ПРОГРАММА «Система Интенсивного развития способностей»
рабочая программа на тему
ПРОГРАММА
«Система Интенсивного развития способностей»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_sirs_1-4_kl_.docx | 52.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» г Тарко-Сале Пуровского района
«Рассмотрено» на заседании НМС Протокол № ____ от «31» августа 2015 года | «Согласовано»: Заместитель директора по … _________ от «1» сентября 2015 года | «Утверждаю» Директор школы ___________Т.С. Дойникова от «1» сентября 2015 года |
ПРОГРАММА
«Система Интенсивного развития способностей»
срок реализации: 4 года
возраст: 7-10 лет
тип программы - модифицированная
Авторы - составители:
учителя начальных классов
Сафина РН. Зорина О.В.
г. Тарко-Сале
Пояснительная записка
Данная программа является модернизированной, имеет научно-техническую направленность, составлена на основе следующих пособий:
- Буров А.Н., Майорова Е.Г. Развитие когнитивных способностей на основе СИРС. Быстрое чтение. Память. Методическое пособие. - Новосибирск: РИЦ «Эмари», 2005. - 74с.
- Буров А.Н. Методические разработки для проведения занятий по развитию памяти с использованием компьютера на основе СИРС. Методическое пособие. / Под ред. чл.- корр. РАО Бобко И.М., Молокова Ю.Г.. - Новосибирск: РИЦ «Эмари», 2005. - 48с.
- Буров А.Н., Майорова Е.Г. Развитие понятийного мышления. Методическое пособие. - Новосибирск, 2005.
Направленность программы «Система Интенсивного развития способностей» по содержанию является научно-технической; по функциональному предназначению — учебно- познавательной; по форме организации — групповой; по времени реализации — четырех годичной.
Новизна программы состоит в том, что компьютерная система интенсивного развития способностей (общеучебных и специальных) предназначена для развития интеллекта, творческих способностей человека (дошкольника, школьника, студента и взрослого), развития тех индивидуально - психологических особенностей, от которых зависит эффективность обучения, производительность интеллектуального труда.
В базисные основы интенсивного обучения включается развитие следующих индивидуально - психологических особенностей:
- памяти (образной, моторной, ассоциативной, логической);
- навыков интенсивного обучения – развитию навыков быстрого чтения (скорочтение);
- навыков оптимальной обработки текстовой информации;
- пространственных представлений;
- способностей к анализу, обобщению, аналогиям, абстрагированию.
Развитие базовых основ интенсивного обучения необходимо для повышения эффективности процесса усвоения учебного материала, оптимизации обучения (т.е. получения максимальных учебных результатов при минимальных затратах времени и усилий воспитанников).
Актуальность программы обусловлена тем, что СИРС позволяет развивать с помощью компьютерных технологий компоненты индивидуально-психологических особенностей человека, на которые в школах обращают недостаточное внимание, а именно:
- Навыков чтения "про себя", быстрого чтения. В младших классах очень большой упор делается на технику выразительного чтения вслух и очень мало внимания уделяется овладению навыками чтения про себя. Большой объём чтения вслух приводит к тому, что учащиеся, при чтении про себя, фактически читают с такой же артикуляцией, с такой же амплитудой речедвигательного аппарата, как и при чтении вслух, но только шёпотом. Очевидно, что использование речедвигательного компонента необходимо только на начальных стадиях обучения навыкам и умения чтения. Несовершенство техники чтения у обучаемых резко снижает интерес к познавательной деятельности. Поэтому быстрое чтение должно сопровождаться быстрым и глубоким усвоением.
- Обычно скорость чтения контролируется только в младших классах, чтению "про себя" не обучают. С пятого класса, когда резко возрастает количество предметов и общий объем информации, общая успеваемость обычно падает из-за отсутствия хороших навыков чтения «про себя» и плохого знания оптимальных алгоритмов запоминания. Быстрое чтение не является самоцелью. Целью является быстрое чтение при быстром и глубоком усвоении материала.
- Навыков классификации знаний (навыки классификации знаний позволяют значительно сократить время усвоения информации.);
- Памяти - образной, моторной и ассоциативной. Одновременное использование всех видов памяти значительно повышает эффективность- усвоение новой информации. Однако, иногда, развитие только одного компонента памяти может привести к положительным результатам.
- Пространственных представлений, мышления и т.д., всего того, что очень важно для учебы, работы, быта.
