Рабочая программа по внеурочной деятельности Волшебный мир оригами
календарно-тематическое планирование (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Хотьковская основная общеобразовательная школа № 4»
141371 г. Хотьково, ул. Пушкина д. 11
Тел. 8 (496) 543-88-52
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ХООШ № 4
______И.И. Андреева
«___»_________2016 г.
Приказ №_____ от «___»_________2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
общекультурного направления
«Волшебный мир оригами»
4 класс
Составитель:
учитель
Бостан М. В.
2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления «Волшебный мир оригами» для 4 класса соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и разработана на основе:
- основной образовательной программы начального общего образования МБОУ ХООШ №4;
- учебного плана на 2016-2017 учебный год МБОУ «ХООШ №4»;
- авторской программы Т.Н. Просняковой.
По учебному плану МБОУ «ХООШ № 4» в 2016 – 2017 учебном году на занятие общекультурного направления «Волшебный мир оригами» в 4 классе отводится 1 час в неделю (34 недели) за учебный год 34 часа.
Актуальность данной программы в том, что она позволит обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. Программа способствует развитию познавательных процессов личности обучающихся, социализации ребёнка путём приобщения его к полезной доступной деятельности. Предлагаемая система практических занятий позволит формировать, развивать, корректировать у младших школьников пространственные и зрительные представления, наличие которых является показателем школьной зрелости, а также помочь детям легко и радостно включиться в процесс обучения.
Цель данной программы:
- всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, развитие их творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.
Задачи данной программы:
- знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
- формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
- обучение различным приемам работы с бумагой.
- применение знаний, полученных на уроках окружающего мира, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
- развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
- развитие мелкой моторики рук и глазомера.
- развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
- воспитание интереса к искусству оригами.
- расширение коммуникативных способностей детей.
- формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Особенность данной программы. Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
- быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения
- быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира. В конструировании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко – творческое воображение и мышление. Одним из видов конструирования является оригами.
Оригами:
- развивает пространственное воображение, память, творческие и исследовательские способности, чертежные навыки, мелкую мускулатуру кистей рук, концентрацию внимания, уверенность в своих силах и способностях, так как неуспевающих на занятиях оригами нет;
- знакомит с основными геометрическими понятиями;
- улучшает способность следовать устным инструкциям;
- расширяет коммуникативные способности;
- воспитывает личность как члена общества с его нравственными, патриотическими, интернациональными чувствами;
- воспитывает наблюдательность, художественно-эстетический вкус детей, самостоятельность и аккуратность при работе.
Оригами – идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект.
Программа предусматривает преподавание материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.
Программа предполагает и постепенное изменение видов работы: от создания фигурок до сочинения сказок, коллективных работ, творческих альбомов детей, сказочных персонажей с последующей драматизацией, участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.
Занятия оригами являются одной из форм пропедевтики изучения геометрии, позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, действовать в соответствии с простейшими алгоритмами, работать со схемами, распознавать простейшие геометрические фигуры, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. Во время занятий оригами для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы используется музыкальное сопровождение с записями звуков живой природы и детских песен. В результате этого, у детей происходит выравнивание психомоторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений, так как музыка влияет на эмоциональное состояние и настроение человека.
Формы и методы: проекты, практические работы, творческие работы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Вводное занятие (1 час)
Рассказ об истории развития искусства оригами.
Беседа по охране труда (1 час)
Летние композиции (2 часа)
Легенды о цветах (дицентра-«Разбитое сердце» и хризантема). Складывание цветов. Оформление цветочных композиций.
Изделия из складки (5 часов)
Гвоздика. Роза. Цветок в уголок. Декоративная композиция. Китайская ваза.
Базовая форма «Катамаран» (6 часов)
Знакомство с базовой формой «Катамаран». Модульное оригами. Закладки. Орнамент из модулей. Кусудама.
Новогодние украшения (4 часа)
Звезда из 8 модулей. Двухцветная звезда из 8 модулей. Объемная ёлка. Бумажный конструктор: игрушки из модулей.
