Зачем учить фантазированию в начальной школе?
материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему
В наш век готовой, «разжеванной» визуальной информации, когда не надо ничего додумывать, все можно увидеть на экране, далеко не у всех детей развито воображение.
Воображение – это фундамент творческой личности.
Уметь фантазировать – значит учиться рассуждать, строить цепочки причинно-следственных связей, придумывать фантастические сюжеты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Зачем учить фантазированию в начальной школе? | 54.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Зачем учить фантазированию?
В наш век готовой, «разжеванной» визуальной информации, когда не надо ничего додумывать, все можно увидеть на экране, далеко не у всех детей развито воображение.
Воображение – это фундамент творческой личности.
Уметь фантазировать – значит учиться рассуждать, строить цепочки причинно-следственных связей, придумывать фантастические сюжеты.
Базовые приемы фантазирования можно пересчитать по пальцам руки: увеличение- уменьшение, дробление- объединение, прием наоборот, ускорение- замедление, динамичность – статичность и другие.
Сегодня мы рассмотрим некоторые из них.
Прием «уменьшение-увеличение» заключается в уменьшении или увеличении выбранного объекта или его части. Результаты этих действий будут совершенно различны. Увеличивать или уменьшать можно абсолютно все: размеры, вес, расстояния, скорость, громкость, богатство и др. Пример из жизни.
Первые ЭВМ были очень большими, громоздкими. С развитием техники происходит изменение масштабов Тот объем материалов, хранение которых раньше занимало полкомнаты, сейчас помещается на крошечную флешку. В ракетостроении наоборот, шло увеличение размеров – от первых небольших ракет до гигантов типа «Энергия».
С приемом «уменьшение-увеличение» дети знакомятся во многих сказках, баснях, рассказах: «Дюймовочка», «Мальчик-с-пальчик», «Приключение Гулливера», «Кот в сапогах» и др. Этот прием особенно понятен и доступен детям, стимулирует фантазирование и доставляет большое удовольствие.
Они представляют, что какой-то объект стал большим-пребольшим или наоборот очень-очень маленьким. Каково им будет существовать в новом образе среди других предметов, это предстоит решить детям.
Аналогично можно увеличивать и уменьшать любой объект. А если увеличить зонтик, карандаш, плюшевого медведя.
При этом не менять всего остального в окружении. Как по-новому можно использовать этот огромный предмет? Что будет хорошего, а что плохого в таком новом качестве? Зонтик-крыша от скамьи, карандаш-светильник, медведь-кровать. Можно придумать еще множество вариантов.
Представляю парный прием, помогающий придумывать новые усовершенствования или просто забавные объекты.
Дробление и объединение часто применяют в строительстве, в дизайне для удобства, функциональности или для красоты. Поясню, в чем суть.
(Объединение)
Назначение приёма объединение — добавить новые грани к образу, сделать объект более выразительным или более функциональным. Или то и другое вместе.
Модели применения приема фантазирования объединение используют, когда соединяют одинаковые объекты.
Дома наглядно демонстрируют суть приема. Хотя, выглядят сумбурно.
В случае объединения разных предметов, можно говорить о повышении степени универсальности, потому что объект стал выполнять дополнительные функции.
( Это зеркало и гладильная доска)
Дробление.
Помните притчу о том, легко ли сломать веник? А если разделить его на прутики?
Часто, чтоб произвести над объектом сложное действие, необходимо его раздробить, а потом нужное действие выполнить с каждой частью. Либо объект изначально делают раздельным для изолированного осуществления действий.
Можно увидеть такие примеры, когда предмет сначала разделяют на части, а затем части снова собирают в целое, оставляя исходный объект раздробленным. «Объединение-дробление», как изобретательский принцип, применяется в решении ТРИЗовских задачек для устранения противоречия.
Прием Наоборот или "связка ключей" для любых замков
Молодой художник жаловался Рафаэлю:
- Пишу картину два-три дня, а потом год не могу её продать.
- А ты попробуй наоборот, - ответил Рафаэль.