Педагогическая целесообразность
Чем раньше начинается развитие способностей, тем больше шансов на оптимальное их развитие. Наиболее успешному развитию интеллектуальных способностей у детей способствует внедрение компьютерной технологии системы интенсивного развития способностей (СИРС), что в свою очередь обеспечивает более высокий уровень обучения школьников. Одним из важных показателей успешности внедрения компьютерной программы является умение детей воспользоваться своими интеллектуальными способностями (дети становятся информационно развитыми и эрудированными, с высоким уровнем познавательных интересов; школьники имеют способность к абстрагированию и проявляют нестандартное мышление, развит творческий потенциал (неординарность подходов, оригинальность в решении вопросов), у них высокий уровень самоанализа и самоконтроля).
Учебные цели и задачи курса.
Предлагаемый учебный курс имеет практическую направленность.
Целью программы является опережающее развитие интеллектуальных способностей воспитанников (общеучебных и специальных) на основе компьютерных технологий.
Задачи курса:
- Развитие умственных способностей.
- Развитие пространственных представлений.
- Развитие способности к анализу, обобщению, аналогиям, абстрагированию.
- Развитие памяти (образной, моторной, ассоциативной).
Отличительные особенности данной программы.
Отсутствие навыков интенсивного обучения у воспитанников приводит к учебным перегрузкам, снижению успеваемости, переутомлению. Очень много времени тратится на подготовку домашних заданий, из-за чего возникает переутомление и резко сокращается круг интересов.
Развитие способностей, в том числе общеучебных и специальных у учащихся, в дальнейшем будет способствовать развитию личности, интеллектуальных и творческих способностей, повышение социального статуса подрастающего поколения. При изучении курса «Быстрое чтение, память, мышление» большое внимание уделяется развитию навыков быстрого чтения и образной/ассоциативной памяти. Использование СИРС при обучении быстрому чтению приводит к увеличению эффективности чтения в 1,5-12 раз в зависимости от индивидуально-психологических особенностей и состояния здоровья.
Сроки реализации, возраст детей.
На обучение принимаются учащиеся 7-10 лет. Предполагаемый объем учебного времени – 2 часа в неделю в течении полугодия, 22 часа.
Занятия проводятся в группах по 10 человек.
Формы организации учебных занятий.
- Структурной основой учебного материала является учебное занятие (факультатив). Промежуточная аттестация проводится в форме диагностики. Все задания выполняются на специальных компьютерных тренажерах. Изучение каждой темы начинается с диагностики, определения тренировочной скорости (максимальной скорости, при которой ученик может выполнить задание), которая в процессе работы за тренажером постепенно увеличивается. Затем обязательно необходим контроль изменения показателей (разница между первоначальной тренировочной скоростью и скоростью на данном этапе обучения) и, таким образом, определяем новую тренировочную скорость для следующего этапа. Полученные данные заносятся в индивидуальную для каждого учащегося ведомость результатов, разработанную для этого курса.
Количество учебных часов в году:
1 год обучения – 16 часов
2 год обучения – 22 часа
3 год обучения - 22 часа
4 год обучения – 22 часа
Принципы содержания компьютерной программы СИРС.
- - Принцип развивающего и воспитывающего обучения означает, что цели, содержание и методы обучения должны способствовать не только усвоению знаний и умений, но и
- познавательному развитию, а также воспитанию личностных качеств школьников.
- - Принцип индивидуализации и дифференциации обучения состоит в том, что цели
- содержание и процесс обучения должны как можно более полно учитывать индивидуальные и типологические особенности школьников. Реализация этого
- принципа особенно важна при обучении одаренных детей, у которых индивидуальные различия выражены в яркой и уникальной форме.
- - Принцип учета возрастных возможностей предполагает соответствие содержания
образования и методов обучения специфическим особенностям одаренных
школьников на разных возрастных этапах.
Минимально необходимый уровень знаний и технологических умений воспитанников перед прохождением курса.
Учащиеся:
- владеют навыками работы на компьютере;
- знают роль программного обеспечения в работе компьютера.
Ожидаемые результаты:
- будет повышен уровень развития интеллектуальных способностей школьников;
- будет обеспечено развитие информационной культуры школьников;
- будут сформированы предпосылки учебной деятельности школьников.
Формы контроля
- диагностика (тесты)
- практические работы (тренажеры)
- самоконтроль (приложение 1)
Учебно-тематический план
Первый год обучения
№ п/п | Наименование модуля | Количество часов | Практика |
1 | Память
Быстрое чтение
| 16 | 16 |
Итого | 16 | 16 |
Второй год обучения
№ п/п | Наименование модуля | Количество часов | Практика |
1 | Память
Быстрое чтение
| 22 | 22 |
Итого | 22 | 22 |
Третий год обучения
№ п/п | Наименование модуля | Количество часов | Практика |
1 | Память
Быстрое чтение
| 22 | 22 |
Итого | 22 | 22 |
Четвёртый год обучения
№ п/п | Наименование модуля | Количество часов | Практика |
1 | Понятийное мышление
| 22 | 22 |
Итого | 22 | 22 |
Содержание курса
1-й год обучения.
