Работа с одаренными детьми
календарно-тематическое планирование (2 класс) на тему

Программа, олимпиадные задания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx42.61 КБ

Предварительный просмотр:

БОУ ТР ОО « Троснянская средняя общеобразовательная школа»

Программа работы

с одаренными детьми

по русскому языку

в начальных классах

                             

                                                    Руководитель кружка

                                                                       Заблотская В.Е.

2017-2018 уч.гг.

Программа  

работы  с  одаренными  детьми

по   русскому  языку

  2-4 класс.

Введение

                  Одарённые дети – это дети, обладающие врождёнными высокими интеллектуальными, физическими, художественными, творческими, коммуникативными способностями.

               Детская одаренность – это важнейшая мировая, комплексная, психолого-педагогическая и социально-общественная проблема во всех развитых странах

               Выдающиеся умственные проявления ребенка могут оказаться лишь чем-то временным. В ходе возрастного развития – вместе с укреплением и обогащением свойств интеллекта, подъемом их на новый уровень – происходит и ограничение, а то и утрата некоторых детских возможностей.

            Тем не менее, необходимо диагностировать и выявлять одаренных детей не только потому, что они являются творческим и умственным потенциалом своей страны, но и для того, чтобы устранить дискомфорт, который может возникнуть в общении с обыкновенными детьми. Младший школьный возраст – период впитывания, накопления знаний, период успешного выполнения этой важной жизненной функции, которой благоприятствуют характерные способности детей этого возраста, доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из отмеченных способностей выступает, главным образом, своей положительной стороной, и это неповторимое своеобразие данного возраста.

           Однако ранние признаки способностей не могут оставлять равнодушными родителей, педагогов – ведь они могут указывать на предпосылки подлинного таланта.

Чтобы лучше понимать таких детей, нужно, прежде всего, знать и учитывать возрастные особенности детской психики. Стремительный подъем умственных сил по мере взросления можно наблюдать у всех детей. У младших школьников, за немногие годы, поначалу с помощью и под руководством старших, – формируются сложнейшие свойства ума, бесчисленные навыки, многообразнейшие чувства... Обогащение психики идет в таком темпе, который будет уже недоступен в зрелые годы.

В детстве многие дети талантливы. В творчестве маленького ребенка есть нечто художественно ценное, роднящее его с подлинным искусством.

         Важно вовремя понять ребенка, понять его детский мир фантазий и сказочных превращений. Входя в этот мир, соприкасаясь с ним, не разрушить его необдуманным словом или поступком. Свое отношение, переживание, оценку ребенок может выразить через цвет. И это хорошо просматривается в творческих работах детей.

         

Необходимо проявить  внимание к работам (поделкам, рисункам) детей. Сохранять самые удачные из них. Сравнивая работы ребенка, его интересы, можно получить возможность проследить развитие творческого самовыражения ребенка за определенный отрезок времени, проследить динамику его интересов. Творчество ребенка может затихать, угасать в случае смены интересов, увлечений ребенка или из-за отсутствия интереса со стороны родителей, или из-за насмешек и критических замечаний взрослых.

Пояснительная записка

         Программа  работы  с  одаренными  детьми    по  русскому  создана   на  основе:

  1. Федерального  компонента  государственного  стандарта  начального  образования.
  2. Закона  РФ «Об образовании».
  3. Программы  развития БОУ ТР ОО «ТСОШ»
  4. Устава  школы.

             Программа  позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса  к  русскому  языку   должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания    и  совершенствовать свою речь.

            Программа   для учащихся  2-4-х классов  ставит следующие задачи:

- развитие интереса к русскому языку как учебному предмету;

- расширение и углубление программного материала;

- воспитание любви к великому русскому языку;

- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и над своей речью;

- совершенствование общего языкового развития младших школьников.

                 Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

- занимательность;

- научность;

- сознательность и активность;

- наглядность;

- доступность;

- связь теории с практикой;

- индивидуальный подход к учащимся.  

             Занятия 1 раз в неделю. За год 34 занятия. Продолжительность  каждого  занятия  45 минут.

