«АЗБУКА ЭТИКЕТА» Рабочая программа для учащихся 1-4 классов
рабочая программа на тему
· развивать духовное единство между детьми и учителем, устанавливать взаимное доверие;
· предоставить возможности ребёнку проявить себя и своё отношение к окружающему миру;
· научить детей всматриваться в мир, в людей, которые рядом, учить строить с ними отношения;
· прививать детям стремление к постоянному познаванию, убеждать, что каждый может объявить войну своему невежеству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_azbuuka_etiketa.docx | 78.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №17»
«АЗБУКА ЭТИКЕТА»
Рабочая программа для учащихся 1-4 классов
Составитель: Амосова М.Ю. учитель начальных классов | |
Программа утверждена на педагогическом совете Протокол № ______ от «____»________________2016г. | Программа обсуждена на заседании методического объединения Протокол №_______ от «____»________________2016г. |
Директор МБОУ «Лицей №17» _______________В. А Лебедева | Руководитель методического объединения_________________ |
Березовский ГО
2016г
Пояснительная записка
Кризис человечности, захвативший все слои населения, является следствием, за которым стоит причина – дефицит духовности общества и человека. Поэтому важнейшим объектом познания в школе должен быть человек, его мировосприятие, отношение к самому себе, окружающим людям, к природе.
Приоритетной целью российской системы образования является развитие учащихся: личностное, познавательное, общекультурное и духовно-нравственное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
В соответствии с требованиями Стандарта, Концепция и Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся являются ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования.
По словам академика Д.С.Лихачёва «мы не выживем физически, если погибнем духовно». Процессы развития нашего общества, которые ориентированы на рыночную экономику, привели не только к отчуждению между людьми, но и к потере жизненных ориентиров. Под угрозой оказались нравственные ориентиры жизни, моральная культура. Кризис общества вызвал кризис человека. А это, прежде всего потеря внутренних духовных ценностей человеческой жизни. Однако воспитание Человека в человеке возможно только в том случае, если осознана необходимость этого и возникает стремление собственное несовершенство преобразить в нечто более совершенное. Следовательно, исцеление общества необходимо начинать с «исцеления» самого человека.
Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению найти своё место в ней.
Программа духовно-нравственного развития образовательного учреждения содержит теоретические положения по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника, определяемого как уклад школьной жизни интегрированного в урочную (окружающий мир, литературное чтение, русский язык), внеурочную, внешкольную, семейную деятельность учащихся.
Современное политическое, социальное и экономическое развитие указывает перспективную созидательную цель – общечеловеческое нравственное совершенствование. Сегодня требуется новый тип образованности личности. Она должна быть не столько много знающей, сколько легко ориентирующейся в сложных проблемах современности, высоконравственной, ответственной за себя, своих близких, культуру, природу, страну. Для будущего гражданина России необходимо знать курс этической грамматики. Являясь неотъемлемой частью духовной культуры, она способствует нравственному совершенствованию человека. Поэтому так необходимы уроки, посвящённые этическому воспитанию личности человека и способные сохранить и развить в ребёнке стремление к духовным ценностям человеческой жизни, которые могут сохранить душу его от разъедающего практицизма окружающей среды.
Актуальность и социальная значимость данного факультатива состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Факультатив предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей, классных воспитателей.
Практическая значимость данного состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и учащихся, а нормы нравственного поведения «выращиваются» с 1 класса.
Программа «Азбука этикета» является неотъемлемой и необходимой частью целостного образовательного процесса, так как соответствует стратегической цели: «Создание условий для достижения нового качества образования, всестороннего развития личности учащихся».
Цель настоящей программы:
освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.
Задачи:
- развивать духовное единство между детьми и учителем, устанавливать взаимное доверие;
- предоставить возможности ребёнку проявить себя и своё отношение к окружающему миру;
- научить детей всматриваться в мир, в людей, которые рядом, учить строить с ними отношения;
- прививать детям стремление к постоянному познаванию, убеждать, что каждый может объявить войну своему невежеству.
Планируемые результаты освоения учащимися
программы внеурочной деятельности
В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов:
Первый уровень результатов – учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.
Для достижения данного уровня результатов необходимо:
сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.
Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Для достижения данного уровня результатов необходимо:
- Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть дружественной просоциальной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.
- Учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.
Для его достижения необходимо:
- сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
- на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным.
В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:
- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов. Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов. К четвертому классу у младшего школьника появляется реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов. Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.
В результате прохождения программного материала к концу 1 класса учащиеся должны знать:
1. Отличие понятий «этика» и «этикет».
2. Правила вежливости и красивых манер.
3. Заповеди и соответствующие притчи.
Уметь:
1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.
2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.
3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.
4. Быть доброжелательными.
5. Соблюдать заповеди.
6. Сострадать животным, не обижать их.
7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.
8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.
9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.
В результате прохождения программного материала к концу 2 класса учащиеся должны знать:
1. Требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями.
2. Заповеди и правила этикета.
3. О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии, отражённом в сказках («Преданный друг» О. Уайльда, «Мешок яблок» В. Сутеева, «Девочка, наступившая на хлеб» Г. X. Андерсена).
4. Афоризмы.
Уметь:
1. Исполнять заповеди.
2. Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.
3. Выполнять общение.
4. Написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать подарки.
5. Исполнять ментальную зарядку как один из способов самоконтроля в самовоспитании.
В результате прохождения программного материала к концу 3 класса учащиеся должны знать:
1. Ранее изученные заповеди и афоризмы.
2. Каким должен быть воспитанный человек.
3. Требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону.
4. Краткое содержание прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждении своих нравственных убеждений.
5. Пословицы о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности.
6. Правила вежливого отказа, несогласия. Как обращаться к разным людям.
Уметь:
1. Соблюдать правила вежливости и красивых манер.
2. На практике применять методы самовоспитания и самоконтроля.
3. Уметь разговаривать по телефону, соблюдая правила этикета.
4. Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.
5. Проявлять тактичность и доброжелательность в общении.
6. Быть сострадательными к чужому горю.
7. Не обижать животных и птиц.
8. Различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и
взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
9. Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.
В результате прохождения программного материала к концу 4 класса учащиеся должны
знать:
1. Правила этики и культуры речи.
2. Требования к манерам, чем отличается корректное поведение от галантного.
3. Об источниках наших нравственных знаний.
4. О совести как основе нравственности.
5. Заветы предков. «Поучение» В.Мономаха.
6. Стихотворения о родине (на выбор).
7. Афоризмы.
8. О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствие своих поступков.
Уметь:
1. Различать хорошие и плохие поступки.
2. Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках.
3. Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.
4. Исполнять заповеди.
5. Давать правильную оценку поступков литературных героев и сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
Метапредметные универсальные учебные действия
У учащихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
Личностные универсальные учебные действия:
У учащихся будут сформированы:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Учащиеся получат возможность для формирования:
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Учащиеся научатся:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
Познавательные универсальные учебные действия:
Учащиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием
учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Учащиеся научатся:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и
взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Сроки реализации программы :
4 года (135 часов – 1 час в неделю
33 часа - первый год обучении
34 часа - второй год обучения
34 часа – третий год обучения
34 часа – четвертый год обучения
Возраст детей, участвующих в реализации программы :6-10 лет
Формы организации детского коллектива: работа с классом и в малых группах.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности.
Содержание учебного предмета
1 класс (33 часа)
Раздел 1: Правила поведения в школе (6ч)
Правила поведения в школе. Правила поведения в гардеробе. Правила поведения в столовой. Правила поведения в библиотеке. Правила поведения в школьном дворе.
Раздел 2: О добром отношении к людям (10ч)
Что такое «добро и зло». Добрые и не добрые дела. «Ежели вы вежливы». Ты и твои друзья. Общения со сверстниками в играх. Мой учитель. Думай о других: сочувствие, как его выразить? Помни о других – ты не один на свете. Я – среди людей.
Раздел 3: Как стать трудолюбивым (7ч)
«Ученье - Свет, а неученье тьма». Что помогает учиться лучше (старательность)? Как быть прилежным и старательным.. Наш труд в классе. Мои обязанности в классе. Мой труд каждый день дома. Делу время – потехе час.
Раздел 4: Правила опрятности и аккуратности (5ч)
Культура внешнего вида. Каждой вещи свое место. (береги свои и школьные вещи). Правила ухода за одеждой. Основные правила Мойдодыра . Как я выгляжу.
Раздел 5: Правила поведения на улице и дома (2ч)
Правила поведения в общественных местах. Как вести себя на улице и дома.