Компьютерная программа СИРС состоит из ряда модулей, каждый модуль, включает в себя несколько тренажеров.
- Модуль «Память»
Тренажер «Картинки в клетках»
А - клетки воды - развитие образной памяти,
Тренажер «Цифры и буквы» - увеличение объема оперативной памяти и скорости восприятия зрительной информации.
Тренажер «Картинки в клетках. Клетки воды».
Тренажер «Картинки в клетках. Трехмерные фигуры».
Тренажер Тренажер «Цифры и буквы».
Тренажер «Цифры и буквы: с увеличением количества цифр».
Тренажер «Цифры и буквы. Цифры: с уменьшение времени».
Тренажер «Цифры и буквы. Буквы: с уменьшением времени».
Тренажер «Цифры и буквы: с уменьшением времени».
Тренажер «Запоминание цветов».
Прогнозируемые результаты обучения
- увеличение количества запоминаемых клеток;
- увеличение количества запоминаемых картинок;
- увеличение количества запоминаемых знаков;
- увеличение количества запоминаемых цветов на тренинге (10) и успешная диагностика: запоминание расположения 10 цветов за 10 секунд.
Модуль «Быстрое чтение»
Тренажер «Таблица» - увеличение поля зрения, устойчивость внимания, увеличение скорости зрительного восприятия.
Прогнозируемые результаты обучения
- увеличение скорости чтения, усвоения и эффективности чтения;
- уменьшение времени, затрачиваемого на таблицы, увеличение поля зрения;
- увеличение скорости зрительного восприятия информации;
2-й год обучения.
- Тематика занятий усложняется с учетом возрастных особенностей детей.
Компьютерная программа СИРС состоит из ряда модулей, каждый модуль, включает в себя несколько тренажеров.
- Модуль «Память»
Тренажер «Картинки в клетках»
А - клетки воды - развитие образной памяти, увеличение объёма запоминаемой информации.
Б - трехмерные фигуры.
В - морфинг, квадратики, спички.
Тренажер «Цифры и буквы» - увеличение объема оперативной памяти и скорости восприятия зрительной информации.
Тренажер «Порядок слов» - развитие ассоциативной памяти.
Тренажер «Картинки в клетках. Клетки воды». Тренажер «Картинки в клетках. Трехмерные фигуры». Тренажер «Картинки в клетках. Морфинг». Тренажер «Картинки в клетках. Квадратики». Тренажер «Картинки в клетках. Спички». Тренажер «Цифры и буквы». Тренажер «Цифры и буквы: с увеличением количества цифр». Тренажер «Цифры и буквы. Цифры: с уменьшение времени». Тренажер «Цифры и буквы. Буквы: с уменьшением времени». Тренажер «Цифры и буквы: с уменьшением времени». Тренажер «Порядок слов». Тренажер «Запоминание цветов».
Прогнозируемые результаты обучения
- увеличение количества запоминаемых клеток;
- увеличение количества запоминаемых картинок;
- увеличение количества запоминаемых знаков;
- увеличение количества запоминаемых слов и уменьшение времени на запоминание;
- увеличение количества запоминаемых цветов на тренинге (10) и успешная диагностика: запоминание расположения 10 цветов за 10 секунд.
Модуль «Быстрое чтение»
Тренажер «Таблица» - увеличение поля зрения, устойчивость внимания, увеличение скорости зрительного восприятия.
Тренажер «Пословицы», «Антонимы» - способствует увеличению скорости мыслительных процессов и понятийного переключения.
Прогнозируемые результаты обучения
- увеличение скорости чтения, усвоения и эффективности чтения;
- уменьшение времени, затрачиваемого на таблицы, увеличение поля зрения;
- увеличение скорости зрительного восприятия информации;
3-й год обучения.
Компьютерная программа СИРС состоит из ряда модулей, каждый модуль, включает в себя несколько тренажеров.
- Модуль «Память»
Тренажер «Картинки в клетках»
А - клетки воды - развитие образной памяти, увеличение объёма запоминаемой информации.
Б - трехмерные фигуры.
В - морфинг, квадратики, спички.
Тренажер «Цифры и буквы» - увеличение объема оперативной памяти и скорости восприятия зрительной информации.
