Применение модели ЭИЗ на уроках в начальной школе.
статья на тему

Васильева Светлана Иннокентьевна

Цель: показать способы формирования познавательных УУД с помощью инструментов ТРИЗ-технологии на разных уроках.

Задачи: раскрыть сущность базовой модели ТРИЗ «Элемент – Имена признаков – Значения признаков»; показать возможности использования данной модели на разных уроках в начальной школе для формирования познавательных УУД.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение модели ЭИЗ на уроках в начальной школе.

Цель: показать способы формирования познавательных УУД с помощью инструментов ТРИЗ-технологии на разных уроках.

Задачи: раскрыть сущность базовой модели ТРИЗ «Элемент – Имена признаков – Значения признаков»; показать возможности использования данной модели на разных уроках в начальной школе для формирования познавательных УУД.

(Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.) Для их формирования мы используем разные инструменты ТРИЗ, среди которых базовым является модель «Элемент – Имена признаков – Значения признаков» (ЭИЗ). Данная модель даёт нам возможность учить детей выделять существенные признаки объектов, описывать по общему плану, формировать такие логические операции, как сравнение, анализ, классификация, а так же систематизировать знания, структурировать информацию.

Элементами являются все объекты, которые мы рассматриваем, анализируем, изучаем. Элемент может быть как материальным, так и не материальным.

Имена признаков – это названия характеристик элемента, параметры его описания. Признаки могут иметь:

  • 1 значение (существенный признак):
  • 2 альтернативных значения,
  • несколько значений,
  •  бесконечно много отдельных значений;
  •  бесконечное множество значений, которые нельзя сосчитать.

Признаки могут быть общие и специфические.

Специфические – выделяются в зависимости от конкретной проблемы. Их можно разделить на 3 группы:

  • 1 группа - отражает существенные признаки моделируемого объекта, значение которого является одинаковым для данного множества объектов.
  • 2 группа отражает характерные признаки, значения которых могут меняться у данного множества объектов.
  • 3 группа – специальные признаки, позволяют оперировать моделью как объектом. Эта группа отражает признаки, которые отличают модель от реального объекта и помогают решать проблему.  

Как правило, чтобы узнать имя признака мы задаем вопрос. (ПРИМЕР: МЯЧ элемент-мяч, признак-шар, значения-массаж).

Для описания объекта удобно использовать таблицу. Так мы получаем своеобразный паспорт объекта.

Модель ЭИЗ можно использовать на любом уроке. Кроме того, с неё начинается формирование исследовательских навыков школьников.

Составление паспортов различных частей речи на уроках русского языка способствует систематизации знаний детей о данной части речи и является своеобразной памяткой при морфологическом разборе слов. На уроках математики в результате изучения темы «Многозначные числа» мы получили паспорт числа. На литературном чтении можно составить паспорт литературного героя, что является итогом, обобщением всей работы над произведением. Такая работа способствует формированию навыков смыслового чтения.

Если поочерёдно скрывать один из столбцов таблицы, мы получаем различные типы заданий, которые можно использовать на разных этапах урока: – найти элемент по его описанию, или отгадать загадку - на этапе актуализации знаний. «Я загадала элемент. Вы спросите…, я отвечу …. Угадайте элемент»; – определить план, по которому описан объект, угадать паспорт объекта. Можно закрыть первые два столбца (элемент, имена признаков), и задание усложнится. Подобные виды заданий применяются на этапе повторения и контроля знаний; – описать элемент по заданному плану, или составить загадку об элементе по плану (скрыты значения признаков).

Инструментом для отслеживания и оценки процесса развития УУД, позволяющим оценить результативность деятельности педагога по использованию образовательной технологии, является мониторинг. Мы использовали учебно-методический комплект «Учимся учиться и действовать» авторов Меркуловой Т.В., Теплицкой А.Г., Бегловой Т.В. Диагностировались следующие познавательные УУД:

  • умение осуществлять логическое действие «анализ» с выделением существенных и несущественных признаков;
  • умение осуществлять логические действия «синтез», «обобщение»;
  • умение осуществлять логическое действие «сравнение» по заданным признакам;
  • «классификация» по заданным критериям; умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

