Влияние успеха на развитие познавательных интересов учащихся.
статья на тему

"Есть успех - есть и желание учиться, особенно это важно на первом этапе обучения - в начальной школе, где ребенок не умеет преодолевать трудности, где неудача приносит настоящее горе …" В.А. Сухомлинский.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние успеха на развитие познавательных интересов учащихся.

Шилова Г.А.

Санкт - Петербург

            2017г.

Цель обучения и воспитания не только формировать знания, умения, навыки, но и помочь каждому ребенку сформироваться как личности, развить желание и стремление в преодолении жизненных трудностей, умение правильно оценивать свои поступки, результаты своего труда. Очень важно, чтобы у детей не зарождался комплекс неполноценности, чтобы каждый малыш обрел свое "я", что поможет ему впоследствии адекватно принять наш противоречивый мир и тех, кто будет рядом.
Цель рождает принципы. Их немного: 
- отказ от принуждения и подавления: к значительному результату через любовь и уважение, положительный эмоциональный фон жизни и учебы ребенка;
- у творческого учителя - творческий ученик;
- оптимальность и емкость учебного процесса: эффективное учение и успешное развитие ученика;
- всегда быть настроенной на восприятие психологического состояния ученика и вовремя прийти ему на помощь
- всегда уважать мнение ученика, создавая тем самым условия для его самоутверждения и самореализации;
- всегда вселять и поддерживать оптимистическое отношение к событиям;
- никогда не быть равнодушной к состоянию, поступкам и высказываниям детей;
- никогда не допускать ощущения превосходства учителя над школьником, одного ученика над другим;
- никогда не оставлять ученика в состоянии безысходности и беспомощности
Развитие личностных качеств и творческого потенциала  учеников помогает верить в правомерность этой скромной педагогической философии.
      "Каждый из нас - творец нескольких сотен судеб, в наших классах. Как в кузнице, куется счастье наших воспитанников" (Ш.А. Амонашвили).
Дети любят учиться, но необходимо добавить: хорошо учиться. Учение - это труд, а труд от слова "трудно". Успех в учении - единственный источник внутренних сил для преодоления трудностей.
Прочные знания - результат упорного, настойчивого труда. Как выработать привычку, стремление к преодолению возможных трудностей? Словом, как обеспечить успех в учебе, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению? Верно, писал В.А. Сухомлинский:

" Напрасный безрезультативный труд и для взрослого становится постылым, бессмысленным, а мы имеем дело с детьми". 
Успех - это внутренний комфорт, радостный настрой, когда дело спорится. Для школы это особенно важно. Ребенок, если его усилия не увенчаются успехом, начинает терять веру в себя. Постоянные неудачи отбивают охоту учиться. "Бороться за успех в учении - значит учить детей учиться, воспитывать организованность, самостоятельность, ответственность, дисциплину труда. Как важно интерес к школе, с которым малыш пришел в первый класс, разжечь в неугасимый огонь познания" (С.Н. Лысенкова. Жизнь моя - школа, или Право на творчество).
Если все дети справляются с поставленной перед ними задачей. Если работают с увлечением и удовольствием, помогая друг другу, если возвращаются домой радостными и ждут с нетерпением завтрашнего дня, желание учиться крепнет. А это один из результатов, показателей их успешности и учительского труда.
"Есть успех - есть и желание учиться, особенно это важно на первом этапе обучения - в начальной школе, где ребенок не умеет преодолевать трудности, где неудача приносит настоящее горе …" В.А. Сухомлинский.

Чтобы поддерживать учебную активность всех на уроке, нужно хорошо знать своих учеников, вовремя заметить усталость, переключить внимание, чтобы сохранить работоспособность.
Традиционные методы передачи детям готовых знаний приводят к появлению стереотипов мышления.
       "Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит ее находить", - говорил немецкий педагог XIX в. А. Дистервег. Возникает проблема: как организовать детей, чтобы умение превратилось для них в радостный процесс познания? Как развить у учащихся тягу к творчеству?

Благодатный детский возраст открыт и восприимчив к чудесам познания, к умению удивляться, богатству и красоте окружающего мира. Для осуществления развивающих целей обучения необходимо активизировать познавательную деятельность, создать ситуацию заинтересованности.

Целенаправленное, интенсивное развитие становится одной из центральных задач обучения, важнейшей проблемой его теории и практики. Развивающее обучение — это обучение, при котором учащиеся не только запоминают факты, усваивают правила и определения, но и обучаются рациональным приемам применения знаний на практике, переносу своих знаний и умений как в аналогичные, так и в измененные условия.