Тренажер «Порядок слов» - развитие ассоциативной памяти.
Тренажер «Картинки в клетках. Клетки воды». Тренажер «Картинки в клетках. Трехмерные фигуры». Тренажер «Картинки в клетках. Морфинг». Тренажер «Картинки в клетках. Квадратики». Тренажер «Картинки в клетках. Спички». Тренажер «Цифры и буквы». Тренажер «Цифры и буквы: с увеличением количества цифр». Тренажер «Цифры и буквы. Цифры: с уменьшение времени». Тренажер «Цифры и буквы. Буквы: с уменьшением времени». Тренажер «Цифры и буквы: с уменьшением времени». Тренажер «Порядок слов». Тренажер «Запоминание цветов».
Прогнозируемые результаты обучения
- увеличение количества запоминаемых клеток;
- увеличение количества запоминаемых картинок;
- увеличение количества запоминаемых знаков;
- увеличение количества запоминаемых слов и уменьшение времени на запоминание;
- увеличение количества запоминаемых цветов на тренинге (10) и успешная диагностика: запоминание расположения 10 цветов за 10 секунд.
Модуль «Быстрое чтение»
Тренажер «Таблица» - увеличение поля зрения, устойчивость внимания, увеличение скорости зрительного восприятия.
Тренажер «Пословицы», «Антонимы» - способствует увеличению скорости мыслительных процессов и понятийного переключения.
Прогнозируемые результаты обучения
- увеличение скорости чтения, усвоения и эффективности чтения;
- уменьшение времени, затрачиваемого на таблицы, увеличение поля зрения;
- увеличение скорости зрительного восприятия информации;
4-й год обучения.
- Тематика занятий усложняется с учетом возрастных особенностей детей.
Компьютерная программа СИРС состоит из ряда модулей, каждый модуль, включает в себя несколько тренажеров.
Модуль «Понятийное мышление»
Включает в себя несколько тренажеров, каждый из которых способствует развитию понятийного мышления - логического аспекта понимания, процессов анализа, синтеза, расширяет кругозор, влечёт за собой увеличение эффективности мышления, а также развивает когнитивные навыки: восприятие, внимание, память.
Тренажер «Чувство стихосложения».
Тренажер «Словарь».
Тренажер «Словарь наоборот».
Тренажер «Глаголы».
Тренажер «Переносный смысл слов».
Тренажер «Последовательности».
Тренажер «Пословицы».
Тренажер «Фразеологизмы».
Тренажер «Ориентировка в тексте».
Тренажер «Окончания».
Тренажер «Существенное понимание».
Прогнозируемые результаты обучения
- развитие когнитивных навыков: восприятие, внимание, память;
- увеличение словарного запаса воспитанников;
- развитие понятийного мышления (ориентировка в тексте, стихосложение, смысловая догадка, чувство юмора, пополнение словарного запаса).
Методическое обеспечение программы
Перечень средств ИКТ, используемых для реализации настоящей программы:
Аппаратные средства:
- мультимедийные компьютеры,
- локальная сеть;
- мультимедиа проектор;
- принтер;
Программные средства:
- операционная система Windows;
- компьютерная программа СИРС
Наглядный материал:
- тренировочные упражнения,
- индивидуальные карточки,
- Тренажер «Картинки в клетках. Клетки воды».
- Тренажер «Картинки в клетках. Трехмерные фигуры».
- Тренажер «Цифры и буквы».
- Тренажер «Цифры и буквы: с увеличением количества цифр».
- Тренажер «Цифры и буквы. Цифры: с уменьшение времени».
- Тренажер «Цифры и буквы. Буквы: с уменьшением времени».
- Тренажер «Цифры и буквы: с уменьшением времени».
- Тренажер «Порядок слов».
- Тренажер «Запоминание цветов».
- Тренажер «Чувство стихосложения».
- Тренажер «Словарь».
- Тренажер «Словарь наоборот».
- Тренажер «Глаголы».
- Тренажер «Переносный смысл слов».
- Тренажер «Последовательности».
- Тренажер «Пословицы».
- Тренажер «Фразеологизмы».
- Тренажер «Ориентировка в тексте».
- Тренажер «Окончания».
- Тренажер «Существенное понимание».
- Тренажер «Таблица».
- Тренажер «Пословицы».
- Тренажер «Антонимы».
- Тренажер «Чтение текста. Тип тренинга: затирка/закраска.
