Рабочая программа по внеурочной деятельности "Интеллект +".
рабочая программа (4 класс) на тему

Порошина Ольга Алексеевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Интеллект +» общеинтеллектуального направления для детей младшего школьного возраста (10-11 лет) (4 класс)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по программе внеурочной деятельности «Интеллект +»  4 класс   на 2017-2018 учебный год (1 год обучения).

                         

Дата    

Тема,

Основные виды учебной деятельности учащихся (ежеурочно)

Формы работы

Контрольно-оценочная деятельность

1

1.09

Выявление уровня развития предметных и метапредметных умений.

Выполняют работу, анализируют и оценивают результаты,

объясняют причины допущенных ошибок.

Стартовая

диагностика

2

6.09

М. Вводное занятие. Математические игры, лабиринты, кроссворды.

Анализируют правила игры, действуют в соответствии с заданными правилами;

 включаются в групповую работу, участвуют в обсуждении проблемных вопросов, решение олимпиадных заданий.

Математическая игра.

Текущий

3

8.09

Р.я. Слово, его лексическое значение (антонимы, синонимы). Омонимы, омофоны, омоформы. Каламбуры.

Работа над понятиями, выполняют задания на различение многозначных слов и омонимов, сочиняют каламбуры. Объяснять значение слов и выражений.

Разгадывают ребусы, шарады.

Работа в группах

Текущий

4

13.09

О.м.   Живая и неживая природа. Сезонные изменения в неживой природе (времена года). Сезонные изменения в живой природе. Сезонные изменения в трудовой деятельности  людей.

Обобщают и проверяют знания и умения, полученные при изучении раздела «Живая и неживая природа», выделяют закономерности, объясняют условные обозначения, решение олимпиадных заданий

Работа в группах.

Практическое занятие.

Текущий

5

15.09

Р.я. Крылатые слова и выражения. Фразеологизмы.

Продолжают знакомиться с фразеологизмами, объясняют их значения, учатся употреблять в речи.

Работа в группах.

Практическое занятие.

Текущий

6

20.09

М. Числа и операции над ними.

Классифицируют числа по данному основанию. Используют математические знания для решения практических задач.

Интеллектуальный марафон

Текущий

7

22.09

Р.я. Фразеологизмы. Пословицы и поговорки.

Продолжают знакомиться с фразеологизмами, объясняют их значения, учатся употреблять в речи. Составляют рассказ с использованием фразеологизмов.

Работа в группах.

Практическое занятие.

Текущий

8

27.09

О.м.  Планеты и звезды. Земля - планета Солнечной системы.

Актуализируют и обобщают знания о небесных телах, полученные во 2–4 классах, решение олимпиадных заданий

Работа в группах.

Практическое занятие.

Текущий

9

29.09

Р.я Турнир грамотеев.

Разгадывание ребусов, загадок, шарад, решение олимпиадных заданий. Игры со словами синонимами, антонимами, омонимами, многозначными словами, фразеологизмами.

Практическое занятие.

Тематический.

10

4.10

М.  Из истории чисел. Возникновение письменной нумерации. Нумерация многозначных чисел.

Участвуют в учебном диалоге, участвуют в обсуждении проблемных вопросов, высказывают собственное мнение и аргументируют его; решение олимпиадных заданий

Работа в группах.

Практическое занятие.

Текущий

11

6.10

Р.я. Изобразительные средства языка. Сравнение, олицетворение, Эпитеты.

Работа над навыками употребления, изобразительно-выразительных средств в речи. Работают со стихотворным текстом. Выполняют задания.

Работа в группах.

Практическое занятие.

Текущий

12

11.10

О.м.  Погода.

Обобщают и проверяют знания и умения, полученные при изучении раздела «Природа», выделяют закономерности, объясняют условные обозначения.

Работа в группах.

Практическое занятие.

Текущий

13

13.10

Р.я Прямое и переносное значение. Метафора. Рифма.

Работа над навыками употребления, изобразительно-выразительных средств в речи. Учатся определять метафоры, видеть их роль в художественном тексте. Учатся отличать особенности стихотворного текста. Учатся подбирать рифму.

Работа в группах.

Практическое занятие. Игра «Буриме»

Текущий

14

18.10

М. Числовые ребусы.

Применяют изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;  сравнивают разные приёмы действий, выбирают удобные способы для выполнения конкретного задания;

решение олимпиадных заданий

Решаем ребусы.

Текущий

15

20.10

Р.я. Фонетика и орфоэпия. Алфавит. Фонетические средства художественной выразительности.

Повторяют нормы литературного произношения и орфоэпические нормы. Знакомятся с историей письма, различают звуки и буквы, выполняют задания на тексте, определяют приемы звукописи, отличают от звукоподражания. Разгадывают анаграммы, шарады, метаграммы.

Работа в группах.

Практическое занятие. Игра «Пигмалион учит орфоэпии».

Текущий

16

25.10

О.м. Тела и вещества. Горные породы и минералы.

Оценивают свои знания по изучаемой теме,  как образовался торф, каменный уголь, нефть, природный газ, какими свойствами они обладают, где используются, какие экологические проблемы возникают при освоении их месторождений,

решение олимпиадных заданий.

Работа в группах.

Практическое занятие.

Текущий

17

27.10

Р.я.  Решение олимпиадных заданий по теме: Лексика. Фонетика. культура речи.

Обобщают и систематизируют изученный материал. Разгадывание ребусов, загадок, шарад, решение олимпиадных заданий.

Практическое занятие.

Текущий

18

8.11

М. Логические задачи

Анализируют текст задачи, выделяют условие, вопрос, данные и искомые числа (величины); конструируют последовательность шагов(алгоритм) решения задачи; объясняют выполняемые и выполненные действия; воспроизводят способ решения задачи

Круглый стол.

Текущий

19

10.11

Р.я.  Турнир грамотеев.

Разгадывание ребусов, загадок, шарад, решение олимпиадных заданий. Лингвистические игры.

Практическое занятие.

Тематический

20

15.11

О.м. Вода, воздух, почва.

Обобщают и систематизируют знания по изученным темам. Слушают мнения одноклассников, их сообщения, анализируют, комментируют и корректируют ответы. Решают олимпиадные задания, оценивают прочность своих знаний и умений.

Работа в группах.

Практическое занятие.

Текущий

21

17.11

Р.я. Словообразование. Строительство слов.

Отрабатывают умения выделять части слов, знакомятся со способами словообразования.  Выполняют задания по определению сложных и сокращенных слов. Спрятавшиеся слова.

 Разгадывают словообразовательные ребусы.

Работа в группах.

Текущий

22

22.11

М. Числовые ребусы.

Применяют изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;  сравнивают разные приёмы действий, выбирают удобные способы для выполнения конкретного задания;

решение олимпиадных заданий

Решаем ребусы  в группах.

Тематический

23

24.11

Р.я. Морфология. Секреты имени существительного.

Познакомить с понятием «Морфология».

Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, отрабатывают трудные случаи в опрелелении рода, числа и падежа. Развитие умений определять склонение существительных, несклоняемые имена существительные и род несклоняемых существительных.

 

Работа в группах.

Практическое занятие.

Текущий

24

29.11

О.м. География. Формы  земной поверхности, разнообразие водоёмов.

Проверяют свои предметные знания и освоение универсальных учебных действий. Извлекают нужную информацию, представленную в разной форме, преобразуют её из одной формы в другую, в том числе в знаково-символическую, работают с текстом, картой, таблицами, схемами, диаграммами, решение олимпиадных заданий

Работа в группах.

Практическое занятие.

Текущий

25

1.12

Р.я Морфология. Секреты имени прилагательного.

Тренируются в определении частей речи и их признаков. Развитие речевых умений, расширение словарного запаса. Определяют роль прилагательных в языке.

Работа в группах.

Практическое занятие

Текущий

26

6.12

М. Задачи на движение.

Ищут и выбирают необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или таблице  для ответа на заданные вопросы, ориентируются  на точку начала движения, на числа и стрелки,  указывающие направление движения; проводят линии по заданному маршруту (алгоритму);

Практическое занятие.

Текущий

27

8.12

Р.я. Морфология. Секреты глагола.

Тренируются в определении частей речи и их признаков. Развитие речевых умений, расширение словарного запаса.

Работа в группах.

Практическое занятие

Текущий

28

13.12

О.м. География. Материки и океаны.  Карты мира.

Рассказывают о великих географических открытиях. Характеризуют и сравнивают материки, описывают их,  работают с картой, решение олимпиадных заданий

Работа в группах.

Практическое занятие.

Текущий

29

15.12

Р.я. Морфология. Роль местоимений. Служебные слова.

Тренируются в определении частей речи и их признаков. Развитие речевых умений, расширение словарного запаса.

Работа в группах.

Практическое занятие.

Текущий

30

20.12

М. Решение задач на части и на выравнивание.

объясняют  выполняемые и выполненные действия; воспроизводят способ решения задачи;

Работа в группах.

Практическое занятие.

Текущий

31

22.12

Р.я. Турнир грамотеев.

Разгадывание ребусов, загадок, шарад, решение олимпиадных заданий. Лингвистические игры.

Практическое занятие.

Тематический

32

27.12

О.м. География. Россия. Природные зоны.

Уметь объяснить, почему происходит смена природных зон в нашей стране, давать характеристику природной зоны по плану, сравнивать различные природные зоны. Приводить примеры растений и животных разных природных зон, в том числе внесённых в Красную книгу России. Выявлять экологические связи в разных природных зонах, изображать эти связи с помощью моделей, решение олимпиадных заданий

Работа в группах.

Практическое занятие.

Тематический

33

12.01

Р.я. Переход частей речи из одной в другую. Морфология определяет орфографию.

Тренируются в определении частей речи и их признаков. Развитие орфографических и речевых умений, расширение словарного запаса.

Морфологические шарады.

Практическое занятие.

Текущий

34

17.01

М.  Решение комбинаторных и нестандартных задач.

 Анализируют текст задачи,  включаются в групповую работу, участвуют в обсуждении проблемных вопросов, участвуют в учебном диалоге, оценивают процесс поиска и результат решения задачи.

Работа в группах

Практическое занятие.

Текущий

35

19.01

Р.я. Художественный стиль

Знакомство с художественным стилем. Сравнивают образцы научного и художественного стилей. Соотносят приметы стилей. Объясняют закономерности, выделяют черты сходства и различия. Учатся составлять текст в художественном стиле.

Работа в группах

Практическое занятие.

Текущий

36

24.01

О.м. Растения: органы растений, условия жизни, стадии развития, жизненные формы, виды и группы.

Обобщают и систематизируют изученный материал. Определяют органы растений,  условия жизни, стадии развития, жизненные формы растений, группы растений, их экология,

решение олимпиадных заданий

Работа в группах.

Практическое занятие.

Текущий

37

26.01

Р.я.  Типы речи. Пейзажная зарисовка.

Формирование и развитие умений определять типы речи и стили. Развитие умения составлять текст в художественном стиле. Учатся находить и использовать в своем тексте образные слова и выражения.

Работа в группах

Практическое занятие.

Текущий

38

31.01

М.  Решение комбинаторных и нестандартных задач.

Анализируют текст задачи,  включаются в групповую работу, участвуют в обсуждении проблемных вопросов, участвуют в учебном диалоге, оценивают процесс поиска и результат решения задачи.

Практическое занятие.

Тематический

39

2.02

Р.я. Диалог и монолог.

Формирование умений составлять тексты-монологи и диалоги. Излагать свои мысли ясно и последовательно.

Работа в группах.

Практическое занятие.

Текущий

40

7.02

О.м.  Животные: насекомые, рыбы, птицы, звери.

Приводить примеры животных, не менее 3-4 представителей каждой группы; раскрывать особенности внешнего вида и жизни животных, распознавать животных по их характерным признакам. Знать способы защиты животных от врагов,

решение олимпиадных заданий

Работа в группах.

