Статьи
статья на тему
Статьи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
22tomilova_odarennye_deti_gotov_222.docx | 22.99 КБ |
vystuplenie_tsifrovye_resursy_na_urokah_tehnologii.docx | 15.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Этапы планирования урока по ФГОС на выявление одаренности младшего школьника
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения. Рыночная экономика формирует спрос на энергичных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых людей.
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Широкомасштабная деятельность по работе с одаренными детьми началась в 1996 году в связи с принятием Федеральной целевой программы "Одаренные дети".
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой).
В сфере современной жизни у детей падает интерес к образованию.
Задачи у современного образования не только в том чтобы дать базовые знания по предметам, но и выявить одаренных детей для их развития и построения работы с ними.
Существуют различные способы выявления одаренности детей
- анализ особых успехов и достижений ученика;
- создание банка данных по талантливым и одаренным детям;
- диагностика потенциальных возможностей детей с использованием ресурсов психологических служб;
- преемственность между дошкольным и начальным образованием посредством создания системы структурных подразделений дошкольных учреждений на базе общеобразовательных учреждений;
- Внеурочная деятельность
Подобных приемов существует огромное количество. Более конкретно я хочу остановиться на урочной деятельности в рамках вторых федеральных государственных образовательных стандартов, как форме выявления одаренности детей.
Современная школа в условиях быстро меняющегося мира должна наряду с созданием целостной системы универсальных знаний и компетентностей учащихся формировать опыт самостоятельной интеллектуальной и творческой деятельности, личной свободы и ответственности ученика. Все мы прекрасно знаем, что из года в год основной формой образовательного процесса является урок. Именно на уроке учитель наиболее плотно сотрудничает с учеником, наблюдает за ним. И очень важно на уроке не упустить из вида одаренного ребенка.
Современная жизнь требует от урока новых этапов образовательного процесса.
В современном уроке выделяют 5 основных этапов.
Мотивация
Целеполагание
Планирование
Контроль Самоконтроль
Рефлексия
И на каждом этапе урока существуют различные приемы для выявления одаренности ребенка
Рассмотрим каждый этап более конкретно.
На этапе мотивации существует масса различных заданий направленных на выявление одаренности
Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
Для реализации этой цели необходимо:
— создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);
— актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);
— установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).
Критерии «хочу» и «надо» у одаренного могут быть и на одном уровне с обычными детьми, но поскольку, критерий «могу» у такого ребенка более расширен, он включает в работу остальные два более активно. Ребенок будет стремиться показать то, что он знает больше, чем его одноклассники. Для примера, возьмем Упражнение «На одну букву». Учитель считает до тридцати, дети в это время находят и запоминают все предметы в классе, название которых начинается, например, с буквы «С».
Прием «Привлекательная цель» или «Удивляй» основан на повышении мотивации детей в начале урока, когда учитель находит такой угол зрения, при котором обыденное становится удивительным.
Например, урок технологии по теме: «Оригами».
-Я держу в руках обычный лист бумаги. Как вы думаете, что из него можно сделать?
Так же перед вами предложены другие задания для этапа мотивации
Ассоциативный ряд
Видеосюжет
Диалог
Игра в случайность
Идеальный опрос
Интеллектуальная разминка
Лови ошибку
Лото
Музыкальный фрагмент
Этап целеполагания
Основной целью этапа целеполагания и построения проекта выявленных затруднений является постановки целей учебной деятельности и на этой основе — выбор способа и средств их реализации.
Одаренному ребенку не составит труда в виду своих психических особенностей, поставить цель на уроке. Здесь способом выявления является наблюдение.
На этапе планирования для детей ставиться проблема, которую необходимо решить.
Для реализации этой цели каждый учащийся, у которого были затруднения в самостоятельной работе, должен:
— самостоятельно исправить свои ошибки выбранным методом на основе применения выбранных средств, а в случае затруднения — с помощью предложенного эталона для самопроверки;
Следует обратить внимание на учащихся, которые безошибочно и быстрее других решают эту проблему.
Для выявления одаренных детей на этом этапе можно использовать следующие задания:
Стратегия «Идеал»
И- идентифицируйте проблему
Д- доберитесь до ее сути
Е- есть варианты решения
А- а теперь- за работу!
Л- логические выводы
-Интересно в чем проблема? Необходимо сформулировать проблему. Лучше, если формулировка будет начинаться со слова КАК.
-Давайте найдем как можно больше решений данной проблемы. Предлагаются все возможные способы и пути решения стоящей проблемы.
-Есть ли хорошие решения? Выбипраются из множества предложенных решений хорошие, эффективные.
-А теперь выберем единственное решение. Выбирается самое сильное решение проблемы.
-Любопытно, а как это будет выглядеть на практике?