Раздел 6: Школьный этикет (3ч)
Основные понятия Этикета. Праздничный этикет . «Спасибо» и «пожалуйста». Обобщение изученного за год.
2 класс (34 часа)
Раздел 1: Культура общения (9ч)
Этикет (повторение). Устное и письменное приглашение на день рождения. Встреча и развлечение гостей. Встреча и развлечение гостей. Поведение в гостях. Как дарить подарки. Как разговаривать по телефону. Как обращаться к людям.
Раздел 2: Общечеловеческие нормы нравственности (4ч)
Твои поступки. Обязанности ученика в школе и дома. «Правила поведения, отраженные в народных сказках». Чем богат человек. Дал слово держи.
Раздел 3: Дружеские отношения (11ч)
«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». Преданный друг. О доброте и бессердечие.. Об уважительном отношении к старшим. О зависти и скромности. О доброте и жестокосердии. Если радость на всех одна. Мой класс - мои друзья. Самолюб никому не люб. Поиграем и подумаем. О дружбе мальчиков и девочек.
Раздел 4: Понять другого (10ч)
Золотые правила. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. О тактичном и бестактном поведении. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. В мире мудрых мыслей. О добром отношении к людям. Как вести споры. Навещаем больного. Утешение, подбадривание. От чего зависит настроение. Не стесняйтесь доброты своей. Обзор курса этики за год.
3 класс (34 часа)
Раздел 1: Культура общения (9ч)
Этикет разговора. Общение к разным людям. Вежливый отказ, несогласие. Этикетные
ситуации. Культура речи.. Разговор по телефону. Играем роль воспитанного человека. Формулы вежливости. Слово лечит, слово ранит.
Раздел 2: Самовоспитание (7ч)
Что значит быть вежливым? Мои достоинства и недостатки. Большое значение маленьких
радостей. О хороших и дурных привычках. Афоризмы о самовоспитании. Как быть тактичным. Как быть галантным.
Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (10ч)
Заповеди: как мы их исполняем. О сострадании и жестокосердии. Лгать нельзя, но если…?
Всегда ли богатство счастье? Спешите делать добро. Без труда не вытащишь и рыбку из
пруда. Умение слушать. Умение вежливо отказать. Цени доверие других. Об уступчивости.
Умение встать на место другого. Комплименты.
Раздел 4: Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя?(8ч)
В трудной ситуации, попытаемся разобраться. И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать. Думай хорошо – и мысли созревают в добрые поступки. Диалоги о хороших манерах, добре и зле. Правила хорошего тона, дурной тон. Традиции. Традиции разных народов. Чему научились на уроках этики.
4 класс (34 часа)
Раздел 1: Культура общения (9ч)
Традиции общения в русской семье «Домострой». Культура общения в современной семье.
О терпимости к ближним. «Моя семья: традиции и праздники». Этикетные ситуации.
Вежливый ли я дома? Приветствия и знакомства. Верность слову. Культура спора.
Раздел 2: Самовоспитание (7ч)
Познай самого себя. Самовоспитание. Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. Как я работаю над собой. Конец каждого дела
обдумай перед началом. «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри». Осваиваем правило «так нельзя».
Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (10ч)
Об источниках наших нравственных знаний. Совесть – основа нравственности. Чем ты
сильнее, тем будь добрее. Досадно мне, что слово честь забыто. Заветы предков. Россияне о любви к Родине. Твоя малая родина. Мой первый друг, мой друг бесценный. Приветливость – золотой ключик, открывающий сердце людей. Герои нашей Родины.
Раздел 4: Искусство и нравственность (8ч)
Нравственное содержание древних мифов. За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. Положительные герои в былинах и сказках. Отрицательные герои в литературных произведениях. Зло, как и добро, имеет своих героев. Искусство и
нравственность. «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» культура внешнего вида. Обзор курса этикета.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных
занятий, основных видов учебной деятельности.
