Реализация педагогических инициатив
рабочая программа

Беляева Евгения Николаевна

Предварительный просмотр:

Программа элективного курса для 9 класса

 «Основы права и политики»

Раздел 1. Паспорт программы

Наименования Программы:программа по изучению основ права и политики «Основы права и политики»

Разработчик Программы: учитель истории и обществознания Беляева Евгения Николаевна.

Цели Программы:

  •    развитие правовой культуры;
  •      воспитание уважения к закону;
  • формирование достойного гражданина  Российской Федерации с фундаментальными знаниями по праву.

Задачи Программы:

- изучить теорию государства и права;

- познакомиться с системой права в РФ;

- знать права и свободы человека и гражданина.

Программа «Основы права и политики» включает темы «Закон. Нормативно правовой акт»,  «Развитие и становление права в России»,  «Конституция РФ», «Структура государственной власти в РФ»  «Государство и право», «Вопросы политики», «Закон. Нормативно правовой акт», «Развитие и становление права в России», «Проблемы современного законодательства».

Срок реализации Программы: 1 год.  

Ожидаемые результаты.

При изучении данного курса учащимися, ожидается расширение знаний и умений школьников, устранение пробелов в знаниях в данной области по курсу обществознание, право. Курс предназначен для тех учащихся, которые готовы серьезно изучать право как полноценный предмет и сориентировать учащихся на данный профиль обучения (гуманитарное направление).  

Новизной курса «Основы права и политики» является обобщение  необходимых фундаментальных знаний по праву и политике, необходимых для образованного человека современного общества. Соединение юридической и политической тематики весьма важно с дидактической точки зрения. Знания в этих областях взаимообогащают друг друга, помогают глубже понять их сущность.

Ведущим в содержании курса является правовой материал. Практика образования молодых людей в демократических странах показывает, что правовое образование и воспитание занимают в содержании работы различных учебных заведений значительное место.

Содержание обучения.

п/п

Разделы, темы

Количество часов

Рабочая  программа

1

Введение

1

2

I раздел. Государство и право

20

3

II раздел. Вопросы политики

14

4

Итоговое повторение и обобщение (зачет)

1

Резерв

4

Итого 35

2. Данный курс рассчитан на 35 часов учебного времени и состоит из двух разделов: «Государство и политика» и «Вопросы политики».

I раздел.  Государство и политика ( 19 ч) (1 ч резерв).

        

Тема.  Закон. Нормативно правовой акт.

Понятие закона. История возникновения и формирования законности. Порядок принятия и утверждения закона. Нормативно правовой акт.

Тема. Право и государство.

Зачем нужна власть. Виды власти. Сущность власти. Авторитет. Что такое государство. Правовое государство, его основные признаки. Верховенство закона. Что такое право. Значение этого понятия. Источника права. Отрасли права. Почему нужно знать закон.  

Тема. Конституция РФ

Что такое конституция. Конституционное право. На пути к Конституции. Структура Конституции РФ. Основы конституционного строя РФ. Высший смысл и назначение Конституции РФ. Федеративное устройство России.

Тема. Развитие и становление права в России.

Развитие права в России до XIX в. Советское право 1917 – 1953 гг. Замена права «революционным правосознанием». Право 1954 – 1991 гг. Критика культа личности Сталина. Консервация административно-командной системы управления.  Начало правозащитного, диссидентского движения. Конституция СССР 1977 г. Реформы российского права после 1991 г.

Тема.  Структура государственной власти в РФ.

Сущность разделение властей. Федеральное собрание. Совет Федерации. Государственная Дума. Государственная Дума. Президент РФ. Администрация президента РФ. Правительство, Верховный суд, Высший арбитражный суд, прокуратура, Генеральная прокуратура, местное самоуправление.

Тема. Права человека.

 Права человека. Понятие «право человека» и «свобода человека». Международные документы о правах человека. Международный Билль о правах человека. Всеобщая декларация о защите прав человека. Европейская декларация о защите прав человека и его свобод.  Гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права. Отражение положений о правах человека в отраслевом законодательстве. Права человека в Конституции Российской Федерации. Конституционные обязанности  гражданина России.

Тема.  Понятие и признаки правового государства.

Верховенство права. Права и свободы человека.  Незыблемость прав и свобод человека.

Тема. Отросли права.

Система права. Законодательство. Понятие и источники  права. Отросли права.

Тема. Права человека и гражданина. Обязанность.

Понятия «право человека», «свобода человека» и «обязанность». Гражданин – человек, имеющий права и ответственный за свои поступки. Обязанности гражданина.

Тема. Частная жизнь гражданина.

Основные стороны частной жизни. Право на неприкосновенность частной жизни. Частное право.

Тема. Имущественные отношения.

Собственность и ее формы. Правовое регулирование имущественных отношений. Собственность и предпринимательство. Предпринимательская деятельность.

Тема. Духовная жизнь.

Право человека на духовную свободу. Духовно богатый человек. Свобода совести. Религиозные верования. Право на свободу совести.

Тема. Правовые основы брака и семьи. Права ребенка.

Понятие и источники семейного права. Семейный кодекс РФ. Понятие семьи. Члены семьи. Семейные правоотношения.

Тема. Брак и условия его заключения.

Порядок регистрации брака. Права и обязанности супругов. Личные права. Имущественные права и обязанности. Брачный договор. Прекращение брака.

Тема. Права и обязанности родителей и детей.

Лишение родительских прав. Алименты. Усыновление. Опека, попечительство. Почему необходимо защищать детство. Конвенция о правах ребенка. Трудности реализации прав ребенка.

Тема. Правонарушение

Правонарушение. Виды правонарушений. Причины преступлений.

Тема. Основы уголовного права.

Понятие и источники уголовного права. Уголовный кодекс РФ, его особенности. Понятие преступления. Состав преступления. Категории преступлений. Совокупность преступлений. Основные группы преступлений. Уголовная ответственность. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Тема.  Проблемы современного законодательства

II раздел. Вопросы политики (12 ч) (резерв 2 ч)

Тема. Власть и политика.

Происхождение политики. Что такое политика. Соотношение политики и власти. Правители. Политика. Политиканы. Политика и религия. Нравственность и безнравственность политики. Макеавилизм.

Тема. Политика и сферы жизнедеятельности общества.

Функции политики. Связь политики с другими сферами жизни общества. Политика и право. Политика и экономика. Политика и культура. Политика и мораль.

Тема. Государство и политика.

Политическая система общества. Государство – основной ее элемент. Особенности политической системы Российской Федерации. Гражданское общество.

Тема.  Самоорганизация общества.

Общество и государство. Контроль общества над государством. Понятие «гражданин». Гражданство. Двойное гражданство.

Тема. Формы государственного устройства. Политические режимы.

Основные формы государственного правления. Что такое монархия. Абсолютизм и самодержавие. Монархия и тирания. Конституционная монархия. Республика и ее виды.

Тема. Политический режим.

Виды политических режимов. Демократия, ее основные признаки. Либеральная демократия. Современная российская демократия. Тоталитарный режим. Авторитаризм.

Тема. Политическая партия. Политическая культура.

Что такое политическая партия. Виды партий. Политическая направленность партий. Политический плюрализм. Оппозиция. Политическая культура человека. Зачем человеку участвовать в политике. Необходимость политических знаний. Способность  самостоятельно принимать политическое решения. Политическая активность.

Тема. Итоговое повторение (1 ч)

Обобщение и повторение ранее изученного материала. Зачет.

Примерные контрольные задания.

Контрольная робота.

Вариант №1

Вариант №2

1. Как происходит формирование права в нашей стране?

2. Перечислите основные права  человека и гражданина в нашей стране?

3. Какова система права в РФ?

4. Раскройте структуру власти в РФ.

1. Каковы основные признаки правового  государства?

2. Как происходит защита прав человека?

