Методическая разработка классного часа "Жадность"
методическая разработка на тему
Методическая разработка на тему "Жадность", материал которой можно использовать как во внеурочной деятельности, так и на уроке литературного чтения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ №585 Кировского района
Санкт – Петербурга
Методическая разработка
классного часа
Тема «Жадность»
Учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №585
Кировского района
Санкт-Петербурга
Будкина Алла Юрьевна.
2014-2015
Тема: « Жадность »
Цели классного часа:
1. Способствовать формированию нравственной культуры.
2. Формировать потребность преодолевать в себе негативные качества характера.
3. Развивать умение анализировать свои поступки.
Предварительное анкетирование учащихся
- Каких людей называют жадными людьми?
- Встречал ли ты в своей жизни жадных людей?
- Быть жадным - это плохо или хорошо?
- Как себя ведут жадные люди?
- Тебе бы хотелось иметь жадного друга?
- Тебе хотелось бы быть жадиной?
Ход классного часа
1. Чтение и анализ басни Л. Н. Толстого.
СОБАКА И КОСТЬ
Жучка несла кость через мост. Глядь, в воде ее тень. Пришло Жучке на ум, что в воде не тень, а Жучка и кость. Она и пусти свою кость, чтобы взять ту. Ту не взяла, а своя ко дну пошла.
Л. Н. Толстой
Вопросы для анализа:
– Как можно охарактеризовать собаку? Почему?
– Чем же поплатилась Жучка за жадность?
– Как вы понимаете смысл слова «жадность»?
Прием «Ассоциация»
Жадность
-Так что же такое жадность?
Жадность – чрезмерное стремление удовлетворить какие-нибудь желания».
«Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова
Подберите синонимы к слову жадность.
Скупость, корыстолюбие.
Работа над пословицами.
На доске пословицы:
Собака на сене, сама не ест и другим не даёт. Не зарься на чужое, свое береги. У жадного среди зимы снега не допросишься. Маленькая жадность приносит большой вред.
- Объясните смысл каждой пословицы
-Легко ли определить, жадный человек или нет?
1.Мальчик просит маму купить в магазине дорогую игрушку. Мама отказывается. Она жадная?
2.Человек идет по улице, подбегает хулиган, хочет снять шапку. Человек не отдает. Жадина?
3.Папа налил себе большую чашку чая, а дочке - маленькую. Пожадничал?
4.Один мальчик часто забывал линейку и на уроке все время просил у своего соседа по парте. Однажды тот отказался давать. Жадный?
5.Девочка сплела венок. Подошла подружка и попросила подарить. Девочка отказалась, но предложила научить подружку саму плести венки. Девочка жадная?
-А что такое бережливость? (Работа с толковым словарем)
Бережливость (также расчётливость, экономность) — система действий, приводящих к умеренному расходу каких-либо ресурсов.
Бережливость - моральное качество , характеризующее заботливое отношение людей к материальным и духовным благам , к собственности. Обычно противопоставляется расточительности, неоправданной роскоши, бесхозяйственности.
Работа в группах.
- Есть на земле люди, которые считают, что жадный человек – бережливый, а это хорошо.
- Согласны ли вы со мною?
- Обсудите это качество в группах. Одна группа поищет в нём положительное, а другая – отрицательное.
1) У жадных всего много (первая группа) Высказывания детей.
2) У жадных нет друзей (вторая группа)
Вопросы для анализа:
-Как выглядит жадный человек?
-К чему он может проявить жадность?
- Жадность к деньгам, к еде, к вещам – прокомментируйте каждое высказывание.
- Случалось ли, что из-за неумения соблюдать меру с вами происходили неприятности?
Нарисуем жадность.
Работа по рисункам детей (какой представляют себе «жадность» ребята)
- В своей жизни, вы, ребята, видимо, не однажды уже слышали слово «жадность». Давайте посмотрим с вами на ваши рисунки, где вы изобразили «жадность».
-Почему вы изобразили жадность такой? (высказывания детей)
А теперь перейдем к нам с вами.
