Программа экскурсионной деятельности "Мир вокруг нас"
рабочая программа (3 класс) на тему

Дергунова Ольга Анатольевна

Программа нацелена на комплексное изучение родного края на основе экскурсионной деятельности, в результате которой у детей закладываются основы интереса к окружающему миру, создаются условия для формирования нравственных качеств. Ребёнок на доступном ему уровне осознаёт важность и ценность окружающего мира; в привычном открывает новые стороны, учится правильно взаимодействовать с ним. Экскурсионно-краеведческая деятельность является одним из эффективных средств для комплексного воздействия на формирование личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka_ekskursinnaya_deyatelnost.docx22.29 КБ

Предварительный просмотр:

1.Результаты освоения курса  «Мир вокруг нас» экскурсионной деятельности

Программа предполагает следующие результаты экскурсионно-краеведческой деятельности:

Предметные  результаты:

-усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, изучаемой социальной и природной действительности;

- умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории города, выделять характерные особенности окружающих природных объектов и явлений.

Личностные результаты:

  1. осознание себя членом общества, жителем своего города, сформированное чувство любви к своей Родине, выражающееся в интересе к ее истории, культуре, природе и желании участвовать в ее делах и событиях;

2.  осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений, этических чувств, культуры поведения и взаимоотношений с окружающим миром;

3.  установка на безопасный здоровый образ жизни;

4.  способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности;

5.   способность   осуществлять   информационный   поиск   для   выполнения поставленных задач;

  1. осознание и выполнение правил и норм поведения в природе;

Метапредметные  результаты:

  1. учитывать выделенные учителем ориентиры действия в процессе экскурсионно-краеведческой деятельности;
  2. планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  3. умение учиться: осуществлять во время занятий (очных и заочных экскурсий), решение творческих и познавательных задач;
  4. учитывать при анализе деятельности разные мнения и стремиться к координации различных позиций;
  5. умение планировать, контролировать и оценивать действия одноклассников во время контроля их деятельности;
  6. освоение способов решения творческого и поискового характера;
  7. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  8. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
  9. использование различных способов поиска в книгах, в справочниках и пространстве сети Интернет, сбора, обработки, анализа информации о г.Москве, посёлке Щапово;
  10. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения;
  11. умение договариваться в совместной деятельности, адекватно оценивать своё поведение и поведение окружающих во время внеурочной деятельности;
  12. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях рассматриваемого объекта;
  13. овладение правилами безопасности во время проведения экскурсий.

Программа предусматривает достижение двух уровней ожидаемых результатов.

Первый уровень предполагает приобретение новых знаний, умений, расширение кругозора по различным направлениям; результат деятельности выражается в понимании детьми сути экскурсионно-краеведческой деятельности, умении поэтапно осуществлять аналитическую и рефлексивную деятельность после осуществления этой работы.

Второй уровень предусматривает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности, к образованию, самообразованию; результат проявляется через осознанное поведение учащихся во время экскурсий, в уважении к людям труда, в любви к малой родине, через конкурсы, выступления, выставки, сочинения.

Программа нацелена на комплексное изучение родного края на основе экскурсионной деятельности, в результате которой у детей закладываются основы интереса к окружающему миру, создаются условия для формирования нравственных качеств. Ребёнок на доступном ему уровне осознаёт важность и ценность окружающего мира; в привычном открывает новые стороны, учится правильно взаимодействовать с ним. Экскурсионно-краеведческая деятельность является одним из эффективных средств для комплексного воздействия на формирование личности.

2.Содержание курса

Содержание программы согласовано с содержанием программ окружающего мира, русского языка, физической культуры. Логика построения программы обусловлена системой экскурсионной деятельности  краеведческой направленности, которая предполагает развитие у учащихся  активной мыслительной деятельности, обучение наблюдениям, осмыслению причинно-следственных связей между хозяйственной деятельностью человека и его жизнью. Особенностью программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться и самостоятельно добывать краеведческие знания, учитывая при этом, что каждый ребёнок индивидуален как личность в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности. В содержание программы включены элементы топонимики, т. е. происхождение того или иного географического названия (р.Моча, р.Пахра, г. Москва и т. п. ).

