Роль школьной библиотеки в формировании метапредметных компетенций учащихся
статья на тему
Не секрет, что за последние годы резко упала читательская активность детей и молодёжи. Это приводит к тому, что обедняется словарный запас, понижается уровень интеллектуальных и познавательных возможностей, нарушается процесс вхождения ребёнка в общество, знакомства с его моральными и духовными ценностями. Кроме того, нечитающие дети, вырастая и становясь родителями, не приучают к книге своих детей, что постепенно ведёт к духовному отчуждению представителей различных поколений. Эти проблемы исследуются нашими педагогами, психологами, библиотекарями и заставляют искать активные и продуктивные технологии обучения чтению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_shkolnoy_biblioteki.docx | 20.41 КБ |
Предварительный просмотр:
РОЛЬ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ В ФОРМИРОВАНИИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ
М.А. Варданян,
учитель начальных классов,
МБОУ ООШ № 12 Кошехабльского района
Как известно, с 1 января 2010 года вступил в силу новый Стандарт начального общего образования, в пункте 27 которого отмечена роль школьной библиотеки. В Стандарт заложены требования об обязательном техническом оснащении школьной библиотеки в соответствии с поставленными задачами: «обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информацией, связанной с реализацией основной образовательной программы, достижением планируемых результатов, организацией образовательного процесса …». Иными словами – в библиотеке, как и в учебных кабинетах, должен быть скоростной Интернет, достаточно рабочих мест (компьютеров) и доступ к Интернету по локальной сети. ФГОС начального образования признаёт важное значение школьных библиотек в образовательном процессе. В стандарте определены материально-технические условия реализации основной образовательной программы, в частности, наличие школьных библиотек, позволяющих получать, создавать и использовать информацию различными способами. Такая библиотека сможет поддерживать и развивать творческие способности школьников с использованием ими новейших технологий, осуществлять поддержку проектной деятельности учителей-предметников, самостоятельные учебные исследования. В стандарте указано, что библиотека образовательного учреждения должна быть укомплектована печатными и электронными образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана, а также иметь фонд дополнительной литературы, включающий детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания. Таким образом, одним из необходимых условий формирования общеучебных, метапредметных компетенций учащихся начальной школы является сотрудничество нас, учителей начальных классов, со школьными библиотекарями. Такое сотрудничество положено в основу деятельности наших районных школ.
Современные представления о содержании образования отдают приоритет развитию личности школьника. В Федеральном государственном стандарте начального образования указано, что метапредметные основы образовательного процесса позволяют формировать ключевые компетентности учащихся, т.е. совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленную опытом его деятельности в определённой социально и личностно значимой сфере. В сложной информационно насыщенной среде учащийся успешен, если у него выработаны навыки самостоятельного обучения, стремление к использованию этого навыка, а также чувство ответственности и самооценки (рефлексии).
Выделим основные метапредметные навыки, в формировании которых должна обязательно участвовать школьная библиотека:
- умение читать – основа для обучения, личностного развития;
- информационная грамотность (цифровая, визуальная, текстовая, технологическая) – основа для использования развивающихся технологий обучения в настоящем и будущем;
- информационная культура – основа соблюдения этических норм при сборе, оценивании и использовании информации;
- коммуникативные навыки, которые повышают эффективность обучения за счёт взаимообучения и совместной учёбы.
Не секрет, что за последние годы резко упала читательская активность детей и молодёжи. Это приводит к тому, что обедняется словарный запас, понижается уровень интеллектуальных и познавательных возможностей, нарушается процесс вхождения ребёнка в общество, знакомства с его моральными и духовными ценностями. Кроме того, нечитающие дети, вырастая и становясь родителями, не приучают к книге своих детей, что постепенно ведёт к духовному отчуждению представителей различных поколений. Эти проблемы исследуются нашими педагогами, психологами, библиотекарями и заставляют искать активные и продуктивные технологии обучения чтению. Чтение как психический процесс связано с вниманием, памятью, мышлением, воображением, предметным знанием, коммуникативными особенностями читательского развития. В работе с текстом мы, учителя начальных классов, используем чтение вслух и по ролям, вопросы, рассуждения, эмоционально-интеллектуальные задания и игры на уроках литературного чтения, трансформацию содержания произведения в реальные творческие продукты детей: рисунки, лепку, макеты, театрализацию, выразительное чтение и т.д. на уроках технологии и изобразительного искусства. Виртуальный мир, вызванный к жизни словом писателя, остаётся в детской памяти в виде образов, чувств, мыслей и впечатлений, формирует духовно-нравственную сферу ребёнка. Внедрение различных технологий чтения на уроках, во внеурочной деятельности в библиотеке осуществляется как в рамках традиционной деятельности с читателями, например, выставка книг, выставка рисунков к произведениям определённого писателя (юбилей), так и в условиях применения ИКТ: использование аудио-, видео- и электронных изданий, ресурсов Интернета.