Результаты мониторинга: у 51% учащихся 1 «а» класса (2013-2014 уч.г.) сформированы познавательные УУД на базовом уровне. В 2014-2015 уч.г. динамика составила +4%. Эти данные позволяют сделать вывод об эффективности использования ТРИЗ-технологии для формирования всех видов УУД, в том числе познавательных, а также для формирования начальных исследовательских навыков в процессе работы над проектом. Обучение с применением инструмента ТРИЗ является проблемно-ориентированным и деятельностно-ориентированным, что отвечает требованиям современного образования. Его содержание включает метапредметные средства, позволяющие структурировать и преобразовывать информацию с целью выявления, анализа и решения проблем в различных областях знаний. Именно такое обучение способствует успешному формированию познавательных УУД учащихся на уроках.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОДЕЛЬ «ЭЛЕМЕНТ – ИМЕНА ПРИЗНАКОВ – ЗНАЧЕНИЯ ПРИЗНАКОВ» Подготовила : Васильева Светлана Иннокентьевна

Слайд 2

ЭИЗ Данная модель дает нам возможность учить детей выделять существенные признаки объектов, описывать по общему плану, формировать такие логические операции, как сравнение, анализ, классификация. С помощью которого можно составлять различные задания.

Слайд 3

Как устроена модель ЭИЗ? ЭИЗ-это таблица, в которой восклицательный знак обозначает заданную часть, а вопросительный ту часть, которую нужно найти. В ней рассматриваются любые элементы (предметы, вещества, явления, величины, части речи) и указываются имена признаков и их значения. Модели не даются обучающимся в готовом виде, а формируются самими детьми в учебном процессе.

Слайд 4

КОНСТРУКТОР ЗАДАНИЙ НА МОДЕЛЬ ЭИЗ ОБЪЕКТ Имя признака Значение признака ? Способ передвижения Летает пища насекомые жилище гнездо СТРОИМ КОНКРЕТНОЕ ОПИСАНИЕ. ИСПОЛЬЗУЕМ СУЩЕСТВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ Вы спросите… Я отвечу…

Слайд 5

КОНСТРУКТОР ЗАДАНИЙ НА МОДЕЛЬ ЭИЗ ОБЪЕКТ Имя признака Значение признака ласточка Способ передвижения ? пища ? жилище ? СТРОИМ КОНКРЕТНОЕ ОПИСАНИЕ. ИСПОЛЬЗУЕМ СУЩЕСТВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ Опишите … по плану…

Слайд 6

КОНСТРУКТОР ЗАДАНИЙ НА МОДЕЛЬ ЭИЗ ОБЪЕКТ Имя признака Значение признака ласточка ? Летает ? насекомые ? гнездо СТРОИМ КОНКРЕТНОЕ ОПИСАНИЕ. ИСПОЛЬЗУЕМ СУЩЕСТВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ Угадайте вопросы по ответам

Слайд 7

КОНСТРУКТОР ЗАДАНИЙ НА МОДЕЛЬ ЭИЗ ОБЪЕКТ Имя признака Значение признака ? ! ! ! ? ! ! ! ? Практикум: сконструируйте задания

Слайд 8

КОНСТРУКТОР ЗАДАНИЙ НА МОДЕЛЬ ЭИЗ ОБЪЕКТ Имя признака Значение признака ласточка Способ передвижения Летает пища насекомые жилище гнездо СТРОИМ КОНКРЕТНОЕ ОПИСАНИЕ. ИСПОЛЬЗУЕМ СУЩЕСТВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ

Слайд 9

КАК УСТРОЕНА МОДЕЛЬ ЭИЗ? Запишите 5 вопросов, которые Вы зададите: новому ученику - о нем; человеку, который предлагает Вам билет на концерт – о концерте; методисту, предлагающему вам использовать новый учебник по русскому языку – об этом учебнике. Элемент … Имя признака 3 Имя признака 2 Имя признака 1 Вопрос  имя признака Ответ  значение признака (значение1, значение2,…) (значение1, значение2,…) (значение1, значение2,…) (значение1, значение2,…) (значение1, значение2,…) ПРИЗНАК ИМЯ ЗНАЧЕНИЕ

