Секрет успешного воспитания лежит в уважении к ученику.
статья на тему
Предварительный просмотр:
Учитель начальных классов высшей квалификационной категории,
классный руководитель 4 класса
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа№2» п.Пурпе
Булыгина Светлана Васильевна
Секрет успешного воспитания лежит
в уважении к ученику
Описание личного опыта работы
классного руководителя
«Дети – это нежные загадки,
и в самих загадках кроется ответ»
(М.Цветаева).
Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас обратить внимание на актуальность проблемы воспитания и обучения школьников. Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и положительными чертами личности.
В Национальном проекте «Наша новая школа» сказано, что главными задачами современной школы являются раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Исходя из этих задач, главной целью своей работы я считаю организацию учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей ребёнка и создание условий для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, желал и умел учиться.
Перед каждым классным руководителем стоят практически одни и те же вопросы: Как воспитывать сегодня? Какую цель преследовать? Какие методы воздействия могут стать полезными, а какие, наоборот, пойдут во вред? В нашем современном обществе как никогда важно формирование жизнестойкой, жизнеспособной личности. Поэтому считаю, что смысл воспитательной работы - помочь детям в конструировании их собственного мира , т. е.помочь человеку найти себя в жизни, а сделать это сможет только тот, кто обладает внутренним здоровьем, в отличие от нездоровой личности, живущей с ощущением внутренней неполноценности, чувством вины или страха, эмоциональной зажатости.
Свою воспитательную систему базирую на саморазвитии и педагогической поддержке. Воспитание при таком подходе предполагает взаимодействие двух процессов обеспечения, «свободы от», что означает защиту ребенка от подавления, оскорбления достоинства, в том числе и защиту от собственных комплексов, и воспитание «свободы для», означающее создание благоприятных условий для творческой самореализации, для развития автономного «само». Считаю, что в таком случае образовательный и воспитательный процессы строятся как сотворчество взрослого и ребенка, где преобладает взаимовыгодный обмен личностными смыслами и опытом.
С 1988 года я работаю в школе, в том числе и классным руководителем. Стараюсь работать в идеологии педагогической поддержки, воплощающей педагогику свободы в повседневную школьную жизнь.
Для меня человек, его самочувствие, благополучие – самая главная ценность. Поэтому свободу ребёнка, прежде всего, связываю с верой в него, пониманием, уверенностью в себе, искренностью, с равноправным партнерским взаимодействием. Хочу, чтобы ребенок научился выражать мысли свободно, чтобы делился сомнениями, переживаниями, чтобы умел адекватно оценивать свои успехи.
Одним из основных вопросов, изучаемых мною – это взаимоотношения «учитель-ученик», так как основными идеями, которые легли в основу программы являются идеи педагогики гуманизма и сотрудничества.
В школе с 2006 по 2011 год была открыта экспериментальная площадка по теме «Создание воспитательной среды, обеспечивающей саморазвитие личности .Я изучила и
ввела курс Г.К. Селевко «Познай себя». Одна из главных задач данного курса - формирование адекватной самооценки. Используя технологию саморазвития стараюсь поднять уровень внутренней мотивации ребенка к творческой, общественной деятельности, учению, а также внешнюю мотивацию учения, перевести во внутреннюю. В продолжении этой программы разработан курс «Начала этики», который ведётся в рамках классных часов.
Как классный руководитель, я отслеживаю участие каждого ребенка во внеклассной работе, стараюсь по достоинству ее оценить, так как ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Успехи каждого учащегося в урочной и внеурочной деятельности я отражаю в «Портфолио» (Личной книжке творческой и общественной деятельности ученика). Чтобы простроить свою работу с классом сначала составляю таблицу-характеристику уровня воспитанности – членов коллектива и, исходя из неё, ставлю воспитательные задачи на определенный период.
Процедура диагностирования, которую я осуществляла на протяжении всей работы с классом, помогает корректировать развитие учащихся. Результатом является то, что на выходе из 4 класса нет учеников группы риска, с низким уровнем воспитанности.
Внеклассную деятельность учащихся строю на принципе открытости - совместно с учениками планируем жизнь в классе, при этом дети вносят коррективы и предложения с учетом своих интересов, потребностей и желаний. При этом каждый находит себе дело по душе. Принцип свободы участия заключается в том, что предоставляется возможность выбора задания с учетом своих интересов, личных качеств и возможностей. Такой подход учит уже в младшем возрасте ответственности за выполнение порученного дела и соизмерению своих сегодняшних возможностей с прошлыми возможностями.