1 класс
Содержание предмета | Основные виды внеурочной деятельности учащихся | Формы организации учебных занятий |
Правила поведения в школе (6ч) | - приводить примеры взаимосвязей между человеком и природой; - оценивать свои поступки и рассказывать о них; - участвовать в конкурсе рисунков на тему «Я и моя школа» - работать в паре: анализировать, обсуждать свои поступки, делать свои выводы, осуществлять самопроверку. | занятие-путешествие, экскурсия, практическая работа, конференция, занятие- исследование, литературная гостиная. конкурс рисунков. |
О добром отношении к людям (10ч) | - работать в паре: моделировать изучаемые взаимосвязи; выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей; - читать и обсуждать стихотворение Б. Заходера «Про всех на свете», делать вывод о необходимости бережного отношения к природе и сохранения природных связей. | комбинированный урок; урок изучения нового материала; урок-практикум; урок-контроля. |
Как стать трудолюбивым (7ч) | -работать в группе: выполнять задания, формулировать выводы, осуществлять самопроверку; -работать в паре: устанавливать причинно-следственные связи (на основе информации учебника), осуществлять самопроверку; | комбинированный урок; урок изучения нового материала; урок контроля; урок обобщающего повторения; тренировочный урок; итоговый урок. урок- практикум; проблемный урок. |
Правила опрятности и аккуратности (5ч) | -культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке. -правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия. -уметь оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. -оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации. Оценивать внешний вид человека. -показать, что внешний вид зависит от отношения человека к себе и его характера. -внешний вид человека формирует к нему отношение окружающих. | комбинированный урок; урок изучения нового материала; урок контроля; урок обобщающего повторения; тренировочный урок; итоговый урок. урок-практикум; проблемный урок; |
Правила поведения на улице и дома (2ч) | -сравнивать с помощью фотографий и по личным наблюдениям город и село; - работать в паре: находить изображения города и села, обозначать их цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию; рассказывать о своем городе по плану; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке; Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице). Бережное отношение к окружающим людям нашего города | Практическое занятие. Формулирование правил поведения на улице, в транспорте. Выход на улицу. Экскурсия |
Школьный этикет (3ч) | Использовать в речи слова вежливости. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме. Использовать доброжелательный тон в общении. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. | Ролевая игра «Правила этикета на празднике». конференция, занятие- исследование, литературная гостиная |
2 класс
Содержание предмета | Основные виды внеурочной деятельности учащихся | Формы организации учебных занятий |
Культура общения (9ч) | Участвовать в обсуждении вопросов, отвечать на вопросы викторины, решать весёлые задачи, отвечать на вопросы, пользоваться правилами выразительной речи. Устное и письменное приглашение на день рождения. Встреча и развлечение гостей. Поведение в гостях. Как дарить подарки Содержание понятий «вежливость», «этикет». Зачем нужны людям правила вежливости. | Игры «Волшебные цепочки», «Слово рассыпалось»; ребусы, кроссворды; загадки. Игра - конкурс КВН «Да здравствует вежливость!» Инсценировка скороговорок. Разучивание тараторок. Игротека «Мы говорим» |
Общечеловечес-кие нормы нравственности (4ч) | Активно играть, расшифровывать выражения, рисовать и иллюстрировать. Объяснять пословицы. пользоваться правилами выразительной речи, участвовать в диалоге. Заповеди. Дал слово держи. Дать понятие о морали, этике, этикете. Понятия «я», «мы», «они». Общее и отличительное в этих понятиях. | Познавательные беседы, интеллектуальные клубы, исследовательская практика учащихся. |
Дружеские отношения (11ч) | Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации) | Составление словаря «Добрые качества». Сценка «Приветливые люди». Игра «Скромные звери». Рисунок «Сад добрых дел» |
Понять другого (10ч) | Понятия «традиции», «праздники». Семейные Праздники Классифицировать, рассуждать, анализировать, учиться работать с реальными объектами как с источниками информации. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. О тактичном и бестактном поведении. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. В мире мудрых мыслей. Обзор курса этики за год. | интеллектуальные игры, конференции, олимпиады, интеллектуальные марафоны, предметные недели. |
3 класс
