Формирование у детей элементарной дорожной грамотности в условиях детского дома.
статья на тему
Безопасность на дороге детей была и остаётся одной из самых острых проблем современности. В каждом городе за последние годы много сделано для улучшения дорожного движения: благоустраиваются дороги, строятся тротуары и пешеходные дорожки, внедряются современные средства регулирования движения. Правила дорожного движения едины для взрослых и детей, но, к сожалению, они написаны только «взрослым» языком, поэтому главной своей целью и задачей для педагогов, считаем умение доступно объяснить правила ребёнку.
Особое внимание в работе необходимо уделять воспитанникам закрытых детских учреждений, находящихся на полном государственном обеспечении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_pdd.docx | 18.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование у детей элементарной дорожной грамотности в условиях детского дома.
Безопасность на дороге детей была и остаётся одной из самых острых проблем современности. В каждом городе за последние годы много сделано для улучшения дорожного движения: благоустраиваются дороги, строятся тротуары и пешеходные дорожки, внедряются современные средства регулирования движения. Правила дорожного движения едины для взрослых и детей, но, к сожалению, они написаны только «взрослым» языком, поэтому главной своей целью и задачей для педагогов, считаем умение доступно объяснить правила ребёнку.
Особое внимание в работе необходимо уделять воспитанникам закрытых детских учреждений, находящихся на полном государственном обеспечении. В связи с особенностями здоровья и спецификой учреждений дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, сталкиваются с реальностью только отдельными сторонами. В течение всего периода нахождения воспитанника в учреждении его сопровождает постоянный контроль педагогических работников, вследствие чего приобретение опыта для самостоятельной жизни в открытом социуме осуществляется не в полной мере.
При проведении профилактических мероприятий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, важно учитывать психофизиологические особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
- непостоянство и быстрое истощение нервной системы;
- неспособность правильно оценить обстановку;
- быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение;
- процессы раздражения и возбуждения сильнее процессов торможения;
- потребность в движении преобладает над осторожностью;
- специфичность восприятия дорожной ситуации и реакции на приближающийся автомобиль;
- отсутствие способности отделить важные факторы от менее важных;
- недостаток знаний об источниках опасности;
- неадекватная реакция на сильные и резкие раздражители.
В процессе обучения детей правилам дорожного движения, основная задача педагогов — сформировать три основных навыка поведения, которые помогут ребенку сориентироваться в дорожных ситуациях.
Навык сосредоточения внимания – это граница, перед которой необходимо останавливаться, выдерживать паузу, для психологического переключения в связи с переходом в опасную зону, а также для адекватной оценки обстановки не только глазами, но и мыслями.
Навык наблюдения – ребенок должен видеть предметы, окружающие его, как подвижные(автомобили, движущиеся по дороге) так и неподвижные (автомобили, стоящие у обочины, кусты и т. д., закрывающие обзор проезжей части и воспринимать их как потенциальную опасность.
Навык самоконтроля– ступая на проезжую часть спешку и волнение необходимо оставить на тротуаре, соблюдать полное спокойствие и не отвлекаться ни на что те несколько минут, которые требуются для перехода дороги.
Важно, чтобы в процессе воспитания безопасного поведения при изучении ПДД, приобретение знаний, умений и навыков не являлись самоцелью, а способствовали формированию основ культуры безопасности и поведения на дорогах и улицах города, позволяющего мобилизовать мотивационные установки, эмоции, волю, интеллект, личностную и деятельную ориентацию воспитуемых.
В одной китайской притче говорится: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай сделать – и я пойму». В этих словах находит свое отражение суть одной из форм интерактивного обучения. Активность педагога уступает место активности детей, и создает условия для их инициативы.
Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач, главной их которых является развитие коммуникативных умений и навыков, помогает установлению эмоциональных контактов между воспитанниками, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей. Использование интерактивных форм в процессе обучения, снимает нервную нагрузку у детей, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание.
Методы и приемы, реализуемые в работе:
1. Взаимодействие со сказочным персонажем- подсказать, как себя вести, помочь справиться в трудной ситуации, найти ошибки в его поведении, научить.
2. Словесные приёмы - рассказ взрослого из личного опыта, сказка познавательного содержания, вопросы, беседа-рассказ ребенка, беседа-рассказ взрослого.
3. Игровые приемы - занятие-игра, дидактические игры, игровые упражнения, игры - соревнования, игры с правилами, элементы сюжетно-ролевых игр.
