Учет индивидуальных особенностей обучающихся с ОВЗ на уроках и во внеурочное время.
статья на тему

Татаринова Анастасия Петровна

Статья для учителей про индивидуальные особенности детей с ОВЗ. Инклюзия. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx22.62 КБ

Предварительный просмотр:

Учет индивидуальных особенностей обучающихся с ОВЗ на уроках и во внеурочное время.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА; с задержкой  и комплексными нарушениями развития. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. Эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартной общеобразовательной школы, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития.  

Инклюзия означает - раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям, она учитывает, как потребности, так и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха. Инклюзивные подходы могут поддержать особых детей в обучении и достижении успеха, что даст шансы и возможности для лучшей жизни. Создание всеобъемлющих условий для получения образования детьми с учетом их психофизических особенностей следует рассматривать в качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья.
Специальные методики для обучения детей с ОВЗ

В целом в школе педагоги работают с детьми по специальным методикам обучения, которые касаются всех этапов: разъяснение нового материала, выполнение заданий, оценивание работы учащегося. Педагогом используются следующие методические приемы:

- Поэтапное разъяснение заданий.

- Последовательное выполнение заданий.

- Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.

- Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.

- Близость к учащимся во время объяснения задания.

Перемена видов деятельности

- Подготовка учащихся к перемене вида деятельности.

- Чередование занятий и физкультурных пауз.

- Предоставление дополнительного времени для завершения задания.

- Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания.

- Работа на компьютерном тренажере.

- Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения.

- Использование упражнений с пропущенными словами/предложениями.

- Дополнение печатных материалов видеоматериалами.

- Обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске.

- Использование карточек и тестов для дифференцированного и индивидуального обучения;

Разноуровневые проверочные работы, согласно программе с учетом индивидуальных особенностей.

Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ

- Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями.

- Ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки.

- Разрешение переделать задание, с которым он не справился.

- Оценка переделанных работ.

- Использование системы оценок достижений учащихся.детей

Не менее важная задача, стоящая перед  педагогами - это выявление одаренных детей среди детей с ОВЗ. Психолого-педагогическая поддержка детей, имеющих высокий уровень учебной мотивации и высокий уровень обучаемости, осуществляется педагогами школы и сотрудниками службы сопровождения. На этапе диагностической работы определяется группа сопровождения. При входной диагностике (при поступлении в школу, в первый год обучения) для каждого ученика разрабатывается индивидуальная программа сопровождения. Совместная работа педагогов и сотрудников психологической службы предполагает постоянное взаимодействие по вопросам развития ребенка, имеющего повышенный уровень развития основных психических процессов.

Организация процесса познания – одна из важнейших задач, стоящих перед учителями школ, где обучаются дети с ограниченными физическими возможностями. Познавательная деятельность – это средство достижения главной цели – самоопределения детей–инвалидов в нашем обществе и их социальная адаптация.мание физическомостоянию детей с ОВЗ

Здоровье сберегающая деятельность образовательного учреждения - это система мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся, включая:

- создание здоровье сберегающей инфраструктуры образовательного учреждения;

- рациональная организация образовательного процесса, использование в работе диагностических методов исследования для возможной организации на уроке коррекции здоровья детей;

- организация физкультурно-оздоровительной работы;

- просветительско-воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование ценности здоровья,  здорового образа жизни, правильного отношения учащихся  к урокам физической культуры к занятиям спортом и личностной рефлексии учащихся  по проблеме коррекции мнения о себе и о своем здоровье;

- организация системы просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями, с целью профилактики вредных привычек;

- медицинская профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся, сотрудничество с медицинским персоналом школы и поликлиникой с последующей коррекцией с их помощью физического здоровья учеников школы.

В построении воспитательного взаимодействия  используют следующие принципы воспитания:

  • принцип целостности (ребенок в своем единстве и целостности должен выступать предметом воспитания);
  • принцип бинарности (два взаимодействующих фактора – наследственности и среды жизни);
  • принцип доминанты (создание условий для проявления сильных сторон ребенка);
  • принцип вариативности (создание условий для постоянного выбора);
  • принцип помогающих отношений (развитие способностей к самопознанию, самостроительству, самореализации, самоутверждению);
  • принцип творческой активности (формирование уникальных черт и качеств личности, индивидуального стиля деятельности, авторского отношения к своему внутреннему и окружающему внешнему миру);
  • принцип рефлексивности (формирование умений и навыков самоанализа, самооценки, рефлексивной культуры).

Содержание, формы и средства реализации процесса воспитания

Содержание воспитательного процесса отбирается в соответствии с целями и принципами, так как это содержание должно содействовать развитию индивидуальности.
В процессе работы определяется, что ядром индивидуальности является собственное отношение ребенка к себе, социальному и природному окружению, миру человеческой культуры. Именно оно обусловливает индивидуальный стиль мышления и деятельности, своеобразие выборов форм и способов поведения и отношений с окружающими, особенности эмоционально-чувственного восприятия происходящих событий.

Исходя из выше перечисленных принципов можно выделить следующие компоненты, формирующиеся в процессе жизнедеятельности:

  • задатки и способности, по которым судят об индивидуальности того или иного ребенка. Склонности и способности можно назвать ключом к развитию и проявлению индивидуальности. В.А.Сухомлинский считал, что основой основ воспитания является стремление и умение педагога подметить в каждом ребенке его наиболее сильную сторону, найти в нем ту «золотую жилку», от которой начинается развитие индивидуальности, добиться того, что бы ребенок достиг выдающихся для своего возраста успехов в том деле, которое наиболее ярко выражает, раскрывает его природные задатки.
  • социально-культурный опыт – он включает в себя знание о человеке и об окружающей социальной и природной действительности, опыт творческого созидания, установления коммуникационных связей и отношений с людьми. От богатства этого опыта во многом зависит яркость и многогранность индивидуальности ребенка. Именно данный компонент можно рассматривать в качестве основания для формирования уникального сочетания в конкретном ребенке общих, особенных и единичных черт и качеств, а так же как необходимое условие становления культурного опыта ребенка.
  • нравственная направленность в соотнесении с духовно-нравственными ценностями общества.
  • творческая активность должна проявляться не только в каком-то одном виде деятельности, но и затрагивать жизнедеятельность ребенка в целом. Поэтому необходимо развивать в детском коллективе процесс коллективного и индивидуального жизнетворчества.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Схема для подбора методов и форм организации учебно-познавательного процесса с учетом индивидуальных особенностей обучающего

В построении образовательного процесса, при выборе технологий и методик обучения необходимо учитывать индивидуальные особенности обучающихся. Чтобы обеспечить усвоение учебного материала каждым ученик...

для учащихся с нарушением зрения, с учетом индивидуальных особенностей и психофизических возможностей детей, имеющих нарушение опорно- двигательного аппарата ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ Вариант 3.2.

Адаптированная образовательная программа ориентирована на получение образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с использованием специальных методов обучения и воспитания, направлен...

Доклад на педсовете тема: «Учет индивидуальных особенностей у обучающихся на уроках и во внеурочное время»

Докладна педсовететема:«Учет индивидуальных особенностейу обучающихся на уроках и во внеурочное время»...

Современный урок в рамках ФГОС – разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося

Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС)...

ПРОГРАММА по выявлению и развитию способностей обучающихся начальных классов на уроках и во внеурочное время

Цель программы:выявление, обучение, воспитание и поддержка                  одарённых детей, повышение социального ...

Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения (показать, как выявляются и развиваются способности обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно

Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения (показать, как выявляются и развиваются способности обучающихся...