Методическая разработка классного часа "Жадность"
методическая разработка на тему

Будкина Алла Юрьевна

Методическая разработка на тему "Жадность", материал которой можно использовать как во внеурочной деятельности, так и на уроке литературного чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ №585 Кировского района

Санкт – Петербурга

Методическая разработка

классного часа

Тема «Жадность»

                                                                   Учитель начальных классов

                                                                    ГБОУ СОШ №585

                                                                     Кировского района

                                                                     Санкт-Петербурга

                                                                     Будкина Алла Юрьевна.

2014-2015

                                             Тема: « Жадность »

Цели классного часа:

1. Способствовать формированию нравственной культуры.

2. Формировать потребность преодолевать в себе негативные качества характера.

3. Развивать умение анализировать свои поступки.

 Предварительное анкетирование учащихся

  1. Каких людей называют жадными людьми?
  2. Встречал ли ты в своей жизни жадных людей?
  3. Быть жадным - это плохо или хорошо?
  4. Как себя ведут жадные люди?
  5. Тебе бы хотелось иметь жадного друга?
  6. Тебе хотелось бы быть жадиной?

Ход классного часа

1. Чтение и анализ басни Л. Н. Толстого.

СОБАКА И КОСТЬ

Жучка несла кость через мост. Глядь, в воде ее тень. Пришло Жучке на ум, что в воде не тень, а Жучка и кость. Она и пусти свою кость, чтобы взять ту. Ту не взяла, а своя ко дну пошла.

Л. Н. Толстой

Вопросы для анализа:

– Как можно охарактеризовать собаку? Почему?

– Чем же поплатилась Жучка за жадность?

– Как вы понимаете смысл слова «жадность»?

                                        Прием «Ассоциация»

                                                   Жадность

-Так что же такое жадность?                                

  Жадность – чрезмерное стремление удовлетворить какие-нибудь желания».

«Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова

                               Подберите синонимы к слову жадность.        

Скупость,  корыстолюбие.

                              Работа над пословицами.

На доске пословицы:

Собака на сене, сама не ест и другим не даёт. Не зарься на чужое, свое береги. У жадного среди зимы снега не допросишься. Маленькая жадность приносит большой вред.

- Объясните смысл каждой пословицы

-Легко ли определить, жадный человек или нет?

1.Мальчик просит маму купить в магазине дорогую игрушку. Мама отказывается. Она жадная?

2.Человек идет по улице, подбегает хулиган, хочет снять шапку. Человек не отдает. Жадина?

3.Папа налил себе большую чашку чая, а дочке - маленькую. Пожадничал?

4.Один мальчик часто забывал линейку и на уроке все время просил у своего соседа по парте. Однажды тот отказался давать. Жадный?

5.Девочка сплела венок. Подошла подружка и попросила подарить. Девочка отказалась, но предложила научить подружку саму плести венки. Девочка жадная?


-А что такое  бережливость?  (Работа с толковым словарем)

Бережливость (также расчётливость, экономность) — система действий, приводящих к умеренному расходу каких-либо ресурсов.

Бережливость - моральное качество , характеризующее заботливое отношение людей к материальным и духовным благам , к собственности.  Обычно противопоставляется расточительности, неоправданной роскоши, бесхозяйственности.

                                               Работа в группах.

- Есть на земле люди, которые считают, что жадный человек – бережливый, а это хорошо.

- Согласны ли вы со мною?

- Обсудите это качество в группах. Одна группа поищет в нём положительное, а другая – отрицательное.

1) У жадных всего много (первая группа)                               Высказывания детей.

2)  У жадных нет друзей (вторая группа)

                                              Вопросы для анализа:

-Как выглядит жадный человек?

-К чему он может проявить жадность?

- Жадность к деньгам, к еде, к вещам – прокомментируйте каждое высказывание.

- Случалось ли, что из-за неумения соблюдать меру с вами происходили неприятности?

                                   Нарисуем жадность.

Работа по рисункам детей  (какой  представляют себе «жадность» ребята)

- В своей жизни, вы, ребята, видимо, не однажды уже слышали слово «жадность». Давайте посмотрим с вами на ваши рисунки, где вы изобразили «жадность».

-Почему вы изобразили жадность такой? (высказывания детей)

                                           А теперь перейдем к нам с вами.

-Вы встречали жадных людей?

-Хотели бы вы иметь жадного друга?  

-Одно из мнений выскажет Дима  Перескоков.

                         «Жадина»
Кто держит конфету свою в кулаке,
Чтоб съесть её тайно от всех в уголке
Кто выйдя во двор, никому из соседей
Не даст покататься на велосипеде,
Кто мелом, резинкой, любою безделицей
В классе ни с кем никогда не поделится?
Имя тому подходящей дадено
Даже не имя, а прозвище Жадина!
Жадину я ни о чем не прошу
В гости я жадину не приглашу
Не выйдет из жадины друга хорошего,
Даже приятелем не назовёшь его
Поэтому – честно, ребята, скажу –
С жадными я никогда не дружу.

                                   Послушаем небольшой рассказ.

Ребята отправились в лес на экскурсию. Они играли, веселились, а затем сели на лужайке и достали свои пакеты с едой. Мальчики и девочки предлагали друг другу вкусности, которые им положили с собой мамы. И только Марина сидела со своим пакетом, доставала из него еду, не предлагая никому и ничего. Вскоре у нее в руках появилась красивая большая шоколадка. Марина развернула шоколадку, отломала кусочек, остальное сложила и спрятала в пакет. «У, жадина,-сказал Сережа. -Я не жадина. Я ведь у вас ничего не брала, почему же я с вами должна делиться? - сказала Марина и пошла играть».

Беседа.

Ребята давайте обсудим рассказ и ответим на вопросы.

 - Можно ли назвать Марину жадиной?

-Есть ли у Марины друзья в классе?

  • Можно ли прожить человеку счастливо, если он жаден?
  • Как вы думаете, что лучше в жизни человека-умение отдавать и
    делиться или умение не давать никому и ничего?

Приведи примеры из художественной литературы и из сказок, в которых рассказывается о том, как человек проявляет великодушие и помощь другому человеку.

(«Морозко», «Цветик – семицветик»….)

                                          Блиц – опрос.

(Ребенок вытаскивает карточку с вопросом и сразу на него отвечает).

Ситуация 1

Тебе подарили очень красивую книжку. Тебе не терпится ее прочитать, но и твоя сестра или брат тоже очень хотят ее прочитать. Как ты поступишь?

Ситуация 2

В классе ребята собирают игрушки и книги для детского дома. У тебя есть очень красивая игрушка, с которой ты уже не играешь. Но отдавать ее не очень хочется. Как ты поступишь?

Ситуация 3

У тебя в кармане вкусная конфета. На перемене ты ее достаешь и разворачиваешь. В это время подходит твой одноклассник. Он смотрит и на тебя, и на конфету. Как ты поступишь?

Ситуация 4

Твой одноклассник просит у тебя дать ему списать задачу, которую он не решил дома. Как ты поступишь?

Ситуация 5

У тебя дома есть остатки очень вкусного торта, который ты очень любишь. На всех членов семьи его не хватит. А тебе будет достаточно, чтобы ты мог вдоволь наесться. Как ты поступишь?

                           Анализ русских народных пословиц.

На доске  записаны пословицы:

  • Много хочешь – последнее потеряешь.
  • Многого желать – добра не видать.
  • Жадность всякому горю начало.
  • Ненасытному все мало.
  • Маленькая жадность приносит большой вред.

– Объясните смысл каждой пословицы.

                                Подведение итогов урока.

Это урок вопросов, которые позволяли задуматься над своими и чужими поступками, чтобы избежать необдуманных выводов.

Добрый - тот, кто творит добро, причём делает это бескорыстно.

Жадный - тот, кто ненасытен в своём желании, приобрести что - то.

- Да, жадность – отрицательная черта характера. Даже если жадина что-то и накопит, то гораздо больше при этом потеряет.

Когда делишься, доставляешь радость и другому человеку и себе. Жадность – это горе. Добра от жадности не ждите, его нет. Есть замечательная народная мудрость: «Посеешь поступок – пожнёшь привычку, посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу».

                                       Тест на жадность.  

- Да, жадность – отрицательная черта характера. Даже если жадина что-то и накопит, то гораздо больше при этом потеряет.

Сегодня мы предлагаем тебе решить для себя: жадина ты или нет. Но не забывай: есть и третий вариант — «я очень хороший». Возможно ли это? Ты узнаешь, пройдя этот  тест на жадность!

Вопрос № 1. родители  купили тебе игру, о которой вы давно мечтали. Дашь ли ты своему другу, подруге поиграть в неё        

А)

Да Дам

м

Б)      

Вместе будете играть

В)

нет

Вопрос № 2.  тебя пригласили в гости. С пустыми руками появиться неприлично, ты покупаешь:

А)

то, что любит твой друг

Б)

в супермаркете — все, что любишь сам,

В)

символический тортик.

Вопрос № 3. Твой день рождения, друзья спрашивают что подарить:

А)

да не важно, тебе главное, чтобы все пришли  к тебе на твой день рождения;

Б)

предлагаешь вместе зайти в магазин и выбрать, то, что хочешь сам;

В)

вспоминаешь, что давно пора обзавестись сотовым телефоном

Вопрос № 4. Тебя не пригласили на день рождения. Ты думаешь:

А)

наверное, его отмечают в узком семейном кругу, позвонишь — поздравишь;

Б)

хорошо, что не купил подарок;

В)

как жаль, у них всегда много вкусного приготовлено.

Вопрос № 5. тебя просят о чем – либо, охотно ли вы выполните просьбу:

А)

да

Б)

 надо подумать

В)

нет

Вопрос № 6. Кормишь ли ты зимой воробушков?

А)

кормлю и первым, и вторым, и компотом;

Б)

кто бы меня накормил — пусть клюют червячков, мороженных;

В)

пусть летят на юг — понаехали, блин.

Вопрос № 7. У тебя два  одинаковых диска с игрой, один диск просит друг:

А)

подаришь

Б)

обменяешь на другой

В)

продашь

Преобладают ответы А: ты вообще не жадный, более того, ты редкой души человек. К людям у тебя трепетное отношение, ты любишь людей. А твоим другом быть просто наслаждение.

Преобладают ответы  Б: можешь успокаивать себя мыслью, что ты не жадный, а экономный.

Преобладают ответы  В: ты жадина! Удивительно, что с тобой еще хоть кто-то здоровается. Твоя жадность не знает никаких границ.

                                Пожелание детям.

 Быть добрыми, то есть творить добро, делиться не только какими - то вещами, но прежде всего вниманием, теплом и заботой; быть жадными к книгам, людям, новому!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного час для учащихся начальной школы «Юн и в старости тот, кто смолоду здоровье бережет!"

Цель:         дать представление о том, как нужно заботиться о своём здоровье.Задачи: дать ученикам представление о здоровом образе жизни;помочь учащимся задума...

Методическая разработка классного часа " Слава Победы"

Цель: воспитание у школьников чувства патриотизма, гражданственности, памяти к защитникам Отечества....

Методическая разработка классного часа на тему "Все профессии важны"

Цель: 1) обобщить знания о профессиях,2) воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий3) показать важность труда...

Методическая разработка классного часа "Вот вырасту и в космос полечу!"

Классный час посвящен  50-летию первого полета человека в космос. Цель: формирование представлений учащихся о космосе; развитие интереса к профессии космонавта. Часть материала представлена в игр...

Методическая разработка классного часа "День знаний" в 4 класс.

Методическая разработка классного часа "День знаний" поможет провести учителям начальных классов  День знаний  первого сентября. Занимательные игры, загадки, шутки сделают праздник весё...

" Добрые традиции семьи" (методическая разработка классного часа)

Что такое традиции. Какие бывают традиции,...

Методическая разработка классного часа «МИЛОСЕРДИЕ» (духовно-нравственная проблематика классного часа в младшей школе)

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования....