Работа по профилактике ДДТТ
статья (4 класс) по теме
Правила дорожные
Детям знать положено!
И не только твердо знать,
Но еще и соблюдать!
Будешь ты умен и смел,
А еще здоров и цел!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_po_profilaktike_ddtt.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Фатневская средняя общеобразовательная школа»
Работа классного руководителя по профилактике детского
дорожно-транспортного травматизма
Формы профилактики дорожно-транспортного травматизма
Высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма неизменно заставляет искать наиболее эффективные пути сохранения жизни и здоровья детей. С этой целью обучение и воспитание как формы профилактики должны постоянно совершенствоваться.
Главная задача – научить ребёнка безопасно вести себя и правильно ориентироваться в дорожных ситуациях, воспитывать сознательное отношение к выполнению Правил дорожного движения.
В школе проводят для детей беседы («Дорога в школу и домой», «Кого называют пешеходом, водителем, пассажиром», «Какие опасности подстерегают на улицах и дорогах», «Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине», «Пешеходный переход», «Что означают дорожные знаки»), игры, викторины, соревнования, выставки плакатов, рисунков, конкурсы, экскурсии.
В беседах, играх, экскурсиях используется такой метод воспитания, как убеждение. На младших школьников наиболее эффективно воздействует предметно-словесное убеждение. Ребёнок мыслит образно, поэтому, чтобы его убедить, достаточно показать образное отражение реальности, например, в сюжетных картинках опасного поведения на дороге. Вырабатываются правильные оценки, суждения по конкретным фактам ДТП, поступкам детей. Осуждаются нарушения Правил дорожного движения водителями и пешеходами, формируются нравственные понятия.
Ребёнку надо постоянно объяснять смысл и необходимость безопасных действий. Только разумное, сознательное выполнение правил создаёт внутреннюю потребность поступать именно так. Главное – добиться внутренней убеждённости учащихся в необходимости правильного, культурного поведения в дорожной среде. Детям не следует говорить только «нельзя». В этом возрасте нужны частые подкрепления, повторения, разъяснения, почему нельзя. Одновременно с тем, что нельзя делать на дороге, нужно объяснить и показать, что можно. Например, из-за стоящего транспорта на дорогу выходить нельзя, а по пешеходному переходу – можно. Ребёнок должен понять, что запрет, например, играть на дороге не временный (сегодня нельзя, а завтра можно), а постоянный. В воспитании надо проявлять твёрдость и последовательность в сочетании с добротой и вниманием к ребёнку.
Пример. Воспитательное значение примера состоит в том, что он быстро запоминается. Психологическая основа примера – подражание: дети видят, что взрослые нарушают правила перехода улиц и дорог, значит, это можно делать, и они поступают так же. Пример действует на ребёнка намного сильнее, чем слово.
Поэтому важно окружить младших школьников положительными примерами. Иногда достаточно один раз показать, как правильно и безопасно поступать, чтобы убедить детей соблюдать правила в любой дорожной ситуации.
Упражнение. Без упражнения нельзя сформировать у ребёнка заданный тип поведения. Суть упражнения в многократном выполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма. В результате формируются необходимые для дорожной безопасности качества личности, навыки и привычки. В упражнениях развивается целостность восприятия, наблюдательность, дисциплинированность, осторожность.
Привычка вырабатывается постепенно, при повторении одних и тех же действий. Закрепившись в сознании, она становится устойчивой и избавиться от неё очень трудно. Поэтому формирование и развитие положительных привычек у учащихся является основой культуры их поведения в дорожной среде.
Поощрение. Это положительная оценка правопослушного и безопасного поведения детей на улицах и дорогах. Поощрение основано на положительных эмоциях, поэтому повышает ответственность и укрепляет дисциплинированность. В этом методе используется приём опоры на положительное в личности воспитанника. Уважение, доверие со стороны педагога вселяют в ребёнка уверенность в своих силах, самостоятельность, чувство собственного достоинства, волю.
Взаимодействие семьи и школы в обучении детей безопасному поведению
на улицах, дорогах и в транспорте
Одна из форм профилактики детского дорожно-транспортного травматизма – работа с родителями младших школьников.
Исследования показывают, что достаточно большое количество родителей не знает Правил дорожного движения, а если знают сами, то не считают обязательным для себя разъяснять детям дорожную азбуку и, что особенно опасно, часто в присутствии детей нарушают Правила дорожного движения. Правила безопасного поведения детей изучаются в школе с 1-го класса, но родители ни в коем случае не должны устраняться от постоянного обучения детей правилам дорожного движения. Многим родителям неизвестны психофизиологические особенности поведения детей в дорожной среде - основные причины несчастных случаев и аварий.
Классному руководителю необходимо раскрыть причины и условия, способствующие дорожно-транспортным происшествиям с участием детей, познакомить родителей с работой школы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, с пособиями по обучению детей безопасности на
дорогах и обсудить план совместной работы с родителями по предупреждению ДТП с участием детей класса.
Предлагаются 3 формы занятий с родителями:
- лекции, раскрывающие причины и условия ДТП с участием детей;
- проведение тематических бесед типа «Опасные места вокруг школы и дома»,
«Дорога в школу» и др.; - Индивидуальная работа с родителями, дети которых входят в группу риска (слишком активные, подвижные, непредсказуемые на улицах и дорогах и, наоборот, заторможенные, неуверенные в себе, испытывающие чувство страха, имеющие замедленную реакцию на опасность).
Профилактическую работу с родителями целесообразно проводить перед началом каникул и сразу после них. Осенью дети идут в школу, отвыкнув за лето от движения транспорта на улицах. Дети теряют бдительность накануне каникул и в каникулы, когда предоставлены сами себе.
