Материалы для конкурса "Режиссура урока"
учебно-методический материал на тему

Шкода Светлана Викторовна

В данном архиве содержится презентация и выступление для профессионального конкурса "Режиссура урока"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rezhissura_uroka_shkoda_s.v._mkou_sosh_no7.zip1.92 МБ

Предварительный просмотр:

РАЙОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНКУРС

«РЕЖИССУРА УРОКА»

КОНСПЕКТ УРОКА-ТРЕНИНГА ПО ТЕМЕ

«Правописание непроизносимых согласных»

(в виде технологической карты)

                                                        

                                                            Выполнен:

                                                            Шкода Светланой Викторовной

                                                            учителем начальных классов                                                                                    

                                                            первой квалификационной категории

                                                            МКОУ СОШ №7 г.Светлограда

                                                         

                                                       

Февраль, 2015 г.

АНАЛИЗ УРОКА

ТЕМА: «Правописание непроизносимых согласных»

МЕТОДЫ:    

 1. Деятельностный метод обучения.

 2. Словесные:

     - эвристическая беседа;                                                        

     - элементы учебной дискуссии;

- работа со словарем, раздаточным материалом.

  3.Частично поисковый:

- индивидуальное исследование, групповое исследование;

- эвристическая беседа, ведущая к выводу;

- поиск примеров и фактов, коллективное формулирование   вывода.

ФОРМА   ОБУЧЕНИЯ: коллективная, индивидуальная, групповая.

ЦЕЛИ:  развитие умений находить орфограммы непроизносимых согласных в корне слова, графически обозначать их, объяснять выбор букв, опираясь на обобщённое правило написания орфограмм-букв согласных в корне слова.

ЗАДАЧИ:

Обучающие: Выполнять упражнения на повторение данной орфограммы. Повторять правило написания непроизносимых согласных в корне слова.

Развивающие: Развивать умения называть и находить в словах «опасные» буквосочетания. Развивать потребность к самовыражению через различные виды работ, самостоятельно или в группе подбирать и анализировать материал,  а также потребность в творческой деятельности.

Воспитательные: Воспитывать интерес к предмету, аккуратность и ответственность в учебной деятельности, прививать уважительное отношение к одноклассникам.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ НА УРОКЕ:

Личностные: воспринимать одноклассников как членов своей команды; вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов.

Регулятивные: Аргументировать правильность выбора буквы. Контролировать правильность выполнения задания, находить и исправлять ошибки. Выявлять в тексте слова с заданной орфограммой. Планировать собственную запись в соответствии с условием задания. Устанавливать тип орфограммы.

Познавательные: Задавать вопросы. Принимать роль в учебном сотрудничестве, подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения. Воспринимать русский язык как явление национальной культуры. Развивать способность к самооценке.

Коммуникативные: Владение коммуникативными умениями с целью реализации сотрудничества при работе в парах и группах.

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ:  

  1. Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
  2. Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
  3. Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
  4. Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
  5. Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
  6. Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
  7. Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

ОБОРУДОВАНИЕ: Макет газеты (стандартный лист ватмана с заголовком «Непроизносимые согласные.»; таблички на столах: отдел писем, отдел рекламы, отдел новостей, справочный отдел, отдел художников; карточки для самостоятельной работы; иллюстрации для художественного оформления газеты; вывеска «Редакционный совет газеты «Непроизносимые согласные», презентация – кроссворд, словари.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ УРОКА:

Предмет, класс

Русский язык 3 класс

Тема урока

 «Правописание непроизносимых согласных»

Актуальность использования средств ИКТ

Наглядный показ материала, экономия времени, объем материала, повышение познавательного интереса, самостоятельный поиск информации в сети Интернет.

1. Место данного урока в системе уроков

Данный урок – заключительный урок-тренинг в разделе: «Непроизносимые согласные в корне слова».

2. Чем обоснован выбор структуры урока

Такая структура урока-тренинга способствует усилению коммуникативного аспекта в обучении, повышению уровня абстрактного и логического мышления учащихся. Процесс закрепления и обобщения становится более творческим и осознанным. Таким образом речь идет об оптимизации обучения.

