Зачем учить фантазированию в начальной школе?
материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему
В наш век готовой, «разжеванной» визуальной информации, когда не надо ничего додумывать, все можно увидеть на экране, далеко не у всех детей развито воображение.
Воображение – это фундамент творческой личности.
Уметь фантазировать – значит учиться рассуждать, строить цепочки причинно-следственных связей, придумывать фантастические сюжеты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 54.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Зачем учить фантазированию?
В наш век готовой, «разжеванной» визуальной информации, когда не надо ничего додумывать, все можно увидеть на экране, далеко не у всех детей развито воображение.
Воображение – это фундамент творческой личности.
Уметь фантазировать – значит учиться рассуждать, строить цепочки причинно-следственных связей, придумывать фантастические сюжеты.
Базовые приемы фантазирования можно пересчитать по пальцам руки: увеличение- уменьшение, дробление- объединение, прием наоборот, ускорение- замедление, динамичность – статичность и другие.
Сегодня мы рассмотрим некоторые из них.
Прием «уменьшение-увеличение» заключается в уменьшении или увеличении выбранного объекта или его части. Результаты этих действий будут совершенно различны. Увеличивать или уменьшать можно абсолютно все: размеры, вес, расстояния, скорость, громкость, богатство и др. Пример из жизни.
Первые ЭВМ были очень большими, громоздкими. С развитием техники происходит изменение масштабов Тот объем материалов, хранение которых раньше занимало полкомнаты, сейчас помещается на крошечную флешку. В ракетостроении наоборот, шло увеличение размеров – от первых небольших ракет до гигантов типа «Энергия».
С приемом «уменьшение-увеличение» дети знакомятся во многих сказках, баснях, рассказах: «Дюймовочка», «Мальчик-с-пальчик», «Приключение Гулливера», «Кот в сапогах» и др. Этот прием особенно понятен и доступен детям, стимулирует фантазирование и доставляет большое удовольствие.
Они представляют, что какой-то объект стал большим-пребольшим или наоборот очень-очень маленьким. Каково им будет существовать в новом образе среди других предметов, это предстоит решить детям.
Аналогично можно увеличивать и уменьшать любой объект. А если увеличить зонтик, карандаш, плюшевого медведя.
При этом не менять всего остального в окружении. Как по-новому можно использовать этот огромный предмет? Что будет хорошего, а что плохого в таком новом качестве? Зонтик-крыша от скамьи, карандаш-светильник, медведь-кровать. Можно придумать еще множество вариантов.
Представляю парный прием, помогающий придумывать новые усовершенствования или просто забавные объекты.
Дробление и объединение часто применяют в строительстве, в дизайне для удобства, функциональности или для красоты. Поясню, в чем суть.
(Объединение)
Назначение приёма объединение — добавить новые грани к образу, сделать объект более выразительным или более функциональным. Или то и другое вместе.
Модели применения приема фантазирования объединение используют, когда соединяют одинаковые объекты.
Дома наглядно демонстрируют суть приема. Хотя, выглядят сумбурно.
В случае объединения разных предметов, можно говорить о повышении степени универсальности, потому что объект стал выполнять дополнительные функции.
( Это зеркало и гладильная доска)
Дробление.
Помните притчу о том, легко ли сломать веник? А если разделить его на прутики?
Часто, чтоб произвести над объектом сложное действие, необходимо его раздробить, а потом нужное действие выполнить с каждой частью. Либо объект изначально делают раздельным для изолированного осуществления действий.
Можно увидеть такие примеры, когда предмет сначала разделяют на части, а затем части снова собирают в целое, оставляя исходный объект раздробленным. «Объединение-дробление», как изобретательский принцип, применяется в решении ТРИЗовских задачек для устранения противоречия.
Прием Наоборот или "связка ключей" для любых замков
Молодой художник жаловался Рафаэлю:
- Пишу картину два-три дня, а потом год не могу её продать.
- А ты попробуй наоборот, - ответил Рафаэль.
