Педагогическое эссе
план-конспект урока на тему
Предварительный просмотр:
Эссе учителя начальных классов
У каждого человека есть свой путь, который он выбирает и идёт по нему всю жизнь. И счастлив тот человек, кто может определить свой путь и, идя по нему, не сожалеть о своём выборе. После окончания средней школы №40 я встала перед выбором: поступить учиться в медицинское училище или пойти в педагогический институт… Вспоминаю разговор с родителями, которые убеждали, что лучше всего сначала получить средне-специальное образование, а потом и высшее, возможно, что это будут даже разные специальности, «В жизни всё пригодится», - так говорили мои родители. Тем не менее, почему-то (или это судьба?) я решила поступать в педагогический колледж, чтобы посвятить себя работе с учащимися начальных классов. И поступила в Донской педагогический колледж по специальности учитель начальных классов. До сих пор непросто даже самой себе ответить на вопрос: почему остановила свой выбор на профессии учителя, ведь как сейчас, так и 7 лет назад, в школе работали в основном энтузиасты. Но, наверное, это было предопределено, ведь неслучайно обучаясь в начальной школе, часто играла с младшей сестрой, знакомя её с буквами и цифрами. Получается, что не только я выбрала эту профессию, но и она долго выбирала меня. Помимо основной специальности, я опробовала себя в роли воспитателя детского сада. Получив дипломы, работала и педагогом-психологом, и педагогом дополнительного образования. И всё-таки стала учителем начальных классов... возможно, это мой ангел указал мой путь — быть учителем. И вот уже второй год я ежедневно погружаюсь в прекрасный мир детства, раскрываю тайны человеческих сердец, живу в гармонии с собой и миром, работая учителем в школе. В школе, где есть радость и горечь, взлёты и падения, тепло учительских глаз и свет детских улыбок, часто бессонные ночи и уроки детских открытий. Тому, кто не постиг тайны нашей работы, она кажется будничной: тетради, журналы, уроки. А, по сути своей, она радостная, так как с нами самые чистые, искренние и порядочные люди — наши дети. И очень ответственная, потому что нам доверили самое дорогое — ребёнка. Я люблю детей просто, потому что они дети — яркие, эмоциональные, добрые. Ребёнок — изначально беззащитное существо, исполненное надежд, веры в светлые стороны бытия, радости открытий; душа, открытая миру. Это по словам Плутарха, «не пустой сосуд, который надо заполнить, а факел, который нужно зажечь». Быть первым учителем — очень ответственно. Встреча с первым учителем — это прежде всего встреча с новым, особо значимым человеком. Ведь мы во многом моделируем судьбу каждого ребёнка: заметим искорку в его глазах, поможем, подтолкнём — и он в будущем найдёт свой путь в жизни; не увидим, пройдём мимо — и он незаметно, окольными путями будет брести по дороге жизни. Нельзя сравнить нашу профессию с другими: подгорит хлеб у пекаря — можно выпечь другой через час или два; строитель неправильно положит кирпич — можно вымерять уровнем и всё исправить. Но только у учителя результат будет виден не сразу: не через час, не через месяц, а через несколько лет. Причём его уже нельзя исправить. Наши ошибки самые серьёзные, самые жизненные, так как они ранят душу ребенка, заставляя его страдать. Но в большей мере детскую душу заставляет страдать равнодушие учителя, несправедливость с его стороны. Неслучайно справедливость как качество души человека дети ставят порой выше доброты. Поэтому я убеждена: несправедливый и равнодушный человек не может быть учителем. Наверно, потому и вернулась обратно в школу, после того как уходила на пол года; вернулась и осталась, иду по жизненному пути с порядочными и неравнодушными людьми — своими коллегами и, конечно же, с детьми — искренними и чистыми душами. Учитель — профессия, самая главная на Земле. Она является источником радости, даёт мне радость человеческого общения, счастье погружения в мир детства, чувство причастности к рождению нового в этой жизни, возможности заглянуть в будущее. Профессия эта уникальна тем, что через ум, сердце и душу учителя проходит в своём развитии всё человечество. И те, кто решил посвятить свою жизнь обучению и воспитанию детей, должен обладать нравственными принципами. «Не навреди» - заповедь не только врача, но и педагога. Я часто говорю своим детям, что рядом с вами такие же люди, как и вы, со своими проблемами, трудностями, бедами и радостями, они разные, и все их надо принимать, уметь общаться с ними. Живя в обществе, нельзя без людей обойтись без законов нравственности, человечности. У каждого свой путь. Своё призвание. Для меня — это школа. Это то место, где я могу передать свою огромную любовь к детям, то, чем живу сама. Как-то я прочитала слова Л.