Оптимальным условием, обеспечивающим интенсивное развитие творческих способностей школьников, выступает планомерное, целенаправленное предъявление их в системе, отвечающей следующим требованиям:

—познавательные задачи должны строиться на междисциплинарной, интегративной основе и способствовать развитию психических свойств личности — памяти, внимания, мышления, воображения;

—задачи должны подбираться с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично-поисковым, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности, а затем и к собственно творческим, позволяющим рассматривать изучаемые явления с разных сторон;

- система познавательных задач должна вести к формированию беглости мышления, гибкости ума, любознательности, умению выдвигать и разрабатывать гипотезы.

В соответствии с особенностями и целями применения различного рода задач занятия включают в себя четыре последовательных этапа: 1) разминку, 2) развитие творческих механизмов, 3) выполнение развивающих частично-поисковых задач, 4) решение творческих задач.

Учитель должен сам компоновать задания в зависимости от возраста детей и уровня их подготовки.

Задания даются всему классу. При их выполнении оценивается только успех. Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Занятие идет в достаточно высоком темпе, дети отвечают с места, не поднимая рук. Такая работа создает дух соревновательности, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой.

Психологи подмечают, что «интерес — наиболее часто испытываемая положительная эмоция. Он является исключительно важным видом мотивации в развитии навыков, знаний, интеллекта. Интерес — это единственная мотивация, которая может поддерживать повседневную работу нормальным образом. Он необходим для творчества» (К.Э. Изард). Творческая деятельность формирует у ребенка состояние психологического комфорта, доминанту положительных эмоций: происходит, как указывают психологи, стойкое физиологическое возбуждение мозговых центров удовольствия.

Интерес и удовольствие, сопровождающие его, рождают ситуацию успеха, которая есть «главный нерв гуманизации обучения, воспитания» (А.С. Белкин). Ситуация успеха — это «совокупность педагогических условий, обеспечивающих самореализацию ребенка в каком-либо виде деятельности (учебе, общественной активности, труде, художественном творчестве, спорте). Все это в целом способствует формированию положительной и вместе с тем адекватной самооценки.

Многие резервы оптимизации взаимодействия в образовательном процессе скрыты в педагогической коммуникации, указывает В.Д. Ширшов. Одной из функций педагогической коммуникации он называет экспрессивность. Владение экспрессивностью как способностью быть выразительным, привлекательным позволяет учителю создать на уроке праздник для учеников, где каждому будет интересно, радостно, комфортно. Когда экспрессивный учитель заметит, что ученики устали и стали отвлекаться, он смело предлагает им: «А теперь вместе споем!» — и запевает что-нибудь веселое. Безусловно, в такой атмосфере каждый ребенок почувствует себя свободным, счастливым, нацеленным на успех.

     К сожалению, психолого-педагогические исследования говорят об ином: редко еще в педагогической практике учителям удается организовать процесс обучения таким образом, чтобы каждый ученик обучался, развивался в ситуации успеха. Так, А.М. Прихожан, исследуя причины тревожности детей в школе, отмечает, что чаще всего они кроются в неудовлетворенности учащихся своей успеваемостью. Педагогов это должно подтолкнуть к тому, чтобы в их ежедневной работе постоянно присутствовали поощрение интеллекта учащихся, поддержка и помощь, конструктивная критика, справедливое оценивание, т.е. то, что необходимо для развития самодостаточности каждого ребенка.

Известный американский психолог и педагог У. Глассер, проанализировав жизнь ребенка до школы и в течение первых лет обучения, утверждает, что основной бич школы - проблема неудачников. В дошкольном возрасте, пишет Глассер, ребенок чувствует себя достаточно приспособленным к окружающему миру: он имеет необходимые знания о нем и оптимистично и радостно смотрит на мир. «Ни один ребенок не приходит в школу с клеймом неудачника. Школа и только школа навешивает на ребенка этот ярлык». Оптимизм и светлые надежды рушатся по мере накопления неудач, неудовлетворения и ощущения беспомощности, появляющихся в школьной жизни. А неудачи ребенка в школе в большей степени связаны с тем, как хорошо он учится и насколько это сказывается на его социальном статусе.

В настоящее время большое количество детей младшего школьного возраста испытывают неустойчивые, дискомфортные состояния, затрудняющие выполнение школьных требований, испытывают трудности в общении с педагогами и сверстниками. Решение этой проблемы видится в достижении школьниками комфорта как состояния и качественной характеристики их деятельности.