Базовая форма «Птица» (5 часов)
Знакомство с базовой формой «Птица». Складывание изделий на ее основе. Журавлик на гнезде. Японский журавлик. Журавлик, машущий крыльями. Праздничный журавлик. Ваза «Два журавля».
Цветы и вазы оригами (4 часа)
Игольчатая астра. Космея. Крокус с листом. Фуксия. Объемный нарцисс. Высокая ваза для цветов. Ваза для цветов «Пирамида». Ваза-кашпо «Четыре замка».
Базовая форма «Лягушка» (3 часа)
Знакомство с базовой формой «Лягушка». Складывание объемного цветка ирис.
Творческие работы (2 часа)
Композиция «Букет цветов». Объемная композиция «Мой бумажный сад оригами».
Оформление выставочных работ (1 час)
Оформление тематических выставок.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по кружку «Волшебный мир оригами»:
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
34 часа (1 ч. в неделю)
№ уро-ка | Тема | Характеристика деятельности учащихся | Плановые сроки прохожде-ния темы | Фактичес-кие сроки прохожде-ния темы |
1 | Вводное занятие | Беседа по охране труда. Входная диагностика обученности. | 01.09.16 | |
2 | 08.09.16 | |||
3 | 15.09.16 | |||
4 | 22.09.16 | |||
5 | 29.09.16 | |||
6 | 06.10.16 | |||
7 | 13.10.16 | |||
8 | 20.10.16 | |||
9 | 27.10.16 | |||
10 | 10.11.16 | |||
11 | 17.11.16 | |||
12 | 24.11.16 | |||
13 | 01.12.16 | |||
14 | 08.12.16 | |||
15 | 15.12.16 | |||
16 | 22.12.16 | |||
17 | 29.12.16 | |||
18 | 12.01.17 | |||
19 | 19.01.17 | |||
20 | 26.01.17 | |||
21 | 02.02.17 | |||
22 | 09.02.17 | |||
23 | 16.02.17 | |||
24 | 02.03.17 | |||
25 | 09.03.17 | |||
26 | 16.03.17 | |||
27 | 23.03.17 | |||
28 | 06.04.17 | |||
29 | 13.04.17 | |||
30 | 20.04.17 | |||
31 | 27.04.17 | |||
32 | 04.05.17 | |||
33 | 11.05.17 | |||
34 | 18.05.17 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебно-методическое обеспечение:
- Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Всё об оригами [Текст] справочник/ Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. – СПб: Кристалл, 2005.
- Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Игрушки из бумаги [Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб: Литера, 1997.
- Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Собаки и коты – бумажные хвосты [ Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 1995.
- Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Цветущий сад оригами [ Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 1995
- Выгонов,В.В. Я иду на урок. Начальная школа. Трудовое обучение. Поделки и модели [Текст]: книга для учителя / В.В.Выгонов. - М.: Первое сентября, 2002.
- Долженко, Г.И. 100 оригами [Текст]: книга, учителей начальной школы.
- Сержантова, Т. Б. 100 праздничных моделей оригами [Текст]: книга для учителей начальной школы и родителей/ Т.Б.Сержантова. М.: Айрис-пресс, 2007
- Соколова, С.В. Игрушки и забавы. Оригами [Текст]: книга для родителей/ С.В.Соколова. - СПб.: Нева, 2007
- Соколова, С.В. Игрушки - оригамушки [Текст]: книга для родителей/ С.В.Соколова. - СПб: Химия, 2001
Оборудование:
Бумага цветная.
Ножницы
Линейка
Клей
Цветной картон
Технические средства обучения:
- Интерактивная доска.
- Мультимедийный проектор.
- Принтер.
- Звуковые колонки.
- Ноутбук.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебный мир оригами» 3 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами" содержит : Пояснительную записку, Календарно-тематическое планирование, Основное содержание программы....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами" для уч-ся 1- 4 классов
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебный мир оригами» для учащихся 1-4 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начальног...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами".
Рабочая программа "Волшебный мир оригами" реализует техническое направление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО второго поколения....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами"
Программа внеурочной деятельности "Оригами" для 1-4 классов...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами" 1класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами" 2 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами"...