Иследовательская работа начальных классов
творческая работа учащихся по теме
Скачать:
Предварительный просмотр:
Исследовательский подход в обучении
Исследовательский подход в обучении не является новым педагогическим явлением. В России идея его использования была выдвинута во второй половине 18 века. Однако более 100 лет потребовалось, чтобы она стала востребована педагогическим сообществом. Исследовательский подход в обучении- это путь знакомства учащихся с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности.
Функции исследовательского подхода:
- воспитание познавательного интереса;
- создание положительной мотивации учения и образования;
- формирование способов активной познавательной деятельности;
- развитие познавательной активности и самостоятельности;
- формирование глубоких, прочных и действенных знаний.
Сущность исследовательского подхода в обучении состоит:
- введение общих и частных методов научного исследования в процессе учебного познания на всех этапах;
- организация учебной и внеурочной учебно-образовательной, посково-творческой деятельности;
- актуализация внутрипредметных и межцикловых связей;
- усложнение содержательной и совершенствование процессуальной сторон познавательной деятельности;
- изменение характера взаимоотношений «учитель-коллектив учащихся» в сторону сотрудничества.
Исследовательский подход в обучении помогает учащемуся увидеть гармоничные связи между разрозненными явлениями и фактами, картину природы как связного целого. Ведущими в составе исследовательского подхода в обучении являются индуктивный и дедуктивный, эвристический и исследовательский методы, приемы и средства стимулирования учения, а также общедидактические приемы: анализ и установление причинно-следственных связей, сравнение, обобщение и конкретизация, перенос знаний в новую ситуацию, поиск аналога для нового варианта решения новой проблемы, доказательства и опровержения гипотезы, планирование исследования, оформление результатов проведенного исследования.
Рассмотрим используемые приемы:
- прием сопоставления играет важную роль в процессе усвоения новых понятий, фактов, явления. Использование приема сопоставления изучаемого понятия, факта, явления, предмета с уже известным объектом дает возможность построить самостоятельное исследование изучаемого факта, явления. понятия.
- прием доказательства требует анализа явления и его причинно-следственных связей, сопоставления фактов, явлений. Этот прием направлен на формирование у учащихся умений оценивать социально-политические явления в жизни общества. Практически на каждом уроке имеется возможность применения приема доказательства, когда учитель сообщает информацию о факте или явлении, после чего предлагает учащимся найти причину, установить связь между причиной и следствием.
- прием обобщения имеет немаловажное значение в ходе выполнения учащимися различных видов исследовательских и творческих заданий. Творческий характер учебного познания при исследовательском подходе требует от учащегося обобщения известных ему фактов, явлений.
- прием выдвижения гипотез при исследовательском подходе предполагает или доказательство гипотезы, или аргументированное обоснование неправомерности. Необходимость аргументированного опровержения выдвинутой ранее гипотезы требует от учащегося доказательства ее неправомерности, что способствует закреплению верных представлений об изучаемом явлении, активизации поисково-творческой деятельности.
Поисковый путь познания при исследовательском подходе в обучении невозможен. Если у учащихся не будет сформирован прием переноса в новую ситуацию.
- прием использования аналога направлен на группировку и систематизацию изучаемых явлений и фактов и способствует более действенному анализу и установлению причинно-следственных связей. А также выдвижению гипотезы и аргументированному ее доказательству.
Методически верная организация обучения с применением исследовательского подхода требует использования приема планирования. Всякого рода ученическое самообразование исследование включает ряд этапов, в числе которых обязательными являются следующие формулировки:
- определение темы исследования, ее формулировка;
- выделение вопросов, рассматривание которых позволит достаточно полно раскрыть исследуемую проблему;
- составление списка литературы, подлежащей обязательному изучению;
- изучение литературы;
- сбор фактического материала.
На завершающем этапе исследования от учащегося требуется умение оформлять результаты исследования наглядно и литературно, поэтому необходимо заранее обучить их способам оформления результатов исследования.
Развитию у учащихся навыков исследовательской деятельности способствуют педагогические ситуации, поэтому в процессе обучения целесообразно чаще использовать такие ситуации, в которых учащийся должен защищать свое мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, факты, использовать способы приобретения знаний и опыта, побуждающие учащегося задавать учителю, товарищам вопросы, выяснять непонятное, углубляться в осмысление знаний. Ситуациями такого рода могут быть рецензирование ответов товарищей, сочинений и других работ, что связано с экспертизой, советом, коррективами, с активным поиском главного. В своей работе часто создаю ситуации, когда от учащегося требуется оказание помощи товарищу, объяснение непонятного. Максимальной активности познавательной деятельности и практической реализации исследовательского подхода способствуют ситуации, которые предполагают выполнение заданий повышенной сложности, что требует от учащегося изучения дополнительной литературы, научных источников, проведение теоретического и практического исследования, посещение музеев, исторических мест, встреча с профессионалами по изучаемому вопросу. В обучении необходимо чаще ставить учащихся в ситуации свободного выбора заданий как творческого, так и репродуктивного характера.
