Доклад на тему "Выявление одаренных детей"
статья (1 класс) на тему
Здесь я говорю, в первую очередь, о работе с обычными и одарёнными детьми, которая стоит во главе моей собственной концепции преподавания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_yusupovoy_l.a._almetevsk.docx | 18.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Выявление и сопровождение одаренных детей.
Юсупова Ландыш Ахметсагировна
учитель начальных классов
муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная
школа №2» г. Альметьевска РТ
Американский писатель Джон Эрнст Стейнбек говорил: «Великий учитель − это великий художник, а вы знаете, как мало на свете великих художников». Поэтому преподавание, по праву, можно считать величайшим из искусств. Особенно там, где не желают учиться. Как быть с такими детьми? В первую очередь, нужно начать с себя, уметь рефлексировать, уметь признавать свои ошибки. Много правды для тех, кто не умеет этого делать, в персидском изречении: «Если бы небо услышало молитвы детей, на свете не осталось бы ни одного живого учителя». Во-вторых, вспомнить, что такое обучение.
Поэтому, быть хорошим современным учителем, учителем XXI века – это почти быть Богом… При этом: иметь хорошую теоретическую подготовку; постоянно заниматься самообразованием; владеть современными методиками преподавания предмета; активно внедрять в образовательный процесс компьютерные технологии; много работать над развитием учебного и творческого потенциала учащихся; осуществлять личностно-ориентированный подход к обучению; совершенствовать структуру урока; внедрять новые педагогические технологии; умело использовать возможности учебного кабинета; в процессе преподавания предметов использовать учебники нового поколения.
А главное, не стремиться развивать способности ученика до предела, а уметь видеть этот предел. Здесь я говорю, в первую очередь, о работе с обычными и одарёнными детьми, которая стоит во главе моей собственной концепции преподавания.
Педагогов для одарённых детей не готовят специально. Поэтому каждый из нас, постоянно занимаясь самообразованием, должен научиться работать и в этом аспекте тоже.
Не смотря на то, что точных (абсолютных) диагностик по выявлению одарённости на сегодняшний день не существует, учитель начальных классов всегда без труда и без помощи психолога может выявить преуспевающего, хорошо развитого и замотивированного на обучение ребёнка с устойчивыми интересами, так как такие учащиеся очевидны и отличаются: опережением в овладении знаний и их прочным усвоением; любознательностью (они в большом количестве задают необычные, а иногда и сложные для данного возраста вопросы); демонстрацией окружающим независимости, индивидуализма, желанием выполнять самостоятельно сложные задания; стремлением контактировать с более взрослыми сверстниками и взрослыми людьми; ответы и рассуждения отличаются неожиданными, нестандартными, более сложными, чем ожидает учитель, выводами, аргументами, умозаключениями; многие из них имеют прочную, ёмкую память; Развитие потенциала одарённости может сдерживаться рядом неблагоприятных причин, среди которых: трудные семейные обстоятельства, недостаточная мотивация, низкий уровень саморегуляции, отсутствие необходимой образовательной среды и другое. Для того, чтобы помочь проявиться и развиться потенциалу ребёнка, педагогу необходимо исследовать таких детей. И здесь лучше не доверять учительскому «чутью», так как достаточно большое количество всемирно известных гениев не были своевременно замечены своими педагогами. Одним тестом ответить на вопрос о наличии характеристик одарённости сложно, нужна кропотливая работа. Хотелось бы порекомендовать следующее: завести дневник педагогического наблюдения, в котором отмечать нестандартные оригинальные проявления учащихся, показывающих на одарённость (умозаключения, предложения, гипотезы, способы решения, поступки и т.д.); создавать провоцирующие ситуации, предлагать нестандартные задания, анкетировать, беседовать с родителями на предмет выявления потенциальных характеристик одарённости ребёнка; применять диагностические методики для выявления потенциала одарённости в конкретных областях знаний, так как скрытую общую одарённость у потенциально одарённых детей выявить трудно.
Не случайно известная пословица говорит о том, что «талантам нужно помогать…». Эти дети, не смотря на свои таланты, нуждаются в сопровождающем обучении. Обязательно проводить анализ промежуточных результатов сопровождения развития одаренного ребенка. Орисон Свитт Марден говорил о том, что «для успеха существуют два обязательных требования». Первое – «приступить к работе», и второе – «доводить работу до конца».
Список литературы по теме.
1. Барбитова А.Д. Использование средств личностно-ориентированного воспитания при работе с одарёнными детьми. // Одарённый ребёнок. – 2007,№2. – с.130-135
2. Бекетова З.Н. Организация работы с одарёнными детьми: проблемы, перспективы. // Завуч. – 2004, № 7. – с.83-87
3. Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одарённости : дискуссионные вопросы. // Одарённый ребёнок. – 2004, №4. – с.6-13
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ОДАРЕННОСТИ
Многим педагогам кажется, что одаренность увидеть легко. Но так ли это на самом деле?...
Выявление одаренных детей, система диагностических процедур и методов, направленных на выявление одаренности учащихся школы
Диагностика одаренности является актуальной и сложной проблемой для большинства специалистов, как педагогов, так и психологов. Это обусловлено множеством причин, таких как многообразие видов одареннос...
Буклет. Одаренные дети – что такое одаренность?
Одаренные дети – что такое одаренность?...
Одаренные дети .Общая интеллектуальная одаренность.
Общая интеллектуальная одаренность является то, что дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию....
Доклад на тему:«Одарённые дети.Система работы с одаренными детьми»
В последнее время проблема выявления и развития умственно одарённых детей является одной из наиболее сложных и интересных проблем современности, т.к. она связана с перспективами развития и процветани...
Понятие "одаренность". Психологические особенности одаренных детей. Виды одаренности.
В статье раскрывается понятие "одаренность", рассматриваются особенности одаренных детей, выделены основные виды одаренности...