Шахматная фигура слон
план-конспект занятия (1 класс) на тему

Внурочное занятие по шахматам

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shahmatnaya_figura_slon.doc505 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока « Шахматная фигура слон»

                                                          Конспект занятия

Цель занятия:

Познакомить детей с новой фигурой- слоном, объяснить как он ходит икак бьет. Внести такие понятия, как « белопольный слон», «чернопольный слон». Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр.
Научить детей ориентироваться на шахматной доске, изучить и записать ходы слона.

Задачи:

Личностные:

Прививать интерес и любовь к шахматной игре. Развивать логическое мышление, внимание, память и речь.

Познавательные:

 Актуализировать и расширить знания учащихся о шахматной фигуре «Слон», повторить об изученных фигурах.

Регулятивные:

Учить ставить цели, находить пути их достижения, делать выводы.

Коммуникативные:

Учить культурному общению, приемам сотрудничества в различных видах деятельности.

Оборудование: 
Проекционная система (проектор, экран), компьютер, электронная презентация урока.

Литература:
1. Книга «Шахматный учебник», авторы: Костров Всеволод и Давлетов Джалиль, Москва, 2012

2.Шахматная рабочая тетрадь, авторы: Костров Всеволод и Давлетов Джалиль, Москва, 2012

                                                               Ход урока.

Этап урока

Содержание урока

1.Мотивация к учебной деятельности

1.Организационный момент

Долгожданный дан звонок,

Шахматный нас ждет урок

Так что время не теряем,

 И работать начинаем.

2. Повторение.

-  Представьте себе шахматный город. Улицами будут вертикали, а домами — горизонтали. А жителей города узнаете, если отгадаете загадку.

Не люди, не звери.

 Не часы, а ходят.

- Шахматные фигуры .

- Поселим в городе разные фигуры. Каждая клеточка- площадь, где стоит дом. Назовем, где живет каждая фигура.

1.Игра « Волшебный мешочек».

Ход игры: Положить в небольшой мешочек шахматные фигуры. Завязать ребенку глаза и попросить его вытащить из мешочка одну фигуру на ощупь. Ребенок должен угадать, какую фигуру он вытащил из мешочка..
2.
Игра « Кто самый внимательный». Найдите ошибки.

                     Король-К    

Конь – Кр.      

Ферзь- Ф

Ладья - С    

Слон- Л  

Пешка - П

- Король на письме обозначается Кр,  конь -  К, ладья-Л, слон - С.

Вывод: Молодцы !

2. Погружение в тему урока. Выяснение целей, ожиданий.

1- Какая фигура спряталась    в слове «ЗАСЛОНКА».

 - Слон.
-Правильно, это фигура слон.

2.Актуализация знаний.

- Вспомните, как выглядит слон? Чем он отличается от всех животных?

- Слон отличается от всех животных хоботом.

- Почему у шахматного слона нет хобота?  

-Хобот отвалился, так как слон часто падал
 на пол. Но хобот приделывать не стали, и шахматной фигурой-слоном- сделали человечка, который управлял этим животным..

-Кстати, сейчас шахматная фигура слон осталась лишь в России и на родине в Индии.

3.Формулирование темы урока .

- Так чему мы будем сегодня учиться на занятии «Шахматной школы»?

- Сегодня  мы познакомимся с передвижениями новой фигуры- Слона.

3.Изучение нового материала.

1.- Кто знает, как передвигается  слон?  Это узнаете, если из карточек соберёте название шахматной дорожки.

тик       не     аль      наль       пре

ак     аго       ри       зон          ди  

-Это диагональ.

- Какие бывают диагонали по цвету и по длине?

-  Шахматные диагонали бывают белые и черные. Диагонали разные по длине. Бывают совсем маленькие и большие.  Большие: a1- h8 и h1- a 8 и совсем  маленькие, b1-a2 и g1-h2

- Слон двигается наискосок по диагонали на столько клеток на сколько захочет. Бьет слон так же, как и ходит, - по диагонали. Поставьте слонов на шахматную доску. Есть слоны, которые ходят по белым клеткам и по чёрным клеткам. Тех слонов, которые ходят по белым полям называют белопольными, а которые передвигаются по чёрным – чернопольными.  (Приложеие 1)

 На диаграмме показаны все возможные передвижения слонов. Слон с поля e1может пойти на a3 и  на h6. Слон с поля f1 может пойти на a6 и на h3.

- Назовите ходы черных слов.

- Слон   поля c8 пошел на h3. Слон с поля f8 пошел  на a3

Шахматный слон - ходы

4.Физминутка.

Поработали, ребятки!

А теперь- все на зарядку!

Влево, вправо повернитесь

Наклонитесь, поднимитесь,

Руки вверх, руки вбок,

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку,

Молодцы вы, ребятишки!

Замеляем, дети шаг

И на месте стой! Вот так

А теперь мы сядем дружно,

Нам еще работать нужно!

5.Практическая работа. Решение задач.

- Слон, как и ладья  ходит по прямым линиям. Но в чем же различие?.  

- Ладья ходит по вертикали и горизонтали. А слон до диагонали.

-Но слон, также как и ладья, считается линейной фигурой.  

1.На доске черный слон и белая ладья. Вспомните, как ходит ладья.. За сколько ходов ладья может съесть слона?

Шахматный слон - взятие

1Лh5-h2                

2 Л h2 : C а2

Такое же задание выполним и слоном. Самостоятельна работа.

За сколько ходов слон съест  ладью?.  

1.С а2- f7

.2 С а7: Л h5

2.
 Шахматный слон - переход

Белый шахматный слон решил отправиться в гости к чёрному. Поставьте на доске одного слона на h1 и другого слона на поле h7. Между фигурами возведём препятствия в виде чёрных пешек, которые нельзя есть. Давай прогуляемся неуклюжим слоном по интересному Лабиринту.

Путь всего один! Путешествие слона по узкой тропинке надо записать.
Ch1 – g2 – f1 – e2 – d1 – a4 – b5 – a6 – c8 – d7 – e8 – f7 – g8 : h7 

6. Работа в тетради.

1. Задание №3 в тетради .  

-Белопольный слон черных за сколько ходов съест белопольного слона белых?

А чернопольный слон белых за сколько ходов съест чернопольного  слона  черных?

7. Рефлексия

Выберите и  продолжите любое предложение.
- На сегодняшнем уроке я  узнал… 
- На этом уроке я похвалил бы себя за…

- После уроков мне захотелось…

- Сегодня я сумел…

— Удалось ли нам достичь поставленные цели? 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Шахматные фигуры. Начальная позиция.

презентация на тему: "Шахматные фигуры и их ходы"...

Урок шахмат "Шахматы.Шахматная доска. Шахматные фигуры"

Методическая разработка в рамках программы внеурочной деятельности "Шахматный Всеобуч"....

План-конспект урока "Знакомство с шахматной фигурой Слон"

Знакомство с фигурой Слон, ее особенностями...

Презентация к уроку "Изучение шахматной фигуры Слон"

Наглядный материал к уроку Слон-изучение шахматной фигуры...

Шахматная фигура - Слон

Задачи:1. Актуализировать и расширить знания учащихся о шахматной фигуре «Слон», повторить об изученных фигурах.2. Развивать внимание, память, мелкую моторику учащихся, расширять кругозор ...

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ На тему: «Шахматы. Шахматная доска. Особенности расположения фигур и пешек в начальном положении. Знакомство с шахматными фигурами».

Открытое занятие на тему: "Шахматы. Шахматная доска. Особенности расположения фигур и пешек в начальном положении. Знакомство с шахматными фигурами "...

Конспект занятия кружка «Белая ладья» для 2 класса на тему: «Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса»

На занятии проводится игровая практика по достижению материального перевеса с помощью дидактического задания “Выигрыш материала” (выигрыш ладьи, слона, коня). Игровая практика п...