Применение методов научной деятельности в процессе учебного познания ставит учащихся на доступном ля него уровне в положение, требующее не только усвоения готовых знаний. Но самостоятельного исследования: познавательная деятельность учащегося приближается к исследовательской деятельности ученого. И пусть младшие школьники не сделают открытий, но они повторят путь ученого: от выдвижения гипотезы до ее доказательства или опровержения. Субъективная новизна ученического исследования не умаляет его значения для развития познавательных сил и формирования активной жизненной позиции учащегося. Именно исследовательский подход в обучении делает учащихся творческими участниками процесса познания, а не пассивными потребителями готовой информации.
От мыслительных умений – к исследовательским навыкам
Обучение учащихся началам исследовательской деятельности я осуществляю через урок, внеурочную деятельность, кружок, защиту проектов и рефератов, научно-образовательную, поисково-творческую деятельность при систематическом применении исследовательского подхода в обучении. Следует отметить, процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры учащегося:
1) мыслительных умений и навыков: анализ и выделение главного, сравнение, обобщение и систематизация, определение и объяснение понятий;
2) умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;
3) умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи.
1 класс
Мыслительные умения и навыки
- Учу распределять целое на элементарные составные части в несложных практических действиях, в логических играх. Выделять на слух основные компоненты ритмически организованного текста. Коротко пересказывать основные этапы действия сказки, мультфильма. Учу выделять предмет мысли, отвечая на вопрос: «О ком говорится в рассказе?», выделять действующие лица, ударный слог.
- Учу соотносить два предмета, две картинки по форме, размеру, целевому назначению. Соотносить кружочки, раздаточный материал, слоги, слова, короткие песенки и поступки персонажей сказок,
- Сравнивая и классифицируя игрушки, знакомые предметы, учебные принадлежности, делать вывод о принадлежности к общему родовому понятию.
- Учу выделять главные признаки предметов, явлений, для облегчения понимания определений использую наглядность, опорные схемы.
- Учу расшифровывать родовое понятие («Какие игрушки у вас на столе?», «Какие учебные принадлежности?»). Дети приводят примеры, работают по картинному плану.
- Учу отвечать на вопросы «Почему» на учебных занятиях, в играх, практических действиях, на экскурсиях. Средства наглядности, ИКТ использую как образную опору.
- Учу проводить несложные опыты, анализ поступков действующих лиц из прочитанных произведений. Часто на уроках звучит вопрос: «А как вы думаете?», «Как это можно сделать», «Оцените поступок», «Ваши предложения».
Умения и навыки работы с книгой и другими источниками информации
1.Развитие умения слушать чтение учителем художественных, научно-популярных текстов, слушать рассказ, объяснение, ответы товарищей. Уметь слушать музыкальные произведения, пересказывать содержание, давать оценку услышанного.
2.Ориентироваться в учебнике, работать с оглавлением.
3.Ориентироваться в порядке расстановки книг в библиотеке, находить нужную книгу.
Умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи
- Уметь отвечать на отдельные вопросы, объединенные темой, вести простейший диалог на основе картинки, нарисовать словами картинку к части текста, пересказывать условие и ход решения задачи.
- Осваивать основные виды письменных работ: списывание, запись под диктовку, изложение текста, сочинение рассказа. Правильно списывать текст с доски, учебника, отвечать на вопросы, восстанавливать текст, составлять предложения на заданную тему, правильно оформлять письменные работы.
2 класс
Мыслительные умения и навыки
- Разделять целое на элементы, выделять компоненты в целостном изображении, в предмете. Учу выделению существенных и несущественных признаков предметов, несложных явлений. Различать основные действующие лица произведения, видеть последовательность происходящих событий, в задачах разделять известное от неизвестного.
- Сопоставлять на однотипном материале два предмета, два живых организма, картинки по количеству, форме, величине, цвету. Сопоставлять отрывки, слова, слоги, числа, геометрические фигуры. Различать существенные и несущественные признаки предметов, явлений и на этой основе находить сходство и отличие.
- На основе умений анализа, выделения главного учу составлять различные виды плана.
- Учу определять и объяснять понятия через практический и наглядный показ предмета, явления, указание, описание. Выделять существенные признаки знакомых предметов, явлений.
- Учу расшифровывать данное родовое понятие, приводить примеры, изобразить общее понятие в рисунке, схеме, раскрыть по краткому плану данное содержание. Объяснить заголовок, придумать свой, сформулировать вопросы, отвечать на вопросы: «Почему ты так думаешь?», «Что об этом рассказывается дальше?».
Умения и навыки работы с книгой и другими источниками информации
- Слушать чтение художественной и научно-популярных текстов, выделяя основные смысловые компоненты, последовательность и причинность событий в несложном рассказе, сказке. Слушать рассказ, объяснение учителя, производя смысловой анализ. Слушать и оценивать ответ товарища.
- Ориентироваться в структуре учебника, самостоятельно знакомиться с содержанием учебных текстов, разбираться в заданиях, вопросах к текстам, упражнениям, задачам, пользоваться схемами, таблицами, использовать образцы, данные в учебниках при выполнении работы, в ходе самоконтроля и работы над ошибками.
- Уметь различать основные элементы книги: переплет, корешок, страницы, иллюстрации, уметь самостоятельно знакомиться с деткой книгой, находить фамилию автора, название произведения, по иллюстрациям составлять представление о примерном содержании книги.
Умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи
- Уметь отвечать на вопросы к тексту, отвечать на отдельные и связные вопросы по теме, уметь сформулировать вопросы к тексту, ответу ученика, подробно пересказать прочитанное, рассказать о своих наблюдениях за природой.
- Владеть основными видами письменных работ: списывание, запись под диктовку, изложение текста по готовому плану, сочинение рассказа. Совершенствовать технику связного, ритмичного, ускоренного письма. Уметь правильно списывать текст с доски и учебника, писать под диктовку, составлять рассказы по серии сюжетных картинок, комментировать презентации.
3 класс
Мыслительные умения и навыки
1. Уметь выделять существенные и несущественные признаки несложных предметов, явлений, событий. Производить элементарный смысловой анализ печатного текста, воспроизводит основные элементы прочитанного, увиденного в беседе. Анализировать задач по составным элементам, пользоваться картинным планом-ориентиром. Выделять предмет мысли в тексте, отвечая на вопросы: «О ком говорится в тексте», «Что говорится об этом». Находить в тексте наиболее важные по смыслу слова и предложения. Придумывать свои заголовки к тексту.
2. Сопоставлять и противопоставлять по конкретным признакам два предмета, явления, геометрические фигуры, числа, простые задачи, выражения. Сравнивать информацию на слух, анализировать поступки героев произведений, учиться последовательности сравнения и его целенаправленности.
3. На основе сопоставления и противопоставления двух несложных практических и наглядных словесных объектов формулировать частичные и поурочные обобщения индуктивным путем. Отвечать на вопросы по общей теме. Проводить простейшую группировку и систематизацию объектов и явлений. На основе анализа учебных рисунков, таблиц, схем знакомиться с простейшими способами обобщения. Анализировать и сравнивать простейшие и практические действия и результаты, делать выводы по итогам анализа и сравнения.
4. Накапливать опыт определения и объяснения понятий через практический, наглядный показ предмета и явления, через указание, описание. Знакомиться с определениями единичных предметов и явлений в дидактических играх, словарно-логических упражнений, в практических действиях.
5. Продолжить формирование элементарной эмпирической конкретизации. Проводить по плану несложные наблюдения, участвовать в демонстрациях и практических работах, составлять задачи по образцу, плану, схеме, рисунку, заданной формуле.
6. Накапливать практический опыт прямого доказательства. Строить элементарное доказательство, отвечать на вопросы «почему», «докажи свою правоту», «Что об этом говорится дальше», «Продолжи свое видение».
7. Учиться осмысливать противоречия при проведении несложных опытов, наблюдений, анализе простой вербальной информации. Упражняться в распознавании новой функции объекта, высказывать простое предложение о последовательности действий, необходимых для разрешения проблемы, о возможных способах решения.
Умения и навыки работы с книгой и другими источниками информации
- Слушать чтение, рассказ, объяснение учителя, усваивая основные положения, мысленно производя смысловой анализ, воспроизводить основные смысловые компоненты беседы. Слушать товарища, подвергая ответ простейшему анализу.
- Самостоятельно обращаться к вопросам и заданиям учебника, работать с оглавлением, словарем, материалами приложения учебника, использовать образцы, данные в учебниках, в процессе самостоятельной работы, учиться самостоятельно составлять простой план, схемы, таблицы при изучении текста учебника, учиться постоянно обращаться к учебнику при проверке качества выполненной работы.
- Пользоваться рекомендательными библиографическими списками, картотеками, указателями, учиться ориентироваться в каталожной карточке, правильно записывать на каталожную карточку данные о книге. Самостоятельно выбирать и читать детские книги, журналы, использовать помещенные там материалы на уроках по всем предметам и во внеурочное время.
Умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи
- Отвечать на вопросы к тексту и по теме в соответствии с характером, ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя, ответу ученика, вести несложный диалог по теме на основе картинок, иллюстраций, слайдов, учиться связно отвечать по плану, самостоятельно строить небольшой рассказ, учиться сжато пересказывать, кратко передавать свои впечатления о просмотренном фильме, связно излагать свои учебные действия.
- Владеть основными видами письменных работ: списывание, запись под диктовку, изложение текста, сочинение рассказа, письмо товарищу, писать небольшой рассказ с элементами описания, рассуждения на основе прочитанного, вести записи в читательском дневнике.
4 класс
Мыслительные умения и навыки
- Осуществлять комплекс действий, составляющих элементарный анализ различной информации. Разделять целое на составные части в практических действиях, при восприятии и осмыслении изображений в тексте, в логических играх. Проводить элементарный смысловой анализ текста, рассказа учителя, воспроизводить основные смысловые части прослушанного, увиденного в беседе. Учиться анализировать ответ товарища по плану. Выделять сюжет учебного текста и его части, отвечая на вопрос «Что говорится об этом?». Разделять информацию на логические части, вычленять родовые понятия. Находить в тексте наиболее важные по смыслу слова и предложения, придумывать заголовки, составлять план небольшого текста. Определять на слух компоненты ритмически организованного текста. Находить основные смысловые группы, картины, читать простые таблицы, использовать простые схемы. Учиться выделять главное в практических заданиях.
- Продолжить формирование умения сравнивать до качественной ступени, за которой идет обобщение. Учиться полному сравнению с соблюдением его последовательности, определение объекта и цели высказывания, выделение основных признаков, устранение отличия и сходства, формулировка вывода.
