Рабочая программа внеурочной деятельности " Я- гражданин"
рабочая программа на тему
Рабочая программа внеурочной деятельности для уч-ся начальной школы "Я - гражданин"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya-_grazhdanin.doc | 435 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
стр. | ||
Паспорт программы ..……………………………………………… | ||
Пояснительная записка…………………………………………………… | ||
Содержание курса…………………………………………………………… | ||
Учебно-тематический план курса ……………………………… | ||
Планируемые результаты освоения курса…...………………………… | ||
Учебно-методический комплект и дополнительная литература по курсу……………………………………………………………………………… | ||
Цифровые образовательные ресурсы по курсу ....…………………………… | ||
Приложения…………………………………………………………………………… |
Паспорт
рабочей программы внеурочных занятий
«Я - гражданин»
Тип программы - программа начального общего образования
Статус программы: рабочая программа внеурочных занятий по выбору уч-ся
Назначение программы:
- для обучающихся (слушателей) образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
- для педагогических работников МБОУ Суетовская СОШ программа определяет приоритеты в содержании начального общего образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;
- для администрации МБОУ Суетовская СОШ программа является основанием для определения качества реализации начального общего образования.
Категория обучающихся: учащиеся МБОУ Суетовской СОШ
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: 34 ч.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 1 час в неделю
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочных занятий составлена на основании следующих нормативно- правовых документов:
1. Приказа Минобрнауки России от 06.10.09г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального образовательного стандарта начального общего образования» и приказы от 26.11.2010г. №1241, от 22.09.2011г. №2357 «О внесении изменений в федеральный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 06.10.09г. №373»
2.Приказа Министерства образования и науки РФ от 04 октября 2010г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»
3. Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 февраля 2012г. №МД-172\03 «О Федеральных перечнях учебников»
4. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г.№189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
5.Письма Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования»
6.Приказа Департамента Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи от 03.06.2013 г. «Об утверждении примерного учебного плана для общеобразовательных учреждений Смоленской области»
7.Устава МБОУ Суетовская СОШ
8.Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Суетовская СОШ
9.Учебного плана МБОУ Суетовская СОШ на 2013-2014 учебный год
10.Положения о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС второго поколения
11. Программы «Граждановедение» Я. В. Соколова (http//ja-grazhdanin.ulgov.ru/ja grazhdanin)
Данный курс призван развивать гражданско-патриотическое воспитание обучающихся и Возрождение национального самосознания юных граждан России.
Родину, как и родителей не выбирают: она дается нам вместе с рождением и впитывается с детства. Для каждого из нас – это центр земли, независимо от того, большой ли этот город или маленькое село. Образ родного места отчеканивается в душах людей навеки. И чтобы этот образ был светлым и прекрасным, каждый человек должен преобразовать свой дом, улицу, село, город. Забота об облике «малой» родины – это дело совести, культуры, долга, то есть реализации личностных качеств личности. Человек, живущий в современном мире и готовый к самореализации в социальной сфере это:
Семьянин – носитель, хранитель и создатель семейных традиций, готовый выступить в роли продолжателя рода.
Ученик – воспитанник школы. Знакомый с историей своей школы, развивающий ее традиции.
Россиянин – гражданин своего Отечества, уважающий его законы, познающий взаимную ответственность личности и общества, готовый к труду на благо и процветание этого общества.
Член детского сообщества – владеющий культурой межличностных отношений, готовый реализовать и защитить свои права и интересы в среде сверстников и взрослых, способный к сотрудничеству в группах и коллективе, к проявлению заботы и милосердия по отношению к другим людям.
Житель своего села – с любовью относящийся к месту, в котором он живет, прилагающий силы к его развитию и процветанию.
Человек – призванный решать личные, социальные проблемы в XXI веке.
Актуальность
Во все времена и у всех народов школа старалась помочь своим питомцам. Она не только передавала знания по основам наук. Она старалась научить тому, что может пригодиться в жизни гражданину, живущему в обществе: дать возможность увидеть перспективы для самореализации, понять свою сопричастность к истории великой страны и не оставаться равнодушным к насущным социальным проблемам. Выполняя эту важную задачу, необходимо учитывать, что процесс социализации личности идет в конкретных условиях определенного времени и места. Маленьких жителей Сайги, находящейся в сложном социально-экономическом состоянии, крайне необходимо научить быть творцами своей судьбы и судьбы малой родины (а значит, и России). Для нашего поселка сегодня в первую очередь нужны активные, самостоятельно мыслящие, позитивно настроенные граждане, которые ценят и любят свою родину и готовы продолжать лучшие традиции старшего поколения. Будет ли будущее у Сайги, решается сегодня по большому счету за школьной партой. Данная программа нацелена на приведение работы по указанной задаче в систему, придание ей целенаправленного характера, диагностирования результатов воспитательного воздействия. Название программы основывается на понимании гражданина как самобытной индивидуальности, личности, обладающей единством духовно-нравственного и правового долга.
Особенностью программы является комплексный подход к воспитанию у детей любви к своей родине через взаимосвязь различных аспектов, а также средств и методов воспитания. Реализация программы основывается на следующих принципах:
Принцип гуманизации – ориентирует педагога на главную общечеловеческую ценность – это личность каждого ребенка, его свобода и достоинство.
Принцип деятельности – все дела с пользой, а иначе зачем?
Принцип свободы участия – учет интересов, личных качеств и возможностей участников проекта.
Принцип обратной связи – отслеживание результативности, полезности работы для построения перспективы.
Принцип сотворчества – работа во взаимодействии педагога, родителей и детей через интерактивные методы учебной и внеклассной работы.
Принцип успешности – каждый учащийся получает удовольствие от совместной работы, участвует в конкурсах, добивается положительных результатов.
Программа рассчитана на детей в возрасте 7 – 10 лет, из расчёта 1 учебный час в неделю.
Цель:
Развитие умений ориентироваться в мире взрослых, занимать активную жизненную позицию, преодолевать трудности адаптации в современном обществе.
Развитие системы универсальных знаний умений и навыков самостоятельной деятельности, гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.
Задачи:
1. Углубить знания обучающихся о Родине, своем родном крае, месте рождения.
Знакомство с историей своей семьи.
2. Развивать и совершенствовать интеллектуальные умения.
3. Воспитывать гражданское самосознание и причастность к родным истокам.
Первый год обучения курс включает в себя два раздела:
Раздел I Я и моя семья (14 часов)
Раздел II Я и моя школа (20 часов)
Данная программа направлена на развитие следующих компетентностей:
- Умение самостоятельно искать, отбирать, обсуждать информацию по заданной теме;
- Способность задавать и отвечать на вопросы по изучаемым темам;
- Умение представлять материал с помощью средств презентации и творческих проектов;
- Умение оперировать знаниями, воспроизведение фактов чужих знаний;
- Умение работать в группах;
- Умение отстаивать своё мнение;
- Умение обмениваться информацией;
- Умение планировать свою работу
Умение осмысливать результат, деятельность, навыки;
Ожидаемые результаты изучения курса:
- Обучающиеся знают историю своей семьи, поселка, страны.
- Знают законы, защищающие права ребенка, Что такое Конституция.
- Знают историю школы, ДО, музея.
- Имеют навыки коммуникации, общения в парах, группах.
- Данный курс позволит сформировать и укрепить классный коллектив, заложить традиции класса.
- Развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности учащихся.
- Вовлечение обучающихся в поисково-исследовательскую деятельность и простейший мониторинг окружающей среды.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование тем | Количество часов |
Блок «Широка страна моя родная» | 5 | |
2. | «Родная страна» | 3 |
3. | Творческая работа.«Осень. Небеса. Красные леса» | 1 |
4. | Творческая работа «Здравствуй, Зимушка-Зима» | 1 |
Блок «Я – гражданин России» | 12 | |
1 | Государственная символика | 1 |
2 | Проект «Виртуальное путешествие по Москве» | 2 |
3 | Социальный проект «Сотвори добро» | 1 |
4 | Операция «Дарить радость людям» | 1 |
5 | Социальный проект «Памяти павших» | 1 |
6 | «Российской армии сыны» | 3 |
7 | Русские народные праздники | 3 |
Блок «Смоленский край – мой край» | 8 | |
1 | «Без тебя, мой край родной немыслима Россия» | 8 |
2 | «Охранять природу – значит охранять Родину» | |
3 | «Защитники Отечества» | |
Блок «Моя семья» | 5 | |
1. | Проект «Моя семья». | 1 |
2. | Мини-проект «У нас живёт…» | 1 |
3. | «История семьи в истории страны» | 1 |
4. | Творческая работа «Моя родословная» | 1 |
5 | «Все профессии важны, все профессии нужны» | 1 |
Блок «Я и школа» | 4 | |
1. | Страницы истории нашей школы. | 1 |
2. | «Эмблема школы» | 1 |
3. | «Календарь знаменательных дат» | 1 |
4. | «Встреча поколений». Выпускники школы. | 1 |
Всего | 34 |
Примечание:* Учебно-тематический план является примерным и корректируется в зависимости от интересов детей, участия в конкурсах и проектах разного уровня (школьного, районного, регионального и Российского)
**«Длительные» проекты во времени не ограничены. Завершение происходит по мере исчерпания темы или угасания интереса учащихся.
