Портфолио ученика
творческая работа учащихся на тему
Положение о портфолио ученика начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portfolio_uchenika_nachalnoy_shkoly.doc | 137 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Составление портфолио, действительно, наиболее актуально в средней и основной школе. И вот вопрос: имеет ли право на существование портфолио в начальной школе и если да, то в какой форме оно может быть представлено?
Положение
о портфолио обучающегося начальной школы
1.Общие положения.
1.1.Положение определяет порядок формирования, структуру и использования портфолио как способа накопления и оценки индивидуальных достижений ребенка в период его обучения в начальных классах.
1.2.Портфолио является перспективной формой представления индивидуальных достижений ребенка, так как позволяет учитывать результаты, достигнутые ребенком в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, спортивной и др.
1.3. Ведение портфолио обязательно для всех обучающихся начального общего образования школы.
2.Цели и задачи портфолио.
2.1.Цель портфолио – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития обучающегося, его усилия, достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.
2.2. Портфолио помогает решать важные педагогические задачи:
- создать для каждого обучающегося ситуацию переживания успеха;
- поддерживать интерес ребенка к определенному виду деятельности;
- поощрять его активность и самостоятельность;
- формировать навыки учебной деятельности;
- содействовать индивидуализации образования обучающегося;
- закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации;
- укреплять взаимодействие с семьей ученика, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной деятельности со школой.
3.Порядок формирования портфолио.
3.1.Портфолио обучающегося начальных классов является одной из составляющих «портрета» выпускника и играет важную роль при переходе ребенка в 5 класс средней школы для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.
3.2.Период составления портфолио – 1-4 года (1-4 классы начальной школы).
3.3. Портфолио формируется обучающимся с помощью педагогов и родителей (законных представителей). Ответственность за организацию формирования портфолио возлагается на классного руководителя и учителей, преподающих в данном классе.
3.4. Все педагогические работники, участвующие в образовательном процессе ребенка, обязаны принимать участие в пополнении портфолио обучающегося. Учителя-предметники, педагоги дополнительного образования представляют обучающимся места деятельности для накопления материалов портфолио; организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету или образовательной области. Психолог проводит индивидуальную психодиагностику и консультативную работу.
3.5. Портфолио хранится в школе в течение всего пребывания ребенка в ней. При переводе ребенка в другое образовательное учреждение портфолио выдается на руки родителям (законным представителям) вместе с личным делом (медицинской картой) ребенка.
4.Структура, содержание и оформление портфолио.
4.1.Портфолио обучающегося имеет:
- титульный лист, который содержит основную информацию (фамилия, имя, отчество, учебное заведение, класс, контактную информацию и фото обучающегося (по желанию) и который оформляется педагогом, родителями (законными представителями) совместно с обучающимся;
- основную часть, которая включает в себя:
- раздел «Мой мир» - помещается информация, которая важна и интересна для ребенка («Мое имя», «Моя семья», «Мои увлечения», «Моя школа»);
- раздел «Моя учеба»- в этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Обучающийся наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста чтения, творческими работами (по усмотрению учителя);
- раздел «Мое творчество» - в этот раздел помещаются творческие работы обучающихся: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка) можно поместить ее фотографию, представить в электронном варианте или приложить папку с работами, фото с выступлений и пр..
- раздел «Мои достижения» - размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые листы успеваемости.
4.2.Портфолио оформляется в соответствии с принятой в школе структурой, указанной в пункте 4.1 настоящего Положения самим обучающимся в папке-накопителе с файлами на бумажных носителях, по возможности, в электронном виде.
4.3. Работа обучающихся с портфолио сопровождается помощью взрослых: педагогов, родителей, в ходе совместной работы которых устанавливается отношения партнерства, сотрудничества. Это позволяет обучающимся постепенно развивать самостоятельность, брать на себя контроль и ответственность.
4.4. Обучающийся имеет право включать в портфолио дополнительные материалы, элементы оформления с учетом его индивидуальности.
При оформлении следует соблюдать следующие требования:
- Записи вести аккуратно и самостоятельно.
- Предоставлять достоверную информацию.
- Каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться и визироваться (кроме грамот, благодарностей) в течение года.
- В конце каждого полугодия обучающийся совместно с учителями, воспитателем и родителями проводит анализ личных достижений в различных видах деятельности и намечает планы действий с учетом имеющихся результатов.
5.Критерии оценки достижений обучающихся.