3. Обоснование выбранных методов обучения

Информационные, частично-поисковые, иллюстративно-объяснительные методы помогают добиться поставленных целей. Позволяют активизировать познавательную и мыслительную активность учащихся, создать атмосферу сотрудничества на уроке, ситуацию успеха.

4. Какие новые технологии использованы  

на уроке.

  • Урок построен с учетом психологических особенностей школьников. (Здоровьесберегающие технологии – подвижный способ обучения.)
  • Использование презентации и ресурсов сети Интернет.
  • Прослеживается межпредметная связь.
  • Используются возможности личностно-ориентированного обучения.
  • Технология критического мышления предусматривает не просто активный         поиск учащимися информации, а соотнесение того, что они усвоили с собственным опытом.
  • Технология системно-деятельностного подхода к обучению – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.
  • Технология сотрудничества использовалась для создания условий активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях.

Государственный образовательный стандарт «ориентирует школу на переход от старых к новым принципам образования, от безличностной к деятельностной системе обучения, направленной на умственное и общее развитие учащихся современной школы». Поэтому каждый свой урок стараюсь продумать до мелочей: учитываю специфику урока, методы контроля, формы деятельности, безопасность учащихся на уроке, соблюдение СанПиНа.

          

Использованная литература:

  1. Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 3 класса.                      Под науч. ред.акад. А.А.Леонтьева. Изд. 5.-М.:Баласс, 2013.
  2. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 1999.
  3. Ресурсы сети Интернет.
  4. Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа, 2000.
  5. Цыганенко Г. П. Этимологический словарь русского языка: Более 5 000 слов / Под ред. Н. Н. Голубкова. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — К.: Радянська школа, 1989. 


Технологическая      карта   урока русского языка    

Предмет, класс: русский язык, 3 класс

Тема урока

Правописание непроизносимых согласных.

Тип урока, вид урока

Урок не урок, метапредметный урок, проектное занятие.

Цели урока

Развитие умений находить орфограммы непроизносимых согласных в корне слова, графически обозначать их, объяснять выбор букв, опираясь на обобщённое правило написания орфограмм-букв согласных в корне слова.

Задачи урока  

Обучающие: Выполнять упражнения на повторение данной орфограммы. Повторять правило написания непроизносимых согласных в корне слова.

Развивающие: Развивать умения называть и находить в словах «опасные» буквосочетания. Развивать потребность к самовыражению через различные виды работ, самостоятельно или в группе подбирать и анализировать материал,  а также потребность в творческой деятельности.

Воспитательные: Воспитывать интерес к предмету, аккуратность и ответственность в учебной деятельности, прививать культуру сотрудничества и культуру труда.

Универсальные учебные действия, формируемые на уроке

Личностные: воспринимать одноклассников как членов своей команды; вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

Регулятивные: Аргументировать правильность выбора буквы. Контролировать правильность выполнения задания, находить и исправлять ошибки. Выявлять в тексте слова с заданной орфограммой. Планировать собственную запись в соответствии с условием задания. Устанавливать тип орфограммы.

Познавательные: Задавать вопросы. Принимать роль в учебном сотрудничестве, подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения. Воспринимать русский язык как явление национальной культуры. Развивать способность к самооценке.

Коммуникативные: Владение коммуникативными умениями с целью реализации сотрудничества при работе в парах и группах.

Методы

МЕТОДЫ:    

  1. Деятельностный метод обучения.
  2. Словесные:

     - эвристическая беседа;

     - элементы учебной дискуссии;

- работа со словарем, раздаточным материалом.

       3. Частично поисковый:

- индивидуальное исследование, групповое исследование;

- эвристическая беседа, ведущая к выводу;

- поиск информации, коллективное формулирование   вывода.

Форма обучения

Коллективная, индивидуальная.

Оборудование

Компьютер, проектор, презентация, словари. Макет газеты (стандартный лист ватмана с заголовком «Непроизносимые согласные.»; таблички на столах: отдел писем, отдел рекламы, отдел новостей, справочный отдел, отдел художников; карточки для самостоятельной работы; иллюстрации для художественного оформления газеты; вывеска «Редакционный совет газеты «Непроизносимые согласные», презентация.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

  1. Постановка цели.

  • Применение побуждающего, подводящего  диалога.
  • Какую тему мы с вами изучаем?
  • Сегодня у нас не простой урок русского языка. Мы должны вспомнить всё, что знаем о непроизносимых согласных и выпустить газету.
  • Какое название будет у газеты?
  • Для этого наш урок превращается в заседание редакционного совета. У нас будут работать:
  • отдел новостей,
  • справочный отдел
  • отдел писем,
  • отдел художников,
  •  отдел рекламы.
  • Я буду вашим главным редактором, а вы – моими коллегами. Уважаемые коллеги, нам поручили выпустить газету «Непроизносимые согласные». Мы с вами отправимся в  командировку. Вам выдается  командировочное удостоверение.  (Зачитывается командировочное удостоверение и раздается детям).

Командировочное удостоверение.

Выдано сотрудникам редакции газеты «Непроизносимые согласные»

Цель командировки: издать газету о непроизносимых согласных и создать рекламу газеты.

Место командировки: кабинет 6 МКОУ СОШ №7

   Главный редактор:  Шкода С.В.                                      

  • Итак, мы перемещаемся в редакцию газеты и наше заседание редакционного совета газеты «Непроизносимые согласные» объявляю открытым.

Указывается коллегам место проведения их дальнейшей работы.

Правописание непроизносимых согласных.

«Непроизносимые согласные».

Личностные: Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные: Аргументировать правильность выбора буквы. Контролировать правильность выполнения задания, находить и исправлять ошибки. Выявлять в тексте слова с заданной орфограммой. Планировать собственную запись в соответствии с условием задания. Устанавливать тип орфограммы.

Познавательные: Задавать вопросы. Принимать роль в учебном сотрудничестве, подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения. Воспринимать русский язык как явление национальной культуры.

  1. Самостоятельная работа. Принятие собственного решения.

  1. Работа в группе, парах, индивидуальная работа.

  1. Выслушивание классом отчёта редакционного отдела.

  • Первый отдел, который мы с вами посетим – это отдел новостей.

Отдел новостей.

1. Работа с кроссвордом.

- На столе лежит задание, прочтите его. Что необходимо сделать? Детям предоставляется право самостоятельного выбора слова в соответствии с их знаниями и учетом социального опыта.

- Подберите слова с непроизносимой согласной, близкие  по значению данным – и прочтете в столбике ключевое слово:

1.з

д

р

а

в

с

т

в

у

й

2.г

и

г

а

н

т

с

к

и

й

3.о

к

р

е

с

т

н

о

с

т

ь

4.р

а

д

о

с

т

н

ы

й

5.п

р

а

з

д

н

и

к

6.с

ч

а

с

т

л

и

в

ы

й

7.м

е

с

т

н

ы

й

8.ч

е

с

т

н

ы

й

1. Приветствие.
2. Огромный.
3. Место вокруг чего-то.
4. Веселый.

5. Торжество.
6. Удачливый.
7. Здешний.
8. Правдивый.

- Какое ключевое слово получилось?

- Что такое синонимы?

- Синонимы – это наше первое определение, которое мы поместим в нашу газету. (Вывешиваю в газету)

Продолжаем работу по формированию продукта деятельности на уроке – газеты.

- Проверьте непроизносимую согласную подбором родственного слова.

 - Как проверить слова, чтобы не ошибиться в написании?  

- В каких словах непроизносимая согласная не проверяется?

- Что будете делать, чтобы не ошибиться в написании этих слов?

- Вот и задача для отдела справки. Переходим в отдел справки. Использование эвристической беседы.

Справочный отдел.

- Непроизносимые согласные существуют не просто так. У них есть своя история, и вы в этом сможете убедиться. Эта история слов помещается в этимологических и толковых словарях.

2. Работа с разными источниками информации.

Историческая справка.

Использование поисковой деятельности с помощью различных источников. На данном этапе работы дети работали в парах (работа с учебником и словарем), микрогруппах (поиск слов, воспользовавшись ресурсами Интернет) и индивидуально (работая в качестве корреспондента со зрителями). Поиск информации, коллективное формулирование   вывода. На карточках было дано задание с указанием объекта и места поиска.