- Осуществлять весь комплекс действий, включающий обобщение: умение проводить отбор необходимых объектов, сравнивать их по определенным признакам, делать выводы, оформлять их в виде картинного и простого словесного плана, заголовка, условной схемы, правильного умозаключения.
- Использовать накопленный практический опыт определения и объяснения понятий для осмысливания логического определения через родовые и видовые отличия.
- Осуществлять весь комплекс действий, составляющих конкретизацию. Умение анализировать условные задания, выделять известное и неизвестное, вспомнить правило, необходимое для данного случая, связно отвечать по плану. Учиться видеть противоречия в различных ситуациях учебно-познавательной деятельности, новую функцию объекта. Учиться понимать предложенную проблемную ситуацию, высказывать предположение о возможных способах разрешения противоречия. Намечать в коллективной и парной работе простой план действий при решении познавательных задач.
Умения и навыки работы с книгой и другими источниками информации
- Слушать чтение, рассказ, объяснение учителя, ответы товарищей, выделяя основные мысли, определяя их взаимосвязь, логическую последовательность, воспроизводить основные мысли прослушанного в беседе, учиться слышать и исправлять свою речь.
- Под руководством учителя учиться выделять главное в текстах различного характера и назначения, использовать прием сравнения на однотипном материале учебника. Составлять схемы, таблицы, диаграммы, овладевать простейшими формами систематизации учебного материала.
- Подбирать книги по теме, пользуясь библиотечным каталогом, аннотациями в карточках, выставкой, тематическими картотеками.
С помощью учителя или библиотекаря составлять индивидуальный план чтения.
Умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи
- Отвечать на вопросы различного характера, учиться ставить разные по характеру вопросы к тексту, ответу ученика.
- Владеть основными видами письменных работ: списывание, запись под диктовку, изложение, сочинение, отзыв, написание сочинения с элементами повествования, описания, рассуждения на заданную тему на основе прочитанного, написать отзыв о прочитанной книге.
Развитие исследовательских навыков младших школьников
на основе проектной деятельности
Мне нравится организовывать учебную деятельность, развивать детей способности переходить от умственных действий к практическим и обратно. Стараюсь развивать в детях теоретичность суждений, гибкость мышления. Прививаю умения применять знания в новых ситуациях, а также учу детей выражать свои мысли и участвовать в обсуждениях.
Анализируя свою деятельность и отмечая положительные результаты в ходе реализации программы развивающего обучения, я столкнулась с рядом проблем, затрудняющих переход детей на следующую ступень образования:
- разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки;
- отсутствие переноса знаний из одной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.
Например, на уроках русского языка дети стараются писать грамотно, обдумывая, какой буквой обозначать звук в той или иной позиции, а в другой ситуации (не на уроке русского языка) пишут безграмотно, не используя имеющиеся у них знания языка.
Обдумывая эти и некоторые другие проблемы, я решила, что необходимо дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу. Требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т.е. могли бы применить все имеющиеся у них знания на практике.
Из вышесказанного вытекает актуальность данной работы.
Объект: совместная научно-исследовательская деятельность учителя и учащихся начальных классов.
Предмет: процесс развития творческих способностей младших школьников.
Цель: самореализация личности на основе полученных исследовательских навыков.
Задачи:
- конкретизация форм, методов и приемов развития личности;
- выявление условия развития творческих способностей.
Гипотеза исследования: Если ребенок мылит творчески, если видит вокруг возможность для самосовершенствования, то он будет инициативным. Думающим. Способным на творческий подход к любому делу, за которое он бы и взялся.
В ходе исследования были использованы следующие методы:
- изучение теоретической литературы по организации исследовательской деятельности учащихся;
- изучение, анализ и обобщение опыта организации исследовательской деятельности учащихся;
- систематизация и обобщение результатов исследования и разработка рекомендаций по организации исследовательской деятельности учащихся;
Теоретическая значимость данной работы заключается в том. Что в ней разработаны исходные теоретико-методологические основания организации исследовательской деятельности и обоснованы рациональные пути их реализации в педагогической практике.
Новизна: выявление условия, новые подходы развития ключевых компетентностей учащихся.
Практическая значимость данной работы определяется возможностью использования данных рекомендаций учителями начальных классов. Содержащие в работе теоретические положения и выводы помогут педагогам осмыслить процесс организации исследовательской деятельности учащихся.
Основные направления работы по организации исследовательской работы
учащихся начальных классов
Еще совсем недавно научно-исследовательская деятельность школьников преимущественно осуществлялось с малочисленной «интеллектуальной элитой» старшеклассников и носила сугубо академический характер. В настоящее время школьные научные исследования уже не редки. Все чаще они ориентируются не решении актуальных практических проблем и служат эффективным способом активизации познавательной деятельности, причем новый ФГОС предполагает участие младших школьников в данной работе.
Научно- практическая деятельность учащихся помогает сформировать в каждом ребенке творческую личность с развитием самосознания, позволяет испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих талантов. Мое дело, как учителя- создать и поддержать творческую атмосферу.
Три принципа организации научно-исследовательской деятельности:
- принцип развития личности;
- принцип преемственности в расширении знаний;
- принцип взаимосвязи базового компонента и системы дополнительного образования.