Слайд 10

Ученик Ведущий канал восприятия Любимое занятие Семья ПРИМЕР полная, один родитель, опекуны,… чтение, комп. игры, прогулки,… зрительный, слуховой, кинестет. ,… ТЕРИМИНОЛОГИЯ: ОСНОВАНИЕ= ИМЯ ПРИЗНАКА; ПРИЗНАК, СВОЙСТВО= ЗНАЧЕНИЕ ПРИЗНАКА

Слайд 11

Элемент … Имя признака 3 Имя признака 2 Имя признака 1 (значение1, значение2,…) (значение1, значение2,…) ИНСТРУМЕНТЫ Игра «Да-Нет»: Я загадала вопрос о части речи ВОПРОСЫ? ТРЕНИНГИ КАК УЧИТЬ РАБОТАТЬ С ПРИЗНАКАМИ?

Слайд 12

ПРИЗНАК ИМЯ ЗНАЧЕНИЕ Как научить работать с признаками объектов ВОПРОС ОТВЕТ Часть речи Что обозначает ? объект Имя признака Возможные значения признаков На какие вопросы Отвечает? ? … …

Слайд 13

МОДЕЛЬ ЭИЗ: НАГЛЯДНОСТЬ

Слайд 15

СЕКРЕТЫ МОДЕЛИ ЭИЗ Элементами являются все объекты, которые мы рассматриваем, анализируем, изучаем. Имена признаков-это названия характеристик элемента, параметры его описания. Каждый признак имеет множество значений. Для опи-сания объекта удобно использовать таблицу. Так мы получаем своеобразный паспорт объекта.

Слайд 16

МОДЕЛЬ ЭИЗ: НАГЛЯДНОСТЬ

Слайд 17

СЕКРЕТЫ МОДЕЛИ ЭИЗ Тренинг «Назови как можно больше» Составление паспортов различных частей речи на уроках русского языка способствует систематизации знаний детей о данной части речи и является своеобразной памяткой при морфологическом разборе слов. Мы рассматриваем элементы мира на разных уровнях абстракции и, значит, чаще имеем дело с понятиями, чем с отдельными элементами

Слайд 18

«Ищем все признаки, которые имеют только одно значение»; «Ищем все признаки, которые имеют только 2 значения» «Ищем все признаки, которые имеют много значений, но их можно сосчитать» «Ищем все признаки, у которых даже нельзя сосчитать значения» 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23

Слайд 19

«Элемент – имена признаков – значения признаков» « ВИТРИНА » Учитель (или ведущий – ребенок) – продавец, он загадывает объект из копилки. Дети – покупатели. Они задают вопросы, пытаясь определить, какой объект загадан. Учитель отвечает. Цена объекта – количество вопросов, за которое он «продан». Затем обсуждается лучший вопрос (или последовательность вопросов), который позволил быстрее прийти к ответу. Далее можно ввести запрет на уже использованные вопросы и повторить игру

Слайд 20

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 14 15 16 17 18 19 20 21 22 Задайте вопросы для игры «Витрина»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение презентации PowerPoint на уроках в начальной школе

Статья содержит информацию о целях, назначении, преимуществах использования информационных технологий и использования презентации PowerPoint  на современном уроке в начальной школе...

Применение интерактивной доски на уроках в начальной школе

"Эффективность использования интерактивной доски SmartBoard на уроках в начальных классах"...

Статья "Применение информационных технологий на уроках в начальной школе как средство повышения эффективности урока"

P { margin-bottom: 0.21cm; } P { margin-bottom: 0 В начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребёнка с игровой на учебную.  Такая перемена нелегко переносится многими учащи...

Применение игровых технологий на уроках в начальной школе. (Умная игра на уроке)

Игровые приемы, используемые на уроках и во внеурочной деятельности, позволяют учащимся раскрыть и активизировать свои способности, усиливают интерес к изучаемым предметам, побуждают к решению учебных...

Мастер-класс для учителей начальной школы Невского района Санкт-Петербурга по теме "Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе"

Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе. Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе....

Выступление на школьном методическом объединении учителей начальных классов «Применение дидактических игр на уроках в начальной школе»

Одной из таких технологий является дидактическая игра - как форма диалоговой технологии.Игра имеет особое важное значение в жизни детей младшего школьного возраста.В настоящее время дидакты ...