С психологической точки зрения комфорт младшего школьника — психофизиологическое состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности ребенка в результате оптимального взаимодействия его с внутришкольной средой.

С педагогической точки зрения комфорт выступает как качественная характеристика: а) организации внутришкольной среды; б) образовательной деятельности школьника в результате реализации его способностей и возможностей, удовлетворения от учебной деятельности, согласованности в общении с педагогами и сверстниками.

Комфортная внутришкольная среда — внутреннее пространство школы, система ее условий, позволяющих сохранить психофизиологическое здоровье учащихся, способствующих их оптимальной включенности в образовательную деятельность, успешной самореализации.        

Во внутришкольной среде достижение комфорта как психофизиологического состояния способствует успешной адаптации ребенка к новым условиям жизнедеятельности, эмоциональной устойчивости, саморегуляции, активной и инициативной позиции, отсутствию тревожности, снижению утомляемости. Комфорт ребенка позволяет максимально сохранить его здоровье, способствует адекватному поведению и успешной деятельности, поддерживает положительный эмоциональный фон, формирует устойчивое переживание удовольствия от пребывания в школе.

Структурными составляющими комфорта являются психологический, интеллектуальный и физический комфорт, а их единство в процессе образовательной деятельности есть условие полноценного личностного роста школьника.

Психологический комфорт устанавливается через соответствие между психическими свойствами, состояниями школьника и организационно-коммуникативными условиями внутришкольной среды. Психологический комфорт указывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, которые младший школьник переживает, находясь в образовательном учреждении. Эти состояния могут быть связаны непосредственно с процессом обучения (интеллектуальным комфортом), с организацией предметного   окружения (физический комфорт), с общением, взаимодействием с другими субъектами среды. Положительные эмоции, характерные для психологического комфорта, — это своего рода движущая сила в поведении человека, в способах и моделях взаимодействия со средой и ее субъектами.

Источниками психологического комфорта выступают в первую очередь организационно-коммуникативные условия внутришкольной среды, т.е. организация межличностных взаимодействий субъектов. Для системы «учитель — ученик» — это отношения в процессе совместной деятельности, которые характеризуются положительным эмоциональным состоянием, доброжелательными обоюдными отношениями. В личностном смысле это выражается в эмпатическом принятии друг друга, активном слушании, доверии. Доверие выступает в качестве обязательного фонового условия при взаимопроникновении взаимодействующих людей в смыслы друг друга. Эмпатия, которую называют феноменом педагогического общения, подразумевает постоянное отражение чувств  другого человека во взаимодействии с ним. Учителю важно владеть навыками эмпатического слушания, цель которого — создание  у  учащихся ощущения того, что его чувства и переживания приняты, поняты и интересны педагогу.

От педагогического влияния зависит то, насколько ребенок будет эмоционально насыщен, насколько интересна и увлекательна будет для него жизнь в школе. Педагог «выступает как субъект конструирования мироустройства, миропорядка» (В.А. Ситаров)1.

Действия педагога по конструированию комфортной среды заключаются в обеспечении наиболее благоприятных условий для взаимодействия, в том, чтобы дать возможность ребенку проявиться в полной мере как личности. Конкретными способами могут выступать просьба вместо требования или приказа, убеждение вместо физического или агрессивного словесного воздействия, организация вместо жесткой дисциплины, компромисс вместо конфронтации и т.д. Педагоги-практики и

психологи подчеркивают, что в младшем школьном возрасте особое значение имеет тактильный контакт (Ш.А. Амонашвили, Ю. Гиштенрейтер и др.) Доброжелательное прикосновение — это знак эмоциональной безопасности. Когда позитивный контакт отсутствует, ученик просто перестает понимать, о чем говорит учитель.

Что касается непосредственных способов осуществления индивидуальной поддержки как помощи, то к ним можно отнести подбадривание, услугу, снятие напряженного состояния, защиту и т.д. Результат помощи всегда взаимоприятен: для ребенка — это выравнивание личности, сохранение психического здоровья; для педагога — удовлетворенность, видимый результат в лице счастливых и благодарных воспитанников.

Взаимодействие всех участников образовательного процесса внутри школы порождает особую педагогическую среду. Взаимодействие может быть построено как на основе принуждения, авторитаризма, так и на основе достижения взаимного доверия, понимания, комфортных состояний всех субъектов и любви.