Суть этого приема - показать, что будет, если у исходного объекта изменить свойство или функцию на противоположные. К примеру, сделать неподвижное подвижным, теплое холодным, прямое извилистым и т. д. он рекомендует вместо прямого действия, диктуемого условиями задачи, попробовать осуществить обратное действие: движущуюся часть объекта сделать неподвижной, а неподвижную часть подвижной; попробовать перевернуть или вывернуть объект; гнев сменить на милость; функцию сменить на антифункцию; общепринятые решения сменить на обратные... А вдруг будет хорошо?!
Полезно знать"сладкую" классическую ТРИЗовскую задачу:
Необходимо поместить жидкую начинку внутрь самодельной шоколадной конфетки. Для этого начинку подогревают, чтобы она быстро заполняла шоколадную форму, но при этом тает шоколад и конфета портится. Как быть ? Заморозить начинку и окунуть в горячий шоколад.
Изменить какое-либо качество объекта, факта
(или сам факт) на противоположное.
-Как строят высокие башни?
-Спросили однажды Ходжу Насредина.
-Очень просто, - ответил лукавый Насредин.
-Сначала копают глубокие колодцы, а потом
выворачивают их наизнанку. Очень часто мы сами применяем этот прием в своей работе,выворачиваясь наизнанку)))) Спасибо!
Есть очень вкусные шоколадные конфеты - "бутылочки с ромом". При их изготовлении сталкиваются с противоречием:
- "Ром" (сладкий желеподобный сироп) должен быть горячим, чтобы его легко было залить в шоколадную бутылочку, но тогда плавится шоколад.
- Если ром холодный, то шоколад не плавится, но очень трудно его залить. Что делать? Делают наоборот: ром не нагревают,а замораживают .
Изменить какое-либо качество объекта, факта
(или сам факт) на противоположное.
-Как строят высокие башни?
-Спросили однажды Ходжу Насредина.
-Очень просто, - ответил лукавый Насредин.
-Сначала копают глубокие колодцы, а потом
выворачивают их наизнанку.
Классическая задача про конфету:
Необходимо поместить жидкую начинку внутрь самодельной шоколадной конфетки. Для этого начинку подогревают, чтобы она быстро заполняла шоколадную форму, но при этом тает шоколад и конфета портится. Как быть? Полезно знать "сладкую" классическую ТРИЗовскую задачу:
Есть очень вкусные шоколадные конфеты - "бутылочки с ромом". При их изготовлении сталкиваются с противоречием:
- "Ром" (сладкий желеподобный сироп) должен быть горячим, чтобы его легко было залить в шоколадную бутылочку, но тогда плавится шоколад.
- Если ром холодный, то шоколад не плавится, но очень трудно его залить. Что делать? Делают наоборот: ром не нагревают,а замораживают
Ускорение–замедление
Ускорить (замедлить) действие так, чтобы получилось новое
качество.
Тучка по небу идет.
Бочка по морю плывет.
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам.”
(А.С.Пушкин “Сказка о царе Салтане”)
Квантование – непрерывность
Если действие факта было непрерывным – сделать его прерывистым, если было прерывистым - сделать непрерывным.
“Однажды девочка ушла из дому,
а мать и говорит: “Горшочек, вари!”-
и стала вариться в нем каша, и наелась
мать досыта, но как остановить горшочек,
она позабыла. И вот варит он и варит…
Вот уже кухня полна, и вся изба полна,
и ползет каша в другую избу, и улица вся
полна, словно хочет он весь мир
накормить.”
(Братья Гримм “Сладкая каша”)
Динамичность – статичность
Если факт статичен- сделать его изменчивым, если изменчив- сделать статичным.
“Емеля сказал: “По щучьему велению,
по моему прошению, печка, ступай
к королю!”
Сам сел на печь, печка и пошла.”
(“По щучьему велению”)
Изменение свойств
Изменить наименее изменяемое свойство объекта или среды, в которой он существует.
"Ей в приданое дано
Было зеркальце одно.
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело»
(А.С.Пушкин)
Внесение – вынесение
Какую-либо функцию объекта перенести к другому или сам рассматриваемый объект перевести в совершенно другой класс явлений.