Чередование традиционных творческих поручений – это самая действенная забота о своем коллективе, когда всю заботу по самообслуживанию в классе ребята берут на себя. Класс сам выбирает, какие поручения в этом году нужны («хозяева», «цветоводы», «санитары», «игровики» и др.), сами определяю, какие действия входят в данное поручение. Традиционность заключается в том, что данные поручения дети выполняют в течение длительного времени – полгода. Но, как любая традиция, без развития поручение может «заглохнуть». Детям неинтересно выполнять то, что они уже давно знают. Поэтому необходимо дополнять содержание поручений новыми действиями («цветоводы» : 1класс- ухаживать за растениями; 2 класс – ухаживать за растениями, отмечать погоду; 3-4 класс – ухаживать за растениями, отмечать погоду, проводить викторины и рекомендовать книги о природе). Творчество заключается в развитии поручений. И еще в том, что каждый ребенок каждый раз стремится не только выполнить поручение как можно лучше, но и внести в него что-то свое, в зависимости от своих интересов. Все что в классе происходит, сразу появляется в классном уголке. Там фиксируется план работы по месяцам, появляются сменные рубрики: «Наши дела», «Мы соревнуемся», «Поздравляем» и др.
В настоящее время духовно-нравственное воспитание становится направляющим ориентиром развития молодого поколения. Материальные ценности преобладают над духовными. Поэтому молодое поколение неверно истолковывает понятия о добре, справедливости, патриотизме, милосердии, толерантности. Перед школой, семьёй ФГОС второго поколения ставит задачу воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.
В своей работе классного руководителя уделяю этому большое внимание. Все учащиеся класса являются членами детской школьной организации «Солнечный город». Каждый год от класса выбираются ученики, которые входят в школьный орган самоуправления Совет дела. Ребята ответственно относятся к своим обязанностям.
Так активно были проведены: акция Милосердия (сбор игрушек для детей-сирот), «Подари книгу» (детям-сиротам) акция «Поклонись ветеранам» (ко Дня Победы были сделаны открытки и разосланы поздравительные телеграммы ветеранам, дедушкам и бабушкам учеников класса, участие в Вахте памяти.).
Понимая что, важным условием нравственного воспитания является организация коллективной учебной, общественно полезной деятельности, я стараюсь ставить учащихся в ситуации непосредственного проявления заботы о других, оказания помощи и поддержки, защиты младшего, слабого. Именно поэтому я уделяю особое внимание проведению игр, КТД, праздников. Ведь праздники, игры - это важный фактор формирования маленького человека, его нравственных чувств, сознания и поведения. Они пробуждают у детей интерес к творчеству, воспитывают умение жить в коллективе, содействуют накоплению опыта общественного поведения, проявлению инициативы и самостоятельности. В ходе КТД проходят творческие выставки, интеллектуальные игры, КВН, конференции. Ребята принимают самое активное участие в школьных и районных делах, каждый из детей может выступить в нескольких ролях: организатора, исполнителя (участника).
Через познание духовного опыта поколений дети приходят к открытию своего «я», которое неразрывно соединяет их с отчим домом, родным краем, с людьми, оказавшими влияние на их судьбу. Пробудить в ребенке желание любить, творить добро для людей, укрепить стремление сохранять и умножать ценности, создаваемые человеком, научить восхищаться прекрасным в жизни это одна из задач моей работы.
Учащиеся класса с каждым годом проявляют все больше и больше интереса к внеурочной деятельности по предметам. Растёт количество ребят, участвующих в различного уровня олимпиадах и достигших хороших результатов . Стараюсь привлечь каждого ученика. Поэтому такое большое внимание отвожу наблюдениям за своими учениками, уделяю особое внимание к проявлению даже самых маленьких ростков самостоятельной мысли, отмечаю у детей даже незначительный успех в работе, вселяя уверенность в свои силы. В этом очень помогает мне работа театрального кружка, первоначальной задачей которого стоит развитие интереса к художественному слову. Задача кружка через театрализацию дать возможность каждому проявить себя в другой деятельности, отличной от учебы и перенести состояние успеха в учебную деятельность.
Созданная на базе предыдущих выпусков театральная студия «Родничок» со своими постановками участвует во всех школьных мероприятиях, неоднократно выступает на сцене поселкового клуба, является участниками Фестиваля детских театров Пуровского района, конкурса театральных студий образовательных учреждений «Театральная мозаика», конкурса национальных обрядов и народной игры районного фестиваля детского творчества «Все краски Ямала». Были подготовлены сценические постановки «Как у наших у ворот», «Добро пожаловать в детство»», « Приключение в стране Мульти-пульти», «Муха-цокотуха» и др.. Работа студии за период с 2009г. по 2017 была отмечена дипломами и грамотами Департамента образования. Все ученики класса участвуют в школьных конкурсах чтецов. Кружок посещают 100% учащихся класс. . Кроме этого мои ученики 100% посещают разнообразные кружки и секции во внеурочное время.
