Формирование УУД во внеурочной деятельности (Метод проектов)
статья на тему

Вилочкова Лариса Ивановна

В статье рассматривается формируемые УУД в проектной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uud_v_proektnoy_deyatelnosti.docx31.8 КБ

Предварительный просмотр:

01.11.2016г. Балашов.

Тема: Формирование УУД во внеурочной деятельности (Метод проектов)

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, чему и учили вполне успешно. Информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений.  Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать».

В соответствии с ФГОС НОО внеурочная деятельность является обязательным компонентом содержания основной образовательной программы основного общего образования и организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, обще-интеллектуальное, духовно-нравственное, социальное).

Цель внеурочной деятельности – создание условий для позитивного общения обучающихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.

Основные задачи организации внеурочной деятельности детей:

  • выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей обучающихся в разных видах деятельности;
  • создание условий для индивидуального развития каждого ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
  • развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей детей;
  • создание условий для реализации обучающимися приобретенных знаний, умений и навыков;
  • развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества обучающихся;

Почему так важно  и  во  внеурочной  деятельности  говорить  о  формировании Учебных Универсальных Действий?

Я считаю, что значительная  роль  в  формировании  универсальных  учебных  действий  в    школе  принадлежит  именно внеурочной  деятельности,  которая  учитывает  возрастные  особенности  учащихся.  При  этом  формирование  универсальных  учебных  действий  обеспечивается  в  процессе  всех  видов  и  направлений  внеурочной  деятельности:  игровой,  познавательной,  досугово-развлекательной,  трудовой,  производственной,  спортивно-оздоровительной,  туристско-краеведческой  деятельности,  художественного  и  социального  творчества,  проблемно-ценностного  общения.  Вместе  с  тем  каждый  из  видов  внеурочной  деятельности,  хранящий  в  себе  некоторый  социокультурный  опыт,  предоставляет  различные  возможности  для  формирования  учебных  действий.

Проблемой  творческого восприятия знаний, диктует разработку новых педагогических подходов и технологий. Основной целью обучения  на современном этапе развития образования является личность учащегося.

Ярким примером технологии, которая обеспечивает личностно-ориентированный подход в обучении, может служить метод проектов, который предполагает опору на творчество школьников, приобщение их к исследовательской деятельности, позволяет реально интегрировать разные учебные предметы, использовать различные режимы работы обучающихся, организовать обучение в сотрудничестве. 

На мой взгляд, именно в проектной деятельности ребенок приобретает ценнейший опыт – опыт «обучения» других людей. Погружаясь в тематику своего проекта, ребёнку предстоит освоить новые для себя позиции. Во-первых, он может выступать в качестве специалиста изучаемого вопроса, во-вторых – эксперта, а в-третьих - наставника. 

Какие же УУД мы здесь формируем? 

  •      Развитие познавательных интересов,  учебных познавательных мотивов

    (Познавательные УУД)

  • Развитие доброжелательности, доверия, готовности к сотрудничеству      (Коммуникативные УУД)
  • Составление плана и последовательности действий
  • ( Регулятивные УУД)
  • Поиск необходимой информации, сопоставление и отбор  этой информации , полученной из разных  источников (словарей, энциклопедий,электронных дисков,сети Интернет)

        (Познавательные УУД)

  • Развитие толерантности (Личностные УУД)

В проектной деятельности активно задействуются все четыре механизма (по Б.Ананьеву) развития личности: 

  • Общение 
  • Деятельность 
  • Познание 
  • Рефлексия 

Действительно, исследуя нюансы включения ребенка младших классов в проектную деятельность, отмечаем, что в силу ряда специфических особенностей (возрастное и индивидуальное развитие) возникает множество трудностей. Среди них наиболее ярко выделяются следующие: 

  • у ребенка младшего школьного возраста недостаточно развита аналитичность мышления, отсюда и затруднения с анализом литературы, выборкой главного и абстрагированием от несущественного; 
  • младшие школьники испытывают коммуникативные затруднения, а тему следует раскрыть, всесторонне обосновать, ответить на поставленные вопросы; 
  • эмоциональная незрелость, что порождает неспособность конструктивно отнестись к критическим замечаниям. 

В связи с вышесказанным проектная деятельность может показаться многим (относительно данного возраста) несерьёзной, игровой. Но здесь возникает противоречие, т.к. именно этот возраст потенциален для закладки фундаментальных основ исследовательской деятельности и мотивационной ориентации ребёнка. Вопрос заключается лишь в правильном подборе методов и приёмов формирования исследовательской компетенции, адекватных возрастным особенностям младшего школьника 

Проект как метод обучения. Основные виды проектов 
В данной классификации по нескольким критериям выделяются следующие РАЗНОВИДНОСТИ ПРОЕКТОВ: 
1. По методу, доминирующему в проекте 

  • исследовательские (имеют структуру приближенную к подлинным научным исследованиям. Обязательно выдвижение гипотезы исследования, обозначения методов исследования и проведение эксперимента.) 
  • творческие – имеют не столь строгую проработанную структуру. Форма представления результатов может быть различной: изделие, видеофильм, праздник, экспедиция, репортаж. 
  • приключенческие, игровые – предполагают, что участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Ведущий вид деятельности учащихся в таких проектах – ролевая игра. Результаты не всегда возможно наметит в начале работы, они могут определиться лишь в конце проекта, но необходима рефлексия участников и соотнесение полученных результатов с поставленной целью. 
  • информационные – это тип проекта, призванный научить учащихся добывать и анализировать информацию. Такой проект может интегрироваться в более крупный исследовательский проект и стать его частью. Учащиеся изучают и используют различные источники информации. 
  • практико-ориентированные – это проекты, четко ориентированные на результат. Результатом может быть изделие, удовлетворяющее конкретную потребность. Здесь важна не только хорошо продуманная структура проекта но и хорошая организация координационной работы по корректировке совместных и индивидуальных усилий, организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также организации внешней оценки проекта. 

2. По характеру координирования проекта 

  • с явной координацией – учитель участвует в проекте в своем собственном статусе, направляет работу, организует отдельные этапы проекта. Здесь важным является отказ от авторитарного руководства, работа в содружестве с учащимися, сохраняя консультационные функции, но не навязывая свое решение. 
  • со скрытой координацией – координатор выступает как полноправный участник проекта и не обнаруживает свой истинный статус учителя в период деятельности групп-участников. Свое влияние он осуществляет за счет лидерских и профессиональных качеств по критерию компетентности. 

3. По количеству участников 

  • личностные (индивидуальные) 
  • парные 
  • групповые 

4. По продолжительности проведения 

  • краткосрочные (разработан на нескольких уроках) 
  • средней продолжительности (от недели до месяца) 
  • долгосрочные (от одного до нескольких месяцев) 


ЦЕЛЬ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ – создание условий для освоения новых типов деятельности в социокультурной среде, развитие умения адаптироваться к изменяющимся условиям жизни человека. 
ЗАДАЧИ исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. 
В младшем возрасте начальной школы (1-2-е классы) это: 

  • вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль учителя); 
  • активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с учителем); 
  • формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты). 

В более старшем возрасте начальной школы (3-4-е классы) – это: 

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; 
  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; 
  • формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; 
  • развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности. 

Результат деятельности для учащихся – конкретный продукт деятельности (информационной или осязаемой). 
Результат деятельности для учителя – изменение уровня сформированности ключевых компетентностей, которые демонстрирует учащийся в ходе проектной деятельности. 
Проектной деятельностью могут заниматься дети даже самого младшего школьного возраста. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Познавательная активность детей младшего школьного возраста очень высока: каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы. Дети младшего школьного возраста еще не могут найти самостоятельно ответы на все интересующие их вопросы – им помогает учитель. Но наряду с объяснительно-иллюстративным методом обучения целесообразнее использовать и проблемное обучение: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д. 
МИНУСЫ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ: 

  • возрастает нагрузка на учителя. 
  • Малыши не умеют работать с литературой 

Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности младших школьников. То, что ребята старшего звена сделают с легкостью, у начальных классов вызовет затруднения, поэтому проект в начальных классах – это огромная работа руководителя, требующая нестандартных методов. Детям младшего школьного возраста необходима помощь взрослого на всех этапах работы над проектом. 
Однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывать, если этот возраст рассматривать как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается связь между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и большей части школьников не удается впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности. Еще одним из минусов является то, что в начальных классах учащиеся только-только приступают к поисково-исследовательской работе. Это связано с тем, что они еще не умеют работать с литературой, выделять главное и делать обобщения. 
ПЛЮСЫ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ: 

  • Навыки самообразования 
  • Развитие творческого мышления, умения добывать информацию, самостоятельно отбирать и накапливать материал, т.е. приобретаются навыки самообразования и самоконтроля. При подборе материалов, учащиеся используют различные источники информации, работают со справочниками, художественной литературой, учебниками. Активно используют ресурсы интернета. 
  • навыки групповой деятельности, т.е. в ходе работы над проектом ребятам приходится устанавливать социальные контакты (распределять обязанности, взаимодействовать друг с другом), адекватно оценивать себя и других. 
  • интерес к познавательной деятельности 

Метод проектов позволяет соединять знания из разных областей и применять их на практике. Это одна из технологий воспитания мотивированных детей. А так же интересная работа не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты можно считать здоровьесберегающими технологиями. Эта работа оказывает огромное влияние как на отдельного школьника в плане развития его самостоятельности, так и на коллектив в целом, поскольку достижение единой цели очень сплачивает детей. Кроме того, добывание информации самостоятельно позволяет усвоить её гораздо прочнее, чем получение в "разжеванном" виде. Но, самое главное, метод проектов учит детей организовывать деятельность и учит размышлять. А это важнейшие умения, которые будут способствовать будущей успешной взрослой жизни.
Моделируется реальная технологическая цепочка: задача – результат 
Моделируется реальная технологическая цепочка, состоящая из 
5 «П»: ПРОБЛЕМА – ПРОЕКТИРОВАНИЕ – ПОИСК – ПРОДУКТ – ПРЕЗЕНТАЦИЯ. 
"Плюсов” больше! Это наиболее эффективная технология для формирования творческой самостоятельности учащихся. 
Каждый проект – вполне реальное дело для ученика, который знает цели, может предвидеть затруднения, составить план своей несложной работы. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения, даёт силы и желания к работе над другими. 