Планируется работа по претворению выбранного решения в жизнь.
На этапах самоконтроля и взаимоконтроля
Одаренный ребенок на данном этапе будет выполнять задания быстрее, чем другие, следует обращать внимания и подготовить заранее карточки с усложнённым заданием для того чтобы понять понял ли он хорошо тему урока или же он все таки одарен. Данные задания не следует давать единожды, эта работа должна проходить систематически. Так же по мимо карточек можно предложить следующее задание:
Прием «Диалог с текстом» используется для организации индивидуальной работы, когда ученик самостоятельно работает с текстом, выполняя задание. Например, заполнение кластера при чтении сказки.
На этапе Рефлексии обрашать внимание на учащегося который провел более глубогий анализ своей деятельности на уроке, поскольку одаренным детям свойственна самокритичность и самоанализ
В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков одаренных учащихся используются творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи. Проводятся конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, соревнования, «мозговые штурмы», «блиц-турниры», используются логически-поисковые задания, нестандартные задачи, где каждый может проявить свои способности, а одаренные обязательно это сделают.
Предварительный просмотр:
Цифровые ресурсы на уроках технологии
Использование ЦОРов на уроках в начальной школе.
Основная цель обучения в начальной школе научить каждого ребёнка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромную информацию. Основные цели использования ЦОР в начальной школе
Создать условия для более глубокого, качественного продуктивного усвоения учащимися основных вопросов курса начальной школы, развития интеллектуальной и познавательной деятельности;
Обеспечить развитие учебно-практической деятельности учащихся направленной на формирование соответствующих умений:
Формировать логическое мышление, память, умение подчинять внимание выполнению заданий
Развивать способность к обобщению, умению слушать, рассуждать, мыслить, находить ответы, используя имеющиеся знания.
Уроки я провожу в кабинете с использованием одного компьютера в классе на рабочем месте учителя, подключенном к мультимедийному проектору .
В этой модели компьютер является, прежде всего, современной многофункциональной школьной доской. Он позволяет поднять уровень наглядности в учебном процессе. Компьютер с проектором позволяет осуществить демонстрации с обратной связью, когда учитель или ученик могут участвовать в происходящем на экране процессе с помощью управления процессом посредством компьютера.
При подготовке к урокам я использую электронные ресурсы учебного назначения:
1. Программные продукты;
2. Мультимедийные продукты (интерактивные плакаты, презентации, тесты, кроссворды, игры...);
3.Логические игры;
4.Тестовые оболочки;
5.Ресурсы Интернет;
Труд, затраченный на управление познавательной деятельностью, с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях:
- повышает качество знаний;
- продвигает ребенка в общем развитии;
- помогает преодолеть трудности;
- вносит радость в жизнь ребенка;
- позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития;
- создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.
Как организовать применение современных информационных технологий на уроках технологии
В основном на всех параллелях в начальной школе, есть тема «Оригами»
И я сейчас вам хочу продемонстрировать фрагмент с помощью обучающего видео
А теперь давайте попробуем тоже самое выполнить с помощью технологических карт.
1 Выполняем базовую форму «Двойной треугольник»
2 Делаем надрез
3 Отверните "долиной" к центральной линии правую сторону заготовки
4 Перелистните вправо левую часть заготовки
5 Вот что получилось. Переверните
6 Сложите "долиной" левую часть заготовки к центральной линии
7 Отверните один слой бумаги вправо
8 Сложите "долиной" верхнюю часть на уровне разрез
9 Оригами Летучая мышь готова
Применение на уроках технологии компьютерных слайд - фильмов обеспечивает самостоятельный и творческий подход к получению информации, воспитывает логическое мышления и техническую грамотность, активизирует учебный процесс.
Эта работа ориентирована, прежде всего, на повышение творческого потенциала учащихся в целом, а в конечном счете – на повышение качества и эффективности образовательного процесса.
Интернет - гигантская Всемирная компьютерная сеть, объединяющая десятки тысяч глобальных, региональных и локальных сетей всего мира. Сегодня не вызывает сомнения, что обучение школьников становится эффективнее, если учитель владеет Интернет-технологиями и использует ресурсы и возможности Интернета в своей практике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Как не стать моральным "уродом"- статья
Меня очень заинтересовала статья Т. Шишовой-журналистки, которая беседовала с кандидатом социологических наук Наталльей Ефимовной Марковой, которая занимается изучением воздействия на детей и подростк...
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. Дети и творчество – понятия неразделимые! Малыши
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников.Статья предназначенадля воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста.
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...
Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.
Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...
Статья в сборнике научных статей
Научные статьи по психологии....
статья "КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ"
Статья для родительского собрания учащихся 3 класса....
Научные статьи и статьи обобщающие педагогический опыт
Оформление педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений...