Программа (Проект) «Народоведение» направление: духовно- нравственное развитие
рабочая программа (1 класс) на тему

Чеховская Татьяна Ивановна

Аннотация Программа (Проект) «Народоведение»  направление: духовно- нравственное развитие составлена в соответствии нормативно- правовой и методологической основой программы духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, Законом Российской Федерации «Об образовании», разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования к структуре программы воспитания и социализации учащихся, определяет содержание и организацию внеурочной деятельности и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.  

Программа (Проект) «Народоведение»  направление: духовно- нравственное развитие

Программа составлена на основе про¬граммы «Народоведение» А.И. Лазарева, разработана на основе  теоретического наследия В.А.Сухомлинского «художественно - этическая трактовка педагогических проблем» воспитания нравственности.  Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции  духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

 Проект «Народоведение» строится на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать  яркую наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям за­вершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с роди­телями.  Важно от­метить всех, кто  выполнил  домашнюю работу. Важно учитывать  активность школьника, его уча­стие в  обсуждениях жизненных ситуаций. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, за­ставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности

Программа включает в себя 135 занятий по 35 - 45 минут и рассчитана на четыре года обучения.

Цель программы:

- целью духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени общего образования является становление и развитие высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу  Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Задачи:

В области формирования личностной культуры:

-  формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;

- укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;

-  формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам.

-   формирование нравственного смысла учения;

-формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

-принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

-формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результат;

- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;

- осознание обучающимся ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.

Планируемые    результаты    реализации Программы и    способы   их оценки

Планируемые результаты

Способы оценки достижения планируемых результатов (методы, методики)

Сроки проведения оценки достижения планируемых результатов

у обучающегося будут сформированы (базовый уровень)

обучающийся получит возможность  для формирования (повышенный уровень)

1.      «Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека».

 

Имеет первичное представление

- об основных символах Омской области (флаг, герб);

- о традициях класса и школы, бережно к ним относится, принимает активное участие в подготовке и проведении мероприятий, с ними связанных 

- о связи поколений посредством составления родословной своей семьи

- о происхождении и традициях празднования государственных праздников России

 

Может объяснять свое отношение к родным и близким, к прошлому и настоящему родной страны

- диагностика осознанности гражданской позиции учащихся.( знание символики);

- Диагностика уровня воспитанности школьника (методика Н.П. Капустиной, Л. Фридмана);

 

 

Сентябрь

 

 

 

 

 

сентябрь

Имеет первичные представления:

- об  истории Омска

- об этнических традициях и культурном достоянии своего края

 

- национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов

 

Октябрь ноябрь

Имеет представление об исторических местах и достопримечательностях города Омска

 

 

декабрь

Имеет представление

- о социальных ролях (член семьи, ученик, одноклассник, друг)

- о правах и обязанностях членов семьи, правах и обязанностях обучающихся.

Проявляет уважительное отношение к одноклассникам

 

диагностика межличностных отношений «Настоящий друг» (методика  А.С. Прутченкова);

 

Январь февраль

Имеет представление о традициях народов, представителями которых являются члены семьи, одноклассники

Имеет начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны, о правилах культурной коммуникации (ТОК)

 

февраль

3. «Воспитание нравственных чувств и этического сознания».

 

Распознает черты характера в ходе различных добрых дел (мероприятий).

Признает собственные «плохие» поступки.

Имеет первичные представления об этнических общностях, национальных отношениях. Терпимо относится к гражданам другой национальности.

 

Признает собственные «плохие» поступки и осознает справедливость наказания.

Осознает ценности других людей, ценности человеческой жизни.

Уважительно относится к представителям различных наций.

диагностика и исследование нравственной сферы школьника «Что такое хорошо и что такое плохо?» (методика Г.М. Фридмана);

 

октябрь

Ориентируется  в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.

Умеет разумно управлять собственной речью в многообразных ситуациях общения, соблюдая принципы эффективного общения,  продуктивного разрешения конфликтов.

 

 

 

Осуществление чего-то полезного для своей семьи, самых близких людей, в том числе - отказ ради них от каких – то собственных желаний. Посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, других живых существах, природе.

письменный опрос-диагностика «Какие качества вы цените в людях?»;

 

 

Опыт заботливого отношения к малышам (концерты, праздники, спектакли для детей дошкольных групп)

 

 

4.Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

 

Уважение в действии к результатам труда других людей и собственным, имуществу школы

 

диагностика уровня товарищества и взаимопомощи (методика С.Г. Макеевой);

 

 

Умение самостоятельно организовывать рабочее место  в  соответствии с особенностями используемого в работе материала и поддерживать порядок на нем во время работы

 

 

 

Элементарные представления об особенностях хозяйства и  распространенных видах  профессий в Омской области.

Первоначальный опыт оказания доступной помощи младшим и старшим,  помощи по хозяйству.

 

 

Элементарные представления о различных видах творческой деятельности.

 

 

 

Приобретение элементарных навыков самообслуживания в школе и дома.

Приобретение начального опыта участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе ОУ.

 

 

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)

 

Знания о богатствах и некоторых памятниках природы родного края, России, планеты Земля.

 

 

 

Элементарные представления об экокультурных ценностях, традициях этического отношения к природе в культуре народов России.

 

диагностический диспут по этическим проблемам добра и зла (обсуждение статей, отрывков и художественных произведений, сказок);

 

 

6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

 

Первоначальные умения видеть красоту в формах и явлениях природы, в изделиях правильной геометрической формы, в чистоте и опрятности внешнего вида человека.

Первоначальные умения различать добро и зло в поведении, поступках людей

 

диагностический диспут по этическим проблемам добра и зла (обсуждение статей, отрывков и художественных произведений, сказок);

 

апрель

Элементарные представления об особенностях местных узоров, фасонов, изделий;  о работах мастеров Омской области, о семейных традициях.

Умение разбираться в элементах национальной одежды.

 

 

 

Первоначальный опыт в создании иллюстраций к тексту, в создании выкроек и чертежей деталей.

Умение создавать работу, используя линейную перспективу, колорит.

Умение работать в жанре портрета, пейзажа, натюрморта.

 

- Диагностика уровня воспитанности школьника (методика Н.П. Капустиной, Л. Фридмана);

 

 

май

     

 

Структурный компонент «Содержание Программы».

Раздел.1. Все дороги ведут к дому. 6ч.

Чур меня! Буква «Д». Слово дом. Давайте познакомимся. Без чего дом не бывает? Дом без посиделок – церковь без народа.

Раздел 2. Кто друг мой самый? Мама.2ч.

Слово мама. Нет дороже  дружка, чем родная матушка.

Уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим. Устные рассказы о маме.

Раздел 3. Без хозяина дом сирота. 7 ч.

Папа - это покой. Отец – всегда молодой. Сказки по отцу. Плач по отцу. Отца завет на тысячу лет. Сочини сказку. Рисовальный язык фольклора. Лубок.

Раздел 4. «Жили были дед да баба». 3ч.

Слово. «Дед». Слово « баба». Песни и забавы бабушки Ульяны для внуков.

Раздел 5. Брат и сестра.1ч.

Брат и сестра .

Раздел 6. Семья и семейные праздники.4ч

Семейный котел всегда кипит. Бабушка Ульяна рассказывает рождественские сказки. Новогодняя елка. Игрушка- моя подружка.

Раздел 7. Родня. 4ч.

Родословное древо. Родословное древо Петровых. Твои родственники. Кто вы мне? Вы мне родня.

Раздел 8. Твоя фамилия, твое имя.5 ч.

 Без чего не может обойтись ни один человек? Род – отечество- фамилия. Дорожи своим именем. Что значат наши имена. Когда у нас именины.

Раздел 9 русский народ. 3 ч. (второй год обучения)

Восточные славяне. – русы. Русский человек в народном творчестве. Русский язык.

Раздел 10. Семейный праздник – масленица. 5ч.

Вкусное название праздника. Прощеное воскресенье. Свет в окошке – гость дорогой. Масленичные игры. Песни на забаву.

Раздел 11.  В моей судьбе ты стала главной , родная улица моя. 4ч.

Мудрая сказка. Надо было жить дружно, весело, красиво. Улица в народных играх. Уличные частушки. 

Раздел 12. Родина. 1ч

Родина.

Раздел 13. Гармония труда , счастья и долга. 11ч.

 

Правая и левая рука.  Черные руки.  Яблоко и рассвет.  Хорошо, что солнышко светит.  Пол будет чистым , а душа?  Муравей – путешественник.  Вечный часовой. Не забывай о винтике.

Большое ведро. Пять дубов. Правильно думай о труде.

Раздел 14. Развивай в себе чуткость. 11ч.

Стыдно перед соловушкой.  Как девочка увидела себя.  Кукла под дождем. Папины подарки. Зеленые рукавички. Звездочка. Мед в кармане. Сашин корабль. Наказал руку. Яблонька. Даже птицы покраснели от стыда.  Самое важное – это заставить себя чувствовать.

 

Тематическое   планирование на первый го обучения.

№ п/п

Название раздела

Тема

Раздел.1. Все дороги ведут к дому

 

1

 

Чур меня!

2

 

Буква «Д».

3

 

Слово дом.

4

 

Давайте познакомимся.

5

 

Без чего дом не бывает?

6

 

Дом без посиделок – церковь без народа.

 

Раздел 2. Кто друг мой самый? Мама.2ч.

 

1

 

Слово мама. Нет дороже  дружка, чем родная матушка.

 

2

 

Нет дороже  дружка, чем родная матушка.

 

Раздел 3. Без хозяина дом сирота. 7 ч.

 

1

 

Папа- это покой.

2

 

Отец – всегда молодой

3

 

Сказки по отцу

4

 

Плач по отцу.

5

 

Сочини сказку

6

 

Рисовальный язык фольклора. Лубок.

 

7

 

Лубок.

Раздел 4. «Жили были дед да баба». 3ч.

 

1

 

Слово. «Дед».

2

 

Слово « баба».

3

 

Песни и забавы бабушки Ульяны для внуков.

 

Раздел 5. Брат и сестра.1ч.

 

1

 

Брат и сестра.

 

Раздел 6. Семья и семейные праздники.4ч

 

1

 

Семейный котел всегда кипит. Бабушка Ульяна рассказывает рождественские сказки.

2

 

Бабушка Ульяна рассказывает рождественские сказки.

3

 

Новогодняя елка

4

 

Игрушка - моя подружка.

 

Раздел 7. Родня. 4ч.

 

1

 

Родословное древо.

2

 

Родословное древо Петровых

3

 

Твои родственники..

 

4

 

Кто вы мне? Вы мне родня.

Раздел 8. Твоя фамилия, твое имя.5 ч.

 

1

 

Без чего не может обойтись ни один человек? Род – отечество- фамилия

2

 

Род – отечество- фамилия

3

 

Дорожи своим именем.

4

 

Что значат наши имена

5

 

Когда у нас именины.

 

 

Таблица 6

План реализации Проекта

 

Содержание деятельности (мероприятие)

Планируемые результаты

Сроки проведения

Отметка о выполнении

Все дороги ведут к дому.6ч

Имеет представление

- о социальных ролях (член семьи, ученик, одноклассник, друг)

- о правах и обязанностях членов семьи, правах и обязанностях обучающихся.

Проявляет уважительное отношение к одноклассникам

Сентябрь

 

Чур меня!

Ориентируется  в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.

сентябрь

 

Буква «Д».

Умеет разумно управлять собственной речью в многообразных ситуациях общения, соблюдая принципы эффективного общения,  продуктивного разрешения конфликтов.

 

сентябрь

 

Слово дом.

сентябрь

 

Без чего дом не бывает?

 

 

Дом без посиделок – церковь без народа.

 

 

сентябрь

 

Родословное древо Петровых. Родословная.

Осуществление чего-то полезного для своей семьи, самых близких людей, в том числе - отказ ради них от каких – то собственных желаний. Посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, других живых существах, природе.

октябрь

 

Твои родственники.