Содержание предмета | Основные виды внеурочной деятельности учащихся | Формы организации учебных занятий |
Культура общения (9ч) | Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное игровая деятельность; познавательная деятельность; Выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания. Этикет разговора. Обращение к разным людям. Вежливый отказ, несогласие. Этикетные ситуации. Афоризмы. Разговор по телефону. Играем роль воспитанного человека. | беседы, рисование, коллективное чтение и обсуждение литературных произведений, просмотр видеофильмов. |
Самовоспита-ние (7ч) | учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием. Контролировать свою деятельность проблемно-ценностное общение; досугово-развлекательная деятельность, художественное творчество. | экскурсии, подвижные игры, мини-соревнования в помещении и на природе, спектакли, просмотр слайдов, презентаций чтение стихотворений; беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов; |
Общечеловечес- кие нормы нравственности (10ч) | Обсудить понятие «настоящий друг». Чтение произведений о дружбе. Пути выхода из конфликтных ситуаций. Понятия «вежливость», «тактичность», «деликатность». Как я слушаю музыку. Правила поведения в музее, театре, на концерте. | разбор житейских ситуаций; проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров; проведение игр (дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.); постановка праздничных концертов, конкурсов, викторин; организация вечеров с родителями. экскурсии |
Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя? (8ч) | Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритма решения проблемы. Анализировать правила игры. | разбор житейских ситуаций,проведение викторин |
4 класс
Содержание предмета | Основные виды внеурочной деятельности учащихся | Формы организации учебных занятий |
Культура общения (9ч) | Обсуждать предложенные ситуации. Формулировать правила поведения на уроке, в столовой, на перемене. Перечислять правила и обязанности школьника. Называть вежливые слова и употреблять их в речи. Вести диалог. Выслушивать точки зрения товарищей. Работать с картой. Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене). | Ролевые игры. Проекты «Вежливые слова», «Моя Родина». Проблемные беседы. Игры. Просмотр фильмов, презентаций. |
Самовоспитание (7ч) | Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме. Использовать доброжелательный тон в общении. Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты | Ролевые игры. Проекты. Проблемные беседы. Игры. Просмотр фильмов, презентаций. |
Общечеловеческие нормы нравственности (10ч) | Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме. Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации. Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Описывать сюжетную картинку (серию). | Ролевые игры. Проекты. Проблемные беседы. Игры. Просмотр фильмов, Презентаций. |
Искусство и нравственность (8ч) | Использовать в речи слова вежливости. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме. Использовать доброжелательный тон в общении. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. | Ролевые игры. Проекты. Проблемные беседы. Игры. Просмотр фильмов, презентаций. |
Календарно - тематическое планирование:
1 класс- 33 часа
№ п/п | Тема урока | дата |
1 | Правила поведения в школе. | |
2 | Правила поведения в школе. | |
3 | Правила поведения в гардеробе. | |
4 | Правила поведения в столовой. | |
5 | Правила поведения в библиотеке. | |
6 | Правила поведения в школьном дворе. | |
7 | Что такое «добро и зло». | |
8 | Добрые и не добрые дела. | |
9 | «Ежели вы вежливы». | |
10 | «Ежели вы вежливы». | |
11 | Ты и твои друзья. | |
12 | Общения со сверстниками в играх. | |
13 | Мой учитель. | |
14 | Думай о других: сочувствие, как его выразить? | |
15 | Помни о других – ты не один на свете. | |
16 | Я – среди людей. | |
17 | «Ученье - Свет, а неученье тьма». | |
18 | Что помогает учиться лучше (старательность)? | |
19 | Как быть прилежным и старательным.. | |
20 | Наш труд в классе. | |
21 | Мои обязанности в классе. | |
22 | Мой труд каждый день дома | |
23 | Делу время – потехе час. | |
24 | Культура внешнего вида. | |
25 | Каждой вещи свое место. (береги свои и школьные вещи). | |
26 | Правила ухода за одеждой. | |
27 | Основные правила Мойдодыра . | |
28 | Как я выгляжу. | |
29 | Правила поведения в общественных местах. | |
30 | Как вести себя на улице и дома. | |
31 | Основные понятия Этикета. | |
32 | Праздничный этикет . | |
33 | «Спасибо» и «пожалуйста». Обобщение изученного за год. |
2 класс
№ п/п | Тема урока | дата |
1 | Этикет (повторение). | |
2 | Устное и письменное приглашение на день рождения. | |
3 | Устное и письменное приглашение на день рождения | |