До недавнего времени было принято считать, что любовь ребенок должен получать в семье, к школе это чувство не имеет никакого отношения. Учителя теряются от откровенных проявлений любви детей, порой не зная, как реагировать на них. От этого дети редко находят в школе то душевное тепло, к которому стремятся.

Теперь любовь к детям в школе стала рассматриваться как педагогическая категория. Одним из сторонников активного проявления педагогами любви является Ш.А. Амонашвили. Без любви к ребенку нельзя воспитать «гуманную душу в человеке». Ребенок становится счастливым, когда ощущает к себе искреннюю и бескорыстную любовь. Л.Л. Шевченко характеризует проявление любви как степень развития нравственного сознания учителя. Отношения учителя и учеников в любви характеризуются такими качествами, как доверие, уважение, требовательность, чувство меры, справедливости, доброты. В.А. Ситаров рассматривает любовь как ненасильственное действие в педагогике и считает, что это усиление другого человека как личности. О.А. Казанский посвящает свой труд педагогике «как любви» и подчеркивает, что сотрудничество в отношениях «учитель — ученик» — это тоже проявление любви. Любовь, по мнению автора, снимает тревожность и дает ощущение безопасности.

Термин «фасилитация» используется в психологии для обозначения процесса и феномена облегчения, оптимизации деятельности одного человека при активном поддерживающем присутствии другого. В образовательном процессе фасилитатором по отношению к ребенку выступает педагог, который призван способствовать, облегчать положение, помогать ребенку в чем-либо.

Но, как показывает практика, для учителей зачастую не становятся нормой подобные действия, и в результате исчезают позитивные отношения с детьми, исчезает способность положительно разрешать многие сложные проблемы в школе.

    Интеллектуальный комфорт говорит об удовлетворенности человека процессами своей мыслительной деятельности и ее результатами. В учебном процессе — это удовлетворение потребности в получении новой информации, что проявляется в уровне сложности предлагаемых для решения проблем и задач, в соответствии их возрасту, интересу и индивидуальным особенностям мышления. На учебном занятии интеллектуальный комфорт достигается сменой видов деятельности, темпом, желаемым результатом, поддержкой со стороны педагога, верой в собственные возможности.

    Физический комфорт школьника характеризуется соответствием между его телесными, соматическими потребностями и предметно-пространственными условиями внутришкольной среды. В первую очередь это потребности в пище, воде, тепле и т.п., на которых основывается жизнедеятельность человека и которые необходимо учитывать при организации благоприятной внутришкольной среды. Физический комфорт связан и с сенсорными процессами, характеризующими зрительные, слуховые, тактильные ощущения.

Состояние комфорта несет с собой чувство удовлетворения собственной деятельностью, положительные мотивы к ее продолжению, что, в свою очередь, ведет к индивидуальному росту каждого учащегося.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса учащихся на уроках и во внеурочное время

Проблема формирования познавательного интереса, который в становлении личности играет роль ценного мотива деятельности, а при известных условиях становится устойчивой чертой личности и обнаруживает се...

Тезисы выступления :" «Игра как средство развития познавательного интереса учащихся в начальной школе».

В младших классах игра, как известно, занимает одно из важнейших мест в сознаниии деятельности детей....

Портфолио в начальной школе как метод развития познавательного интереса учащихся, стойкой мотивации к обучению и профессиональной компетентности учителя

В соответствии с ФГОС основной задачей образования становится обучение умению самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы и искать пути их рационального решения, уметь критически ана...

Педагогический проект Развитие познавательного интереса учащихся по окружающему миру

Педагогический проект Развитие познавательного интереса учащихся  по окружающему миру Автор проекта: Чмыхало Татьяна Юрьевна, учитель начальных классов МАОУ СОШ №2 г.Томска   Обосновани...

Влияние стимулов на развитие познавательного интереса и познавательной активности младших школьников.

В материале даётся обоснование работы по развитию познавательного интереса  у младших школьников на уроках литературы и русского языка, влияние внешних и внутренних стимулов на познавательную акт...

Обобщение опыта на тему:"«Развитие познавательного интереса учащихся на уроках и интеллектуальное развитие младших школьников»

Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Развитие  познавательного интереса учащихся на уроках и интеллектуальное развитие детей в начальной школе».Наше время — время пере...

"Развитие познавательного интереса учащихся как средство формирования познавательной мотивации к учению".

Мотивы являются  психологической причиной поведения и деятельности ребенка. В статье пойдет речь, как формируется собственно положительная мотивация.  Что нужно сдел...