Примерное тематическое планирование курса «СИРС»
2 класс
| Тема занятия | Компетенции или универсальные учебные действия | Форма проведения |
1 | Регистрация в программе. Диагностика памяти, внимания. | Выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий) | |
2 | Диагностика памяти. | Выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий) | Тест |
3 | Диагностика объема слуховой и зрительной памяти. | Выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий) | Тест |
4 | Виды памяти. Способы запоминания. | Выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий) | Теоретическое занятие |
5 | Виды памяти. Способы запоминания. | Выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий) | Теоретическое занятие |
6 | Использование образной памяти. | Выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий) | Теоретическое занятие |
7 | Использование образной памяти. | Корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения | Теоретическое занятие |
8 | Как использовать ассоциативную память. | Корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения | Теоретическое занятие |
9 | Как использовать ассоциативную память. | Корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения | Теоретическое занятие |
10 | Развитие памяти. Запоминание цветов. Диагностика. | Корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения | Тест |
11 | Запоминание цветов. | Корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения | Тренинг |
12. | Запоминание «цифры». | Корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения | Тренинг |
13. | Запоминание «цифры». | Корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения | Тренинг |
14. | Запоминание цветов. | Корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения | Тренинг |
15. | Запоминание цветов. | Корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения | Тренинг |
16. | Картинки в клетках.3*3 | Сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам | Тренинг |
17. | Картинки в клетках.4*4 | Сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам | Тренинг |
18. | Картинки в клетках.5*5 | Сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам | Тренинг |
19. | Картинки в клетках.6*6 | Сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам | Тренинг |
20. | Порядок слов. (5 слов) | Сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам | Тренинг |
21. | Порядок слов. (10 слов) | Сравнивать различные объекты: выделять из множества один или | Тренинг |
22. | Порядок слов. (10 слов) | Сравнивать различные объекты: выделять из множества один или | Тренинг |
Перечень литературы и средств обучения:
Для воспитанников:
- Компьютерная программа СИРС 7.0
Для педагога:
- Буров А.Н. Методические разработки для проведения занятий по развитию памяти с использованием компьютера на основе СИРС. Методическое пособие. / Под ред. чл.-корр. РАО Бобко И.М., Молокова Ю.Г.. – Новосибирск: РИЦ «Эмари», 2005. – 48с.
- Буров А.Н., Майорова Е.Г. Развитие когнитивных способностей на основе СИРС. Быстрое чтение. Память. Методическое пособие. – Новосибирск: РИЦ «Эмари», 2005. – 74с.
- Буров А.Н., Майорова Е.Г. Развитие понятийного мышления. Методическое пособие. – Новосибирск, 2005.
Лист самоконтроля
Учащегося _______класса
Фамилия, имя__________________________________
№ | Задание | |||||||||||
1 | Таблица . Поле зрения. | |||||||||||
2 | Быстрое чтение | |||||||||||
3 | Запоминание цветов | |||||||||||
4 | Пространственное мышление | |||||||||||
5 | Запоминание цифры букв/ цифры | |||||||||||
6 | Картинки в клетках( клетки воды) | |||||||||||
7 | Порядок слов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание условий для развития духовно-богатой, творчески мыслящей личности, выявление и развитие способностей каждого ребенка.
оздание условий для развития духовно-богатой, творчески мыслящей личности, выявление и развитие способностей каждого ребенка.Высокий интеллектуально-творческий потенциал — гарантия подлинной личной св...
Рабочая программа "Система интенсивного развития способностей ребёнка"
Чем раньше начинается развитие способностей, тем больше шансов на оптимальное их развитие. Наиболее успешному развитию интеллектуальных способностей у детей способству...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу СИРС – Система Интенсивного Развития Способностей
Чем раньше начинается развитие способностей человека, тем больше шансов на оптимальное их развитие. Наиболее успешному развитию интеллектуальных способностей у детей способствует внедрение компьютерно...
«Игровые педагогические технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»
Мир, за последние десять лет, очень изменился. В потоке новой информации все труднее и труднее ориентироваться, скорость развития новых технологий увеличивается. Поэтому о...
программа "Развитие способностей обучающихся через развитие познавательной сферы, психомоторики и сенсорных процессов"
Цель программы: максимальная коррекция недостатков познавательных и эмоциональных процессов, моторных и сенсорных функций обучающихся с нарушением интеллекта, на основе создания опти...
2.8)Программа по развитию одар.детей. Работа по выявлению и развитию способн
2.8)Программа по развитию одар.детей. Работа по выявлению и развитию способн...
Рабочая программа по внеурочной деятельности курса "Система интенсивного развития способностей СИРС"
Рабочая программа по внеурочной деятельности курса "Система интенсивного развития способностей СИРС"...