Шахматная фигура слон
план-конспект занятия (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока « Шахматная фигура слон»
Конспект занятия
Цель занятия:
Познакомить детей с новой фигурой- слоном, объяснить как он ходит икак бьет. Внести такие понятия, как « белопольный слон», «чернопольный слон». Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр.
Научить детей ориентироваться на шахматной доске, изучить и записать ходы слона.
Задачи:
Личностные: | Прививать интерес и любовь к шахматной игре. Развивать логическое мышление, внимание, память и речь. |
Познавательные: | Актуализировать и расширить знания учащихся о шахматной фигуре «Слон», повторить об изученных фигурах. |
Регулятивные: | Учить ставить цели, находить пути их достижения, делать выводы. |
Коммуникативные: | Учить культурному общению, приемам сотрудничества в различных видах деятельности. |
Оборудование:
Проекционная система (проектор, экран), компьютер, электронная презентация урока.
Литература:
1. Книга «Шахматный учебник», авторы: Костров Всеволод и Давлетов Джалиль, Москва, 2012
2.Шахматная рабочая тетрадь, авторы: Костров Всеволод и Давлетов Джалиль, Москва, 2012
Ход урока.
Этап урока | Содержание урока |
1.Мотивация к учебной деятельности | 1.Организационный момент Долгожданный дан звонок, Шахматный нас ждет урок Так что время не теряем, И работать начинаем. |
2. Повторение. | - Представьте себе шахматный город. Улицами будут вертикали, а домами — горизонтали. А жителей города узнаете, если отгадаете загадку. Не люди, не звери. Не часы, а ходят. - Шахматные фигуры . - Поселим в городе разные фигуры. Каждая клеточка- площадь, где стоит дом. Назовем, где живет каждая фигура. 1.Игра « Волшебный мешочек». Ход игры: Положить в небольшой мешочек шахматные фигуры. Завязать ребенку глаза и попросить его вытащить из мешочка одну фигуру на ощупь. Ребенок должен угадать, какую фигуру он вытащил из мешочка.. Король-К Конь – Кр. Ферзь- Ф Ладья - С Слон- Л Пешка - П - Король на письме обозначается Кр, конь - К, ладья-Л, слон - С. Вывод: Молодцы ! |
2. Погружение в тему урока. Выяснение целей, ожиданий. | 1- Какая фигура спряталась в слове «ЗАСЛОНКА». - Слон. 2.Актуализация знаний. - Вспомните, как выглядит слон? Чем он отличается от всех животных? - Слон отличается от всех животных хоботом. - Почему у шахматного слона нет хобота? -Хобот отвалился, так как слон часто падал -Кстати, сейчас шахматная фигура слон осталась лишь в России и на родине в Индии. 3.Формулирование темы урока . - Так чему мы будем сегодня учиться на занятии «Шахматной школы»? - Сегодня мы познакомимся с передвижениями новой фигуры- Слона. |
3.Изучение нового материала. | 1.- Кто знает, как передвигается слон? Это узнаете, если из карточек соберёте название шахматной дорожки. тик не аль наль пре ак аго ри зон ди -Это диагональ. - Какие бывают диагонали по цвету и по длине? - Шахматные диагонали бывают белые и черные. Диагонали разные по длине. Бывают совсем маленькие и большие. Большие: a1- h8 и h1- a 8 и совсем маленькие, b1-a2 и g1-h2 - Слон двигается наискосок по диагонали на столько клеток на сколько захочет. Бьет слон так же, как и ходит, - по диагонали. Поставьте слонов на шахматную доску. Есть слоны, которые ходят по белым клеткам и по чёрным клеткам. Тех слонов, которые ходят по белым полям называют белопольными, а которые передвигаются по чёрным – чернопольными. (Приложеие 1) На диаграмме показаны все возможные передвижения слонов. Слон с поля e1может пойти на a3 и на h6. Слон с поля f1 может пойти на a6 и на h3. - Назовите ходы черных слов. - Слон поля c8 пошел на h3. Слон с поля f8 пошел на a3 |
4.Физминутка. | Поработали, ребятки! А теперь- все на зарядку! Влево, вправо повернитесь Наклонитесь, поднимитесь, Руки вверх, руки вбок, И на месте прыг да скок! А теперь бежим вприпрыжку, Молодцы вы, ребятишки! Замеляем, дети шаг И на месте стой! Вот так А теперь мы сядем дружно, Нам еще работать нужно! |
5.Практическая работа. Решение задач. | - Слон, как и ладья ходит по прямым линиям. Но в чем же различие?. - Ладья ходит по вертикали и горизонтали. А слон до диагонали. -Но слон, также как и ладья, считается линейной фигурой. 1.На доске черный слон и белая ладья. Вспомните, как ходит ладья.. За сколько ходов ладья может съесть слона? 1Лh5-h2 2 Л h2 : C а2 Такое же задание выполним и слоном. Самостоятельна работа. За сколько ходов слон съест ладью?. 1.С а2- f7 .2 С а7: Л h5 2. Белый шахматный слон решил отправиться в гости к чёрному. Поставьте на доске одного слона на h1 и другого слона на поле h7. Между фигурами возведём препятствия в виде чёрных пешек, которые нельзя есть. Давай прогуляемся неуклюжим слоном по интересному Лабиринту. Путь всего один! Путешествие слона по узкой тропинке надо записать. |
6. Работа в тетради. | 1. Задание №3 в тетради . -Белопольный слон черных за сколько ходов съест белопольного слона белых? А чернопольный слон белых за сколько ходов съест чернопольного слона черных? |
7. Рефлексия | Выберите и продолжите любое предложение. - После уроков мне захотелось… - Сегодня я сумел… |
— Удалось ли нам достичь поставленные цели? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Шахматные фигуры. Начальная позиция.
презентация на тему: "Шахматные фигуры и их ходы"...
Урок шахмат "Шахматы.Шахматная доска. Шахматные фигуры"
Методическая разработка в рамках программы внеурочной деятельности "Шахматный Всеобуч"....
План-конспект урока "Знакомство с шахматной фигурой Слон"
Знакомство с фигурой Слон, ее особенностями...
Презентация к уроку "Изучение шахматной фигуры Слон"
Наглядный материал к уроку Слон-изучение шахматной фигуры...
Шахматная фигура - Слон
Задачи:1. Актуализировать и расширить знания учащихся о шахматной фигуре «Слон», повторить об изученных фигурах.2. Развивать внимание, память, мелкую моторику учащихся, расширять кругозор ...
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ На тему: «Шахматы. Шахматная доска. Особенности расположения фигур и пешек в начальном положении. Знакомство с шахматными фигурами».
Открытое занятие на тему: "Шахматы. Шахматная доска. Особенности расположения фигур и пешек в начальном положении. Знакомство с шахматными фигурами "...
Конспект занятия кружка «Белая ладья» для 2 класса на тему: «Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса»
На занятии проводится игровая практика по достижению материального перевеса с помощью дидактического задания “Выигрыш материала” (выигрыш ладьи, слона, коня). Игровая практика п...