Н. Толстого, которые запали в мою душу: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, как мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любовь ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель». Педагогом нельзя быть по понедельникам и пятницам и только на школьном уроке. Любить всех учеников, быть внимательным к каждому ребёнку, суметь поддержать его в трудную минуту — всё это возможно только по зову сердца, движению души. В.О. Ключевский говорил: «Любите то, что преподаёте, и тех, кому преподаёте». Любить детей... любить — значит, понимать, что они не запрограммированные существа, а личности со своими характерами, темпераментом, привычками. Понимать, что нет на свете неспособных детей, есть глухие и слепые взрослые, которые не верят или боятся верить, что ребёнок — личность. Понимать, что не только я, педагог, учу ребёнка, но и он, мой ученик, несмотря на свой малый жизненный опыт, помогает, мне постичь жизнь. Получается, что мы учимся одновременно. Сотворчество, сотрудничество, согласие — триада, определяющая мой путь учителя. Очень часто близкие и знакомые спрашивают меня, трудно ли работать учителем. Вряд ли кто-то скажет, что легко. Да и я не исключение. Лучше всего это понимают педагоги и ученики. Многие родители, приходя в школу, узнают этот мир по-другому, и дети, и учителя раскрываются по-новому. Школа — самая удивительная страна, где каждый день не похож на предыдущий, где каждый миг — это поиск чего-то нового, интересного, где нет времени на второстепенное и ненужное. Важно не проглядеть, не упустить время, не опоздать! Я стараюсь успеть. Время — величайшая ценность, его нельзя тратить на пустяки. Учиться надо всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие учёные. Перестанешь учиться — не сможешь учить. Ни одна профессия в мире не даёт столько разнообразных возможностей для саморазвития. Разве это не счастье — быть учителем? Говорят, что педагогом нужно родиться. Не буду противоречить прописным истинам. Но то, что учитель должен быть целеустремлённым и талантливым человеком, это моё личное убеждение. Учитель — не карьерист, даже если он и занимает определённую должность. Он приходит в школу учителем и уходит из неё тоже учителем. Учитель — артист. Моя роль длится не час и не два, а многие долгие годы. Я играет свою роль, полностью погружаясь в неё, живу в ней, жертвую собой ради других. Учитель — врач. Врач, который лечит не тело, а душу. Многих своих «пациентов» мы лечим годами, многие не хотят и не стремятся лечиться. Может пройти и десяток лет, прежде чем твой бывший пациент осознает то, что дал ему учитель, и скажет спасибо. Учитель — строитель. Мы строим человеческие судьбы. Но при строительстве надо не забывать, что они не из бетона, а из хрусталя. Одно неверное слово, неаккуратное движение, и можно сломать всю постройку, всё то, что строил так долго. Учитель — наставник. Считаю себя творцом духа творчества в обучении и в воспитании. А.Н. Колмогоров писал: «Не существует сколько-нибудь достоверно верных тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой деятельности». Для того, чтобы каждый ученик испытывал радость творчества даже в самой минимальной степени , а не подражал актам других, разработала методику написания проектов «Идея. Действие. Проект», и активно использую в урочной и внеурочной деятельности. А проектная деятельность — это условия для развития личности каждого ребёнка, его познавательных и созидательных способностей. Учитель — родитель. Ежедневно, мы разжигаем детские огоньки, и не должны забывать о тепле семейного очага. Учитель — классный руководитель. Каждый день, из месяца в меся, вхожу в класс. Но ни один из дней, не был похож на другой, каждый неповторим. Более того, один и тот же класс постоянно меняется: ребята растут, можно сказать не по дням, а по часам. В классе происходят события, меняются его настроения, увлечения на протяжении года, четверти, недели, одного дня и даже урока. И каждый раз, входя в класс, встречаясь с ребятами после уроков, вне школы, я сталкиваюсь с чем-то новым. А это требует наблюдательности, анализа, реакции, каждый раз в чём — то не похожих на те, что уже были, каждый раз в чём — то уникальных. Всё это бесспорно говорит о том, что моя профессия, профессия учителя, самая творческая. Учитель — экспериментатор. Ежедневно в своей деятельности совершенствуем своё педагогическое мастерство. Быть учителем – это понимать, что современный ребёнок живёт в современном информационном мире, поэтому сегодня недостаточно знать свой предмет, методику его преподавания. Необходимо владеть инновационными технологиями, эффективно использовать в образовательном процессе цифровые и электронные ресурсы. Сегодняшние дети воспитаны на компьютерах, смартфонах, планшетах, ноут- и нетбуках, электронных книгах… Порой кажется, что дети знают больше нас и заставляют идти вперёд, постоянно совершенствоваться: изучать компьютерные программы, использовать всевозможные электронные и цифровые образовательные ресурсы на уроке и вне урока, управлять проектной и исследовательской деятельностью школьников, учить их создавать мультимедийные продукты самостоятельно и презентовать на различных конкурсах. Применять электронные мультимедийные учебные пособия, дающие возможность школьникам получать новую информацию по разным каналам восприятия — с помощью графики, фото, видео, анимации и звука и (что особенно важно для меня) организовать личностно - ориентированное обучение. Пользуясь открытой образовательной мультимедийной системой, разрабатываю образовательные проекты для школьников. Результаты своего труда вижу в активизации познавательной деятельности учащихся: увеличивается число детей, принимающих участие в различных интеллектуальных и творческих конкурсах, в том числе через Интернет. Считаю, что участие в конкурсах не должно быть ради самого участия - должна быть решена такая важная задача, как понимание учеником значения полученных знаний, приобретение личностного опыта в ходе интеллектуального и творческого процесса. Убеждена: участие в конкурсах повышает предметную компетентность учеников - умение в конкретной ситуации распознать и сформулировать проблемы, выделить информацию, необходимую для её решения, сделать вывод и сформулировать решение проблемы на основе анализа информации. Откуда же берёт силы учитель, чтобы быть одновременно воспитателем и педагогом, артистом и скульптором, отцом и матерью? Каким же неистощимым должно быть вдохновение учителя, пожизненно вызванного к доске? Я знаю ответы на эти сложные вопросы, потому что я правильно сделала свой выбор. Надо верить в свои силы и силы тех, чьи глаза каждый день с надеждой смотрят на тебя. В.А. Сухомлинский говорил: «Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь. И чтобы дать ученикам искорку знаний, учителю надо впитать целое море света». Каждый урок учителя — это маленький спектакль, затрагивающий тонкие струны детских душ, и, если они звучат, как единая мелодия, значит, Учитель состоялся. Я верю, что лучший мой урок — впереди. И продолжать его будет сама жизнь. Я всегда думаю о том, станет ли мой урок для детей привило Добра, Чести, Справедливости, Достоинства, Профессионализма. И я верю — станет! А напоследок я скажу, Что очень счастливо живу. Не от того, что много денег, А от того, что я люблю. Люблю я звонкий, детский смех, Люблю, когда сопутствует успех. Люблю кто окружает меня, всех. Ведь не любить мне близких — грех! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мое педагогическое эссе.
Размышление о том, почему я много лет работаю учителем самых маленьких жителей "школьной страны"....
Педагогическое эссе
Педагогическое эссе «Современный урок современного учителя для современных детей»...
Педагогическое эссе "Нет дороге окончанья..."
В этом эссе мой взгляд на то, что такое школа, каким быть учителю и ученику....
Педагогическое Эссе "Здоровьесбережение школьников первой ступени в рамках реализации государственных стандартов общего образования первого поколения" ступени
Здоровьесбережение школьников первой ступени в рамках реализации государственных стандартов общего образования второго поколения...
педагогический опыт.Педагогическое эссе "Мои шаги к новому образованию"
педагогическое эссе "Мои шаги к новому образованию"...
Педагогическое эссе«Моя педагогическая философия как классного руководителя»
Февраль 2010 год. Год, объявленный годом Учителя. Год, в котором моя дочь пойдет в 1 класс. Она...
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЭССЕ «МОИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВЧЕРА И СЕГОДНЯ».
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЭССЕ «МОИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВЧЕРА И СЕГОДНЯ»....