Специальная индивидуальная программа развития 3 класс
рабочая программа (3 класс) на тему
Данная программа развития разработана для учащегося с РАС по II варианту обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spetsialnaya_individualnaya_programma_razvitiya_3_klass.docx | 55.17 КБ |
Предварительный просмотр:
- Общие сведения о ребёнке
ФИО ребенка: …
Возраст ребенка: … лет
Место жительства:….
Мать: …..
Отец: …
Год обучения : 3
Ступень обучения: III
Группа (особые потребности): 2
Заключение ПМПК: умеренная умственная отсталость, атипичный аутизм, несформированность языковых средств на фоне первичного дефекта и дизартрии.
- Характеристика обучающегося на начало учебного года.
И… посещает ……. третий год.
Семья полная, состоит из 3-х человек, проживает в трёхкомнатной квартире. Мама – ….., отец – ….. Родители заботливо относятся к мальчику, заинтересованы в успешном развитии ребенка, внимательно слушают рекомендации специалистов, но не всегда их выполняют. Мама и папа много гуляют с сыном, выполняют все его желания, соблюдают все ритуалы сына.
Основные двигательные навыки сформированы, значительные нарушения мелкой моторики отсутствуют. Согласно медицинским сведениям, состояние зрения и слуха соответствует норме. И… хорошо переносит физические нагрузки, редко болеет соматическими заболеваниями.
Мальчику не нравятся громкие, резкие звуки, пение (закрывает уши, отворачивается). ….. нравятся игры с сыпучим, фактурным материалом.
Эмоциональное состояние мальчика неустойчивое. Часто наблюдается повышенная возбужденность. Наблюдаются сенсорно-двигательная (закрывает уши руками, трогает волосы, кружится, «рисует» пальцем в воздухе, закатывает глаза в сторону) и оральная стимуляции (движения языком). При общении избегает прямого взгляда в лицо или глаза человека, но с учителем установил зрительный контакт. Наблюдается «застревание» на некоторых значимых ситуациях (воспроизводит в речи, рисунках), чутко реагирует на настроение окружающих, чувствует отношение к нему. Эмоционально насыщенные ситуации, смена привычного хода событий, ритуалов периодически вызывают перевозбуждение, нередко приводят к аффективной вспышке (плачет, отказывается общаться, смеется). Иногда наблюдаются эпизоды агрессии, направленной на взрослых (толкает, наскакивает на человека), сопровождающиеся плачем. Предположительно, такое поведение провоцирует смена привычного хода событий.
Уровень основных мыслительных операций снижен. Доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях, ребенок не устанавливает конкретные связи между предметами и явлениями. Внимание неустойчивое, истощаемое. Наблюдается нарушение по объёму и концентрации, повышенная отвлекаемость, «соскальзывание». Продуктивность мнестических функций низкая.
….. понимает обращённую речь на бытовом уровне. Выполняет простые и некоторые сложные речевые инструкции в контексте происходящего. Понимает названия действий (есть, пить, спать, бежать), признаков действий (большой, маленький, грустный, весёлый), изображенных на фотографиях, предметных картинках, пиктограммах.
Речь не сформирована.
В контакт мальчик вступает избирательно. …. внимательно следит за происходящим вокруг него, с помощью взрослого подключается к совместной деятельности. При кажущейся отстраненности … чутко реагирует на похвалу и нуждается в ней. В свободной деятельности предпочитает стереотипные игры (конструктор, мозаика, выстраивание башен из кубиков), стереотипные рисунки, собирает пазлы.
Знакомые предметы использует в соответствии с их функциональным назначением. Без труда выполняет действия с мелкими предметами. Выкалывает шилом по контуру, рисует некоторые предметы и объекты с помощью учителя.
Навыки самообслуживания сформированы частично. Одевается и раздевается самостоятельно. Не различает лицевую и изнаночную стороны одежды, левый и правый предметы обуви. Необходим контроль внешнего вида. Помощь требуется при заправлении и выворачивании одежды, застегивании пуговиц, молнии, завязывании шнурков.
Ест самостоятельно, часто заглатывает большие куски пищи, не умеет пользоваться ножом.
И… знает названия основных цветов и некоторых оттенков, различает предметы по величине (большой/маленький), составляет упорядоченный ряд (по убыванию и по возрастанию). Пространственные представления формируются с трудом.
…. различает предметы одежды, обуви, мебели, посуды, бытовой техники.