Исследовательская практика ребенка – это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля учебной деятельности. В фундаменте его исследовательский подход, позволяющий трансформировать обучение в самообучение.
Основные этапы выполнения научно-исследовательских работ учащихся:
- мотивация;
- выбор направлений исследований;
- постановка задач;
- фиксация и предварительная обработка данных;
- обсуждение результатов исследований, выдвижение и проверка гипотез;
- оформление результатов работы;
- грамотное представление исследовательской работы.
Под руководством учителя происходит чудо самосовершенствования, самопознания и самовоспитания.
Специфика научно-практической деятельности учащихся, в том, что ее главная цель – самореализация личности на основе полученных исследовательских навыков.
Методы организации научно – исследовательской деятельности учащихся:
- изучение научной литературы и обобщение полученной информации;
- имитационные и моделирующие методы, позволяющие свести сложное к простому, незнакомое к знакомому;
- анкетирование, тестирование, интервьюирование;
- наблюдение4
различные виды анализа; - прогностические методы.
Выбор методов зависит от особенностей исследуемой проблемы, уровня подготовленности и личностных особенностей учащихся и руководителя. Знание возрастных и психологических особенностей учащихся и умение поддержать интерес к исследованиям значительно повышает эффективность руководства научно- практической деятельностью. Овладение сложными интеллектуальными операциями и обогащение понятийного аппарата, возрастающий познавательный интерес, стремление к приобретению универсального образования ведут к формированию научно- мировоззренческих знаний учащихся, что становится фундаментом их духовной культуры и определяет их жизненные позиции.
Все разнообразие тем исследовательской деятельности детей можно объединить в три основные группы:
- фантастические – ориентированные на разработку несуществующих объектов, явлений;
- эмпирические – предполагающие проведение собственных наблюдений, экспериментов;
- теоретические – ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках
Правила выбора темы исследования:
- тема должна быть интересна учащемуся, должна увлекать его;
- тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участнику исследования;
- тема должна быть оригинальна;
- тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
Следует запомнить, что выбор проекта -это только начало. Задача взрослых- помочь в проведении исследований, сделать их полезными и безопасными для самого ребенка и его окружения. Помощь требуется первое время на всех этапах работы: и при выборе предмета исследования, при поиске методов изучения, при сборе и обобщении материала, при доведении всего дела до логического завершения. Здесь уместно отметить еще один факт. Существует утверждение, что никогда никакая семья не дает ребенку того, что может дать школа, никакая самая лучшая школа не заменит семью. Поэтому только общими усилиями семьи и школы можно решать все вопросы работы с детьми.
Разработка проекта является важной стадией работы ребенка, которая поможет ему больше узнать об исследуемом объекте. На каждой стадии работы по проекту учащимися ведутся записи в индивидуальном рабочем журнале. В него заносятся все шаги, проходимые учащимся во время исследования.
На всех этапах работы исследовательской деятельности ребенка учитель ясно осознает, что основной ожидаемый результат- развитие творческих способностей, приобретение учащимся новых знаний, умений и навыков. В данном случае не с одним результатом, а, по крайней мере, с двумя:
- первым можно считать тот, что создает учащийся своей головой и руками-макет, отчет и тому подобное;
- второй-самый важный-педагогический-это, прежде всего, бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр новых психологических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя.
Оба результата хорошо видны во время защиты учащимися собственных проектов. В этой связи защита итогов приобретает особую значимость. Это необходимый важный этап работы.
Защита- венец исследования. О выполненной работе надо не просто рассказать, ее, как и всякое настоящее исследование, надо защитить. В ходе защиты учащийся учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения, отвечать на вопросы товарищей.
Работа по организации исследований младших школьников требует от учителя немалых усилий.
Из опыта работы по организации исследовательской деятельности
«Любопытство-любознательность-познавательная потребность»- этими понятиями обозначается известная каждому педагогу «лесенка», ведущая к вершинам понятия.
1 лесенка творчества: «Сочинения»
Сочинение- это значит приводить в порядок свои мысли, свои знания. Сочиняя, мы описываем предметы и картинки (это описание), либо рассказываем о событиях, повествуем (это повествование), либо связываем свои знания, сравниваем, спорим, делаем выводы (это рассуждение). Чаще всего сочинения бывают смешанные.
Тематику сочинений определяют из разного уровня обобщения знаний и социального опыта учащихся. Выделено 2 основные группы тем:
- репродуктивные (предполагают раскрытие какого-то отдельного факта, явления, связанного с опытом учащегося);
- творческие (ученик вынужден при разработке таких тем совершать внутри предметный перенос знаний, и формулирование темы побуждает его к проявлению эмоционально-оценочных суждений).
Необходимо помнить четыре обязательных условия написания сочинений:
- предоставление своей работы перед аудиторией-чтение перед классом;
- обсуждение с учащимися сочинения;
- обязательно при обсуждении упомянуть всех участников;
- по итогам обсуждения предоставить учащимся возможность отредактировать работы.
2 лесенка творчества: «Творческие задания»
Задания творческого характера- это задания, предполагающие вариативность решения и рассчитанные на реализацию творческих возможностей учащихся:
- иллюстрирование произведений и подписание рисунков словами из текста;
- серия рисунков к одному тексту;
- портрет героя;
- характеристика героя;
- составление писем и телеграмм от имени героя;
- реклама;
- пишем подражая автору;
- рассказы по наклейке.
