Статья на тему "ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ"
статья на тему

Голованова Светлана Анатольевна

СТАТЬЯ .ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_golovanova_s.a_._sagdieva_a.r.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Голованова С.А.

          Учитель МБОУ «Школа №57» Кировского района г. Казани

Сагдиева А.Р.

          Учитель МБОУ «Школа №57» Кировского района г. Казани

«Ребёнок будет тянуться к урокам, если он найдёт в них условия для более интересного и стремительного движения в своей жизни»

Ш. А. Амонашвили

          Одним из показателей профессиональной готовности учителя начальных классов к успешному функционированию в современных образовательных условиях является его информационная компетентность. Информационная компетентность учителя понимается как особый тип организации предметно – специальных знаний, позволяющих принимать эффективные решения в профессионально – педагогической деятельности, и указывает на уровень овладения и использования информационных и Интернет – технологий в   образовательном процессе.  

           Задачи, связанные с проблемой формирования информационной компетентности учителя разделены на три группы:

-выражающие интересы общества;

- отражающие функции и содержание профессионально – педагогической деятельности учителя;

- выражающие индивидуальные профессиональные потребности и интересы учителя.

         Термин «информационная компетентность» относится к ключевым терминам Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования и определяется, как способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать, и передавать необходимую информацию.

         Современный урок невозможен без использования информационно – коммуникативных технологий. Они помогают сделать учебную информацию более интересной за счёт привлечения зрительных образов, повышают качество обучения и желание учиться.

        Уроки с использованием презентационного материала имеют высокую плотность, интенсивность смены видов деятельности, они приобретают новую окраску, проходят эмоционально, выразительно, в игровой форме, что в итоге способствует повышению качества усвоения учебного материала. Из–за увеличения умственной нагрузки на уроках нужно задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету и их активность на протяжении всего урока.

        Перед разработкой уроков каждый учитель должен:

- изучить методическую литературу;

- подобрать материал для уроков;

- оформить собранный материал в виде презентаций.

        Учителю необходимо найти такие способы, которые позволят сделать урок интересным и насыщенным, а главное, смогут вызвать интерес учеников к изучаемому предмету.

       Чтобы оптимизировать процесс зрительного восприятия и увеличить демонстрационный эффект урока важно использовать мультимедийный проектор. Презентации позволяют оживить учебный процесс и повышают мотивацию обучения. Учитель должен обладать необходимой подготовкой для дифференциации возможностей учащихся, мотивации, возрастных и психологических особенностей.

      Презентации – это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребёнка.

 Преимущества:

- облегчают показ фотографий, рисунков;

- используя анимацию и вставки видеофрагментов, возможна демонстрация динамических процессов;

- с помощью заголовков на слайде можно дать возможность следить за ходом изложения материала;

- раскрываются межпредметные связи;

- экономит время для другой деятельности на уроке.

       Мультимедийная презентация – это наглядность, быстрота, удобство, привлекательность для детей, поддержка эмоционального настроя, облегчающая восприятие и запоминание представленного материала, возможность акцентировать внимание на важных моментах урока. В классе во время проведения таких уроков создаётся обстановка общения, при которой ученики стремятся выразить мысли «своими словами», они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу. Дети, как самая любознательная и любопытная часть общества, буквально «закладывают» все новинки.

      Ещё К.Д.Ушинский писал: «Детская природа требует наглядности».

Презентация должна дополнять, иллюстрировать то, о чём идёт речь на уроке. Чтобы применение компьютера на уроке давало положительные результаты, необходима правильная организация работы учебного процесса в соответствии с установленными гигиеническими нормами для начальной школы. (СапПин 2.4.2.2821-1)

После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз.

Компьютер является стимулом для творчества детей. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться. Труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью презентаций, оправдывает себя во всех отношениях:

- повышает качество знаний;

- продвигает ребёнка в общем развитии;

- помогает преодолевать трудности;

- создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

    Фрагменты уроков, на которых используются мультимедийные презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип привлекательности. Дети активно высказывают своё мнение, рассуждают.

      Таким образом, мы имеем возможность формировать личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Литература

  1. Брежнев В.В. Содержание и структура информационной компетентности старшеклассника // Электронный журнал Курского государственного университета. URL: http://www.scientific-notes.ru/pdf/017-21.pdf
  2. Завьялов А.Н. Формирование информационной компетентности студентов в области компьютерных технологий (на примере среднего профессионального образования): автореферат дис. канд. пед. наук. Тюмень, 2005. - 29 с.
  3. Зайцева О.Б. Формирование информационной компетентности будущих учителей средствами инновационных технологий: дис. канд. пед. наук. Армавир, 2002 - 169 c.
  4. Семенов А.Л. Роль информационных технологий в общем среднем образовании. М., 2000. – С.32.
  1. Смолянинова О. Г. Развитие методической системы формирования информационной и коммуникативной компетентности будущего учителя на основе мультимедиа-технологий : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02. - СПб., 2002. - 504 с.
  2. Тришина С.В. Технология развития информационной компетентности старшеклассника: дис. канд. пед. наук. Оренбург, 2005. - 172 с.
  3. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал «Эйдос». - 2005. - 12 декабря. URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm
  4. Яфаева Р. Р., Богатырёва Ю. И. Формирование компетенций в области ИКТ в рамках ФГОС третьего поколения по направлению подготовки «Педагогическое образование» // Педагогическая информатика. - 2010. - №3. - С. 62-71.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Профессиональная компетентность учителя начальных классов".

В статье говорится о том, что профессиональная компетентность учителя начальной школы рассматривается как собирательное понятие, определяющее своеобразие личности учителя как педагога-воспитателя и де...

Профессиональная компетентность учителя начальных классов как условие обеспечения эффективности формирования базовых компетентностей обучающихся

Профессиональная компетентность учителя начальных классов как условие обеспечения эффективности формирования базовых компетентностей обучающихся...

Выступление на МО учителей начальных классов "Ключевые компетентности учителя начальных классов"

Ключевые компетентности педагогов начального образования в соответствии с ФГОС НОО. Виды компетентностей....

Инструкции по курсовой подготовке учителей начальных классов "ИКТ- компетентность учителя начальных классов"( модуль2)

Данные подробные инструкции составлены для учителей начальных классов, которые проходят курсовую подготовку по теме"ИКТ-компетентность учителя начальных классо" ( модуль2). Эти инструкции составлены о...

Конфликтологическая компетентность учителей начальных классов как компонент профессиональной компетентности в условиях реализации ФГОС НОО.

Конфликтологическая компетентность учителей начальных классов как компонент профессиональной компетентности в условиях реализации ФГОС НОО. Конфликтологическая компетентность педагогов общеобразоват...

Профессиональная компетентность учителя начальных классов, как условие обеспечения эффективности формирования базовых компетентностей обучающихся

Какими же качествами должен обладать современный учитель начальных классов, чтобы соответствовать запросам общества по воспитанию «свободной, высокоинтеллектуальной, адаптивной личности, обладаю...