. | Творческая работа. | 21.11 | ||
11 | Домик Петра Первого. Троицкая площадь. | 1 | Экскурсия. | Творческая работа. | 28.11 | ||
12 | Петровское барокко. Меньшиковский дворец. | 1 | Круглый стол. | Тест самопроверки. | 05.12 | ||
13 | Корабли в петровском Петербурге. | 1 | Самостоятельная работа над созданием творческого проекта. | Творческий проект. | 12.12 | ||
14 | Адмиралтейство. | 1 | Виртуальная экскурсия. | Творческая работа. | 19.12 | ||
15 | Александро-Невская лавра. | 1 | Экскурсия. | Творческая работа. | 26.12 | ||
16 | Викторина по Санкт-Петербургу. | 1 | Клубное мероприятие. Игра. | Соревнование. | 16.01 | ||
17, 18 | Невский проспект. | 2 | Экскурсия | Творческая работа | 23.01 | ||
19 | Из истории Зимних дворцов. Русское барокко. | 1 | Проектная деятельность. | Творческий проект. | 30.01 | ||
20 | День снятия блокада Ленинграда. | 1 | Круглый стол. | Тест самопроверки. | 06.02 | ||
21 | Царский двор в правление Анны Иоанновны. | 1 | Круглый стол. | Тест самопроверки. | 13.02 | ||
22 | День памяти Святой Ксении Петербургской. | 1 | Круглый стол. | Тест самопроверки. | 20.02 | ||
23 | Как учили детей в Петербурге 18 века. | 1 | Клубное мероприятие. Создание кроссворда. | Творческая работа. | 27.02 | ||
24 | Развлечения дворян и народные гуляния в Петербурге 18-19 веков. | 1 | Конкурс-смотр творческих проектов. | Представление творческого проекта. | 06.03 | ||
25 | Михайловский замок Павла Первого. | 1 | Экскурсия. | Творческая работа. | 13.03 | ||
26 | Викторина по Санкт-Петербургу. | 1 | Клубное мероприятие. Игра. | Соревнование. | 20.03 | ||
27 | Из истории пожаров и наводнений в Петербурге. | 1 | Круглый стол. | Тест самопроверки. | 03.04 | ||
28 | Триумфальные арки Петербурга. | 1 | Круглый стол. | Тест самопроверки. | 10.04 | ||
29 | Триумфальные арки Петербурга. | 1 | Экскурсия. | Творческая работа. | 17.04 | ||
30 | Классицизм. Ансамбли зодчего Росси. | 1 | Круглый стол. | Тест самопроверки. | 24.04 | ||
31 | Классицизм. Ансамбли зодчего Росси. | 1 | Проектная деятельность. | Творческий проект. | 08.05 | ||
32, 33 | Викторина по Санкт-Петербургу. | 2 | Клубное мероприятие. Игра. | Соревнование. | 15.05 | ||
34 | 27 мая - День рождения Санкт-Петербурга | 1 | Экскурсия. | Творческая работа. | 22.05 | ||
Итого | 13 ч | 21ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок русского языка и истории Санкт-Петербурга.
Памятные места Екатерининского парка....
Интегрированный урок русского языка и истории Санкт-Петербурга.
Памятные места Екатерининского парка....
интегрированный урок в 4 классе по литературному чтению и истории Санкт-Петербурга
Урок-победитель школьного конкурса, посвящённый дню рождения Санкт-Петербурга...
Презентация по истории Санкт-Петербурга "Скульптуры животных в Петербурге"
В данной презентации содержится краткое описание и фотографии некоторых скульптур животных в Санкт-Петербурге....
"История трамвая в истории Санкт-Петербурга".
Методическая разработка для проведения классного часа или урока окружающего мира в 3-4 классе начальной школе позволит детям узнать больше о нашем городе и о первом общественном транспорте,...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курса внеурочной деятельности по истории Санкт-Петербурга и малой родины «Страницы истории жизни нашего края и города Санкт-Петербурга» (общекультурное направление)
Разработка курса занятий «Страницы истории жизни нашего края и города Санкт-Петербурга» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на по...
Презентация по истории Санкт-Петербурга "История Русского балета"
Презентация по курсу внеурочной деятельности "Красуйся, град Петров" предназначена для учащихся начальной школы 2-4х классов.Может использоваться как дидактический материал по предмету "История города...