- Конкурс «Кто прочитает оригинально»;
- Книжки-малютки и.т.д.
Необходимо здесь: защита своей идеи, обсуждение, подведение итогов.
3 лесенка творчества: «Праздники читательских удовольствий»
На таких уроках мы по разным темам выучиваем стихи, находим сказки, рассказы, подходящие по теме и на основе разбора литературного слова учимся сочинять сказки, стихи, рассказы. Цель таких уроков-праздников:
- развивать умения выразительного чтения;
- раскрывать творческий потенциал учащихся;
- развивать интеллектуальные способности, познавательный интерес, расширять кругозор;
- развивать коммуникативные навыки.
4 лесенка творчества: «Моя родословная»
Совместные проекты с родителями
Эту работу мы проводим в 3 классе. Положительные стороны этой работы:
- изучение и знание своих родовых корней;
- совместная поисковая деятельность с родителями;
- развивается правильное самосознание, понимание своего Я;
- развивается чувство ответственности за свою родословную.
Такие проекты учат учащихся выступать, согласованно работать с родителями, исследовать.
5 лесенка творчества: «Проекты внеурочных мероприятий»
Вся внеурочная, внеклассная работа ведется в форме КТД. Весь класс разбит на 5 групп, причем эти группы создаются в начале каждого учебного года по желанию учащихся.
В 1-2 классах все мероприятия планировались вместе с родителями и учителем. В 3классе-учащиеся сами с учителем. А в 4 классе- учащиеся самостоятельно проектируют сценарии и план проведения мероприятий.
Такие проекты учат учащихся умению выступать, быть организованными, творчески относиться к делу, быть самостоятельными.
6 лесенка творчества: «Защита проектов- венец исследования»
Составной частью развития творческой деятельности учащихся является научно-исследовательская работа (НИР). Задачи включения учащихся в НИР:
- обучение учащихся методике исследования, пополнение и углубление теоретических знаний;
- вооружение их технологией и умениями творческого подхода к исследованию выдвинутых проблем.
Работу я начала в конце 3 класса. Перед каникулами дала задание: во время летних каникул- найти интересующую тему, понаблюдать и записать в виде заметок или дневника наблюдений или в виде реферата.
Научно-исследовательская работа в 1-4 классах.
День проектов- 1 раз в неделю.
При работе над проектом необходимо ставить цели:
- образовательные: сформировать у учащихся целостную картину мира; вовлечь каждого учащегося в активный познавательный процесс; познакомить учащихся с этапами проектной деятельности; сформировать речевые умения.
- воспитательные: воспитывать терпимость к чужому мнению, внимательное, доброжелательное отношение к ответам и рассказам других учащихся, через содержание учебного проекта подвести учащихся к выводам.
- развивающие: развивать умения проектировать, мыслить в процессе изучения тем, развивать умения работать с дополнительной литературой, расширять кругозор, развивать способности к самоконтролю действий по достижению целей и рефлексии.
Учебно-педагогические задачи:
- создать условия для развития умения учиться на собственном опыте и опыте других в процессе разработки учебного проекта;
- оформить результаты работы в виде плакатов, рисунков, макетов;
- научить рецензировать творческую работу одноклассников;
- составить программу по выбранной теме.
Проекты в 1 классе имеют форму: выступления по сочинению, выслушиваем каждого выступающего и делимся своими мыслями, взглядами на ту или иную точку зрения.
Во 2 классе- знакомлю с методикой проведения учебных исследований. Здесь проводятся 2-3 фронтальных тренировочных занятия с классом. Это необходимо для того, чтобы познакомить каждого ребенка с техникой проведения исследования. Для проведения тренировочных занятий изготовила карточки с символическими изображением методов исследования: «подумать», «задавать вопросы», «посмотреть в книгах», «посмотреть в ИНТЕРНЕТЕ», «понаблюдать», «посмотреть в других источниках».
На 1 этапе в исследовательский поиск вовлекается весь класс.
2 этап- по полученным картам, каждая группа приступает к своим обязанностям.
3этап- прослушивание каждой группы.
4этап – сбор собранных сведений, анализ и обобщение.
5этап – рефлексия –что мы должны делать дальше.
6этап- издание своего проекта- в виде газеты, брошюры, книжки-малютки и т.д.
В 4 классе – начинается индивидуальное научное исследование каждого учащегося.
Анализируя результативность работы в технологии учебного исследования, я сделала выводы:
- усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения учащихся;
- эта работа значительно расширяет кругозор учащихся в предметных областях;
- учащиеся вооружаются универсальными способами учебной деятельности дается импульс к саморазвитию, развиваются способности к самоанализу, самоцелеполаганию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;
- формируется социальный опыт в труде и общении;
- учителю дается возможность лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал, а также расширить контакты с родителями учащихся;
- способствует профессиональному росту учителя;
- развиваются учебно-познавательная, информационная, коммуникативная компетенции, а также компетенция личностного самосовершенствования.