 

октябрь

 

Кто вы мне? Вы мне родня.

октябрь

 

Раздел 3. Без хозяина дом сирота. 7 ч.

 

Уважение в действии к результатам труда других людей и собственным, имуществу школы

Умение самостоятельно организовывать рабочее место  в  соответствии с особенностями используемого в работе материала и поддерживать порядок на нем во время работы.

Первоначальный опыт в создании иллюстраций к тексту, в создании выкроек и чертежей деталей.

Умение создавать работу, используя линейную перспективу, колорит.

Умение работать в жанре портрета, пейзажа, натюрморта.

 

октябрь

 

Папа- это покой.

ноябрь

 

Отец – всегда молодой

ноябрь

 

Сказки по отцу

ноябрь

 

Плач по отцу.

ноябрь

 

Сочини сказку

декабрь

 

Рисовальный язык фольклора. Лубок.

 

февраль

 

Раздел 4. «Жили были дед да баба». 3ч.

 

Элементарные представления об особенностях местных узоров, фасонов, изделий;  о работах мастеров Омской области, о семейных традициях.

Умение разбираться в элементах национальной одежды.

февраль

 

Слово. «Дед».

Первоначальные умения видеть красоту в формах и явлениях природы, в изделиях правильной геометрической формы, в чистоте и опрятности внешнего вида человека.

 

февраль

 

Слово « баба».

 

декабрь

 

Песни и забавы бабушки Ульяны для внуков.

 

 

январь

 

Раздел 5. Брат и сестра.1ч.

 

Опыт заботливого отношения к малышам (концерты, праздники, спектакли для детей дошкольных групп

декабрь

 

Раздел 6. Семья и семейные праздники.4ч

Семейный котел всегда кипит.

 Бабушка Ульяна рассказывает рождественские сказки.

 

 

 

Элементарные представления об особенностях местных узоров, фасонов, изделий;  о работах мастеров Омской области, о семейных традициях.

Умение разбираться в элементах национальной одежды.

декабрь

 

 

. Бабушка Ульяна рассказывает рождественские сказки.

 

декабрь

 

Новогодняя елка

Первоначальный опыт в создании иллюстраций к тексту, в создании выкроек и чертежей деталей.

Умение создавать работу, используя линейную перспективу, колорит.

Умение работать в жанре портрета, пейзажа, натюрморта.

декабрь

 

Игрушка- моя подружка.

 

 

февраль

 

Раздел 7. Родня. 4ч.

 

Может объяснять свое отношение к родным и близким, к прошлому и настоящему родной страны

 

 

Родословное древо.

 

март

 

Родословное древо Петровых

 

март

 

Твои родственники..

 

 

март

 

Кто вы мне? Вы мне родня.

 

март

 

Твоя фамилия, твое имя.5 ч.

 

Распознает черты характера в ходе различных добрых дел (мероприятий).

Признает собственные «плохие» поступки.

Имеет первичные представления об этнических общностях, национальных отношениях. Терпимо относится к гражданам другой национальности.

 

апрель

 

Без чего не может обойтись ни один человек? Род – отечество- фамилия

 

апрель

 

Род – отечество- фамилия

Ориентируется  в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей. Умеет разумно управлять собственной речью в многообразных ситуациях общения, соблюдая принципы эффективного общения,  продуктивного разрешения конфликтов.

 

 

 

Дорожи своим именем.

апрель

 

Что значат наши имена

май

 

Когда у нас именины.

 

май

 

Диагностика.

 

Май.

 

Повторение и выставка работ.

 

Май

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_duh_-_nr._razvitiyu_chehovskaya_.docx2.28 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников»

План проекта.  1.     Актуальность.2.     Выявление проблемы.3.     Цели и задачи педагогического проекта.4....

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному развитию учащихся «Азбука православия» 1 класс

Разработана с учётом культурно-исторических особенностей ХМАО, запросов семьи и стандарта учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах для детей русской православной церкви на т...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация учащихся 1 класса»

Главная задача учебно-воспитательного процесса - создать условия для обеспечения духовно-нравственного развития обучающихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям семьи...