Практическое занятие.

Текущий

41

9.02

Р.я. Стилистика и культура речи.

Развитие любознательности и познавательного интереса к изучению русского языка. Раскрытие секретов хорошей речи. Развитие умения находить в тексте речевые ошибки (плеоназм и тавтология) и не допускать их в своей речи.

Работа в группах.

Практическое занятие

Текущий

42

14.02

М. Из истории геометрии. Решение геометрических задач.

Анализируют  расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции; составляют фигуры из частей, определяют место заданной детали в конструкции; выявляют закономерности в расположении деталей; составляют детали в соответствии с заданным контуром конструкции;

решение олимпиадных заданий

Работа в группах.

Математическая эстафета

Текущий

43

16.02

Р.я. Решение олимпиадных заданий.

Развитие орфографических и речевых умений, расширение словарного запаса.

Практическое занятие

Текущий

44

21.02

О.м. Анатомия человека. Организм: органы и их системы, органы чувств. Правила здорового образа жизни.

Обобщают и расширяют знания о работе органов зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Систематизируют знания об органах и системах органов,  решение олимпиадных заданий

Работа в группах.

Практическое занятие.

Текущий

45

28.02

М. Решение геометрических задач. “Танграм”.

Анализируют  расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции; составляют фигуры из частей, определяют место заданной детали в конструкции; выявляют закономерности в расположении деталей; составляют детали в соответствии с заданным контуром конструкции;

решение олимпиадных заданий.

Практическое занятие.

Тематический

46

2.03

Р.я. Композиция текста. Основные элементы композиции (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог).

 Развитие умения определять тему и главную мысль текста. Знакомятся с элементами композиции текста, отрабатывают умения работать с текстом: выделять главное, делить на части, находить связь между частями.

Работа в группах

Практическое занятие.

Текущий

47

7.03

О.м. Экология. Природные сообщества.

Проверяют свои предметные знания и освоение универсальных учебных действий. Извлекают нужную информацию, представленную в разной форме, преобразуют её из одной формы в другую, в том числе в знаково-символическую, работают с текстом,  таблицами, схемами, диаграммами, решение олимпиадных заданий, решение олимпиадных заданий.

Работа в группах.

Практическое занятие.

Текущий

48

14.03

М. Задачи на установление взаимно однозначного соответствия между множествами.

Анализируют  ситуацию, устанавливают

причинно-следственные связи, процесс поиска и результат решения задачи; конструируют несложные задачи.

Круглый стол

Текущий

49

16.03

Р.я. Композиция. Работа с деформированным текстом.

Формирование умения анализировать ситуацию, устанавливать

причинно-следственные связи и составлять текст.

Практическое занятие.

Текущий

50

21.03

О.м. Человек и общество. Семья. Труд. Наша Родина и мир. Страны мира.

Обобщают знания, оценивают уровень их усвоения, находят пробелы в знаниях и умениях, восполняют пробелы,

решение олимпиадных заданий

Работа в группах.

Практическое занятие.

Текущий

51

23.03

Р.я. Публицистический и официально- деловой стили.

Формирование умений работать с текстом, выделять приметы и особенности разных стилей. Формирование умения строить суждения. Формирование и развитие умения составлять тексты разных жанров (заявление, объяснительная записка, объявление).

Практическое занятие.

Текущий

52

4.04

М. Решение разных типов задач.

Анализируют текст задачи, объясняют выполняемые и выполненные действия, участвуют в учебном диалоге, оценивают процесс поиска и результат решения задач,

решение олимпиадных заданий

Практическое занятие.

Текущий.

Контроль по результату,

самоконтроль

53

6.04

Р.я. Творческая работа.

Развитие умения писать сочинение на определенную тему (продумывать содержание и композицию, составлять план, отбирать слова, составлять черновой вариант текста и редактировать его.)

Практическое занятие.

Контроль по результату,

самоконтроль

54

11.04

О.м. История Отечества: с древнейших времен до образования Российской империи.

Уметь приводить примеры исторических источников, различать и сравнивать источники информации о прошлом,

решение олимпиадных заданий

Работа в группах.

Практическое занятие.

Текущий

55

13.04

Р.я. Синтаксис и пунктуация. Слово. Словосочетание и предложение.

Развитие умения вычленять словосочетания, составлять и анализировать их, развивать словарный запас

Работа в группах.

Практическое занятие.

Текущий

56

18.04

М. Решение задач через составление уравнения.

Анализируют текст задачи, конструируют последовательность шагов(алгоритм) решения задачи,  объясняют выполняемые и выполненные действия,

Практическое занятие.

Текущий

57

20.04

Р.я. Синтаксис: главные и второстепенные члены. Однородные члены.

Развитие умения находить главные члены, однородные члены, знать особенности выделения однородных членов на письме.

Тренировка в постановке знаков препинания.

Работа в группах.

Практическое занятие.

Текущий

58

25.04

О.м. История Отечества от Петра 1 до Николая 2. Революция и образование СССР. Великая Отечественная война.

Составлять исторические портреты выдающихся людей и событий  прошлого, высказывать суждения о них, решение олимпиадных заданий

Работа в группах.

Практическое занятие.

Текущий

59

27.04

Р.я. Главные принципы русской орфографии.

Развитие интереса к русскому языку, формирование языковой зоркости (определение ошибкоопасных мест, слабой позиции). Выполнение заданий на нахождение и исправление орфографических ошибок.  Тренировочные упражнения.

Работа в группах.

Практическое занятие.

Текущий

60

28.04

М. Решение разных типов задач.

Анализируют текст задачи, конструируют последовательность шагов(алгоритм) решения задачи,  объясняют выполняемые и выполненные действия, решение олимпиадных заданий

Практическое занятие.

Тематический

61

4.05

Р.я. Повторение и обобщение основных орфографических правил.

Развитие интереса к русскому языку, формирование языковой зоркости. Выполнение заданий на нахождение и исправление орфографических ошибок. Тренировочные упражнения.