Исследовательская деятельность в начальных классах способствует общему развитию учащихся, и непосредственно таких показателей мыслительной деятельности как умение:
- классифицировать;
- обобщать;
- отбирать все возможные варианты решения;
- переключаться с одного поиска решения на другой;
- составлять план действий по своей работе;
- рассматривать объект с различных точек зрения;
- составлять задания по предложенной теме;
- проводить самоконтроль.
Развитие творческих способностей помогает человеку быть на высоте, какой бы род деятельности он ни избрал бы в будущем, способствует обогащению внутреннего опыта учащихся.
Таким образом, исследовательская работа – это путь формирования особого стиля учебной деятельности. Он позволяет трансформировать обучение в самообучение, запускает механизм саморазвития. У учащихся возникает потребность узнавать новое.
Учебно- исследовательская деятельность учащихся
Учебно- исследовательская деятельность учащихся- это специально организованная познавательная деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новы для учащихся знаний или способов деятельности.
Мною были разработаны следующие условия формирования исследовательских умений младших школьников:
- целенаправленность;
- систематичность.
Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в классе постоянно как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Учитель должен использовать материал уроков литературного чтения, русского языка, с целью формирования умений исследовательской деятельности, постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем.
Мотивированность. Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.
Творческая среда. Учитель должен способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе.
Психологический комфорт. Одна из задач учителя- поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздерживаться от негативных оценок. Задача учителя – не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их. Суждения «Ты сделал неправильно», «Ты выбрал не ту тему» блокирует желание работать, двигаться дальше. Каждому учащемуся необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.
Личность педагога. Для развития творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию творческой, рабочей обстановки и обладающий определенными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности.
Учет возрастных особенностей. Т.к. речь идет об учащихся младшего школьного возраста, вопрос об учете их психологических особенностей очень важен. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным. Мною разработана и используется технология развития исследовательских умений младших школьников, подразумевающая соблюдение данных организационно-педагогических условий.
В основе технологии лежат идеи гуманистической педагогики, личностно ориентированного подходов. Занятия, предусмотренные технологией, проходят в основном в классно-урочной форме; другая форма организации- консультирование учащихся.
Цель технологии- осуществлять пропедевтическую работу по развитию исследовательских умений.
Содержание обучения рассчитано на обеспечение следующих аспектов:
- возможность освоения методов исследования и использование их при изучении материалов любых дисциплин;
- возможность применения полученных данных знаний и умений в реализации собственных интересов, что способствует дальнейшему самоопределению учащихся;
- возможность развития интересов к различным наукам, школьным дисциплинам и процессам познания в целом.
Для этого выделено 4 блока умений, необходимых при организации учебной деятельности:
- Умения организовать свою работу (организация рабочего места, планирование работы).
- Умения и знания исследовательского характера (выбор темы исследования, целеполагание, как этап деятельности, умение выстроить структуру исследования, методы исследования, общело8ические методы, поиск информации).
- Умения работать с информацией (виды информации, источник информации, научный текст, термин, понятие, смысловые части текста: абзацы, главы, параграфы, умение выделять главное, краткое изложение, цитата, ссылка, план, определения, формулирование определения, вывод, формулирование вывода, логика изложения, конспект, приемы конспектирования, условные знаки, доказательство: аргументы, факты, вступление и заключение).
- Умения представить результат своей работы (формы представления результатов, формы научных собраний, требования к выступлению, речи докладчика).
В 1 классе на уроках возможно включение заданий, направленных на овладение общелогическими умениями (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение). Подобные задания могут иметь место на уроках математики, обучения грамоте, естествознания.
Со 2 класса уже организуются специальные занятия по исследовательской деятельности- 1 час в неделю. Наличие таких занятий позволило систематично, целенаправленно формировать исследовательские умения у учащихся. Работа осуществлялась по следующим направлениям:
- Знакомство с теоретическими понятиями исследовательской деятельности, такими, как исследование, информация, знание и др.
- Осуществление коллективных исследований по определенному плану (с соблюдением всех этапов), по различным темам.
Учитель организует совместную деятельность, направляя ее на осуществление исследования, в процессе которого учащиеся овладевают практическими умениями исследовательской деятельности.
- Продолжается работа по проведению кратковременных исследований в контексте изучения материалов различных дисциплин.
- На уроках используются проблемные и поисковые методы, на которых также происходит знакомство с терминологией и некоторыми понятиями о методах исследования, работа со словарями и другими источниками информации.
- На занятиях предлагаются задания. Направленные на выявление различных свойств, действий предметов, множества предметов, составление последовательности действий, сравнение предметов и множеств предметов, изучаются логические понятия «истина», «ложь», «дерево», предлагаются для решения простые задачи по комбинаторике. Логические задачи. Проводится работа по выявлению причинно-следственных связей, по обучению приемам наблюдения и описания.
- Осуществляется подготовка самостоятельного долговременного исследования по интересующим учащихся темам. Исследование проводится под руководством учителя, затем с помощью родителей.
Наблюдаемые результаты: учащиеся имеют достаточно широкое представление об исследовательской работе ученых, о ее значении, имеют представление о планировании работы, проводят вместе со взрослыми (с группой) учебные исследования, осуществляют поиск информации в литературе по интересующим их темам, имеют желание и возможность поделиться с одноклассниками результатами своей исследовательской деятельности.