Мальчику необходима частичная эпизодическая помощь. Требуется эпизодический присмотр.
Приоритетное содержание обучения и воспитания:
- Социальная коммуникация.
- Окружающий мир.
4. Содержание образования.
4.1. Базовые учебные действия.
Содержание | 1 полугодие | 2 полугодие |
1. Программа формирования базовых учебных действий | ||
1.1. Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации пребывания в образовательной организации и эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми (родственник, специалист, ассистент и др.) и сверстниками. | ||
| ||
1.2. Формирование учебного поведения | ||
| ||
1.3. Формирование умения выполнять задания в соответствии с определенными характеристиками | ||
|
4.2. Коррекция поведенческих проблем.
Проблемы поведения | Способы и методы коррекции | 1 полугодие | 2 полугодие |
Агрессия, направленная на людей – бьет детей и взрослых. | Проблемное поведение прерывают, переключают внимание ребенка на другие действия (выйти из помещения, пройтись, умыться), интересную для ребенка деятельность (послушать музыку), на то, что может его заинтересовать.
| ||
Неадекватные крик, плач. | Переход в другое помещение. Переключение ребенка на интересную для него деятельность. | ||
Двигательные (пробежки, прыжки) стереотипии. Сенсорно-двигательных стереотипий (кружится, трогает уши руками) | Переключение. Стереотипию прерывают, предлагают ребенку другую знакомую, не вызывающую негативизма деятельность (сортировка предметов, нанизывание крупных бусин на шнурок ). |
4.3. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов.
Содержание | 1 полугодие | 2 полугодие |
1. Речь и альтернативная (дополнительная) коммуникация. | ||
1.1. Коммуникация. | ||
1.1.1. Коммуникация с использованием вербальных средств. | ||
| ||
1.1.2. Коммуникация с использованием невербальных средств. | ||
| ||
1.2. Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. | ||
1.2.1. Импрессивная речь. | ||
| ||
1.3. Чтение и письмо. | ||
1.3.1. Глобальное чтение. | ||
| ||
2. Математические представления. | ||
2.1. Количественные представления. | ||
| ||
2.2. Представления о форме. | ||
| ||
2.3. Пространственные представления | ||
| ||
2.4. Временные представления. | ||
| ||
2.5. Представления о величине. | ||
| ||
3. Окружающий природный мир | ||
3.1. Временные представления. | ||
| ||
3.2. Животный мир. | ||
| ||
3.3. Объекты природы. | ||
| ||
3.4. Растительный мир. | ||
| ||
4. Человек | ||
4.1. Представления о себе. | ||
| ||
4.2. Семья. | ||
| ||
4.3. Гигиена тела. | ||
| ||
4.4. Обращение с одеждой и обувью. | ||
| ||
4.5. Прием пищи. | ||
| ||
4.6. Туалет. | ||
| ||
5.Окружающий социальный мир | ||
5.1. Предметы и материалы, изготовленные человеком. | ||
| ||
5.2. Предметы быта. | ||
| ||
5.3. Квартира, дом, двор. | ||
| ||
5.4. Город. | ||
| ||
5.5. Транспорт. | ||
| ||
6. Музыка и движение | ||
6.1. Слушание. | ||
| ||
6.2. Движение под музыку. | ||
| ||
7. Изобразительная деятельность | ||
7.1. Аппликация. | ||
| ||
7.2. Лепка. | ||
| ||
7.3. Рисование. | ||
| ||
8. Адаптивная физкультура | ||
8.1. Коррекционные подвижные игры. | ||
8.1.2.Подвижные игры. | ||
8.1.2.1.Подвижные игры на развитие координационных способностей. | ||
| ||
8.1.2.2.Подвижные игры на развитие скоростных способностей. | ||
| ||
8.1.2.3.Подвижные игры на развитие скоростно-силовых способностей. | ||
| ||
8.2. Физическая подготовка. | ||
8.2.1. Построения и перестроения. | ||
| ||
8.3.2. Общеразвивающие и корригирующие упражнения. | ||
| ||
8.1.4. Ползание, подлезание, лазание, перелезание | ||
| ||
8.1.5. Броски, ловля, метание, передача предметов и перенос груза | ||
| ||
9. Сенсорное развитие | ||
9.1. Зрительное восприятие. | ||
| ||
9.2. Слуховое восприятие. | ||
| ||
9.3. Кинестетическое восприятие. | ||
| ||
9.4. Восприятие запаха. | ||
| ||
9.5. Восприятие вкуса. | ||
| ||
10. ППД | ||
10.1. Действия с материалами. | ||
| ||
10.2. Действия с предметами. | ||
| ||
11. Двигательное развитие | ||
| ||
12. Альтернативная и дополнительная коммуникация | ||
12.1. Коммуникация. | ||
12.1. 1. Основы коммуникации. | ||
| ||
12.1.2. Коммуникация с использованием вербальных средств. | ||
| ||
12.1.3. Коммуникация с использованием невербальных средств. | ||
| ||
12.2. Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. | ||
12.2.1. Импрессивная речь. | ||
| ||
12.3. Чтение и письмо. | ||
12.3.1. Глобальное чтение. |
4.4. Нравственное развитие.