5.1. Портфолио обучающихся оценивается классным руководителем не реже 1 раза в полугодие по следующим критериям:
Раздел | Индикатор | Баллы |
Титульный лист, раздел «Мой мир» | Красочность оформления, правильность заполнения данных, эстетичность, разнообразие и полнота материалов, наличие листов самооценки | От1 до 5 баллов |
Раздел «Моя учеба» | Разнообразие работ, наличие творческих работ, проектов. Систематичность пополнения раздела. Листы самооценки. | - 5 баллов – от 5 и больше работ по каждому предмету; - 3 балла – 3-4 работы по каждому предмету; - 1 балл – менее 3 работ по каждому предмету. |
Раздел «Мое творчество» | Наличие рисунков, творческих работ, проектов, сочинений, фото изделий, фото выступлений. | От 1 до 5 баллов в зависимости от полноты сведений и разнообразия материала. |
Раздел «Мои достижения» | Количество грамот, сертификатов, дипломов. | 1 балл за каждую грамоту школьного уровня; 2 балла – муниципального уровня; 5 баллов – республиканского уровня; 2 балла – за сертификаты дистанционных олимпиад; 3 балла – за призовые места на дистанционных конкурсах |
5.2. По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов портфолио, в характеристике выпускника начальной школы делаются выводы о:
- сформированности у учащегося универсальных и предметных способов действий, а так же опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования на ступени основного общего образования;
- сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
- индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности: мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой, саморегуляции.
5.3. По результатам оценки Портфолио обучающихся может проводиться годовой образовательный рейтинг, выявляться обучающиеся, набравшие наибольшее количество баллов в классе, параллели, школе. Победители поощряются.
5.4. Система оценивания достижений обучающихся по материалам Портфолио прилагается. (Приложение 1 ). Оценка проводится классным руководителем 1 раз в полугодие, суммируется по каждому виду деятельности и вносится в итоговый документ «Сводную ведомость» на каждого обучающегося (Приложение 2). В конце учебного года классный руководитель вносит результаты оценки Портфолио обучающихся в «Сводную итоговую ведомость класса» (Приложение 3). Сводные ведомости утверждаются директором, заверяется печатью школы и сдаются заместителям директора с осуществления внутреннего мониторинга качества образования.
Приложение 1
Критерии оценки Портфолио
1. Достижения в учебной, интеллектуально-познавательной и
научно-исследовательской деятельности
Показатель | Индикатор | Балл | |||||||||||||||
1.Итоговые отметки по предметам учебного плана | Средний балл отметок на период оценивания (за учебный год или по четвертям), умноженный на 10 |
| |||||||||||||||
2.Контрольные, диагностические, мониторинговые работы | Средний балл итоговых отметок за контрольные, диагностические, мониторинговые работы, умноженный на 10 |
| |||||||||||||||
3.Участие в интеллектуально-познавательных конкурсах, проектной деятельности. | Школа | Район | Респуб-лика | Всероссийск. | Междунар. |
| |||||||||||
5 баллов | 6 баллов | 7 баллов | 8 баллов | 9 баллов | |||||||||||||
Победитель призер участник | 15 10 5 | 20 15 10 | 25 20 10 | 30 25 20 | 40 | ||||||||||||
4.Сетификаты участника «Русский медвежонок», «Кенгуру», «КИТ», «ЧИП», «СНЕЙЛ» и другие дистанционные конкурсы | Участие 5 баллов + соответствующее кол-во баллов за призовое место по уровням | ||||||||||||||||
Школьный | Районный | Республиканск. | Всероссийский | Международн. | |||||||||||||
1 м +5 баллов 2 м +3 балла 3м +1 балл | 1 м +7 баллов 2 м +4 баллов 3м + 2балла | 1 м +10 баллов 2 м +7 баллов 3м + 4балла | 1 м +15 баллов 2 м +11 баллов 3м +7 баллов | 1 м +20 баллов 2 м +15 баллов 3м +10 баллов | |||||||||||||
2. Достижения в общественной, творческой и спортивной деятельности | |||||||||||||||||
Показатель | Индикатор | Балл | |||||||||||||||
1.Общественная деятельность | |||||||||||||||||
1.1.Сведения об участии в самоуправлении класса
| Уровень активности и качество выполнения поручений |
| |||||||||||||||
Высокая активность учащегося с учетом качества выполнения поручений (согласно отзыву педагога) 5 баллов | Средняя активность с учетом качества выполнения поручений (согласно отзыву педагога) 3 балла | Низкая активность с учетом качества выполнения поручений (согласно отзыву педагога) 1балл |
| ||||||||||||||
1.2.Сведения об участии в делах класса и школы (конкурсы, КТД, акции, праздники, социальные акции и т.д.) | 5 баллов | 3 балла | 1 балл |
| |||||||||||||
2. Спортивные достижения | |||||||||||||||||
2.1.Участие в спортивных соревнованиях победитель призер участник | Уровень школы 15 10 5 | Уровень района 20 15 10 | Уровень республики 25 20 10 | ||||||||||||||
2.2. Занятия в спортивных секциях, клубах | По 5 баллов | ||||||||||||||||
3. Творческие достижения | |||||||||||||||||
2.1. Сведения об участии в творческих конкурсах победитель призер участник | Уровень школы 15 10 5 | Уровень города 20 15 10 | Уровень республики 25 20 10 | ||||||||||||||
2.2. Занятия в студиях, кружках и пр. | По 5 баллов | ||||||||||||||||
3. Отзывы об учебной и внеурочной деятельности.