Одним из основных направлений в работе считаю изучение и применение проектно-исследовательской деятельности в начальной школе. Одной из самых интересных работ была исследовательская работа «Трудно птицам зимовать», в результате которой ребята с родителями смастерили кормушки и развесили на территории школы и посёлка.
Каждый год осенью и весной ученики класса участвуют в мероприятиях направленных на благоустройство школьной территории и территории посёлка. Для благоустройства школьного двора в 2014-15 уч.году был разработан проект «Посади цветок». Ребятами были высажены семена цветов, за которыми они ухаживали . У каждого ребенка был свой горшок с цветком, который он потом высадил на школьную клумбу.
В 2015-2016 уч.году обучающиеся класса являлись участниками социально-педагогического проекта «Дорога БезОпасности», соавтором которого я являюсь. Цель проекта- создание эффективной комплексной системы работы по профилактике детского дорожного – транспортного травматизма. ).
Регулярно провожу родительские собрания, на которых читаю лекции, отвечаю на интересующие родителей вопросы, а также организую консультации для родителей на темы: успехи и неудачи ребенка в общении со сверстниками, в поведении, положение ребенка в ученическом коллективе, способности и одаренность ребенка, с целью практической и теоретической помощи в процессе образования детей; использую нетрадиционную форму работы – День открытых дверей. Привлекаю родителей к подготовке и проведению традиционных дел, праздников школы, выездных экскурсий, провожу диагностику, анкетирование. При анализе воспитательной работы класса, учитываю мнение родителей, их оценочные суждения о качестве воспитания. Для меня очень важно, чтобы каждый родитель, ставший участником, помощником в воспитательных мероприятиях класса и школы, был замечен и поощрен. Благодарственные письма, записи в ученических дневниках, награждения на общешкольных линейках, письма на производства – формы, используемые мною для поощрения родителей учащихся.
Результатом такой работе является то, что в классе не бывает конфликтных ситуаций между учащимися класса, между родителями и учителем. В классах, где я работала, не было и нет детей правонарушителей. Результаты анкетирования показывают, что процент родителей удовлетворенных моей работой, как классного руководителя растёт.
Для меня мой класс - самый лучший, любимый, конечно же, доставляющий массу хлопот и переживаний, но вместе с тем неповторимый и уникальный.
Радостно видеть, как ученики не только рассказывают о своих успехах и победах, но учатся сопереживать успехам и победам своих товарищей и даже учителя. У нас много планов на будущее. И я верю в то, что мои ребята будут всегда дружными, добрыми, отзывчивыми, смогут согревать окружающих своим теплом. Задача эта очень сложная, способы её решения более разнообразны. Это и личный пример, и воспитательная беседа, и советы, и влияние родительского авторитета и мн. др. В конечном счёте, моя позиция такова — мир должен быть основан на любви, доброте, милосердии, взаимоотношении, когда законом жизни становится « Закон протянутой руки, души распахнутой». Именно в доверии, которое так щедро дарит нам детское сердце, мы черпаем силы и энтузиазм для нашей непростой, но такой нужной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Групповая работа, как один из секретов успешности обучения"
В данной работе я попыталась раскрыть суть групповой работы, показать, как данный вид работы влияет на успешность обучения....
Десять секретов успешного проведения родительского собрания
Это памятка для педагога. Которая мне помогла сделать родительское собрание продуктивным и интересным....
Родительское собрание "Секреты успешного письма первоклассника"
На собрании были рассмотрены предпосылки овладения письмом первоклассников, проанализированы причины низкой готовности детей к овладению процессом письма, родители сформулировали основные гигиенически...
Классный час на тему: «Некоторые секреты успешного Дня Рождения»
Каждый любит получать и дарить подарки. На этом уроке ребята узнают: что такое подарок, как правильно выбирать подарки, какие бывают подарки. Познакомятся с 10 главными правилами для хозяев и 10...
Десять секретов успешного проведения родительского собрания(памятка для педагога)
Десять секретов успешного проведения родительского собрания(памятка для педагога) Родительское собрание является необходимым атрибутом школьной жизни. Как сделать его интересным и продуктивным? Они мо...
секреты успешного родительского собрания ( памятка для педагога)
Родительское собрание является необходимым атрибутом школьной жизни. Как сделать его интересным и продуктивным? Они могут оказаться особенно полезными начинающему классному руководителю....
10 секретов успешного проведения родительского собрания
10 секретов успешного проведения родительского собрания...