Способность замечать и запоминать происходящее, какие события, встречи, изменения происходят в жизни.
Доброжелательное отношение к окружающим; умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с детьми и взрослыми с использованием общепринятых форм общения.
Умение выражать свои желания, умение принимать на себя посильную ответственность и понимать результаты своих действий; контроль своих эмоций и поведения.
Усвоение правил совместной деятельности в общении, в игре, учебе.
Ориентация в религиозных ценностях с учетом желания и вероисповедания обучающегося и его семьи.
4.5. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
Соблюдение правил поведения в природе (не ломать ветки деревьев и кустарника, не обижать животных, птиц и др.).
Осознанное отношение к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, режима дня.
Готовность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья.
Умение вести себя в экстремальных ситуациях (привлечь к себе внимание взрослого).
4.6. Внеурочная деятельность.
Название мероприятия |
Планируемая деятельность ребенка | Участие ребенка в мероприятии |
«1 сентября – День Знаний» | присутствие на торжественной линейке, концерте | Принимал участие |
«Осенний бал» | подготовка к мероприятию: изготовление заготовок | |
«Новый год» | подготовка к мероприятию: изготовление украшений : лепка шариков для бус, новогодних подарков; участие в новогоднем празднике | |
«8 Марта» | подготовка к мероприятию: знакомство с атрибутами праздника, участие в мероприятии | |
«Пасха» | подготовка к мероприятию: покраска яиц, изготовление украшений: - лепка из соленого теста петушков - рисование орнамента; участие в мероприятии. | |
«Последний учебный день» | присутствие на торжественной линейке, изготовление заготовок для подарков: - изготовление открытки -изготовление рамки для фотографии из соленого теста | |
Участие в школьных лагерях | участие в летнем лагере |
Название рабочей программы | Возможные предметные результаты | Возможные личностные результаты |
«Лопотушки» | Решение проблемы задержки речевого развития, аутистические расстройства, создание положительного эмоционального настроя к речи. | Развитие общей моторики |
«Я познаю себя» | Адекватная реакция на прикосновения человека, соприкосновение с материалами, различными по температуре, фактуре, вязкости; - адекватная реакция на изменение положения тела, вибрацию | - обогащение опыта восприятия окружающего мира; - развитие интереса к взаимодействию с окружающими; - умение взаимодействовать с взрослым, выполняющим стимуляцию; - развитие общей моторики |
« Мы вместе» | Снятие у детей барьеров в общении со взрослыми, и с детьми -нормой | Расширение круга общения; преодоление одиночества |
«Игротека» | Умственное и творческое развитие ребёнка, развитие пространственного воображения, сенсорных способностей. Развитие у детей познавательных и интеллектуальных способностей, логического мышления, внимания, памяти. | Развитие умственных способностей детей, личностных, нравственных и моральных качеств и физических трудовых навыков. |
5. Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР.
Учитель надомного обучения – ……,
учитель – логопед – …..,
учитель- психолог – ……,
законный представитель – …...
6. Возможные задачи, мероприятия и формы сотрудничества организации и семьи обучающегося.
Задачи | Мероприятия | Отчет о проведении |
Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка |
«Реализация СИПР в домашних условиях» «Формирование социально – бытовых навыков» «Формирование навыков самообслуживания» «Организация свободного времени дома» | |
Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР |
| |
Психологическая поддержка семьи |
| |
Организация участия родителей во внеурочной деятельности |
|
7. Необходимые технические средства и
дидактические материалы.
