«Занковский урок» Каков он в условиях введения ФГОС?
материал на тему
Предварительный просмотр:
«Занковский урок» Каков он в условиях введения ФГОС?
Одним из основополагающих принципов ФГОС второго поколения является реализация личностного потенциала ученика, вооружение способами действий, позволяющих продуктивно учиться, реализовывать свои образовательные потребности.
Развитие личности в системе общего образования обеспечивает прежде всего формирование универсальных учебных действий. Одной из функций УУД является обеспечение возможности учащихся самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
Чтобы сформировать новые качества у детей, необходимо организовать работу на уроке по-новому. «Занковский урок» всегда отличался от традиционного. Каким же ему быть сегодня, в условия введения ФГОС второго поколения?
В основу ФГОС положен системно-деятельностный метод в образовании, главным условием которого является организация самостоятельного, инициативного действия учащихся в образовательном процессе.
Развивающая система образования Л.В.Занкова характеризуется тем, что в центре педагогической системы находится ученик с его социально - психологическим и образовательным потенциалом, то есть ученик рассматривается как субъект не только обучения, но и познания. Становление субъектной позиции каждого ученика позволяет преобразовывать знания и умения обучающегося в «инструмент» его развития. Ребёнок в этом процессе выступает как личность, как активное, творческое начало. Значит, учение – это процесс деятельности самого ученика, направленный на становление его сознания и личности в целом. В педагогической литературе это называют деятельностным методом в обучении.
Цель и назначение такого обучения – преодолеть элементы механического запоминания и усвоения знаний, активизировать мыслительную деятельность учащихся и ознакомить с методами научного исследования. Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиски выхода из состояния затруднения, которое испытывает ученик в момент столкновения с чем-то новым, что вызывает вопрос, служит проблемная ситуация. Средством создания любой проблемной ситуации являются учебные проблемы (проблемная задача, задание, вопрос). Движущей силой любого процесса, в том числе и учебного, является столкновение и разрешение противоречий, а каждая учебная задача это и подразумевает. Именно противоречие между познавательными и практическими задачами, которые выдвигаются самим ходом обучения, и личным опытом, уровнем знаний, умений, навыков учащегося, уровнем его умственного развития служит движущей силой обучения. Нужно принять за аксиому, что решить создавшееся противоречие может только сам ученик, потому что именно в этот момент происходит активизация его мыслительной деятельности, он получает импульс в развитии.
Понимая необходимость деятельностного метода, предлагается новая технология ведения урока. Рассмотрим подробнее структуру урока открытия нового знания, она значительно отличается от структуры традиционного урока ознакомления с новым учебным материалом.
№ п/п | Структурная часть урока | Комментарий |
1 | Организационный момент. | Обучение начинается с первой секунды. Обязателен положительный настрой на определённый вид деятельности. |
2 | Актуализация знаний. | Повторение только того материала, который необходим для изучения нового. |
3 | Постановка проблемы. | Создать проблемную ситуацию можно следующими способами: - столкнуть противоречивые факты; - дать практически невыполнимое задание; - дать практическое задание, несходное с предыдущим. |
4 | Решение проблемы. | 1. Поиск решения (выслушиваются все предложения учащихся); 2. Разрешение проблемы; 3. Открытие нового знания; 4. Фиксация алгоритма действий. Важно умело сочетать фронтальную работу с работой в группах и парах, ведь именно в процессе столкновения разных мнений рождается истина. Необходимо научить ребят правилам работы в группе. |
5 | Первичное закрепление. | Закрепление алгоритма действий через упражнения (с подробным комментированием каждого шага). |
6 | Самостоятельная работа с проверкой (5 мин.) | Для исключения стресса на уроке , для предотвращения ошибок предлагается проверка по эталону (образцу). |
7 | Повторение (5 мин.) | |
8 | Подведение итогов. | Лучше всего по схеме: 1. Я знаю …. 2.Я узнал…. 3.Я хочу узнать… |
9 | Оценивание. | Учитель диагностирует работу ученика на протяжении всего урока и ставит одну комплексную оценку. |
10 | Рефлексия. | Обязательный момент урока. |
Заметьте, что в данной структуре урока нет чётко установленного места объявлению новой темы урока. Обычно её формулировку предлагают выводить самим детям после постановки проблемы. А вот, например, при изучении темы «Переместительное свойство сложения» это уместно сделать в конце урока, иначе учащимся нечего будет открывать.
Важно помнить, что каждый ученик неповторим. Он двигается в освоении нового в своём темпе, учится ставить перед собой цель, достигать её, самостоятельно осваивая знания, оценивая свою деятельность. Но любая деятельность сама по себе социальна, она происходит либо в обществе, либо для общества, то есть деятельность коллективна по своей сути. Поэтому традиционная модель взаимодействия «учитель-ученик» меняется на модель «обучение в группе».
При новом построении урока существенно меняются функции педагога. Учитель теперь выступает грамотным организатором учебного процесса, а не транслятором готовых знаний, становится «указателем» на дороге, ведущей к знаниям. И он должен:
-помогать ученикам получать новую информацию;
-исправлять неправильную информацию, оказывать академическую помощь, когда это необходимо;
-организовывать процесс групповой работы;
-демонстрировать партнерский стиль взаимоотношений;
-обеспечивать обратную связь, создавать и поддерживать положительный психологический климат в группе;
- способствовать успешному профессиональному самоопределению.
Т.е. решать проблемы социализации, хорошо понимая, что «Урок- это маленькая жизнь».
Таким образом, именно деятельностный метод является основой современного «Занковского урока» в свете стандартов второго поколения.
Литература:
1. Начальная школа. – 2009/ - №9. Реализация Федерального образовательного стандарта второго поколения.
2.Социальная сеть работников образования nsportal. Ru
3. Интернет-портал «Занков.ru»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занковский урок. Какой он?
Статья полезна для начинающего педагога, и для родителей, дети которых будут обучаться по данной програме....
Занковский урок. Какой он?
Размышления об отличиях занковского урока от традиционного...
урок чтения в 3 классе Введение в раздел. Какая разная осень школа 2100… (Стихотворения А.С. Пушкина, К.Д. Бальмонта, Ф.И. Тютчева)
Данный урок знакомит учащихся с классиками русской литературы....
Роль и место физической культуры в реабилитации и социальной интеграции детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Требования к урокам физической культуры в условиях введения ФГОС НОО
Роль и место физической культуры в реабилитации и социальной интеграции детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Требования к урокам физической культуры в условиях введения ФГОС НОО...
Использование коммуникативных технологий на уроках иностранного языка в условиях введения ФГОС нового поколения
Изучение иностранного языка в раннем школьном возрасте благотворно влияет на общее психологическое развитие ребенка, его речевые способности, на расширение общего кругозора. Согласно Программе обучени...
Мастер - класс "Диссеминация педагогического опыта в условиях введения и реализации ФГОС НОО и ООО: современные подходы к преподаванию в условиях введения и реализации ФГОС НОО и ООО"
Умение транслировать свой профессиональный опыт является обязательным для современного работника любой сферы деятельности. Для учителя - это не только обязательное качество, свидетельствующее о его пр...
Приказ о подготовке и проведении педагогического совета по теме «Введение ФГОС ООО. Системно – деятельностный подход в условиях введения ФГОС нового поколения»
Выступление по теме: «Формирование УУД в условиях ФГОС второго поколения»...