-Вы встречали жадных людей?
-Хотели бы вы иметь жадного друга?
-Одно из мнений выскажет Дима Перескоков.
«Жадина»
Кто держит конфету свою в кулаке,
Чтоб съесть её тайно от всех в уголке
Кто выйдя во двор, никому из соседей
Не даст покататься на велосипеде,
Кто мелом, резинкой, любою безделицей
В классе ни с кем никогда не поделится?
Имя тому подходящей дадено
Даже не имя, а прозвище Жадина!
Жадину я ни о чем не прошу
В гости я жадину не приглашу
Не выйдет из жадины друга хорошего,
Даже приятелем не назовёшь его
Поэтому – честно, ребята, скажу –
С жадными я никогда не дружу.
Послушаем небольшой рассказ.
Ребята отправились в лес на экскурсию. Они играли, веселились, а затем сели на лужайке и достали свои пакеты с едой. Мальчики и девочки предлагали друг другу вкусности, которые им положили с собой мамы. И только Марина сидела со своим пакетом, доставала из него еду, не предлагая никому и ничего. Вскоре у нее в руках появилась красивая большая шоколадка. Марина развернула шоколадку, отломала кусочек, остальное сложила и спрятала в пакет. «У, жадина,-сказал Сережа. -Я не жадина. Я ведь у вас ничего не брала, почему же я с вами должна делиться? - сказала Марина и пошла играть».
Беседа.
Ребята давайте обсудим рассказ и ответим на вопросы.
- Можно ли назвать Марину жадиной?
-Есть ли у Марины друзья в классе?
- Можно ли прожить человеку счастливо, если он жаден?
- Как вы думаете, что лучше в жизни человека-умение отдавать и
делиться или умение не давать никому и ничего?
Приведи примеры из художественной литературы и из сказок, в которых рассказывается о том, как человек проявляет великодушие и помощь другому человеку.
(«Морозко», «Цветик – семицветик»….)
Блиц – опрос.
(Ребенок вытаскивает карточку с вопросом и сразу на него отвечает).
Ситуация 1
Тебе подарили очень красивую книжку. Тебе не терпится ее прочитать, но и твоя сестра или брат тоже очень хотят ее прочитать. Как ты поступишь?
Ситуация 2
В классе ребята собирают игрушки и книги для детского дома. У тебя есть очень красивая игрушка, с которой ты уже не играешь. Но отдавать ее не очень хочется. Как ты поступишь?
Ситуация 3
У тебя в кармане вкусная конфета. На перемене ты ее достаешь и разворачиваешь. В это время подходит твой одноклассник. Он смотрит и на тебя, и на конфету. Как ты поступишь?
Ситуация 4
Твой одноклассник просит у тебя дать ему списать задачу, которую он не решил дома. Как ты поступишь?
Ситуация 5
У тебя дома есть остатки очень вкусного торта, который ты очень любишь. На всех членов семьи его не хватит. А тебе будет достаточно, чтобы ты мог вдоволь наесться. Как ты поступишь?
Анализ русских народных пословиц.
На доске записаны пословицы:
- Много хочешь – последнее потеряешь.
- Многого желать – добра не видать.
- Жадность всякому горю начало.
- Ненасытному все мало.
- Маленькая жадность приносит большой вред.
– Объясните смысл каждой пословицы.
Подведение итогов урока.
Это урок вопросов, которые позволяли задуматься над своими и чужими поступками, чтобы избежать необдуманных выводов.
Добрый - тот, кто творит добро, причём делает это бескорыстно.
Жадный - тот, кто ненасытен в своём желании, приобрести что - то.
- Да, жадность – отрицательная черта характера. Даже если жадина что-то и накопит, то гораздо больше при этом потеряет.
Когда делишься, доставляешь радость и другому человеку и себе. Жадность – это горе. Добра от жадности не ждите, его нет. Есть замечательная народная мудрость: «Посеешь поступок – пожнёшь привычку, посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу».