4 | Встреча и развлечение гостей. | |
5 | Встреча и развлечение гостей. | |
6 | Поведение в гостях. | |
7 | Как дарить подарки | |
8 | Как разговаривать по телефону | |
9 | Как обращаться к людям. | |
10 | Твои поступки. | |
11 | Обязанности ученика в школе и дома. | |
12 | «Правила поведения, отраженные в народных сказках». | |
13 | Чем богат человек. Дал слово держи. | |
14 | Мой класс - мои друзья. | |
15 | «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». | |
16 | Преданный друг. | |
17 | О доброте и бессердечие.. | |
18 | Об уважительном отношении к старшим. | |
19 | О зависти и скромности. | |
20 | О доброте и жестокосердии. | |
21 | Если радость на всех одна. | |
22 | О дружбе мальчиков и девочек | |
23 | Самолюб никому не люб. | |
24 | Поиграем и подумаем. | |
25 | Золотые правила. | |
26 | Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. | |
27 | О тактичном и бестактном поведении. | |
28 | Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. | |
29 | В мире мудрых мыслей. | |
30 | О добром отношении к людям. | |
31 | Как вести споры. | |
32 | Навещаем больного. Утешение, подбадривание | |
33 | От чего зависит настроение | |
34 | Не стесняйтесь доброты своей. Обзор курса этики за год. | |
. |
3класс
№ п/п | Тема урока | дата |
1 | Этикет разговора. | |
2 | Общение к разным людям. | |
3 | Вежливый отказ, несогласие. | |
4 | Этикетные ситуации. | |
5 | Культура речи. | |
6 | Разговор по телефону.. | |
7 | Играем роль воспитанного человека. | |
8 | Формулы вежливости. | |
9 | Слово лечит, слово ранит. | |
10 | Что значит быть вежливым. | |
11 | Мои достоинства и недостатки. | |
12 | Большое значение маленьких радостей. | |
13 | О хороших и дурных привычках | |
14 | Афоризмы о самовоспитании | |
15 | Как быть тактичным. | |
16 | Как быть галантным. | |
17 | О сострадании и жестокосердии. | |
18 | Лгать нельзя, но если…? | |
19 | Всегда ли богатство счастье? | |
20 | Спешите делать добро. | |
21 | Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. | |
22 | Умение слушать. Умение вежливо отказать. | |
23 | Цени доверие других. | |
24 | Об уступчивости. | |
25 | Умение встать на место другого. | |
26 | Комплименты. | |
27 | В трудной ситуации, попытаемся разобраться. | |
28 | И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать. | |
29 | Думай хорошо – и мысли созревают в добрые поступки. | |
30 | Диалоги о хороших манерах, добре и зле.. | |
31 | Правила хорошего тона, дурной тон | |
32 | Традиции. | |
33 | Традиции разных народов. | |
34 | Чему научились на уроках этики | |
. |
4 класс
№ п/п | Тема урока | дата |
1 | Традиции общения в русской семье «Домострой». | |
2 | Культура общения в современной семье. | |
3 | О терпимости к ближним. | |
4 | «Моя семья: традиции и праздники». | |
5 | Этикетные ситуации. | |
6 | Вежливый ли я дома? | |
7 | Приветствия и знакомства. | |
8 | Верность слову. | |
9 | Культура спора. | |
10 | Познай самого себя. | |
11 | Самовоспитание. | |
12 | Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. | |
13 | Как я работаю над собой. | |
14 | Конец каждого дела обдумай перед началом. | |
15 | «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри» | |
16 | Осваиваем правило «так нельзя». | |
17 | Об источниках наших нравственных знаний. | |
18 | Совесть – основа нравственности. | |
19 | Чем ты сильнее, тем будь добрее. | |
20 | Досадно мне, что слово честь забыто. | |
21 | Заветы предков. | |
22 | Россияне о любви к Родине. | |
23 | Твоя малая родина. | |
24 | Мой первый друг, мой друг бесценный. | |
25 | Приветливость – золотой ключик, открывающий сердце людей | |
26 | Герои нашей Родины. | |
27 | Нравственное содержание древних мифов. | |
28 | За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. | |
29 | Положительные герои в былинах и сказках. о нём?» | |
30 | Отрицательные герои в литературных произведениях. Зло, как и добро, имеет своих героев. | |
31 | Искусство и нравственность. | |
32 | «Вот человек. Что скажешь ты о нем?» | |
33 | Культура внешнего вида. | |
34 | Обзор курса этикета. | |
Список литературы
Для учителя:
- Белопольская Н.А. и другие. “Азбука настроения: Развивающая эмоционально-коммуникативная игра”.
- Богданова О.С Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва, «Просвещение», 1982г.
- Богусловская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998.
- Буйлова Л.Н. “Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей”. М.: ЦРСДОД, 2000.
- Горбунова Н.А. Классные часы. Волгоград, «Учитель АСТ», 2004г.
- Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М.: издательство «АРКТИ», 2005. – 62с.
- Костылёва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. – М.: Чистые пруды, 2006.
- Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. “Современный урок”. Часть 1. Научно-практ. пос. для учителей, методистов. Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2006
- Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. “Совсем не обычный урок”. Практ. пос. для учителей. Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2001.
- Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне - Уральское издательство, 1996.
- Максимова Т.Н. Классные часы 1 класс Москва «Вако», 2009г.
- Малкова Ю. “Умный читатель”. Серия “Через игру к совершенству”. М.: “Лист”, 1999.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: «Русский язык», 1986.
- Пахомова О.А. Добрые сказки. Этика для малышей. – М.: Книголюб, 2006. -88с.
- Пятак С.В. Расту культурным: для детей 4-5 лет: в 2 ч. – М.: Эксмо, 2010
- Русские народные сказки Афанасьева. – Л.: Лениздат, 1983.
- “Сказка как источник творчества детей”. Пособие для педагогов дошкольного учреждения. М.: Гуманит. изд. ВЛАДОС, 2001.
- Симановский А.Э. “Развитие творческого мышления детей”. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Гринго,1996.
- Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва, «Школьная Пресса», 2002г.
- Сухомлинский В.А. Хрестоматика по этике. – М.: Педагогика, 1990.
- Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах. В помощь учителю. Часть1 – 2. - М.: Школа-Пресс, 1999.
- Шорыгина Т.А. Беседы об этике с детьми 5 – 8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
- Энциклопедия этикета. – СПб.:Мим-Экспресс, 1996.
- Этикет от А до Я для взрослых и детей. М., Издательство “АСТ”, 1998.
- Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: “Астрель”, “Олимп”, “АСТ”, 2000.
Для обучающихся:
- Андреев Ф. В. Золотая книга этикета. Москва «Вече» 2004г.
- Барто А.Л. В театре.
- Волков А. М. Волшебник Изумрудного города/ Худож. М. Светланов. – Т.: Укитувчи. 1989.
- Линдгрен А. Малыш и Карлсон: Пер. со шведск. Л.З. Лунгиной/Вступ. ст. Л.З.Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. – М.: Правда,1985.
- Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне-Уральское издательство, 1996.
- Маршак С.Я. Вот какой рассеянный.
- Маяковский В.В. Что такое хорошо и что такое плохо.
- Милн А.А. Винни-Пух и все-все-все: Пер. со шведск. Л.З. Лунгиной/Вступ. ст. Л.З.Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. – М.: Правда,1985.
- Некрасов А. С. Приключения капитана Врунгеля: Повесть. Рассказы: Для сред. шк. возраста/Худож. А. Момуналиев. – Ф.: Адабият, 1990.Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: “Астрель”, “Олимп”, “АСТ”, 2000.
- Осеева В.А. Волшебное слово
- Пятак С.В. Расту культурным: для детей 4-5 лет: в 2 ч. – М.: Эксмо, 2010
- Русская народная сказка. Лиса и Журавль
- Сорокина Г.И., Сафонова И.В. и др. «Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках». Москва «Просвещение» 2000.
- Титкова Т.В. Как принимать гостей. – Издательская группа АСТ., 2004.Ягодинский В.Н. Как себя вести (практический курс культурного поведения). Москва. 1991.
- Толстой Л.Н. Волк и собака.
- Чуковский К. И. Федорино горе.
- Чуковский К.И. Мойдодыр.
- Чуковский К.И. Телефон.
- Чуковский К.И. Краденое солнце.
- Шалаева Г.П. Как себя вести? – Издательская группа АСТ., 2010.
- Шалаева Г.П. Как вести себя в гостях. – Издательская группа АСТ., 2010.
- Шалаева Г.П. Как вести себя дома. – Издательская группа АСТ., 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса "Этикет поведения и общения"
Цель настоящей программы: освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, самим себе....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2-4 КЛАССОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Рабочая программа по физической культуре составлена на основе нормативных документов:- Закона Российской Федерации «Об образовании», ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» ...
Живопись - Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства
Образовательная программа по предмету «Живопись» является частью комплексной образовательной программы отделения изобразительного искусства ДШИ с семилетним сроком обучения, имеет художественно–...
этикет-рабочая программа
внеурочная деятельность нравственное воспитание...
Коррекционно-развивающая программа для учащихся 1-4 классов "Азбука общения"
Предлагаемая программа занятий в начальной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, т.к. способствует развитию интереса ребёнка к познанию собс...