3. Какова история принятия конституции в РФ?

4.Каковы основы конституционного строя в нашей стране?

Темы для рефератов.

  1. Теории происхождения государства и права.
  2. Развитие права в России до XIX в.
  3. Реформы российского права после 1991 г.
  4. Отросли и институты права в РФ.
  5. Гражданский кодекс Р.Ф., его содержание и особенности.
  6. История формирования семейного права в нашей стране.
  7. Трудовое право в российском законодательстве.
  8. Уголовный кодекс РФ, его особенности.
  9. Международные документы о правах человека.
  10. Права и свободы человека и гражданина.
  11. Права ребенка.
  12. Правонарушение. Виды правонарушений. Причины преступлений.
  13.  Власть и политика.
  14. Политическая культура.

Ожидаемые результаты

При изучении данного курса учащимися, ожидается развитие правовой культуры, воспитание уважения к закону, воспитание достойного гражданина  Российской Федерации с фундаментальными знаниями по праву. Произойдет расширение знаний и умений школьников необходимых и достаточных для деятельности личности, для дальнейшего образования и самообразования. Устранение пробелов в знаниях по предмету обществознание и право. Курс предназначен для тех учащихся, которые готовы серьезно изучать право как полноценный предмет и сориентировать их на данный профиль обучения (гуманитарное направление).  

Учащиеся должны знать историю правоведения, основные теории происхождения государства и права. Ориентироваться в основных законах РФ и системе законодательства РФ. Знать свои права и обязанности перед государством, а также систему наказания за различные правонарушения в нашей стране.

Дети должны знать как международные документы о правах и свободах человека и гражданина, так и своей родины, а также ориентироваться в правовой системе родного государства. Знать, зачем нужна власть, ее виды, сущность. Зачем в демократических странах существует три ветви власти и их основные функции.

Литература для учителя

Азаров А.Я., Болотина Т.В. Права человека: Пособие для учителя. – М., 1995.

Алексеев С. С. Философия права. – М., 1998.

Воскресенская Н. М., Давлетшина Н. В. Демократия: государство, общество. – М., 2004.

Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского права. – М., 1997.

Сборник кодексов РФ. – М., 2006.

Спиридонов Л. И. Теория государства и права. – М., 1966.

Юридическая энциклопедия. – М., 2008.

 

Литература для учащихся.

Алексеев С. С. Право. Законы, правосудие, юриспруденция в жизни людей: 9 – 11 кл. – М., 1998.

Граждановедение: Учеб. Для средней школы/ Э. А. Уткин и др. – М., 2008.

Никитин А. Ф. Основы обществознания: 9 кл. – М., 2008.

Никитин А. Ф. Школьный юридический словарь. – М., 1998.

Певцова Е.А. Основы правовых знаний: Практикум для старших классов. – М., 2000.

Шилобод М. И. , Петрухин А. С., Кривошеев В. Ф. Политика и право: 10 – 11 кл. – М., 1995.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарный план реализации педагогического проекта «Этих дней не смолкнет слава!»

Планирование деятельности загородного детского оздоровительного лагеря....

Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив, связанных с образованием обучающихся

Представлены документы, подтверждающие участие в проектировании и реализации педагогических инициатив, связанных с образованием обучающихся...

Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив, связанных с образованием учащихся

В данном разделе представлено участие в проектировании и реализации педагогических инициатив, связанных с образованием учащихся...

Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив, связанных с образованием учащихся

В данном разделе представлено участие в проектировании и реализации педагогических инициатив, связанных с образованием учащихся....

2.3.Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив, связанных с образованием обучающихся

2.3.Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив, связанных с образованием обучающихся...

Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив по развитию взаимодействия с социальными партнерами ОО

Участвую в проектировании и реализации педагогических инициатив по развитию взаимодействия с социальными партнёрами образовательной организации....

Участие в реализации педагогических инициатив

Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив, связанных с образованием обучающихся, с эффективностью работы образовательной организации....