Суть этого приема - показать, что будет, если у исходного объекта изменить свойство или функцию на противоположные. К примеру, сделать неподвижное подвижным, теплое холодным, прямое извилистым и т. д. он рекомендует вместо прямого действия, диктуемого условиями задачи, попробовать осуществить обратное действие: движущуюся часть объекта сделать неподвижной, а неподвижную часть подвижной; попробовать перевернуть или вывернуть объект; гнев сменить на милость; функцию сменить на антифункцию; общепринятые решения сменить на обратные... А вдруг будет хорошо?!
Полезно знать"сладкую" классическую ТРИЗовскую задачу:
Необходимо поместить жидкую начинку внутрь самодельной шоколадной конфетки. Для этого начинку подогревают, чтобы она быстро заполняла шоколадную форму, но при этом тает шоколад и конфета портится. Как быть ? Заморозить начинку и окунуть в горячий шоколад.
Изменить какое-либо качество объекта, факта
(или сам факт) на противоположное.
-Как строят высокие башни?
-Спросили однажды Ходжу Насредина.
-Очень просто, - ответил лукавый Насредин.
-Сначала копают глубокие колодцы, а потом
выворачивают их наизнанку. Очень часто мы сами применяем этот прием в своей работе,выворачиваясь наизнанку)))) Спасибо!
Есть очень вкусные шоколадные конфеты - "бутылочки с ромом". При их изготовлении сталкиваются с противоречием:
- "Ром" (сладкий желеподобный сироп) должен быть горячим, чтобы его легко было залить в шоколадную бутылочку, но тогда плавится шоколад.
- Если ром холодный, то шоколад не плавится, но очень трудно его залить. Что делать? Делают наоборот: ром не нагревают,а замораживают .
Изменить какое-либо качество объекта, факта
(или сам факт) на противоположное.
-Как строят высокие башни?
-Спросили однажды Ходжу Насредина.
-Очень просто, - ответил лукавый Насредин.
-Сначала копают глубокие колодцы, а потом
выворачивают их наизнанку.
Классическая задача про конфету:
Необходимо поместить жидкую начинку внутрь самодельной шоколадной конфетки. Для этого начинку подогревают, чтобы она быстро заполняла шоколадную форму, но при этом тает шоколад и конфета портится. Как быть? Полезно знать "сладкую" классическую ТРИЗовскую задачу:
Есть очень вкусные шоколадные конфеты - "бутылочки с ромом". При их изготовлении сталкиваются с противоречием:
- "Ром" (сладкий желеподобный сироп) должен быть горячим, чтобы его легко было залить в шоколадную бутылочку, но тогда плавится шоколад.
- Если ром холодный, то шоколад не плавится, но очень трудно его залить. Что делать? Делают наоборот: ром не нагревают,а замораживают
Ускорение–замедление
Ускорить (замедлить) действие так, чтобы получилось новое
качество.
Тучка по небу идет.
Бочка по морю плывет.
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам.”
(А.С.Пушкин “Сказка о царе Салтане”)
Квантование – непрерывность
Если действие факта было непрерывным – сделать его прерывистым, если было прерывистым - сделать непрерывным.
“Однажды девочка ушла из дому,
а мать и говорит: “Горшочек, вари!”-
и стала вариться в нем каша, и наелась
мать досыта, но как остановить горшочек,
она позабыла. И вот варит он и варит…
Вот уже кухня полна, и вся изба полна,
и ползет каша в другую избу, и улица вся
полна, словно хочет он весь мир
накормить.”
(Братья Гримм “Сладкая каша”)
Динамичность – статичность
Если факт статичен- сделать его изменчивым, если изменчив- сделать статичным.
“Емеля сказал: “По щучьему велению,
по моему прошению, печка, ступай
к королю!”
Сам сел на печь, печка и пошла.”
(“По щучьему велению”)
Изменение свойств
Изменить наименее изменяемое свойство объекта или среды, в которой он существует.
"Ей в приданое дано
Было зеркальце одно.
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело»
(А.С.Пушкин)
Внесение – вынесение
Какую-либо функцию объекта перенести к другому или сам рассматриваемый объект перевести в совершенно другой класс явлений.