Содержание программы
Блок «Широка страна моя родная» 5ч
«Родная страна» (3ч)
Люди живущие вокруг нас. Восточно-славянские народы. Народы Северного Кавказа, Азии. Народы нашей страны. Праздник-фестиваль «Народов дружная семья».
Исследовательская работа «Русский народный костюм». Творческий проект «Кокошник».
Практическая работа (изготовление национального костюма) Выставка «Я горжусь своей национальностью».
Заочное путешествие по Санкт-Петербургу. Проект «И вырос город на Неве».
«Осень. Небеса. Красные леса» Творческая работа (1ч)
Экскурсия в осенний парк. Наблюдение над изменениями в природе. Сбор информации, природного материала. Практическая работа – выставка «Дары осени». Осенний бал.
«Здравствуй, Зимушка-Зима» Творческая работа (1ч)
Образ зимы в литературных произведениях. Стихи о зиме. Наблюдения над изменениями в природе. Практическая работа в группах (новогодние сувениры). Зимние книжки-малышки.
Блок «Я – гражданин России» - 12 ч.
Государственная символика. (1ч.)
Россия – многонациональное государство. Москва – столица нашей Родины. Проект «Виртуальное путешествие по Москве»(создание презентаций).(2ч.)
Длительный социальный проект «Сотвори добро».
Работа тимуровского отряда «Солнышко».
Социальный проект «Памяти павших». (длительный)
Посадка и уход за цветами у памятника павшим воинам .
Операция «Дарить радость людям». (длительный)
Концертно-поздравительные программы для ветеранов войны и труда к Дню пожилого человека, Дню учителя, поздравления с Новым годом, Днём рождения, 8 Марта, 23 февраля , Днём Победы.
Российской армии сыны.(3ч)
Армия России. «Памятник советскому солдату». Ветеран с тобой рядом. Встречи с ветеранами.
Сбор информации, устный журнал, конкурс чтецов «Российской Армии сыны»». Практическая работа (изготовление поздравительно открытки)
Проект «Есть ли место героизму в наши дни?» Работа над проектом, использование ИКТ. Защита проекта. Праздник «Богатыри земли русской».
Русские народные праздники. (3ч.)
Праздник осени «Осенины-именины». Русский народный праздник «Кочеты». Праздник русской матрёшки.
Блок «Смоленский край – мой край» -8ч.
«Без тебя мой край родной, немыслима Россия» (8ч)
Край, в котором я живу. Символика Смоленской области.
Исследовательская работа «Смоленские традиции и обычаи».
Индивидуальные проекты «Лекарственные растения нашего края».
Праздник «Край родной, сторонушка родная».
Родной уголок – с. Суетово (создание презентаций «Родной уголок»). Выставка рисунков «Моя малая родина».
Конкурс чтецов «Цвети мой край».
Охранять природу – значит охранять Родину.
Исследовательская работа «Красная книга Смоленской». Проект – макет книги «Животные Красной книги Смоленской области».
«Защитники Отечества» (1ч.)
День освобождения родного села.
Блок «Моя семья» - 5ч
«Моя семья». Проектная деятельность
Постановка целей. Составление плана действий. Сбор информации. Оформление странички в альбоме. Устное выступление.
Мини-проект «У нас живет…»
Постановка целей. Составление плана действий. Сбор информации. Оформление работы (по выбору: фото альманах, фото альманах + устный рассказ, фото альманах +рисунок + рассказ)
«История семьи в истории страны». Творческая работа
Семья – ячейка общества. Вклад семьи в развитие общества и страны. Сохранение традиций и реликвий своей семьи.