О происхождении слова «праздник» найдите информацию в интернете и в словаре.                                                                               

О происхождении слова «окрестность» узнайте, воспользовавшись словарем и учебником.  

Значение слова «здравствуй» спросите у гостей и посмотрите в учебнике.

- Уважаемые коллеги, кто готов предоставить отчет?

- Так каким же словом проверим слово «праздник»?

- Слово «окрестность»?

- Слово «здравствуйте»?

- Из истории слова можно узнать проверочное слово, а так же узнать много интересного и полезного. Этот материал мы тоже помещаем в нашу газету в рубрику «Это полезно знать»

Отдел писем.

Создается проблемная ситуация.

- А теперь уважаемые коллеги прошу вас перейти в отдел писем.  В нашу редакцию пришло письмо от ученика 3 класса Иванова Сергея. Он просит нас о помощи.

- Посмотрите внимательно и скажите, что затрудняется сделать Сергей?

- Давайте поможем ему.

- Пропущенные буквы на какую орфограмму?

- Уважаемые коллеги, присядьте на свои рабочие места и в парах выполните задание.

На данном этапе урока использовалась работа в парах, где каждый ученик объяснял, какой вариант ответа он выбрал и почему. Это требует от каждого ученика активной речевой деятельности, развивает умение слушать и слышать. В процессе тренинга ребенок и проговаривает, и объясняет.

Вставьте пропущенные буквы, подберите  проверочные слова, обозначьте орфограммы.

Поз…ним    ненас…ным    вечером    счас…ливые    учас…ники    экспедиции остановились   на ночлег   в   горной   мес…ности.   Далеко   внизу  ярос…но   билась  о скалы горная речка.  Люди   чу…ствовали   гордость в этом   чудес…ном   краю,   полном   опас…ности   и   неизвес…ности.   Радос…но   оглядывали   они   прелес…ные   окрес…ности.

 - Какое правило вам помогло, чтобы проверить непроизносимые согласные в корне слова?

- Найдите письме Сергея слова, которые следует отличать от слов с непроизносимыми согласными.

- Как проверить?

- Ребята, давайте вспомним шуточное стихотворение для проверки.

- Ответом на письмо Сережи будет алгоритм для проверки данной орфограммами шуточное стихотворение. Поместим его в нашу газету.

Задание для художников.

Применение побуждающего, подводящего  диалога.

- Ребята, все вы видели газеты и журналы. Скажите кроме текстов туда еще что-нибудь помещается?

Газета будет интересной, если она будет содержать иллюстрации.

- А как вы думаете, какой отдел этим занимается?

- Правильно. Поэтому переходим в следующий Отдел художников.

- На столе лежат иллюстрации в виде пазлов. Соберите их и подберите соответствующее слово с непроизносимой согласной для каждой иллюстрации.  Дети произвольно делятся на две группы и собирают две иллюстрации, подобрав соответствующее слово с непроизносимой согласной.

- Какая орфограмма объединяет эти два слова?

- Можно ли их проверить?

 - Помещаем наши иллюстрации в газету.

Отдел рекламы.

- Коллеги, чтобы газета была популярной и о ней узнали, что нужно создать?

- Именно для этого мы переходим в отдел рекламы.

- Что такое реклама?

- По телевизору вы часто видите рекламу, какова она по продолжительности?

- Сейчас я предлагаю составить рекламу к нашей газете по плану.

РЕКЛАМА.

Написать рекламу нашей газеты по примерному плану.

  1. Кому будет адресована реклама?
  2. Почему необходимо прочитать нашу газету?

 - Ребята, кому же будет адресована наша реклама?

- А как вежливо обратиться к ученикам начальных классов?

- Почему необходимо прочитать нашу газету?

Дети выбирают слова для характеристики.

Ответы: 1. Здравствуй. 2. Гигантский. 3. Окрестность. 4. Радостный. 5. Праздник. 6. Счастливый.7.Местный. 8. Честный.

Синонимы. 

Синонимы – это слова, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению.

- Нужно подобрать такое проверочное слово, чтобы непроизносимый согласный стал четко слышаться или стоял перед гласным.

- Здравствуйте, праздник, окрестность.

- Посмотреть в словаре и в интернете, спросить  у взрослых, запомнить.