“Вот это да! – подумала Алиса. –Видала я котов без улыбок, но улыбка без кота! Такого я в жизни еще не встречала.”
(Льюис Кэрролл “ Приключения Алисы в стране чудес”)
Добавление фантастических свойств человеку.
Антропоморфизм
Приёмы, или "связка ключей" для любых замков
Приём "Наоборот"
Молодой художник жаловался Рафаэлю:
- Пишу картину два-три дня, а потом год не могу её продать.
- А ты попробуй наоборот, - ответил Рафаэль.
Этот приём (см. также здесь) еще называют "Инверсия", он рекомендует вместо прямого действия, диктуемого условиями задачи, попробовать осуществить обратное действие: движущуюся часть объекта сделать неподвижной, а неподвижную часть подвижной; попробовать перевернуть или вывернуть объект; гнев сменить на милость; функцию сменить на антифункцию; общепринятые решения сменить на обратные... А вдруг будет хорошо?!
Полезно знать "сладкую" классическую ТРИЗовскую задачу:
Есть очень вкусные шоколадные конфеты - "бутылочки с ромом". При их изготовлении сталкиваются с противоречием:
- "Ром" (сладкий желеподобный сироп) должен быть горячим, чтобы его легко было залить в шоколадную бутылочку, но тогда плавится шоколад.
- Если ром холодный, то шоколад не плавится, но очень трудно его залить. Что делать? Делают наоборот: ром не нагревают,а замораживают
Уменьшение-увеличение
Прием «уменьшение-увеличение» заключается в уменьшении или увеличении выбранного объекта или его части. Результаты этих действий будут совершенно различны. Увеличивать или уменьшать можно абсолютно все: размеры, вес, расстояния, скорость, громкость, богатство и др.
Пример из жизни.
Первые ЭВМ были очень большими, громоздкими. С развитием техники происходит изменение масштабов, миниатюризация. Тот объем материалов, хранение которых раньше занимало полкомнаты, сейчас помещается на крошечную флешку, которую даже увеличивают в размерах (за счет объединения с другими элементами) для удобства в пользовании.
В ракетостроении наоборот, шло увеличение размеров – от первых небольших ракет ГИРД-Х до гигантов типа «Энергия».
С приемом «уменьшение-увеличение» дети знакомятся во многих сказках, баснях, рассказах: «Дюймовочка», «Мальчик-с-пальчик», «Приключение Гулливера», «Кот в сапогах», «Маленький Мук», «Лиса и журавль», «Необыкновенные приключения Карика и Вали» Я.Ларри и др. Этот прием особенно понятен и доступен детям, стимулирует фантазирование и доставляет большое удовольствие.
- ТРИЗ позволяет развивать воображение, фантазию детей.
- ТРИЗ позволяет преподносить знания детей в увлекательной и интересной для детей форме, обеспечивает их прочное усвоение и систематизацию.
- ТРИЗ работает на принципах педагогики сотрудничества, ставит детей и педагогов в позицию партнёров, стимулирует создание ситуации успеха для детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Секреты мотивации: зачем учиться?
полезная информация...
"Зачем учить стихи"
Памятка для родителей...
ЗАЧЕМ УЧИТЬ СТИХИ?
Стихи развивают память Стихи совершенствуют интеллект Стихи учат презентовать себя Стихи растят разностороннего человека...
"Портфель читателя. Учимся успешному чтению. Начальные классы"
laquo;Портфель читателя». Комплект дидактических материалов для учащихся начальных классов и их родителей, в состав которого входят: списки рекомендованной литературы для свободного чтения с кр...
Консультация для родителей " Зачем учить с детьми стихи?"
Заучивание стихотворных строк расширяет кругозор, совершенствует уютную речь, увеличивает активный словарь детей. ...
Всё помню! или Зачем нужна мнемотехника в начальной школе?
В данной статье раскрывается понятие такого метода запоминания информации, как "Мнемотехника". Что такое мнемотехника, зачем её необходимо применять и как мнемоника помогает запоминать конкр...
зачем учить английский язык
в статье расскрываются правила изчения анлийского яхыка , доступно описаны причины изучения иностранного языка и сделан вывод...