Постановка целей. Составление плана действий. Сбор информации. Оформление странички альбома. Устное выступление.
«Моя родословная» Творческая работа
Знакомство с понятиями «родословная», «генеалогическое древо». Беседа «Моя родословная». Герб семьи. Составление генеалогического древа своей семьи. Оформление странички альбома. Устное выступление.
«Все профессии важны, все профессии нужны». Круглый стол.(2ч)
Постановка целей. Составление плана действий. Сбор информации. Составление мини альбома о профессиях родителей.
Блок «Я и школа» (4ч)
Страницы истории нашей школы.
Экскурсия в школьный музей.. Школа, как часть малой Родины.
Исследование «Кто работал в МБОУ Суетовская СОШ», «Мои родители – выпускники нашей школы». Оформление работы с использованием ИТ.
«Эмблема нашей школы»
Создание эмблемы школы (групповая работа). Защита работы.
«Календарь знаменательных дат»
Постановка целей. Составление плана действий. Сбор информации о традиционных праздниках школы. Оформление справочника «Традиции школы». Праздник «Прощание с начальной школой».
Акция «Творим добро своими руками»
День учителя. Поздравление учителей. Изготовление сувениров.
«Встреча трех поколений» Архивно-поисковая работа
Юбилей школы. Выпускники школы. Поисковая работа. Оформление работы (презентация).
«Сам себе писатель»Защита работы.
Работа над проектом в течение
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
1. Компьютер
2. Мультипроектор
3. Интерактивная доска
4. Мультимедийное приложение «Открытый урок» «Первое сентября»2007/2008г; 2008/2009г. и 2010/2011г.
5. Интернет ресурсы http//ja-grazhdanin.ulgov.ru/ja grazhdanin/
6. Электронная энциклопедия История Государства Российского 1,2,3,4
Литература для обучающихся
- Архарова Л.И, Гребекина Л.К., Демидова С.Б., «Сценарии праздников, классных часов, игр, развлечений для начальной школы.» М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. - 160
- Бесова М.А. «Шутки, игры, песни, соберут нас вместе. Сценарии праздников в начальной школе» Ярославль: Академия развития: Академия, К 2000. – 240с. (Серия «Вместе учимся, играем»)
- . Гальцова Е.А. «Изучаем свои права. 1- 4 классы: внеклассные мероприятия в картинках, театрализация, инсценировках» Волгоград: Учитель 2007. – 127с.
Литература для учителя
- Будкова Л.А., Чистяков Ю.А. «Учимся жить в гражданском обществе/» Правовые основы организации ученического самоуправления в общеобразовальных учреждениях Томской области Томск РЦРО, 2007. –90
- Будкова Л.А., Чистяков Ю.А. «Учимся жить в гражданском обществе».Выпуск 2. Томск : РЦРО, 2008. – 72с.
- Жиренко О.Е., Лапина В.В., Киселева Т.В. «Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию 1- 4 классы.» -М : ВАКО, 2007. – 208 с. (Педагогика. Психология. Управление).
- Дереклеева Н.И. «Справочник классного руководителя. Начальные классы.» М.: ВАКО,2003. – 240с. (Педагогика. Психология. Управление).
- Лыжина Н.П. «Современные модели развития гражданского общества» Томск: ОГУ РЦРО 2008. 64с.
- Пахомов В.П. «Молодёжь обустраивает Россию. Материалы I Всероссийской акции «Я – гражданин России» Москва – Самара: Издательство «НТЦ»,2002. – 120с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа внеурочной деятельности "Я гражданин России" 1-4 классы
рабочая программа по курсу "Я гражданин России"...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - гражданин России"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - гражданин России" для начальных классов...
Рабочая программа внеурочной деятельности " Я - гражданин России"
Рабочая программ внеурочной деятельности " Я - гражданин России"...
рабочая программа внеурочной деятельности "Воспитание гражданина"
рабочая программа внеурочной деятельности...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - гражданин России"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - гражданин России"...
Рабочая программа внеурочной деятельности Я - ГРАЖДАНИН РОССИИ
В Концепции сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настояще...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - гражданин России"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - гражданин России" для 4 класса на 2016-2017 учебный год....