На развитие информационной грамотности и информационной культуры школьников рассчитана программа «Компьютер – мой друг и помощник», реализуемая в нашей школе. Основными целями этой программы являются формирование первичных элементов информационной культуры, формирование начальных практических умений и навыков работы на компьютере, необходимых для дальнейшей учебной деятельности младших школьников. В основу этой программы положены принципы развивающего обучения, наглядности, доступности подачи информации, включение игровых моментов. Задания направлены на развитие памяти, внимания и логического мышления. Использование компьютера рассматривается не как самоцель, а как способ активации творческого развития личности. Графический и текстовый редакторы, программа для создания презентаций, электронные книги и обучающие программы используются для накопления навыков работы с информацией различных видов. Опираясь на образную память учащихся I – IV классов и игровую деятельность, мы в сотрудничестве со школьным библиотекарем обеспечиваем управление учебной деятельностью и развитием познавательного интереса школьников. В ходе урочных и внеурочных занятий формируется общее представление об информационной карте мира, способах получения, хранения и обработки информации человеком, развиваются исследовательские навыки при создании проектных работ, познавательная активность через интеграционные связи данного курса с предметами, изучаемыми в начальной школе. Именно такие навыки являются общеучебными, а компетенции – метапредметными во ФГОС.
В условиях новой школьной библиотеки расширяется репертуар информационных источников, ученики знакомятся с периодикой, углубляют знания о структуре книги и доступе к фонду, для них организуются книжные выставки, происходит знакомство с художниками-иллюстраторами как соавторами книги. Происходит знакомство со справочной и энциклопедической литературой, приёмами поиска информации в них. В IV классе обобщаются читательские знания и навыки работы с информацией, со справочной и научно-популярной литературой, навыки самостоятельного поиска в библиотечном пространстве и в пространстве Интернета.
Мы, учителя начальных классов в сотрудничестве со школьным библиотекарем стараемся превратить учеников из пассивных «нечитателей» в творческих, активных исследователей, например, в «журналистов, проводящих расследование». В современном мире профессия журналиста престижна, поэтому подобная форма проведения исследовательской работы вызывает у учащихся большой интерес. Объект исследования – семейное чтение. Итоги исследования оформляются участниками проекта в форме статьи для журнала, стенгазеты. Можно коллективно составить книгу-справочник «Книга - самое великое чудо на свете». Темы проектных работ должны быть интересны и понятны детям: «Моя домашняя библиотека», «Что читали мои родители в детстве», «Книжный мир раскрывает свои тайны» и др.
Статья должна отвечать нескольким требованиям: содержать эксклюзивную информацию, информация должна быть достоверной, правдивой, работа должная быть творческая, т.е. важно проявить изобретательность, фантазию, статья должна быть интересной и понятной читателям, материал должен быть проиллюстрирован рисунками, авторскими фотографиями. В ходе расследования дети проинтервьюировали родителей, бабушек и дедушек, соседей, друзей, школьного и хуторского библиотекарей. То, что их родственники и знакомые много читали в детстве, вызывает у детей желание и самим много читать и знать. Это очень важный момент – воспитание без поучения, ведь никакие нотации, призывы читать больше не вызвали бы у детей таких эмоций. Подобная работа не только способствует получению полезных навыков обработки информации, исследовательской работы, но и воспитывает - человека, гражданина своей страны.
Список использованной литературы
1. Бородина В.А. Технология созидающего чтения: храм и мастерская // Библиотечные технологии: наука о мастерстве. 2010. № 6.
2. Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению. М., 2005.
3. Тихомирова И.И. Психология детского чтения от А до Я. М., 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль школьной библиотеки в обеспечении и информационной поддержке учебно-воспитательного процесса
Роль школьной библиотеки в обеспечении и информационной поддержке учебно-воспитательного процессаОрганизация образовательного пространства школы на базе библиотечно-информационного центра ...
Мастер-класс "Реализация метапредметного подхода как основа для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка, чтения. во внеурочной деятельности"
мастер-класс по формированию УУД...
Доклад на тему "Роль учителя в формировании здоровьесберегающей компетенции учащихся"
Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, который не только отражает настоящую ситуацию, но и даёт прогноз на будущее. На первом заседании ...
Роль игровых технологий в формировании коммуникативной компетенции у учащихся начальных классов
Роль игровых технологий в формировании коммуникативной компетенции у учащихся начальных классов...
Роль информационных образовательных технологий в формировании ключевых компетенций учащихся начальных классов
Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательноеучреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья«Тальменская специальная (коррекционная) об...
«Формирование метапредметных компетенций учащихся начальной школы».
Материал по теме «Формирование метапредметных компетенций учащихся начальной школы»....
Роль школьной библиотеки в формировании культуры чтения у детей младшего школьного возраста
Школьная библиотека, используя разные формы и методы индивидуальной и массовой работы, ориентированные на формирование творческой и эрудированной личности, безусловно способствует воспитанию культуры ...