В 3 классе:
1.На теоретических и практических занятиях по исследовательской деятельности учащиеся продолжают знакомиться с теорией исследования, структурой, методами исследования, планирования исследования. На уроках используются игровые методы, путешествия, сказочный материал.
2.Проводятся коллективные исследования на заданную тему. У третьеклассников активность выше, больше интересных неординарных подходов и предложений в осуществлении исследовательской деятельности.
3.Осуществляется учащимися самостоятельное долговременное исследование с применением имеющихся знаний и умений (осуществляют поиск информации, учатся выделять главное, формулировать определения, ставить простейшие опыты, наблюдать, составлять презентации, выступления). Учащиеся проводят опросы, анкетирование. Проведение опросов характерно для теоретических исследований. Опрос проводится по предварительно составленным вопросам с целью увидеть уровень знаний, которыми обладают другие по теме, либо пополнить свои знания у компетентных в этой области учащихся, взрослых. Проведение опытов связано с естественнонаучными дисциплинами, иногда с социальными.
4. Ход исследований обсуждается на занятиях по исследовательской деятельность, учитель консультирует учащихся, направляет в нужное русло. К началу 4 четверти работы бывают готовы, учащиеся выступают сначала в классе, затем на школьной учебно-исследовательской конференции. Победители выступают на городской научно-практической конференции.
В 4 классе на уроках исследовательской деятельности обобщаются полученные знания. Внимание уделяется умениям работать с источниками информации, с самой информацией, обрабатывать тексты. Представлять результат своей работы в виде текста. Графика и модели. В результате, по моим наблюдениям. Учащиеся способны самостоятельно осуществлять исследовательскую работу по выбранной теме, используя различные пути поиска информации, методы исследований, способны при представлении результатов использовать графики, подтверждать сказанное цитатами, аргументировано доказывать сказанное. Существенным дополнением являются уроки компьютерной грамоты, на которых учащиеся учатся оформлять результаты своей исследовательской деятельности при помощи ресурсов программ Microsoft Word (создание таблиц, списков), Microsof Excel (построение графиков на основе данных опросов, анкетирования).
Определены следующие виды учебных исследований, проводимых в начальной школе:
- по количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные;
- по месту проведения: урочные, внеурочные;
- по времени: кратковременные или долговременные;
- по теме: предметные, свободные.
Я считаю, что любое бальное выражение оценки результатов исследовательской деятельности в начальных классах не должно иметь в силу следующих причин:
- учащиеся должны чувствовать себя успешными;
- учащиеся лишь учатся проводить исследования, любое их достижение уже является движением вперед;
- исследовательская работа- желание самих учащихся достичь нового знания. Расширить свой кругозор или достичь другой какой-то цели. Следовательно, никто другой так, как он, не сможет почувствовать, увидеть, оценить свой труд.
Мною определены следующие формы занятий, позволяющие представить результаты исследования:
- конференции, на которых учащимся представляют краткий доклад о проделанной работе и отвечают на вопросы аудитории;
- презентации, на которых ярко, красочно и привлекательно представляются достижения учеников;
- выступления, как правило. Для определенного круга- своих одноклассников, учащихся параллельных классов, заинтересованных данной темой,-представление доклада с целью сообщения нового знания.
Исследователи выступают как бы в роли педагога, что имеет дополнительное мотивирующее значение.
Выставка достижений проводится в основном для родителей и может быть посвящена определенной теме, дисциплине.
С целью активизации познавательной деятельности учащихся на занятиях по исследовательской деятельности используемый материал должен соответствовать возрастным особенностям учащихся, для этого рекомендуется использование:
- загадок, ребусов, шарад, задач-шуток, логических задач, заданий на развитие творческих способностей;
- игровых моментов, связанных с наглядно-образным игровым материалом;
- связь с литературным сказочным материалом;
- игры- исследования;
- ролевые игры;
- игры путешествия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад. "Из опыта работы начальных классов по внедрению здоровьесберегающих технологий".
Этот доклад отражает работу МО учителей начальных классов в рамках здоровьесберегающих технологий в нашей школе. Далее будет несколько частей презентации, если уместятся, где отражена доказательная ба...
Иследовательская работа "РЕАЛЬНО ЛИ СТАТЬ ФУТБОЛЬНОЙ ЗНАМЕНИТОСТЬЮ? На примере голкипера С.В.Рыжикова"
Объект исследования: футболисты действующих российских команд на примере представителя команды «Рубин» (Казань) Рыжикова С.В.Цель: выяснить возможность роста начинающего футболиста ДЮСШ в услови...
Организация проектной деятельности во внеурочной работе начальных классов.
Принципы, цели, задачи и содержание организации внеурочной деятельности....
иследовательский работа
Семейный экологический проект "Мои друзья козлята"....
Методический материал по учебной и воспитательной работе начальные класс
Духовно-нранственное направление в воспитании детей....
Рабочая программа по учебно-воспитательной работе (начальные классы)
Предлагаю Вам рабочую программу по учебно-воспитательной работе для начальных классов. Подробно прописаны планируемые результаты, содержание, и представлен тематический план....
Иследовательский проект "Удивительный мир бабочек" для начальных классов
Ознакомление с жизнью бабочек в мире природы, выявление их пользы и вреда для окружающей среды....