Дети ищут информацию в различных источниках.

Дети по очереди зачитывают найденную информацию.

- Он затрудняется вставить пропущенные буквы и подобрать проверочные слова.

- Непроизносимая согласная в корне слова.

- Подобрать проверочные слова: если в них не слышится звук т, то и писать его не надо.

Вкусный, гласный, интересный,

безопасный и небесный,

И чудесный, и прекрасный,

и ужасный, и напрасный –

Этих слов не забывайте,

букву Т в них не вставляйте.

- В газетах и журналах кроме текстов помещаются фото, иллюстрации, картинки.- Отдел художников.

- Лестница и чувство.

-Непроизносимая согласная в корне слова.

- Эти слова необходимо запомнить.

- Нужно создать рекламу.

По продолжительности реклама короткая.

Личностные: воспринимать одноклассников как членов своей команды; вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов.

Регулятивные: Аргументировать правильность выбора буквы. Контролировать правильность выполнения задания, находить и исправлять ошибки. Выявлять в тексте слова с заданной орфограммой. Планировать собственную запись в соответствии с условием задания. Устанавливать тип орфограммы.

Познавательные: Задавать вопросы. Принимать роль в учебном сотрудничестве, подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения. Воспринимать русский язык как явление национальной культуры. Развивать способность к самооценке.

Коммуникативные: Владение коммуникативными умениями с целью реализации сотрудничества при работе в парах и группах.

  1. Экспертная оценка.

Редакторы отсчитываются о проделанной работе – зачитывают рекламу. После обсуждения учитель и учащиеся озвучивают варианты выбора рекламы.

  1. Уважаемые ученики начальных классов.
  2.  Прочитав нашу газету, вы закрепите знания о правописании слов с  непроизносимыми согласными в корнем и повторите слова, которые следует отличать от слов с непроизносимым согласным. А так же узнаете  алгоритм проверки слов с непроизносимой согласной. Желаем удачи! Читайте с удовольствием!

Личностные: воспринимать одноклассников как членов своей команды; вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов.

Регулятивные: Контролировать правильность выполнения задания, находить и исправлять ошибки.

Познавательные: Задавать вопросы. Принимать роль в учебном сотрудничестве, подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения. Развивать способность к самооценке.

Коммуникативные: Владение коммуникативными умениями с целью реализации сотрудничества при работе в парах и группах.

  1. Самооценка.

- Наша командировка подходит к концу.  Сейчас каждый из вас даст оценку деятельности. Переверните свои командировочные удостоверения.

-Как вы оценили свою работу? (Зачитывают 2-3 ученика)

1.На уроке я работал

активно / пассивно

2.Урок для меня показался

коротким / длинным

3.Мое настроение

стало лучше / стало хуже

4.Материал урока мне был

понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен

Познавательные: Развивать способность к самооценке.

  1. Подведение итогов.

-  Сдайте свои командировочные удостоверения. Спасибо за работу уважаемые коллеги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к открытому уроку "Дорога жизни"

презентация urok.pptxвидеоролик из мультфильма "Паровозик из Ромашково" (караоке);видеоролик (песенка "Хорошо бродить по свету") их мультфильма "Приключения Фунтика";видеоролик из мультфильма "Алеша П...

Методические материалы "Практика на уроках окружающего мира через деятельностный подход"

Современное образование нацеливает учителя на создание условий для формирования у ученика умений и навыков исследовательского поведения. Предлагаю познакомиться коллег с авторскими разработками практи...

материалы для подготовки урока конституции 2 сентября 2013 года.

В папке письмо от минобр науки рф о проведении урока конституции. методические рекомендации к проведению уроков в начальных классах, 5-7 и 8-9, 10-11....

Материалы для итогового урока по теме "Предложения"

Материал для итогового урока по теме "Предложения" в виде тестов.Содержит 2 варианта заданий для обучающихся....

Методические материалы для учителя "Уроки информатики" в начальной школе

Уроки информатики в начальной школе. Методические материалы....

материалы для проведения урока литературного чтения А.Аксаков "Аленький цветочек", 4 класс

Материалы включают в себя конспект урока, методические рекомендации, буклет, игру, презентацию к уроку...