Из опыта работы по программе "Мир музея"
статья на тему

Статья написана к выступлению на районном семинаре по внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

                                         Полозова О.С.,

                                                                     учитель начальных классов

                                                     

Статья

Из опыта работы по программе «Мир музея»

      С программой «Здравствуй, музей!» я познакомилась в 1999 году и прошла обучение  в Российском центре музейной педагогики и детского творчества Государственного Русского музея. Это, без сомнения, интересная программа для младших школьников. На занятиях по музейной педагогике у учителя есть возможность развивать у учеников визуальное мышление, способность излагать самостоятельные суждения, творчески воспринимать окружающий мир, обогащать мир чувств и повышать общий культурный уровень.

Раздел 2 -  «Мир музея» предназначен для учащихся начальных классов и включает четыре обучающих курса: «Учись смотреть и видеть»: учащихся первых классов ориентируют на формирование навыков визуальной грамотности, «Введение в музей»: второклассники знакомятся с пространством музея, его профильной спецификой, «Введение в изобразительное, народное искусство и архитектуру»: для третьего класса формирует способность к пониманию видовой и жанровой специфики, «В мире художественных образов»: четвертый класс - понимание художественного процесса, специфики художественного образа.

Программа обеспечена методическим пособием для учителя с наглядным материалом на СD диске, электронными макетами рабочих тетрадей для детей. Все это позволяет сделать процесс обучения еще увлекательнее и живее. Правильно подобранный зрительный ряд, хорошо продуманные, понятные детям вопросы, позволяют достичь поставленных целей и задач занятий.

Роль музейной педагогики в формировании личностных и метапредметных универсальных учебных действий качеств учащихся определяется его специфическими особенностями:

– музей как панорама человеческой жизни, раскрывающая общечеловеческие и личностные ценности (взаимопомощь, сочувствие, достоинство, самоуважение); в музейных материалах представлены характеры и судьбы людей прошлого и настоящего, мотивы их поступков, модели их поведения, служащие ребенку культурными эталонами для подражания;

– экспонаты музея или музейный предмет рассматривается как продукты творческой деятельности человека, как результат его взаимодействия с окружающим миром, с другими, с самим собой в разных жизненных ситуациях;

– учащийся осмысляет социальные явления и противоречия жизни, соотнося свои взгляды, представления, ценности с нормами людей других эпох и культур, используя для этого социокультурный потенциал экспонатов, т.е.  формируется музейная культура.  

Характерная особенность искусства - отражение действительности в художественных образах, которые действуют на сознание и чувства ребенка, воспитывают в нем определенное отношение к событиям и явлениям жизни, помогают глубже и полнее познавать действительность. В личностном становлении ребенка значительная роль принадлежит искусству, которое организует духовный мир человека, определяет систему моральных и эстетических ценностей и, в рамках музейной педагогики, формированию музейной коммуникации.

В своей работе с предложенным авторами материалом я иногда позволяю себе добавить загадки по теме урока, кроссворды и ребусы для закрепления изученного. При  работе с младшими школьниками я активно использую  игровые моменты, физкультминутки, которые необходимы для расслабления, отдыха, развития воображения, стараюсь, чтобы  игровые паузы не нарушали темы занятия. Так, хорошо известная игра «Снежный ком» может использоваться на этапах закрепления: первый игрок задумывает и называет  слово (это может быть новое понятие, название картины, имя художника и т.п.). следующий участник повторяет названное слово и называет свое. Так, как снежный ком, растет цепочка слов. Побеждает тот участник, который сможет повторить все слова.

       На занятии «Что такое коллекция» ребята рассматривают жемчужины неправильной формы, которые в руках ювелира превратились в настоящие произведения искусства.  После можно предложить ребятам пофантазировать и раскрасить эти «жемчужины». На занятии, посвященном Государственному Эрмитажу после рассматривания фасада Зимнего дворца, прошу изобразить детей скульптуру, которая больше запомнилась.

       Очень любят дети показывать эмоции и чувства людей. На занятиях в первом классе по темам «Мир наших чувств», «Я и ты», «Мир чувств глазами художника» прошу ребят изобразить разные человеческие эмоции, чувства. Выходящий к доске демонстрирует, а остальные пытаются угадать. Конечно, ребята много рисуют и на занятиях, и дома.

      Осмысленное изучение искусства позволяет учащимся формировать навыки креативности и толерантности, то есть способности к созданию собственных новых идей и уважительного отношения к чужому образу мысли.

            Программа «Здравствуй, музей!», взятая в целом, дает ребенку возможность приобрести   умения и навыки:
- интерпретации и оценки зрительных образов в условиях постоянно возрастающего потока визуальной информации;

- изложения самостоятельных суждений;

- осмысления художественных достижений общества;

- творческого восприятия окружающего мира.

            Содержание программы по внеурочной деятельности дает возможность интегрировать его с содержанием и задачами уроков по развитию речи, литературному чтению, окружающему миру, изобразительному искусству и другим предметам. Внеурочная деятельность по программе «Мир музея» является эффективным средством реализации требований ФГОС.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе» (из опыта работы)

В начальных классах работа по развитию речи приобретает развернутый и объемный характер. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственн...

"Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта" (из опыта работы)

Одной из задач, стоящих сегодня перед современной школой, является создание условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта. Успешная социализация - одно из условий подготовки совр...

Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."

Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."...

Статья "Из опыта работы по созданию виртуального музея"

Описан опыт огранизации проектной деятельности младших школьников при участии в конкурсе для детей с ОВЗ "Я познаю мир" 2015...

Презентация из опыта работы, распространение педагогического опыта

Логопедические методики на уроках в начальной школе...

Программа инновационной площадки по проблеме «Развитие исследовательских и проектных навыков школьников, через работу школьного краеведческого музея»

Сегодня школьный музей в образовательном пространстве становится средством адаптации ребёнка к культурной среде и выступает антиподом миру компьютерных технологий и наступлению аудиовизуальных средств...