Разделы программы

Вводное занятие. (1ч.)

Знакомство с режимом работы  по программе «Мир вокруг нас»,  правилами поведения во время занятий и экскурсий.

Осенний цикл. (8 ч.)

Данный раздел включает в себя ряд тем: «Удивительный мир природы Подмосковья»,

«Наша малая Родина – посёлок Щапово», «Достопримечательности  родного города», «Наша школа», «Наш микрорайон» и предполагает очные и заочные экскурсии в природу, краеведческий музей, школьный музей, экскурсию по микрорайону.

Осенне-зимний  цикл. (8 ч)

Темы раздела: «Удивительный мир природы Подмосковья», «Предприятия нашего города», «Наша школа», «Наш микрорайон», «Культура города». Очные и заочные экскурсии в природу, школьный музей, на предприятия района, в поселковую библиотеку, в органный зал,  экскурсия по микрорайону.

Зимне-весенний  цикл. (8 ч.)

Данный раздел включает в себя ряд тем: «Наша малая Родина – посёлок Щапово»,  «Удивительный мир природы Подмосковья», «Наши земляки», «Наша школа», «Культура города» и предполагает очные и заочные экскурсии в природу, органный зал, школьный музей, краеведческий музей, поселковую  библиотеку.

Весенний  цикл. (8 ч.)

Темы раздела: «Удивительный мир природы Подмосковья», «Достопримечательности  родного города», «Профессии», «Наша школа», «Культура города». Очные и заочные экскурсии в природу, школьный музей, на почту, в краеведческий музей, экскурсия к памятникам воинам-освободителям.

Итоговое  занятие. (1ч.)

Подведение итогов работы по курсу «Мир вокруг нас». Составление отчёта об экскурсионной деятельности за год.

3.Тематическое планирование.

 

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Экскурсия в школьный музей

Экскурсия в краеведческий музей посёлка Щапово

Экскурсия в поселковую библиотеку

Посещение органного зала посёлка Щапово

Посещение краеведческого музея г.Подольска

Посещение музея архива Министерства обороны

Посещение выставочного зала г.Подольска

Экскурсия в Этномир

2 раза

3 раза

2 раза

2 раза

1 раз

1 раз

1 раз

1 раз

2 часа

6 часов

4 часа

4 часа

4 часа

4 часа

4 часа

6 часов

34 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Мир вокруг нас"

Рабочая программа кружка "Мир вокруг нас" (проектная деятельность)Пояснительная записка -цели и задачи.Планирование работы.Разработки проектов....

Программа экскурсионной деятельности в начальной школе.

Обобщение опыта работы по теме "Экскурсионная деятельность как средство активного взаимодействия семьи и школы". Программа экскурсионной деятельности в начальной школе....

Программа экскурсионной деятельности "Мир природы"

Программа  состоит из трех основных тем, которые соответствуют учебным темам в курсе «Окружающий мир» для 3 и 4 класса....

Авторская программа экскурсионного воспитания

Авторская программа экскурсионного воспитания "Знаю и люблю свой край" учителя начальных классов МБОУ Весёловская СОШ№1 п. Весёлый Кобылат Елены Николаевны.Авторская программа экскурсионного...

Паспорт-рецензия на авторскую программу экскурсионного воспитания

Паспорт-рецензия на авторскую программу экскурсионного воспитания "Знаю и люблю свой край". Данный педагогический проект – авторская программа экскурсионного воспитания «Зна...

Программа "Экскурсионная деятельность" 1 класс

Экскурсии – особый вид познания, который может быть бесконечно разнообразен в своем культурном контексте......

Программа экскурсионной деятельности "В мир прекрасного"

Программа экскурсионной деятельности "В мир прекрасного"...