Показатели | Индикаторы |
| ||
Высокий уровень оценки | Хороший уровень оценки | Средний уровень оценки | Низкий уровень оценки | |
Отзывы о деятельности ребенка по разным направлениям | 8 | 6 | 4 | 2 |
Вырезки из СМИ о деятельности учащегося или его творчестве | 5 | 4 |
| |
Похвальный лист по окончании года
| 5 баллов | |||
Грамота или благодарственное письмо по окончании года (за активное участие в жизни класса ) | 5 баллов | |||
Благодарственное письмо администрации ОУ за особые успехи в какой-либо деятельности
| 5 баллов | |||
Благодарственное письмо социальных партнеров за особые успехи в какой-либо деятельности | 5 баллов |
4. «Творческая мастерская»
Показатели | Индикаторы | |
Разнообразие представленных работ, отражающих различные направления деятельности обучающегося (оценивается в целом) | Уровень мастерства, качества выполненных работ (Оценивается в целом) | |
Представленные работы (или фото c изображением работ) | 0-10 баллов | 5-10 баллов |
Фото, отражающие участие ребенка в различных видах спортивной, творческой, социальной деятельности | 0-6 баллов |
|
Приложение 2
Сводная
итоговая ведомость
по результатам оценки портфолио обучающегося
_______________________________________________________________________________________
(Фамилия, имя, отчество)
_______________________________________________________________________________________
(полное название образовательного учреждения)
Класс_______________________________________________________________________________________
№ | Показатели | Кол-во баллов по полугодиям | Итоговый балл | |
1 полугодие | 2 полугодие | |||
1 | Учебная деятельность | |||
2 | Достижения в олимпиадах, конкурсах | |||
3 | Спортивные достижения | |||
4 | Творческие достижения | |||
5 | Дополнительное образование | |||
6. | Участие в мероприятиях и практиках | |||
7 | Участие в общественной жизни | |||
ИТОГО: |
Приложение 3
Сводная
итоговая ведомость
по результатам оценки портфолио обучающихся _______класса
Гвардейского УВК «общеобразовательная школа 1-111 ступеней-гимназия»
за ______________учебный год
№ п/п | Фамилия и имя обучающихся | Количество баллов по критериям | ИТОГО | ||||||
Учебная деятельность | Достижения в олимпиадах, конкурсах | Спортивные достижения | Творческие достижения | Дополнительн. образование | Участие в мероприятиях и практиках | Участие в общественной жизни | |||
Шаблоны для листов портфолио можно скачать здесь: http://www.solnet.ee/parents/p1_61_3.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к родительскому собранию "Портфолио ученика"
Информация для родителей по значению, составлению портфлио для школьников...
Портфолио ученика начальной школы
Странички для заполнения учащимися о себе, тесты, таблицы и т.д....
Материал к созданию портфолио ученика
В папке некоторые материалы для создания портфолио ученика: карта развития техники чтения, листы для размещения показателей оценки качества, статья о портфолио....
Портфолио ученика начальных классов
Структура портфолио ученика начальных классов, работа с родителями...
Положение о портфолио ученика начальной школы
Положение о портфолио ученика СШИ: цели и задачи портфолио, структура портфолио, оценка результатов....
Электронное портфолио ученика
Успех крайне важен для положительного отношения ребенка к самому себе Помогите своим ученикам выработать привычку фиксировать успехи в своей жизни. Детям легче настроиться на успех и обрести адекват...
Модель портфолио ученика начальной школы в условиях введения нового ФГОС. Положение о «портфолио» обучающегося.
1. Общие положения. 2. Цель и задачи «портфолио». 3. Оформление «портфолио». 4. Функциональные обязанности участников образовательного процесса при ведении «портфолио» обучающегося. 5. Учёт резуль...