Этот метод я использую недавно, но эта работа заняла особое место и помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем–то знакомым и понятным из реальной жизни. Эта работа охватывает огромное количество задач, а именно, формирование, развитие и приобретение индивидуальных навыков, навыков общения, междисциплинарных навыков и навыков работы в группе. 

Вот уже 3 ий год я веду кружок «Всё узнаю, всё смогу». В своей работе придерживаюсь следующих требований: 

  • Проект разрабатывается с согласия или по инициативе учащихся. 
  • Тема проекта для всего класса может быть одна, а пути его реализации в каждой группе – разные. 
  • Проект является значимым для окружения моих учащихся – родителей, знакомых. 
  • Работа по проекту является исследовательской. 
  • Проект должен быть педагогически значим, то есть учащиеся приобретают знания, строят отношения, овладевают необходимыми способами мышления и действий. 

Вчера в нашей школе проходил областной семинар в рамках работы МНЛ

«Проектная деятельность как способ развития универсальных учебных действий.

«Использование ИКТ технологий в проектной деятельности младших школьников как средство формирования универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС НОО».  

На занятии мы составляли проект «Экосистема леса Саратовской области». Представляю вниманию проектные работы детей.

Демонстрация презентаций.

В конце своего выступления я хочу отметить, одним из самых важных и непременных условий формирования УУД на всех ступенях образования является обеспечение преемственности в освоении учащимися универсальных учебных действий. Большая ответственность в этом деле возлагается как на каждого педагога в отдельности, так и на весь педагогический коллектив в целом.


Отвечая требованиям системно-деятельного подхода, 
проектная деятельность способствует формированию всех групп универсальных учебных действий. 

В составе основных видов УУД логично выделить 4 блока: 

  • личностные УУД; 
  • познавательные УУД; 
  • регулятивные УУД; 
  • коммуникативные УУД 
  1. Работая над различными постановками мы развиваем личностные качества и способности ребенка. Дети работают над ролью увлеченно, и мы все радуемся, когда видим какой был проделан путь от первого прочтения роли до конечного продукта, т.о. внеурочная проектная деятельность формирует личностные УУД. 
  2. Говоря о формировании регулятивных УУД, работа в театральных постановках обеспечивает организацию и регулирование учащимися своей учебной деятельности. Эффективность использования игр в процессе обучения для нас очевидна, т.к. это помогает естественному изучению языка, и при этом важно научить учеников регулировать свою игровую деятельность. Саморегуляция происходит при инсценировки сказок, стихотворений – чем мы и занимаемся в рамках проекта «Школьный театр». 
  3. Формирование познавательных УУД способствует то, что все спектакли и номера у нас ставятся на английском языке. Боле того, в каждом театральном номере используется и отрабатывается изучаемый материал на уроках, а работа над фонетикой происходит постоянно и повсеместно. 
  4. Дети с огромным энтузиазмом относятся к творческому процессу, они знакомятся и учатся взаимодействию друг с другом, сотрудничеству со сверстниками и взрослыми. Креативная и благоприятная атмосфера репетиций и премьер способствует формированию коммуникативных УУД. 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД во внеурочной деятельности групп продлённого дня

Статья по формированию УУД для воспитателей ГПД....

Формирование УУД через внеурочную деятельность.

   Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов.Совершенно очевидно. что жесткой градауии по формированию определенного вида ...

Формирование ключевых компетенций младших школьников методом проекта

Формирование ключевых компетенций младших школьников методом проекта...

"Формирование УУД во внеурочной деятельности в рамках ФГОС"

Изменившиеся условия жизни нашего общества ставят перед школой, перед учителем проблему формирования у детей личностных качеств созидателя, творца.Именно поэтому новый Федеральный государственный обра...

Исследовательская деятельность ( метод проекта)

В условиях модернизации образования в центре внимания педагогов находится деятельность учащихся. Важен не столько конечный результат, сколько сам процесс приобретения знаний....

Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности "Методы исследования. Что такое эксперимент?"

Технологическая карта составлена к занятию кружка "Учусь исследовать" для учащихся 4 класса....

«Программа внеурочной деятельности «STEM-проект» как инструмент организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся»

Творческой группой нашего учреждения разработана программа внеурочной деятельности «СТЕМ-проект» уровень: начальное общее образование, которая внесена в реестр региональных программ и учеб...