Тест на жадность.
- Да, жадность – отрицательная черта характера. Даже если жадина что-то и накопит, то гораздо больше при этом потеряет.
Сегодня мы предлагаем тебе решить для себя: жадина ты или нет. Но не забывай: есть и третий вариант — «я очень хороший». Возможно ли это? Ты узнаешь, пройдя этот тест на жадность!
Вопрос № 1. родители купили тебе игру, о которой вы давно мечтали. Дашь ли ты своему другу, подруге поиграть в неё | |
А) | Да Дам м |
Б) | Вместе будете играть |
В) | нет |
Вопрос № 2. тебя пригласили в гости. С пустыми руками появиться неприлично, ты покупаешь: | |
А) | то, что любит твой друг |
Б) | в супермаркете — все, что любишь сам, |
В) | символический тортик. |
Вопрос № 3. Твой день рождения, друзья спрашивают что подарить: | |
А) | да не важно, тебе главное, чтобы все пришли к тебе на твой день рождения; |
Б) | предлагаешь вместе зайти в магазин и выбрать, то, что хочешь сам; |
В) | вспоминаешь, что давно пора обзавестись сотовым телефоном |
Вопрос № 4. Тебя не пригласили на день рождения. Ты думаешь: | |
А) | наверное, его отмечают в узком семейном кругу, позвонишь — поздравишь; |
Б) | хорошо, что не купил подарок; |
В) | как жаль, у них всегда много вкусного приготовлено. |
Вопрос № 5. тебя просят о чем – либо, охотно ли вы выполните просьбу: | |
А) | да |
Б) | надо подумать |
В) | нет |
Вопрос № 6. Кормишь ли ты зимой воробушков? | |
А) | кормлю и первым, и вторым, и компотом; |
Б) | кто бы меня накормил — пусть клюют червячков, мороженных; |
В) | пусть летят на юг — понаехали, блин. |
Вопрос № 7. У тебя два одинаковых диска с игрой, один диск просит друг: | |
А) | подаришь |
Б) | обменяешь на другой |
В) | продашь |
Преобладают ответы А: ты вообще не жадный, более того, ты редкой души человек. К людям у тебя трепетное отношение, ты любишь людей. А твоим другом быть просто наслаждение.
Преобладают ответы Б: можешь успокаивать себя мыслью, что ты не жадный, а экономный.
Преобладают ответы В: ты жадина! Удивительно, что с тобой еще хоть кто-то здоровается. Твоя жадность не знает никаких границ.
Пожелание детям.
Быть добрыми, то есть творить добро, делиться не только какими - то вещами, но прежде всего вниманием, теплом и заботой; быть жадными к книгам, людям, новому!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка классного час для учащихся начальной школы «Юн и в старости тот, кто смолоду здоровье бережет!"
Цель: дать представление о том, как нужно заботиться о своём здоровье.Задачи: дать ученикам представление о здоровом образе жизни;помочь учащимся задума...
Методическая разработка классного часа " Слава Победы"
Цель: воспитание у школьников чувства патриотизма, гражданственности, памяти к защитникам Отечества....
Методическая разработка классного часа на тему "Все профессии важны"
Цель: 1) обобщить знания о профессиях,2) воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий3) показать важность труда...
Методическая разработка классного часа "Вот вырасту и в космос полечу!"
Классный час посвящен 50-летию первого полета человека в космос. Цель: формирование представлений учащихся о космосе; развитие интереса к профессии космонавта. Часть материала представлена в игр...
Методическая разработка классного часа "День знаний" в 4 класс.
Методическая разработка классного часа "День знаний" поможет провести учителям начальных классов День знаний первого сентября. Занимательные игры, загадки, шутки сделают праздник весё...
" Добрые традиции семьи" (методическая разработка классного часа)
Что такое традиции. Какие бывают традиции,...
Методическая разработка классного часа «МИЛОСЕРДИЕ» (духовно-нравственная проблематика классного часа в младшей школе)
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования....