Формирование детского коллектива в группе продленного дня.
статья по теме

Развитый детский коллектив представляет собой необходимое условие самоутверждения личности. Ему присущи общность целей и адекватность мотивов предметно-практической совместной деятельности, направленной на пользу общества, забота об общем результате, определенные организация и характер общения, широкая система коллективных связей.  При этом придание основным типам деятельности детей определенной целевой направленности, социальной значимости позволяет не только формировать отношения детей внутри возрастных групп, но и строить их на единой основе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование детского коллектива в группе продленного дня.

 
В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в школе. Во время учебного года далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых. Ребенок идет в первый класс с уверенностью, что ему будет здесь хорошо. Нужно сделать все, чтобы оправдались эти ожидания: чтоб он нашел в школе хороших друзей, чтоб пережил успех в учебе, общественных делах. Задача воспитателя ГПД сформировать такой классный коллектив, в котором каждый ребенок чувствовал себя комфортно, смог раскрыть свои творческие способности.

Развитый детский коллектив представляет собой необходимое условие самоутверждения личности. Ему присущи общность целей и адекватность мотивов предметно-практической совместной деятельности, направленной на пользу общества, забота об общем результате, определенные организация и характер общения, широкая система коллективных связей. Наиболее развитые формы взаимоотношений детей создаются в процессе целенаправленной организации их социально-одобряемой деятельности: учебной, организационно-общественной, трудовой, художественной, спортивной и др. При этом придание основным типам деятельности детей определенной целевой направленности, социальной значимости позволяет не только формировать отношения детей внутри возрастных групп, но и строить их на единой основе. Сочетание взаимоответственности, с одной стороны, а с другой - необходимости проявления самостоятельности в организации и осуществления просоциальной деятельности обеспечивает условия для развития подлинной самостоятельности. 

Максимальное развитие самодеятельности детей выступает определяющим признаком развитого детского коллектива. Социально признаваемая деятельность как средство формирования детского коллектива и определенных отношений его членов может быть реализована в том случае, если она соответствующим образом организована. Это должна быть такая организация, при которой:

а) дети разных возрастов выполняют отдельные части общей задачи, т.е. осуществляется возрастное разделение;

б) значимые цели этой деятельности имеют как общественный, так и личностный смысл;

в) обеспечивается равноправная, инициативно-творческая позиция каждого ребенка (от планирования дел до оценки ее результатов);

г) осуществляется непрерывность и усложнение совместной деятельности, причем не только в плане собственно деятельности, но, главное, с позиции ее активного участника, действующего вначале для "контактного" коллектива, потом для общешкольного, а затем для города, общества; 
д) деятельность эта направлена на благо другим людям, обществу. Именно в развитых формах социально одобряемой деятельности формируется умение ребенка учитывать интересы, позицию другого человека и соответственно этому ориентироваться в своем поведении.

Как инструмент воспитаний детский коллектив организуется взрослым.

При этом важное значение приобретает вопрос о соотношении:

1) потребности детей в общении

2) задач, поставленных перед этим коллективом.

 Практически в любом организованном детском объединении реально существует определенное сочетание данных двух факторов. Однако наиболее широкие возможности их взаимодействия создаются в условиях сформированного детского коллектива. Активно включая детей в решение социально важных задач, такой коллектив обеспечивает многообразные формы общения, обусловливает возможности развития индивида как личности. Психолого-педагогическая задача при этом заключается в том, чтобы детский коллектив не воспринимался лишь как форма целесообразности, чтобы в глазах детей воспитательная функция коллектива отступала на второй план перед его социально полезной функцией. Детский коллектив, существующий в современной общеобразовательной школе представляет собой многоплановую систему, внутри которой дети могут быть членами объединений, разных по характеру и длительности существования. Важную роль играет характер взаимоотношений, которые складываются между детьми, формируя умения командовать товарищами и подчиняться товарищу.

Но главное состоит в том, что каждый ребенок может определить для себя такое положение в совместной работе, при котором он способен приложить все свои знания, силы и способности, т.е. возникает возможность для каждого выделить свою роль в общей деятельности, в наибольшей степени адекватную его индивидуальным склонностям. В чем причина слабой сформированности коллективистских качеств? В качестве одной из наиболее серьезных причин этого можно указать излишнюю замкнутость ребенка в коллективе. Формирование коллектива класса, несомненно, способствуют воспитанию у детей определенных отношений к своему коллективу, внутри коллектива. Однако даже товарищеские отношения, отношения деловой независимости все же сами по себе не идентичны коллективистским качествам личности отдельных детей, составляющих коллектив. Главное в коллективизме - общественная ориентация деятельности, творческое отношение к любому другому человеку как к цели, а не как к средству деятельности.

Задача взрослых заключается в такой организации просоциальной деятельности в условиях детского коллектива, которая обеспечивает ответственное отношение детей к общему делу в широком плане. Именно в этом случае происходит становление личности ребенка, для которого общественное дело - потребность. Поэтому необходимо, развивая самоуправление детского коллектива, формировать отношения детей не только к цели данного коллектива, но и к общему делу вообще. 
В своей педагогической деятельности необходимо руководствоваться  следующими законодательно нормативно-правовыми документами: 
1.Конвенцией ООН 
о правах ребенка
2.Конституцией РФ; 
3.Законом РФ «Об образовании»; 
4.Законом «Об образовании», Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования, 
5. Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников. 

При  разработке тематических планов предусматривать следующие аспекты: 
1. Повышением спроса родителей на организованный отдых обучающихся в условиях школы и города; 
2. Формирование основ нравственного самосознания личности – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. 

Задачи: 

  1. Организовать работу по сплочению обучающихся, сформировать детский школьный коллектив (вовлечение всех детей в внеурочные мероприятия и т.д.) 
  2. Проводить систематическую работу по изучению норм поведения в школе, в семье, в общественных местах. 
    3. Проводить профилактическую работу среди обучающихся и родителей с целью предупреждения правонарушений в школе, на улице (инструктажи по правилам поведения в школе, по правилам дорожного движения, игры, викторины по ПДД, конкурсы рисунков). 
    4. Воспитывать чувство уважения к людям любой профессии, бережное отношение к природе, к школьному имуществу, к личным вещам (проведение смотров, конкурсов, экскурсий в природу, бесед). 
    5. Развивать чувство гражданского отношения к эстетической стороне жизни общества, к искусству как составной части духовной культуры (экскурсии в школьную картинную галерею). 
    6. Поддерживать стремление к сохранению и внесению прекрасного
    в окружающий мир (конкурсы рисунков, уроки творчества.) 


В своей педагогической деятельности руководствоваться следующими 
принципами: 
1. Принцип добровольности. 
2. Принцип творчества и успеха. 
3. Целостность педагогического пространства: единство и взаимосвязь урочной и внеурочной форм работы. 
4. Принцип доверия и поддержки.

Работа воспитателя группы продленного дня  направлена на воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

Воспитание нравственных чувств: 

1) начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, нормах взаимоотношений в семье, между поколениями;

2) неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации; 
3) способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей; 
4) уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим; 
5) знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним. 


Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

1) первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

2) первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей; 
3) элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры; 
4) первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе; 
5) первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества; 

Внеурочная деятельность во второй половине дня стимулирует процесс развития индивидуальных особенностей детей, создает условия для самореализации каждого ребенка.

Наблюдения убеждают в необходимости одновременного включения детей в специально организованную "скользящую сеть" различных коллективов:

а) учебных, трудовых, организационно-общественных, художественных, спортивных, игровых;

б) постоянных, сезонных, временных.

Необходимо подчеркнуть, что воспитание детей в коллективе, основу которого составляет система просоциальной деятельности - это не один из ряда важных воспитательных принципов, а особый, качественно своеобразный подход к формированию растущего человека как личности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ :
1.Донцов А.И. Психология коллектива. – М.: Изд-во МГУ, 1984. – 208 с.

2.Дереклеева Н. Анкеты для родителей и учащихся // Воспитание школьников. 2002. № 1.

3.Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: теоретические и прикладные аспекты. - М.: МГУ, 1991.

4.Мясишев В. Н. Трудные дети и школа // Трудные дети в массовой школе. – Л., 1933. – С. 32-37.

5.Мудрость воспитания: Книга для родителей / Сост.Б.М. Бим-Бад, Э. Д. Днепров. М. 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование детского коллектива через творческие дела.

Формирование детского коллектива  через творческие дела....

Роль классного руководителя в формировании детского коллектива

Роль классного руководителя в формировании детского коллектива велика, т.к. его основной задачей является осуществление высокого уровня педагогического руководства, направленного на развитие каждого у...

Доклад "Роль классного руководителя и родителей по формированию детского коллектива"

В нашем обществе достаточно долгое время бытовало мнение о том, что ребенка должны воспитывать детские учреждения и что это является их прямой и непосредственной обязанностью. Причем в данн...

Роль родителей в формировании детского коллектива

Доклад на педагогические чтения. В работе формируются наработкпи для обобщения опыта по данной теме....

Формирование детского коллектива через занятия кружка «Лепка из солёного теста»

Лепкой мы занимаемся с 1 класса. Сначала всё проходило как обычный урок, но потом на занятия стали приходить даже мамы и бабушки, и еженедельные занятия стали превращаться  в дружный «семей...

Формирование детского коллектива в условиях группы продленного дня

Развитый детский коллектив представляет собой необходимое условие самоутверждения личности. Ему присущи общность целей и адекватность мотивов предметно-практической совместной деятельности, направленн...

Этапы формирования детского коллектива в группе продленного дня.

Мы учим ребят делить радости и неприятности, удачи и неудачи на всех, стремимся привить чувства товарищества, взаимопомощи и понимания, чтобы наши дети росли в атмосфере искреннего уважения и со...