На занятиях педагог даёт следующие установки родителям:
– постоянно контролировать поведение детей, даже когда они гуляют во дворах, жилых зонах, идут по тротуару;
– при переходе дорог с интенсивным движением крепко держать за руку детей и разъяснять им правила безопасного поведения на улицах и дорогах;
– отработать с детьми схему безопасного маршрута «Мой путь в школу», отметить на нём опасные участки, места безопасного перехода дороги.
Учитель должен объяснить родителям, что детский дорожно-транспортный травматизм обусловлен в основном возрастными и психофизиологическими особенностями поведения детей на улицах и дорогах, что типичная возрастная психофизиологическая характеристика младших школьников – их часто непредсказуемое поведение.
На улице дети легко отвлекаются на всё интересное. Если 8 – 9-летний ребёнок идёт с друзьями, он, часто, увлёкшись разговорами, не смотрит на дорогу и не может услышать сигнала приближающейся машины из-за недостатка произвольного внимания.
Как правило, младшие школьники ещё не умеют соразмерять скорость движущегося автомобиля с тем расстоянием, на котором он находится от них.
Дети с сильной нервной системой, любящие шумные игры, при громких звуках действуют быстро. Очень часто они бегут от опасности и попадают под колёса машин. Наоборот, у ребёнка со слабой нервной системой реакция на звуковые и световые сигналы замедленная. В опасных ситуациях они теряются, не зная, что делать.
Это должны учитывать родители и подробно объяснять детям, как надо себя вести.
На поведение ребёнка оказывают влияние особенности восприятия им дорожной среды, внимания, мышления, глазомер, поле зрения, слух, подвижность и уравновешенность нервных процессов.
Психологи установили, что есть различия в реакциях мальчиков и девочек на движущийся транспорт. Мальчики обычно стараются как можно быстрее перебежать дорогу, не обращая внимания на движущиеся в несколько рядов машины. А девочки могут побежать назад к тротуару.
На поведение детей может влиять их функциональное состояние в определённый момент. Например, ребёнок плохо себя чувствует, устал, и в результате способность контролировать своё поведение на дороге у него снижается.
Целостное восприятие дорожной обстановки затрудняется из-за роста ребёнка. Стоящие транспортные средства закрывают ему обзор. Ребёнок не видит, что происходит на дороге, и сам не виден водителям.
Как научить ребёнка соблюдать Правила дорожного движения
- Пройдите несколько раз с ребёнком маршрут «Мой путь в школу», объясняя, где нужно быть внимательным и осмотрительным, где переходить улицу более удобно и безопасно.
2. Обсуждать с ребёнком его действия в необычных обстоятельствах, например, если сломан светофор.
- Используя родительский авторитет, постоянно внушайте детям следующие установки:
– перед тем, как выйти на проезжую часть дороги, остановись и скажи себе: «Будь осторожен»;
– никогда не выбегай на дорогу перед приближающимся автомобилем:
водитель не сможет остановить машину сразу;
– не выходи на дорогу из-за стоящих у тротуара автомобилей или других
препятствий, закрывающих обзор;
– не выбегай на дорогу, если нет пешеходного перехода. В этом месте водитель
не ожидает пешеходов и не может мгновенно остановить автомобиль;
– не играй в мяч и другие игры рядом с проезжей частью дороги. Для игр есть
двор, детская площадка или стадион;
– переходи дорогу только поперёк, а не наискосок, иначе будешь дольше
находиться на ней и можешь попасть под машину.
- Не запугивать детей опасностями на улицах и дорогах. Страх так же вреден, как и неосторожность и беспечность.
Система непрерывного обучения ПДД и безопасного поведения на улицах,
дорогах и в транспорте имеет значительный педагогический потенциал в решении проблемы снижения детского дорожно-транспортного травматизма.
Тазенкова Л. В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика ДДТТ (вступление)
Я работаю в МОУ городского округа Балашиха «Гимназии №2». Ежегодно перед началом учебного года в нашем городе проводится анализ причин участия детей в дорожно-транспортных происшествиях, даются статис...
Профилактика ДДТТ
Выступление агитбригады «Дорожная азбука»в МОУ городского округа Балашиха «Гимназия №2»Учитель: Подобина Елена Леонидовна. 1. Наш отряд – «Сигнал». Наш девиз: На красный све...
Правила дорожного движения. Переход улицы. Внеклассное мероприятие, проведенное совместно с инспектором ГИБДД по пропаганде вопросов профилактики ДДТТ и изучению ПДД.
Внеклассное мероприятие, проведенное совместно с инспектором ГИБДД по пропаганде вопросов профилактики ДДТТ и изучению ПДД....
Формы работы с детьми младшего школьного возраста по профилактике ДДТТ в ЛОЛ
Каникулы - это время, когда наибольшее число детей имеет наименьший контроль. После длительного периода систематического посещения школы наступает период свободного времени. Совершенно естествен...
профилактика ДДТТ
Содержание документации: 1.Положения о программах «Безопасное колесо» и «Безопасные дороги детям».2.Классные часы и занятия по ПДД.3....
Классный час по профилактике ДДТТ "Судебное дело 47-е"
Внеклассное мероприятие в форме мюзикла для обучающихся начальной школы....
Обобщение опыта по теме "Создание информационно - образовательной среды в МБОУ «Гимназия №5»: традиции, современные подходы, практика в рамках работы над проблемой профилактики ДДТТ"
В данном пособии, в котором наряду с основными нормативными документами, планами, методическими рекомендациям по организации работы образовательного учреждения в рамках направления профилактики ...