“Вот это да! – подумала Алиса. –Видала я котов без улыбок, но улыбка без кота! Такого я в жизни еще не встречала.”
(Льюис Кэрролл “ Приключения Алисы в стране чудес”)
Добавление фантастических свойств человеку.
Антропоморфизм
Приёмы, или "связка ключей" для любых замков
Приём "Наоборот"
Молодой художник жаловался Рафаэлю:
- Пишу картину два-три дня, а потом год не могу её продать.
- А ты попробуй наоборот, - ответил Рафаэль.
Этот приём (см. также здесь) еще называют "Инверсия", он рекомендует вместо прямого действия, диктуемого условиями задачи, попробовать осуществить обратное действие: движущуюся часть объекта сделать неподвижной, а неподвижную часть подвижной; попробовать перевернуть или вывернуть объект; гнев сменить на милость; функцию сменить на антифункцию; общепринятые решения сменить на обратные... А вдруг будет хорошо?!
Полезно знать "сладкую" классическую ТРИЗовскую задачу:
Есть очень вкусные шоколадные конфеты - "бутылочки с ромом". При их изготовлении сталкиваются с противоречием:
- "Ром" (сладкий желеподобный сироп) должен быть горячим, чтобы его легко было залить в шоколадную бутылочку, но тогда плавится шоколад.
- Если ром холодный, то шоколад не плавится, но очень трудно его залить. Что делать? Делают наоборот: ром не нагревают,а замораживают
Уменьшение-увеличение
Прием «уменьшение-увеличение» заключается в уменьшении или увеличении выбранного объекта или его части. Результаты этих действий будут совершенно различны. Увеличивать или уменьшать можно абсолютно все: размеры, вес, расстояния, скорость, громкость, богатство и др.
Пример из жизни.
Первые ЭВМ были очень большими, громоздкими. С развитием техники происходит изменение масштабов, миниатюризация. Тот объем материалов, хранение которых раньше занимало полкомнаты, сейчас помещается на крошечную флешку, которую даже увеличивают в размерах (за счет объединения с другими элементами) для удобства в пользовании.
В ракетостроении наоборот, шло увеличение размеров – от первых небольших ракет ГИРД-Х до гигантов типа «Энергия».
С приемом «уменьшение-увеличение» дети знакомятся во многих сказках, баснях, рассказах: «Дюймовочка», «Мальчик-с-пальчик», «Приключение Гулливера», «Кот в сапогах», «Маленький Мук», «Лиса и журавль», «Необыкновенные приключения Карика и Вали» Я.Ларри и др. Этот прием особенно понятен и доступен детям, стимулирует фантазирование и доставляет большое удовольствие.
- ТРИЗ позволяет развивать воображение, фантазию детей.
- ТРИЗ позволяет преподносить знания детей в увлекательной и интересной для детей форме, обеспечивает их прочное усвоение и систематизацию.
- ТРИЗ работает на принципах педагогики сотрудничества, ставит детей и педагогов в позицию партнёров, стимулирует создание ситуации успеха для детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Секреты мотивации: зачем учиться?
полезная информация...

ЗАЧЕМ УЧИТЬ СТИХИ?
Стихи развивают память Стихи совершенствуют интеллект Стихи учат презентовать себя Стихи растят разностороннего человека...

Консультация для родителей " Зачем учить с детьми стихи?"
Заучивание стихотворных строк расширяет кругозор, совершенствует уютную речь, увеличивает активный словарь детей. ...
зачем учить английский язык
в статье расскрываются правила изчения анлийского яхыка , доступно описаны причины изучения иностранного языка и сделан вывод...
Приёмы технологии ТРИЗ для развития фантазирования в начальной школе
Предлагаются разнообразные приёмы для развития фантазии у детей младшего школьного возраста в урочной и внеурочной деятельности...
Зачем учиться музыке?
Занятия музыкой приносят удовольствие. Особенно когда присутствует интерес к этому направлению. Если у человека, ребенка или взрослого, есть мечта петь или играть на барабанах, то самое время попробов...