Практическое занятие.

Контроль по результату,

самоконтроль

62

11.05

Р.я. Решение олимпиадных заданий.

Развитие орфографических и речевых умений, расширение словарного запаса.

Практическое занятие.

Контроль по результату,

самоконтроль

63

16.05

О.м. Обобщение и систематизация по курсу, решение олимпиадных заданий.

Обобщают и систематизируют знания по изученным разделам, выполняют задания для самоконтроля, проверяют и оценивают результаты своего учебного труда, свои предметные и метапредметные умения, восполняют пробелы в знаниях и умениях.

решение олимпиадных заданий

Практическое занятие.

Олимпиада

Тематический

64

18.05

Р.я. Турнир грамотеев.

Разгадывание ребусов, загадок, шарад, решение олимпиадных заданий. Лингвистические игры.

Практическое занятие.

Тематический

65

23.05

М. Олимпиада. Решение задач на изученные темы.

решение олимпиадных заданий

Олимпиада

Тематический

66

25.05

Выявление уровня развития  предметных и метапредметных умений общеинтеллектуального направления.

Выполняют работу, анализируют и оценивают результаты,

объясняют причины допущенных ошибок.

Итоговая диагностика.

67

Резервный урок.

68

Резервный урок.



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

начальная общеобразовательная школа № 453

Колпинского района

Санкт-Петербурга

Принято на  Педагогическом совете

Протокол № ____

от «___» ______20__ г.

______ /____________/

Утверждаю

Директор школы

___________/Андреева С.Л../

Приказ №  ____

от « __»  _______ 20__г.

Рабочая программа по внеурочной деятельности

«Интеллект +».

общеинтеллектуального направления

для детей младшего школьного возраста (10-11 лет)

(4 класс)

на 2017-2018 учебный год

Составитель: Порошина О.А.

Санкт- Петербург

2017

Пояснительная записка

Рабочая программа индивидуально - групповых занятий по подготовке учащихся к предметным олимпиадам, научно-практическим конференциям и конкурсам «Интеллект плюс» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы Т.Н. Соколовой «Школа развития речи»  (рассчитана на 32 часа), на основе курса Холодовой О.А. «Развитие познавательных способностей» и авторских программ Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой (рассчитана на 34 часа) в год.

Данный курс направлен на развитие познавательного интереса, расширение знаний по русскому языку, математике, окружающему миру, полученных на уроках, развитие креативных способностей учащихся, формирование элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников и более качественной отработке умений и навыков. Система заданий позволяет успешно решать проблемы комплексного развития памяти, внимания, наблюдательности, воображения, фантазии быстроты реакции, формирует причинно-следственные связи, способствует переводу некоторых знаний на знаково-символический уровень, готовит учащихся к выполнению тестовых заданий, получению и обработке информации.

Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников, особое место занимают предметные олимпиады, участие школьников в очных, заочных олимпиадах регионального, Всероссийского и Международного уровня создает ситуацию успеха, повышает интерес учащихся к изучению предмета; предоставляет учащимся возможность освоить форму тестирования. Каждый участник имеет возможность получить диплом или сертификат призера или участника, что повышает самооценку школьника.

В основу программы положены следующие ценностные ориентиры:

  • тесная связь урочной и внеурочной деятельности;
  • непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образовании в целом;
  • развитие индивидуальности каждого ребёнка  в процессе внеурочной деятельности;
  • единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов дополнительного образования;
  • системная организация учебно-воспитательного процесса.

Цель: создание условий для формирования ключевых образовательных компетенций (учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, компетенций личностного развития).

Задачи:

  • формирование познавательного интереса к изучению математики, русского языка, окружающего мира;
  • развитие навыков применения полученных знаний в новых учебных ситуациях;
  • развитие логического мышления, умения анализировать и систематизировать полученные знания;
  • развитие навыков самостоятельной работы и умений поиска и обработки информации.

Место курса в системе школьного образования.

Курс введен в план внеурочной деятельности образовательного учреждения в рамках общеинтеллектуального  направления.

Курс «Интеллект +» разработан для учащихся 4 класса с высокой учебной мотивацией, которые имеют более высокие (по сравнению с большинством) интеллектуальные способности, имеют доминирующую, активную познавательную потребность, испытывают радость от умственного труда. Для таких детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления.

 Данная программа рассчитана на 1 год. Курс разработан на 68 часов в год с проведением занятий 2 раза в неделю продолжительностью 40 минут (всего 68 занятий).

Значимость, роль и место данного курса определяется также необходимостью подготовки учащихся к олимпиадам различных уровней.

 Данный образовательный курс является источником знаний, который углубляет и расширяет базовый компонент, а также формирует логические мыслительные умения. Направлен на углубление, систематизацию и обобщение полученных на уроках знаний по русскому языку, литературному чтению, математике и окружающему миру, поэтому целесообразно выделить три направления работы:

- литературно- лингвистическое, представляет собой интеграцию предметов «Русский язык», «Развитие речи», «Литературное чтение»;

- логико-арифметическое, на основе предмета «Математика»;

- природо- обществоведческое, на основе предмета «Окружающий мир».

Распределение последовательности изучения материала организовано в соответствии с возрастными и психологическими особенностями детей младшего школьного возраста, не рекомендуется блочное изучение тем. Поэтому занятие литературно- лингвистическое (Р.я.) проводится 1 раз в неделю, а логико-арифметическое (М.) и природо-обществоведческое (О.м.) по 1 разу в 2 недели. Таким образом на литературно- лингвистическое направление запланировано 32часа, на логико-арифметическое направление 17 часов и природо- обществоведческое направление 17 часов. На проведение стартового и итогового мониторинга отводится 2 часа.

В связи с изменениями производственного календаря на 2017-2018 год вместо 17 запланированных занятий по курсу «Окружающий мир» возможна реализация 16, уплотнение происходит из-за того, что один час приходится на праздничный день 2.05.2018. Таким образом, вместо 2 часов в теме «Обобщение и систематизация по курсу, решение олимпиадных заданий» предполагается 1 час. По курсу «Математика» запланировано 17 занятий, что соответствует фактическому освоению часов, так как 28.04 – рабочий день. По курсу «Русский язык» программа уплотнена на 1 час в теме «Повторение и обобщение основных орфографических правил».  

 

Особенности организации учебного процесса и содержание курса.

Основной формой образовательного процесса является учебное занятие, индивидуальная, групповая и коллективная работы, работы в парах, конкурсы, подвижные игры и массовые мероприятия, наряду с которыми осуществляется индивидуализация процесса обучения и применение дифференцированного подхода к учащимся.

Материал каждого занятия рассчитан на 40 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности.  

Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.

Основное время на занятиях занимает решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения заданий определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Но ребенок сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока.

Учебное занятие литературно- лингвистического направления часто строится по плану (может варьироваться или исключать некоторые этапы, в зависимости от темы):

-Организационный момент, определение темы и целей занятия.

-Лингвистический этап:

     эмоционально речевая разминка

     беседа на тему;

     орфографическая минутка (обязательна на каждом занятии)

     работа с ребусами, загадками;

     выполнение олимпиадных заданий

     языковая игра.

-Физкультминутка или веселая переменка.

- Литературоведческий этап

     работа с пословицами, поговорками, фразеологизмами.

     игра в рифму;

     работа с текстом;

     работа над сочинением (письменное выражение мыслей, чувств).

- Итог занятия.

Учебное занятие логико-арифметического направления часто строится по плану:

- Организационный момент, определение темы и целей занятия.

- Мозговая гимнастика.

          - Задания на развитие внимания, логического мышления.

 - Выполнение олимпиадных заданий. Решение задач (нестандартных, логических, комбинаторных, геометрических) по теме занятия.

-Физкультминутка или веселая переменка.

- Итог занятия.

Учебное занятие природо- обществоведческого направления часто строится по плану (может варьироваться или исключать некоторые этапы, в зависимости от темы):

- Организационный момент, определение темы и целей занятия.

          - Мозговая гимнастика.

- Беседа на тему.

- Физкультминутка или веселая переменка.

- Выполнение олимпиадных заданий.

- Итог занятия.

В целом, учащимся предлагается система практических заданий, специальных тренировочных упражнений, развивающих игр.

 

Содержание программы

1. Литературно- лингвистическое направление

1. Слово, его лексическое значение (антонимы, синонимы). Омонимы, омофоны, омоформы. Каламбуры.

2. Крылатые слова и выражения. Фразеологизмы.

3. Фразеологизмы. Пословицы и поговорки.

4. Турнир грамотеев.

5. Изобразительные средства языка. Сравнение, олицетворение, Эпитеты.

6.  Прямое и переносное значение. Метафора.

7. Рифма.

8. Фонетика и орфоэпия. Алфавит. Фонетические средства художественной выразительности.

9. Решение олимпиадных заданий по теме: Лексика. Фонетика. культура речи.

10. Турнир грамотеев.

11. Словообразование. Строительство слов.

12. Морфология. Секреты имени существительного.

13 Морфология. Секреты имени прилагательного.

14. Морфология. Секреты глагола.

15. Морфология. Роль местоимений. Служебные слова.

16. Турнир грамотеев.

17. Переход частей речи из одной в другую. Морфология определяет орфографию.

18. Художественный стиль

19. Типы речи. Пейзажная зарисовка.

20. Диалог и монолог.

21. Стилистика и культура речи.

22. Решение олимпиадных заданий.

23. Композиция текста. Основные элементы композиции (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог).

24. Композиция. Работа с деформированным текстом.

25. Публицистический и официально- деловой стили.

26. Творческая работа.

27. Синтаксис и пунктуация. Слово. Словосочетание и предложение.

28. Синтаксис: главные и второстепенные члены. Однородные члены.

29. Главные принципы русской орфографии.

30. Повторение и обобщение основных орфографических правил.

31. Решение олимпиадных заданий.

32. Турнир грамотеев.

2. Логико-арифметическое направление:

  1. Вводное занятие. Математические игры, лабиринты, кроссворды.
  2. Числа и операции над ними
  3. Из истории чисел. Возникновение письменной нумерации. Нумерация многозначных чисел.
  4. Числовые ребусы.
  5. Логические задачи.
  6. Логические задачи.
  7. Задачи на движение.
  8. Решение задач на части и на выравнивание.
  9. Решение комбинаторных и нестандартных задач.
  10. Решение комбинаторных и нестандартных задач.
  11. Из истории геометрии. Решение геометрических задач.
  12. Решение геометрических задач.
  13. Задачи на установление взаимно однозначного соответствия между множествами.
  14. Решение разных типов задач.
  15. Решение разных типов задач.
  16. Решение задач через составление уравнения.
  17. Олимпиада. Решение задач на изученные темы.

3. Природо- обществоведческое направление:

1. Живая и неживая природа. Сезонные изменения в неживой природе (времена года). Сезонные изменения в живой природе. Сезонные изменения в трудовой деятельности людей.

2. Планеты и звезды. Земля - планета Солнечной системы.

3. Погода.        

4. Тела и вещества. Горные породы и минералы.

5.  Вода, воздух, почва.

6. География. Формы земной поверхности, разнообразие водоёмов.

7. География. Материки и океаны.  Карты мира.

8. География. Россия. Природные зоны.

9. Растения: органы растений, условия жизни, стадии развития, жизненные формы, виды и группы.

10. Животные: насекомые, рыбы, птицы, звери.

11. Анатомия человека. Организм: органы и их системы, органы чувств. Правила здорового образа жизни.

12. Экология. Природные сообщества.

13. Человек и общество. Семья. Труд. Наша Родина и мир. Страны мира.

14. История Отечества: с древнейших времен до образования Российской империи.

15. История Отечества от Петра 1 до Николая 2. Революция и образование СССР. Великая Отечественная война.

16. Обобщение и систематизация по курсу, решение олимпиадных заданий.

17. Обобщение и систематизация по курсу, решение олимпиадных заданий.

Планируемые результаты изучения курса.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностными результатами изучения курса   является формирование следующих умений:

            - уметь соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами;

- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса   являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя;

- уметь осуществлять действие по образцу и заданному правилу;  

-уметь сохранять заданную цель;

-учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

- уметь видеть указанную ошибку и исправлять ее самостоятельно или при помощи учителя;

-учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебной литературе (на развороте, в оглавлении, в словаре).

- овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;

- соблюдать нормы этики и этикета;

- овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;

            -перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате                     совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД:

- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

- читать и пересказывать текст.

      - учиться аргументировать, доказывать (доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи)

       -учиться вести дискуссию (слушать и понимать речь других).

       - совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Предметными результатами изучения курса   являются формирование следующих умений.

Занятия должны помочь учащимся:

  • усвоить основные базовые знания, ключевые понятия, помочь освоению повышенного уровня (Базовый и повышенный уровень определены в соответствии с Основной образовательной программой начального общего образования для ОО, работающих по УМК «Перспектива»)

Предметные результаты  по литературно- лингвистическому направлению,

 базовый уровень:

- характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные, звонкие и глухие) и находить в словах звуки по заданной характеристике; знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;

         - различать изменяемые и неизменяемые слова; различать родственные (однокоренные) слова и формы слова; находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс; выявлять слова, значение которых требует уточнения; определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря;

- определять грамматические признаки имен существительных (род, число, падеж, склонение); имен прилагательных  (род, число, падеж); глаголов (число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение); находить слова по заданным грамматическим признакам;

-  различать предложение, словосочетание, слово;  устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении; классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;  определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения; находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения; находить  предложения с однородными членами.

-  применять правила правописания (в объеме содержания курса) и уточнять написание слова по орфографическому словарю учебника; безошибочно списывать текст (объемом 80—90 слов); проверять собственный и предложенный тексты, находить  и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

- оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств; соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения; выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения; самостоятельно озаглавливать текст; составлять план текста; сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.

Повышенный уровень:

- проводить фонетический  (звуко-буквенный) разбор слова самостоятельно или по алгоритму, оценивать его правильность; соблюдать орфоэпические нормы русского литературного языка (в объеме содержания курса;  находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю); 

- проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора; находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия;

- различать второстепенные члены предложения — определения, дополнения, обстоятельства; различать простые и сложные предложения.

- осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; подбирать примеры с определенной орфограммой; при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;

- создавать тексты по предложенному заголовку; подробно или выборочно пересказывать текст; составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение; анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски; корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;

Предметные результаты по логико-арифметическому направлению:

базовый уровень:

- моделировать ситуации, требующие умения считать тысячами, десятками тысяч, сотнями тысяч; выполнять счёт тысячами, десятками тысяч, сотнями тысяч как прямой, так и обратный; выполнять сложение и вычитание тысяч, десятков тысяч, сотен тысяч с опорой на знание нумерации; образовывать числа, которые больше тысячи, из сотен тысяч, десятков тысяч, единиц тысяч, сотен, десятков и единиц; сравнивать числа в пределах миллиона, опираясь на порядок следования этих чисел при счёте; читать и записывать числа в пределах миллиона, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи, сколько единиц каждого класса в числе; упорядочивать натуральные числа от нуля до миллиона в соответствии с указанным порядком; моделировать ситуации, требующие умения находить доли предмета; называть и обозначать дробью доли предмета, разделённого на равные части; устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу; активно работать в паре или группе при решении задач на поиск закономерностей; группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку; выражать массу, используя различные единицы измерения: грамм, килограмм, центнер, тонну; применять изученные соотношения между единицами измерения массы: 1 кг = 1000 г, 1 ц = 100 кг, 1 т = 10 ц, 1 т = 1000 кг; используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм — грамм; год — месяц — неделя — сутки — час — минута, минута — секунда; километр — метр, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр), сравнивать названные величины, выполнять арифметические действия с этими величинами.

- использовать названия компонентов изученных действий, знаки, обозначающие эти операции, свойства изученных действий; выполнять действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком); выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение; выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулём и единицей); вычислять значение числового выражения, содержащего два-три арифметических действия, со скобками и без скобок.

- анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами, взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий; оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи; решать задачи, в которых рассматриваются процессы движения одного тела (скорость, время, расстояние), работы производительность труда, время, объём работы); решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью арифметическим способом (в одно-два действия); оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи; выполнять проверку решения задачи разными способами.

- описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости; распознавать на чертеже окружность и круг, называть и показывать их элементы (центр, радиус, диаметр), характеризовать свойства этих фигур; классифицировать углы на острые, прямые и тупые; использовать чертёжный треугольник для определения вида угла на чертеже; выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника; использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач; распознавать шар, цилиндр, конус; конструировать модель шара из пластилина, исследовать и характеризовать свойства цилиндра, конуса; находить в окружающей обстановке предметы шарообразной, цилиндрической или конической формы.

- определять длину данного отрезка с помощью измерительной линейки; вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата; применять единицу измерения длины — миллиметр и соотношения: 1 м = 1000 мм; 10 мм = 1 см, 1 000 000 мм = 1 км; применять единицы измерения площади: квадратный миллиметр (мм2), квадратный километр (км2), ар (а), гектар (га) и соотношения: 1 см2 = 100 мм2, 100 м2 = 1 а, 10 000 м2 = 1 га, 1 км2 = 100 га; оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).

- читать и заполнять несложные готовые таблицы; читать несложные готовые столбчатые диаграммы; понимать и использовать в речи простейшие выражения, содержащие логические связки и слова («...и...», «если..., то...», «верно/неверно, что...», «каждый», «все», «некоторые», «не»).

Повышенный уровень:

- классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия; читать и записывать дробные числа, правильно понимать и употреблять термины: дробь, числитель, знаменатель; сравнивать доли предмета.

- выполнять умножение и деление на трёхзначное число; использовать свойства арифметических действий для рационализации вычислений; прогнозировать результаты вычислений; оценивать результаты арифметических действий разными способами.

- составлять задачу по её краткой записи, таблице, чертежу, схеме, диаграмме и т. д.; преобразовывать данную задачу в новую посредством изменения вопроса, данного в условии задачи, дополнения условия и т. д.;  решать задачи в 4—5 действий; решать текстовые задачи на нахождение дроби от числа и числа по его дроби; находить разные способы решения одной задачи.

- копировать и преобразовывать изображение прямоугольного параллелепипеда (пирамиды) на клетчатой бумаге, дорисовывая недостающие элементы; располагать модель цилиндра (конуса) в пространстве согласно заданному описанию; конструировать модель цилиндра (конуса) по его развёртке; исследовать свойства цилиндра, конуса.

- находить периметр и площадь плоской ступенчатой фигуры по указанным на чертеже размерам; решать задачи практического характера на вычисление периметра и площади комнаты, квартиры, класса и т. д.

- сравнивать и обобщать информацию, представленную в виде таблицы или диаграммы; — понимать и строить простейшие умозаключения с использованием кванторных слов («все», «любые», «каждый», «некоторые», «найдётся») и логических связок: («для того чтобы ..., нужно...», «когда…, то…»); правильно употреблять в речи модальность («можно», «нужно»); составлять и записывать несложную инструкцию (алгоритм, план выполнения действий);

.

Предметные результаты по природо- обществоведческому  направлению,

базовый  и повышенный уровень:

- различать объекты и процессы живой и неживой природы, читать условные обозначения карт; описывать природную зону; называть системы органов человека; понимать необходимость использования знания о строении и функционировании организма человека для укрепления и сохранения своего здоровья, знания об обществе, государстве, его истории)

- понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;  уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

-  осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

- навыки установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.

  • помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
  • формировать творческое мышление;
  • формировать и развивать логическое  (описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; выделять существенные признаки предметов; сравнивать между собой предметы, явления; обобщать, делать несложные выводы; классифицировать явления, предметы; определять последовательность событий; судить о противоположных явлениях; давать определения тем или иным понятиям; определять отношения между предметами типа «род» - «вид»; определять причинно- следственные связи, выявлять функциональные отношения между понятиями; выявлять закономерности и проводить аналогии).  
  • способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.

          Предполагаемые результаты реализации программы:

Результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням, которые кратко можно определить следующим образом:

  • 1-й уровень – школьник знает и понимает роль знаний в  общественной жизни;
  • 2-й уровень – школьник ценит полученные знания и старается использовать в  общественной жизни;
  • 3-й уровень – школьник самостоятельно действует и применяет полученные знания в общественной жизни.

  1. Результаты первого уровня.

Достижение школьниками предметных результатов (по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру) на базовом уровне, умение анализировать полученную информацию ( читать и понимать задание), умение работать с разного рода информацией - это основа для дальнейшего освоения ребенком знаний и умений их применять на практике. Формой учёта результативности программы станут стартовая и итоговая диагностическая работа,  представленная в виде тестовых заданий различной тематической направленности и уровней сложности, а также наблюдения учителя.

Огромное значение для образовательного эффекта имеет мотивация (выраженный интерес к предмету). Степень выраженности этого качества (оценивается педагогом в процессе наблюдения за учебно-практической деятельностью ребенка и ее результатами) фиксируется в листе наблюдений:

Интерес практически не обнаруживается

1

Интерес возникает лишь к новому материалу

2

Интерес возникает к новому материалу, но не к способам решения

3

Устойчивый учебно-познавательный интерес, но он не выходит за пределы изучаемого материала

4

Проявляет постоянный интерес и творческое отношение к предмету, стремится получить дополнительную информацию

5

  1. Результаты второго уровня.

 Важным показателем становления позитивного отношения школьников к учебной  деятельности и к интеллектуальному  саморазвитию в процессе её выполнения станет достижение предметных результатов не только базового, но и повышенного  уровней, сформированность логических операций и, как следствие, участие детей в конкурсах и олимпиадах школьного уровня.  Фиксируется в листе наблюдений:

Уровень сформированности   логических операций (анализа, сравнения, обобщения, установления закономерностей)

При выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, выделения главного, установления закономерностей, нужна обучающая помощь; воспринимается помощь с трудом, самостоятельный перенос освоенных способов деятельности не осуществляется

1

Задания выполняются с организующей или направляющей помощью взрослого, ребенок может перенести освоенный способ деятельности на выполнение сходного задания

2

Задания, требующие анализа, сравнения, обобщения и установления закономерных связей, выполняются со стимулирующей помощью взрослого

3

Ребенок определяет содержание, смысл (в том числе скрытый смысл) анализируемого, точно и емко обобщает его в слове, видит и осознает тонкие различия при сравнении, обнаруживает закономерные связи

4

Уровень развития познавательной активности, самостоятельности фиксируется в листе наблюдений:

Уровень активности, самостоятельности ребенка низкий, при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, любознательность не проявляется

1

Ребенок недостаточно активен и самостоятелен, но при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов довольно узок

2

Ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах, находит новые способы решения заданий

3

Значимым личностным результатом является способность к сотрудничеству, что фиксируется в листе наблюдений:

В совместной деятельности не пытается договориться, не может придти к согласию, настаивает на своем, конфликтует или игнорирует других

1

Способен к сотрудничеству, но не всегда умеет аргументировать свою позицию и слушать партнера

2

Способен к взаимодействию и сотрудничеству (групповая и парная работа; дискуссии; коллективное решение учебных задач)

3

Проявляет эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества; ориентируется на партнера по общению, умеет слушать собеседника, совместно планировать, договариваться и распределять функции в ходе выполнения задания, осуществлять взаимопомощь

4

  1. Результаты третьего уровня.

Приобретение школьниками опыта интеллектуального саморазвития отслеживается через формирование произвольности деятельности и участие в конкурсах и олимпиадах районного уровня. Произвольность деятельности школьника фиксируется в листе наблюдений:

Деятельность хаотична, непродуманна, прерывает деятельность из-за возникающих трудностей, стимулирующая и организующая помощь малоэффективна

1

Удерживает цель деятельности, намечает план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, однако в процессе деятельности часто отвлекается, трудности преодолевает только при психологической поддержке

2

Ребенок удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, сам преодолевает трудности в работе, доводит дело до конца

3

Результатом осознанной и целенаправленной практической деятельности становится личностный рост школьника, который выражается в сформированности нравственно-этических установок и самооценке деятельности. Форма учета результативности- лист наблюдений.

Самооценка деятельности на занятиях

Ученик не умеет, не пытается и не испытывает потребности в оценке своих действий – ни самостоятельной, ни по просьбе учителя

1

Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности относительно ее решения, однако при этом учитывает лишь то, знает он ее или нет, а не возможность изменения известных ему способов действия

2

Может с помощью учителя оценить свои возможности в решении задачи, учитывая изменения известных ему способов действий

3

Может самостоятельно оценить свои возможности в решении задачи, учитывая изменения известных способов действия

4

Ориентация на общепринятые моральные нормы и их выполнение в поведении

Часто нарушает общепринятые нормы и правила поведения

1

Допускает нарушения общепринятых норм и правил поведения

2

Недостаточно осознает правила и нормы поведения, но в основном их выполняет

3

Осознает моральные нормы и правила поведения в социуме, но иногда частично их нарушает

4

Всегда следует общепринятым нормам и правилам поведения, осознанно их принимает

5

Динамика развития учащихся фиксируется учителем.

Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие виды контроля:

Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся, сформированность знаний и умений по предметам «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир» (результаты фиксируются в экспертном листе листе учителя);

Текущий:

-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

Текущий контроль осуществляется на каждом занятии.

Итоговый контроль в формах

-тестирование;

-практические работы;

-творческие работы учащихся;

-контрольные задания

• Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предметов ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в экспертной карте «Результаты освоения программы «Интеллект +» учителя.

Учебно-методическая литература для учителя

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми в 2010г.).
  2. Стандарт основного общего образования [Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря2010г. №1897].
  3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.- 223 с. – (Стандарты второго поколения).
  4. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч./ М.Ю.Демидова; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – ( стандарты второго поколения).
  5. Организация внеурочной деятельности в начальной школе. Сборник программ. Методическое пособие / Составители А.П. Мишина, Н.Г. Шевцова- М.: Планета, 2016.-272с.
  6. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г.Асмолов; под ред. А.Г.Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения).
  7. Нежинская О.Ю. Занимательные материалы для развития логического мышления. Волгоград. 2004г.
  8. Бетенькова Н.М. «Конкурс грамотеев» М., Просвещение, 1995
  9. Развивающие игры  для младших школьников. Кроссворды,  викторины,  головоломки./ Сост. Калугин М.А. – Ярославль: Академия развития, 1997.  
  10. Узорова О.В. контрольные и олимпиадные работы по математике. – М.: АСТ Астрель, 2003.  
  11. Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь»: Методическое пособие.4 класс Москва. «Рост», 2008г
  12. Холодова О.А. Юным умникам и умницам, методическое руководство. Москва. «Рост», 2007г
  13. Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2014
  14. Занимательная лингвистика. 4 класс: программа, материалы к занятиям/ авт.-сост. И.Н. Горбунова.- Волгоград: Учитель, 2009- 245с.
  15. Олимпиадные задания. Математика. Русский язык. Окружающий мир. 3-4 классы.Вып.2 / авт.-сост. Н. В. Лободина.- Волгоград: Учитель.- 331с.
  16. Савенков А.И. Маленький исследователь: развитие творческого мышления для детей 9-10 лет. Ярославль. Академия развития. 2010г.
  17. Шаталова О.А. Диагностика уровня сформированности УУД у учащихся начальной школы. Москва: Русское слово, 2014.

Методическое обеспечение программы

1. Дидактический материал

Папки с дидактическим, методическим и информационным материалами по всем учебным темам:

- подборка информационной и справочной литературы;

- набор дидактического материала для проведения учебных занятий по каждому разделу;

Печатные пособия

  1. Таблицы природоведческого, обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения;
  2. Географические и исторические настенные карты;

Технические средства обучения

Классная доска;

Компьютер;

Мультимедийный проектор;

Интерактивная доска.

DVD-диск «Интерактивные задания для подготовки к олимпиадам»



Предварительный просмотр:

Экспертная карта «Результаты освоения программы «Интеллект +»

Фамилия

Имя

1 уровень результатов

                 2 уровень результатов

                    3 уровень результатов

Предметные результаты

(Базовый уровень)

Метапредметные результаты

Личностные результаты

Предметные результаты (Повышенный уровень)

Метапредметные результаты

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

Р.я.

Б.у.

М.

Б.у.

О.м.

Б.у.

Умение анализировать полученную информацию (осознанно читать задание)

Умение работать с разного вида информацией

Мотивация (выраженный интерес к предмету)

Р.я.

М.

О.м.

Сформированность логических операций

Участие в конкурсах и олимпиадах школьного уровня

Способность к сотрудничеству

Самостоятельная познавательная активность

Произвольность деятельности

Участие в конкурсах и олимпиадах районного уровня

Сформированность нравственно-этических установок

Самооценка деятельности

                            Фиксирование результатов по параметрам до начала реализации программы первого года обучения и после её завершения

С.

М

С

М

С.

М.

С.

М.

С

М

С

М

С

М

С

М

С

М

С

М

С

М

М.

С.

С.

М.

С.

М.

С.

М.

С.

М.

1.

2.

3.

4.

5

6.

7.

8.

9.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...