Цель работы с одарёнными детьми:

  • создать условия для выявления, поддержки      и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.
  • развитие интеллектуально-творческого потенциала учащихся младшего школьного возраста.

Задачи:

  • изучение природы детской одаренности;
  • выявление и отбор как собственно одаренных и талантливых детей, так и способных, создание условий для развития творческого потенциала личности таких школьников;
  • разработка научно-методического обеспечения диагностики, обучения и развития одаренных детей;
  • создание базы данных в рамках Программы;
  • внедрение в учебный процесс интерактивных технологий;
  • развитие сферы дополнительного образования, удовлетворяющего потребности, интересы детей.
  • развитие целостной картины мира;
  • развитие творческого критического и абстрактно-логического мышления, способности к решению проблем;
  • развитие способности к самостоятельному обучению и исследовательской работе, обучение исследовательским навыкам и умениям;
  • развитие способностей к самопознанию и самопониманию, формирование положительной "Я – концепции".

Принципы работы с одарёнными детьми:

  • принцип опережающего обучения.
  • принцип комфортности в любой деятельности.
  • принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей      
  • учащихся.
  • возрастание роли внеурочной деятельности.
  • принцип развивающего обучения.
  • внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс.
  • усложнения содержания учебной деятельности;
  • паритета заданий дивергентного и конвергентного типа;
  • доминирование развивающих возможностей над информационной насыщенностью;
  • ориентация на потребности ребёнка;
  • максимальное расширение круга интересов;
  • доминирование собственной исследовательской практики над репродуктивным усвоением знаний;

  • сочетание индивидуальной учебной и исследовательской учебной деятельности с её полноценными формами;
  • ориентация на соревновательность, актуализация лидерских возможностей учащихся.  

Формы выявления одаренных детей:

  • наблюдение;
  • общение с родителями;
  • работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа;
  • олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции.

Модель одаренного ребенка:

  • личность, здоровая физически, духовно - нравственно и социально;
  • личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществить поисковую деятельность, проводить исследования, рефлексию деятельности, владеющими средствами и способами исследовательского труда;
  • личность, способная осуществить самостоятельную  деятельность;
  • личность, обладающая разносторонним интеллектом, компенсаторными способностями, высоким уровнем культуры;
  • личность, руководствующаяся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающая и другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражения;
  • личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможностей.

В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. 
Вот почему методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи.

Для этой категории детей предпочтительны методы работы: 

-исследовательский;
-частично-поисковый;
-проблемный;
-проективный;

Формы работы:
- классно-урочная (работа в парах, в малых группах),   разноуровневые   задания, творческие задания;
- консультирование по возникшей проблеме;
- дискуссия;
- игры.

-предметные олимпиады;
-интеллектуальные марафоны;
-различные конкурсы и викторины;
-словесные игры и забавы;
-проекты по различной тематике;
-ролевые игры;
-индивидуальные творческие задания.

Эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие формы и виды творческой деятельности. Выявление одаренных детей проводится уже в начальной школе на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями. Учитель уделяет внимание особенностям развития ребенка в познавательной сфере. 

                     Программа предназначена для работы с учащимися 2-4классов.                                                                                                                            При составлении программы в качестве методической основы использованы модели обучения одаренных детей раннего возраста, разработанные американскими психологами Р. Гилфордом «Структура интеллекта», Дж. Рензулли «Три вида обогащения содержания образования», Б. Блума «Таксономия цели», а также теоретические положения программы «Одарённый ребёнок в массовой школе» профессора МГПУ А.И. Савенкова, рекомендации «Рабочей концепции одарённости» программы «Дети России».

Русский язык

Содержательный уровень состоит из двух частей:

 

  • Секреты русского языка.
  • Когнитивная сфера.

«Секреты русского языка» состоит из трёх разделов: «Лексика и фразеология», «Состав слова и словообразование», «Речевое творчество». Практическая часть каждой темы представленных разделов осуществляется через решение лингвистических задач из сборника «Подумай и ответь», составленного Л.А. Шкатовой. Данные задачи способствуют развитию интереса к лингвистике, учат анализировать занимательные языковые факты, помогают понять строй языка.

Раздел «Лексика и фразеология» необходим для изучения в связи с тем, что при выполнении олимпиадных работ задания, связанные с лексикой и фразеологией, вызывают у учащихся значительные затруднения. Кроме того, темы данного раздела вызывают особый интерес у учащихся и сознательное желание дополнительно познакомиться с этими разделами науки о языке. Занимаясь лексикой и фразеологией, учащиеся повышают культуру речи, развивают умение пользоваться справочной литературой, обогащают словарный и фразеологический запас. В ходе изучения у учащихся формируется интерес к работе как исследователей языка и закладывается профессиональный интерес к занятиям лингвистикой – наукой огромной социальной значимости.

Ожидаемые результаты

  1. Создание банка данных, включающих в себе сведения о детях с различными типами одаренности.

  1. Разработка и реализация специализированных, индивидуальных и дифференцированных программ поддержки и развития одаренных детей, создание системы взаимодействия с дошкольными учреждениями, начальной и средней школой, учреждениями дополнительного образования, родителями учащихся.
  2. Использование системы диагностики для выявления и отслеживания различных типов одаренности.

  1. Разработка системы подготовки педагогов для целенаправленной работы с детьми, склонными к творческой, интеллектуальной, художественно-эстетической и исследовательской деятельности.

  1. Обобщение и систематизация материалов педагогической практики.

  1. Занятия  должны  помочь  учащимся:
  •  углубить основные базовые знания по русскому  языку;
  • формировать творческое мышление;
  • помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
  • способствовать  успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах

Список одаренных детей по русскому языку

№ п/п

Фамилия, имя

Класс

1.

Пешехонова Анна

2 а

2.

Карпова Дарья

2 а

3.

Акимова Екатерина

2 а

4.

Голенцова Кристина

3 а

5.

Губина Настя

3 а

6.

Стороженко Анна

3 б

7.

Буравлева Дарья

3 б

8.

Осташ Виктория

4 а

9.

Оленина Татьяна

10.

Новикова Екатерина

4 б

Календарно- тематическое планирование   2-й класс (34ч)

№ п/п

Тема занятия.

Содержание

Дата проведения.

план

факт

1.

Сокровища  родного  языка.

Русские писатели о русском языке.

Беседа о богатстве русского языка. Игра “Знаешь ли ты пословицы?” Чтение текстов. Объяснение значений слов, устойчивых сочетаний; подбор слов, близких по значению.

2

О даре слова.

Самые дорогие слова.

Игра «Давайте поспорим».

3

Звуки в слове

 Разгадывание ребусов. Тренинг на внимание «Назови слово с одного звука».

4

Фонетика

Работа с буквами и звуками. Составление транскрипций.

5

Веселая грамматика. (Безударные гласные, проверяемые ударением).(Непроверяемые безударные гласные).

Подбор родственников. Анаграммы.

Игра «Собери слова».

6

Озорник “Ударение”

Игра «Угадай слова»

7

Весёлое азбуковедение

Ребусы, шарады, кроссворды

8

Подготовка к конкурсу

Разбор и решение заданий Всероссийского конкурса «Русский медвежонок»

9

Омонимы.

Работа со словарями омонимов.

10

Синонимы.

Работа со словарями омонимов.

11

Антонимы.

Работа со словарями антонимов Пословицы-перевертыши.

12

Исконно русские слова в русском языке. Иноязычные слова в русском языке. Заимствованные слова

Ознакомление с новыми словами и работа по их нахождению.

13

Неологизмы.Диалектные слова. Устаревшие слова.

Ознакомление с новыми словами и работа по их нахождению

14

Фразеологизмы.

Замени одним словом. Допиши пословицу. Викторины, кроссворды, игры, ребусы, загадки.

15

Фразеологизмы.

Соедини пары. Восстанови поговорки.

16

Веселая грамматика.

Подбор родственников. Анаграммы. Игра «Собери слова».

17

Игры со словами

Нахождение синонимов, омонимов, антонимов.

18

«Морфологический анализ».

Работа со словами и их признакам

19

Слова – родственники

Об однокоренных словах. Викторины, кроссворды, игры, ребусы, загадки.

20

Весёлое азбуковедение

Ребусы, шарады, кроссворды

21

Пересказ по кругу

 Игры «Повтори», «Кто внимательней?».

22

 Тематические группы слов. Закрытые группы слов.

Тренинг «Группировка слов». Игра «Продолжи цепочку».

23

Весёлое азбуковедение

Ребусы, шарады, кроссворды

24

Народная мудрость.

Пословицы и поговорки. Игра «Дело мастера боится». Тренинг «Знаем ли мы пословицы?».

25

Живое слово.

Учимся говорить легко и свободно. Игра «Федот, да не тот».

26

Чудесные превращения слов

. Игра «Футбол». Рассказ – загадка.

27

«Клуб знатоков».

Интеллектуальная игра

28

Ассоциативные загадки. Метафоры

Группировка слов, подбор слов на определенные правила. Игра «Лишнее слово».

29

Составление кроссвордов

Викторины, кроссворды, игры, ребусы, загадки

30

Учимся составлять сюжетный рассказ.

Тренинг «Не любо – не слушай, а врать – не мешай».

31

Мир фантазии. Составляем сказки по опорным словам.

Прием фантазирования «Мудрено сотворено».

32

Решение олимпиадных работ.

Работа с олимпиадными заданиями и анализ ошибок.

33

Олимпиада.

Проведение олимпиадной работы.

34

Анализ олимпиады

Анализ допущенных ошибок в работе.

Календарно- тематическое  планирование   3-4-й классы (34ч)

Тема

Содержание

Дата проведения

план

факт

1

Сокровища  родного  языка.

Русские писатели о русском языке.

Беседа о богатстве русского языка. Игра “Знаешь ли ты пословицы?” Чтение текстов. Объяснение значений слов, устойчивых сочетаний; подбор слов, близких по значению.

2

Как рождаются слова.

Почему их так называют?

3-4

Звуковой анализ слова.

Способы словообразования.

Слова для этого упражнения учащиеся подбирают либо из печатных источников (учебников, словарей, газет), либо по памяти.

5

Дружим  с  грамматикой. (Безударные гласные, проверяемые ударением).

(Непроверяемые безударные гласные).

Подбор  родственников. Анаграммы. Игра  

«Собери  слова».  Изографы. Работа  с  тренажером.

6

Волшебник “Ударение”.

Игра «Угадай слова»  Работа  с  тренажером.

7

Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова .

Определение роли изучаемого лексического явления в тексте.

8

Прямое и переносное значение слова.

 

Составление таблиц.

Нахождение слов в словаре

Группировка изучаемых лексических явлений.

Нахождение и исправление лексических ошибок

9

Омонимы, омографы, омоформы, омофоны.

Словари омонимов.

10

Синонимы. Возникновение и разновидности синонимов.

Словари синонимов

11

Антонимы. Разновидности антонимов.

Словари антонимов.

Пословицы-перевертыши.  Спрятанные  слова.

12

Исконно русские  и иноязычные слова в русском языке.

Составление словарной статьи знакомого слова.

13

Диалектные слова. Устаревшие слова. Заимствованные слова.

Неологизмы.

Составление словарной статьи знакомого слова.

14

Фразеологизмы

Замени  одним  словом.  Допиши  пословицу.

15

Фразеология как раздел русского языка. Фразеологизм как единица русского языка. Фразеологические словари. 

.Замени  одним  словом.  Допиши  пословицу. Викторины, кроссворды, игры, ребусы, загадки.

16

Многозначность и омонимия фразеологизмов. Синонимия и антонимия фразеологизмов.

Соедини  пары. Восстанови  поговорки.

Работа  с  тренажером:  универсальное  мультимедийное   пособие «Русский  язык» 3 класс.

17

Как устроены слова. Детское словотворчество.

Кроссворды,  игры, ребусы, загадки.

Работа  с  тренажером.

18

Секреты дедушки Корня. Корень и «главное» правило или «Не лезьте за словом в карман!».

Кроссворды,  игры, ребусы, загадки.

Работа  с  тренажером.

19

Слова-родственники. Кто командует корнями?

Игра  «Угадай  слова» Игры  «Вставь  слова»,  «Хитрые  слова»

20

«Пересаженные» корни. Приставки-труженицы. 

Как корень слова учил окончания уму – разуму.  Шарады.

21

Слова – родственники.

Викторины, кроссворды, игры, ребусы, загадки.

22

Суффиксы-работяги. Сложение бывает не только в арифметике. Почему мы так говорим?

 Группировка слов, подбор слов на определенные правила (с использованием словарей). Игра “Лишнее слово”.

23

Хитрые  вопросы  по  словообразованию.

Занимательный дидактический материал, способствующий развитию лингвистического мышления, внимания к слову, юмора и воображения.

24-25

Сочинение и придумывание загадок, игр, сказок и др.

Нахождение  новых идей, в том числе развития воображения на базе ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).

26-27

Понятие о фантазировании. Понятие о психологической инерции. Развитие ассоциативности. Критерии новизны.

Игра  «Четвертый  лишний».  Выбор  правильных  суждений.

28

 Ассоциативные загадки. Метафоры. Значение ассоциативности. Развитие ассоциативности: обобщение.

Группировка слов, подбор слов на определенные правила (с использованием словарей). Игра «Лишнее слово».

29-30

Приём «Морфологический анализ». Конструктор игры. Признаки объектов. Действия объектов.              Метод фокальных объектов.                   Приём фантазирования

Дж. Родари. «Круги на воде».

Дж. Родари. «Бином фантазии». «Произвольная приставка» Приём «Что потом?» Приём «Творческая ошибка».

31

Фантазирование и прогнозирование

Приём «оживления».

 Приём «ускорение-замедление». Приём «наоборот». Приём «увеличения, уменьшения».

Метод Робинзона.

32

Решение олимпиадных работ.

Работа с олимпиадными заданиями и анализ ошибок.

33

Олимпиада.

Проведение олимпиадной работы.

34

Анализ олимпиады

Анализ допущенных ошибок в работе.

Список   используемой  литературы    при   разработке  данной  программы

  1. Ундзенкова А. В., Сагирова О. В. Русский с увлечением. Учимся играя.
  2. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
  3. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
  4. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
  5. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.
  6. Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.
  7. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.
  8. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.
  9. Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г
  10. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
  11. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
  12. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г.
  13. Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.
  14. Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.
  15. Успенский Л. В. Слово о словах. К, Рад. школа, 1986 г.
  16. Ушаков Н. Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1988 г.
  17. Шмаков С. А. Игры – шутки, игры – минутки. Москва “Новая школа”, 1993 г
  18. Лободина  Н.В.Олимпиадные задания. Русский  язык.  Волгоград: «Учитель», 2011.
  19. Пупышева О.Н. Задания  школьных  олимпиад.  Москва, «ВАКО», 2011
  20. Лейтес Н.С. Психология одаренных детей. М., 1996 г.
  21. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. – М.: Международная педагогическая академия, 1994 г.
  22. Агаркова Н. Г., Бугрименко Е. А., Жедек П. С., Цукерман Г. А. Чтение и письмо по системе Д. Б. Эльконина. М.: Просвещение, 1993 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми

Работа с одаренными детьми.Формы и методы работы с одарёнными детьми...

Детская одаренность. Система работы с одаренными детьми

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯМеждународная научно-практическая конференцияРабота с одаренными детьми является одним из приоритетных направле-ний в образовании на государственном уровне,...

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...

Одаренность. Формы и методы работы с одаренными детьми

Миссия школы по отношению к одаренным учащимся – предоставление каждому ОУ сферы деятельности, необходимой для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потре...

Работа с одаренными детьми. Конспект занятия по авторской программе "Развитие одаренности средствами арт-терапии".

Конспект занятия по работе с одаренными детьми для развития творческого воображения и абстрактного мышления....

«Одаренный ребенок. Формы и методы работы с одаренными детьми. Презентация опыта»

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Б...

Одаренный ребенок. Кто он? Формы и методы работы с одаренными детьми.

Одаренный ребенок. Кто он?Формы и методы  работы с одаренными детьми....