- Наглядный и дидактический (демонстрационный и индивидуальный) материал по темам: «Времена года», «Праздники», «Деревья», «Птицы», «Человек и его тело», «Древесина», «Огонь», «Воздух», «Мальчики и девочки», «Рыбы», «Насекомые», «Ягоды», «Грибы», «Садовые цветочно-декоративные растения», «Дикорастущие цветочно-декоративные растения», «Комнатные растения», «Календарь», «Погода», «Средства гигиены», «Одежда и обувь», «Дом и двор», «Объекты и явления природы», «Транспорт», «Посуда», «Бытовая техника», «Город», «Музыкальные инструменты»; муляжи внутренних органов человека, пособие «Скелет человека».
- Набор пиктограмм; мнемокартинки.
- Набор геометрических фигур (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник); игровые наборы «Нумикон», конструктор «Лего», счетный материал; настольный калькулятор, оснащенный крупными клавишами и дисплеем большего размера; циркуль, линейка без шкалы, линейка.
- Пылесос, швабра, тряпки, ведро для мытья пола, перчатки для уборки, таз, ковшик, мерный стакан, моющие средства для стирки руками (мыло, стиральный порошок), прищепки, напольная вешалки для сушки белья, вешалка для сушки носков; утюг, гладильная доска, резиновый коврик, «плечики» для одежды, коробка и чехол для хранения одежды; щётки с ворсом и с липкой поверхностью для одежды; электросушилка для обуви; средства для чистки обуви; щетки различной жесткости, фланелевая и шерстяная тряпочки, поролоновая и металлизированная губки.
- Набор инструментов для ухода за комнатными растениями.
- Набор посуды для занятий по приготовлению пищи.
- Инструменты и материалы для профильного труда: краски, кисточки, стаканчик-непроливайка, цветные карандаши, ножницы, цветная бумага, цветной картон, клей, шило, войлочный коврик, доска для лепки, влажные салфетки, фартук для рисования; ткани, нитки, ножницы, иглы с крупными ушками, нитковдеватель, расческа.
- Крема для рук и лица; маникюрные набор (ножницы, пилочки); тканевые и бумажные носовые платки; лосьон для лица; расчёска; шампунь; фен; ватные палочки с ограничителем; мыло, гель для душа, полотенце, дезодорант, туалетная вода.
- Гимнастические мячи большого и среднего размера, маты, кегли, теннисные мячи, футбольный мяч, баскетбольный мяч, трехколёсный велосипед, батут, шариковый бассейн, подвесные качели.
- Музыкальные инструменты (бубенцы, барабан, маракас, румба), музыкальный центр, аудиозаписи.
- Магнитофон, компьютер, проектор, видеоматериалы.
8. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Условные обозначения
Уровни самостоятельности при выполнении заданий | |
- не выполняет задание | - |
- выполняет задание со значительной помощью | |
- выполняет задание с частичной помощью | |
- выполняет задание по подражанию | |
- выполняет задание по образцу | |
- выполняет задание самостоятельно, но допускает ошибки | |
- выполняет задание самостоятельно (без ошибок) |
Реакция на воздействия | |
- негативная реакция | |
- нейтральная реакция | |
- положительная реакция |
2.Структура специальной индивидуальной программы развития
(СИПР)
1.Общие сведения о ребёнке.
2.Психолого-педагогическая характеристика обучающегося.
3.Индивидуальный учебный план.
4.Возможное содержание образования в условиях организации и семьи:
4.1. Формирование базовых учебных действий.
4.2. Коррекция поведенческих проблем.
4.3. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов.
4.4. Нравственное развитие.
4.5. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
4.6. Внеурочная деятельность.
5. Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР.
6.Возможные задачи, мероприятия и формы сотрудничества организации и семьи обучающегося.
7. Необходимые технические средства и дидактические материалы.
8. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Специальная индивидуальная программа развития обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития первого коррекционного класса на дому
Хочу поделиться своей разработкой. Программа с тематическим планированием....
Специальная индивидуальная программа развития 1 подготовительный класс
Программа развития на обучающегося 1 (о) класса специальной коррекционной школы....
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) 8 класс индивидуального обучения
Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности...
Специальная индивидуальная программа развития по предметам учебного плана обучающегося индивидуально на дому, 8 класс, II вариант/рецензия
Специальная индивидуальная программа........
Специальная индивидуальная программа развития по предметам учебного плана обучающегося индивидуально на дому, 12 класс, II вариант
РП 12 кл.......
Специальная индивидуальная программа развития по предметам учебного плана обучающегося индивидуально на дому, 3 класс, II вариант/рецензия
РП по предметам учебного плана на дому .....