4. Наглядные приемы - иллюстрации, видеоматериалы, фотографии, схемы.
5. Художественное слово - стихи, сказки, загадки, рассказы.
6. Использование театра – спектакли (кукольный, настольный), инсценировки в исполнении отдельных детей.
7. Использование музыкального репертуара.
8. Практические действия детей - разбор проблемных ситуаций, творческая деятельность детей.
Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний, поэтому этот вид деятельности – основной. Игровой материал должен быть представлен дидактическими, настольно-печатными играми. С их помощью воспитанники учатся сравнивать и группировать по внешнему виду различные виды транспорта, закреплять знания сигналов светофора, правила для пешеходов. Во время игровой деятельности старшие дети могут составлять рассказы о дорожных ситуациях, разыгрывать инсценировки, составлять небольшие рассказы о дорожной ситуации. Для этого используются иллюстрированный материал: книги, плакаты с изображениями разных дорожных ситуаций. Предлагается детям дидактический материал (задание по штриховке, обводке, дорисовки предметов).
Применение информационных компьютерных технологий при ознакомлении с Правилами дорожного движения позволяет делать каждое занятие нетрадиционным, насыщенным, предусматривать разнообразные приемы и методы обучения. Использование анимации, слайдовых презентаций, фильмов позволяет вызвать активный познавательный интерес у детей к изучаемым явлениям. Способы визуальной поддержки материала позволяют добиться длительной концентрации внимания воспитанников, а также одновременного воздействия сразу на несколько органов чувств ребёнка, что способствует более прочному закреплению новых получаемых знаний.
Каждая деятельность – новый шаг в познание. А познание происходит через практическую творческую деятельность ребёнка. Деятельность детей в творческой мастерской направлено на развитие творческих способностей в рисовании, аппликации, художественном конструировании. В творческих работах дети отражают знания и представления о ПДД, делятся опытом с окружающими, тем самым пробуждая эмоциональную заинтересованность в познании ПДД. В процессе практической деятельности дети общаются, делятся впечатлениями, учатся работать в коллективе.
При обучении детей правилам дорожного движения необходимо подходить к детям дифференцированно, учитывая индивидуальные особенности и возможности каждого ребёнка.
Таким образом, при условии регулярной и систематической работы, психофизическое состояние ребенка позволяет воспринимать и усваивать учебный материал. Все вышесказанное в дальнейшем позволит воспитанникам быть самостоятельными, организованными, дисциплинированными, внимательными к окружающему миру, а, что самое главное, сохранить свою жизнь и здоровье. В результате дети ознакомятся с правилами дорожного движения и научатся адекватно вести себя в общественных местах, транспорте, чтоб будет способствовать их успешной адаптации в социуме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста на занятиях по изобразительной деятельности в условиях детского дома"
Развитие мелкой моторики на занятиях изобразительной деятельностью способствует улучшению освоения школьных программ....
ДОКЛАД «Развитие речевого общения у детей с умственной отсталостью в условиях детского дома – интерната».
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В УСЛОВИХ ДЕТСКОГО ДОМА-ИНТЕРНАТАТема данного выступления актуальна в педагогической теории и практики, так как наблюдается...
Проект :"Подготовка детей дошкольного и младшего школьного возраста к семейной жизни в условиях детского дома"
В данном проекте представлена работа воспитателей и узких специалистов детского дома по теме "Подготовка детей дошкольного и младшего школьного возраста к семейной жизни в условиях детского дома"...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ С ОВЗ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА
Одной из важных проблем образования сегодня является развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями. Таким подходом может стать развитие инклюзивно...
Авторская программа "Обучение грамоте и письму детей с проблемами в развитии в условиях детского дома"
Нарушение речи, отставание в овладении грамотой отрицательно влияют на формирование личности ребенка, способствуют развитию отрицательных черт характера (негативизм, замкнутость, нерешительность, агре...
Формирование жизненных компетенций в условиях детского дома
Коррекционно-педагогическая работа напрямую зависит от комфортного пребывания ребенка в ДДИ. Воспитанники детского дома - это особый контингент со своими комплексами поведенческого характера. Задача п...
“Особенности формирования культурно- гигиенических навыков детей с интеллектуальными нарушениями в условиях детского дома”
В статье рассматриваются основные особенности формирования культурно- гигиенических навыков детей с интеллектуальными нарушениями в условиях детского дома....