Окружающий мир "Зона лесов"
план-конспект урока (4 класс) на тему

познакомить учащихся с зоной лесов, ее расположением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zona_lesov.docx35.51 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Окружающий мир

Автор учебника: Ивченкова Г.Г. Потапов И.В.

Класс: 4 «В»

Тип урока: Открытый урок.  ОНЗ

Тема: Зона лесов.

Цели: формировать представление о природной зоне лесов.

Задачи: познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека;

-развивать познавательный интерес учащихся, умение анализировать, сравнивать;

-работать с помощью карты;

-воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою страну.

Формируемые УУД:

личностные: самоопределение, смыслообразование;

познавательные: работа с информацией, выполнение логических операций;

регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность;

коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества.

Оборудование: - учебник «Окружающий мир» 4 класс Г.Г.Ивченкова, И.В. Потапов;

     -карта природных зон, инструкционные карты;

     -презентация, мультимедийный проектор, компьютер.

        

Этапы урока

Содержание

Формируемые УУД

Деятельность учащихся

Организационный момент.

Цель: создать условия

для возникновения у ученика

внутренней потребности включения в учебный процесс

Проверка домашнего задания.

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу: класс наш

Готов  начать урок.

- По какой природной зоне мы путешествовали на предыдущем занятии?

- Покажите на карте тундру и расскажите, что вы о ней узнали.

Сейчас мы проведем тест по теме «Тундра». Работать будем в парах на ваших ноутбуках. Даю Вам  5 минут на выполнение данного задания.

Тест.

  1. Зона Тундры расположена…

А) севернее арктических пустынь;

Б) южнее арктических пустынь.

2. Тундра расположена…

     А) на равнинах;

     Б) на возвышенностях;

     В) на горах.

3.  В тундре…

   А) ярко выражены все четыре времени года, одинаковые по продолжительности;

   Б) длинная суровая зима и жаркое лето;

   В) длинная суровая зима и короткое холодное лето.

4. Растения тундры…

   А) высокие с мощными корнями и широкими листьями;

   Б) низкорослые со стелющимися корнями и  мелкими листьями.

5. К тундровым растениям относятся…

   А) верблюжья колючка, кактус, саксаул;

   Б) кедр, осина, пальма;

   В) карликовая ива, мох – ягель, черника.

6. В тундре обитают…

   А) тюлени, моржи, киты;

   Б) песцы, волки, лемминги;

   В) верблюды, лошади, коровы.

7. Укажи верную цепь питания:

   А) растения – лемминги – полярные совы;

   Б) комары – полярные куропатки – песцы;

   В) растения – кречеты – волки.

- Проверим  ваши ответы, зачитываю вопрос, а ребята отвечают.

- Поднимите руку кто выполнил тест без ошибок? Молодцы!

- Поднимите руку у кого одна ошибка?  У кого две?

Это зона тундры.

Ответы детей.

Выполнение теста.

УУД: коммуникативные, регулятивные.

Актуализация знаний учащихся.

Постановка проблемы.

Цель: сформулировать и

согласовать цели урока,

организовать уточнение и согласование темы урока, организовать фиксацию

преодоления затруднения

- Проблемный вопрос:  Какую природную зону сегодня мы будем изучать?

 -Давайте вспомним, по какому плану мы работаем?

- Прочитайте план.

(На доске появляется план работы на уроке)

  1. Название, изображение на карте.
  2. Особенности природы (условия неживой природы, живые существа, взаимосвязи в природе).
  3. Значение природы данной зоны для человека, её использование.
  4. Экологические проблемы.
  5. Охрана природы.

- Найдите на карте природную зону лесов. Что вы можете рассказать о природной зоне лесов, глядя на карту?

-  Где находится зона лесов относительно зоны тундры?

- Каким цветом обозначена лесная зона на карте?

- Теперь мы имеем представление о том, куда направляется наша экспедиция.

На доске - карта природных

зон. Работа с картой.

УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные.

Лесная зона находится южнее зоны тундры.

На карте обозначена зеленым цветом.

Физминутка

Вы, наверное, устали?      

Ну, тогда все дружно встали.        

Ножками потопали,              

Ручками похлопали.

 Покрутились, повертелись                

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

Исследовательская работа.

- Сегодня мы проведем исследовательскую работу по изучению зоны лесов. По этому вопросу будут работать 4 станции:

1. станция метеорологи.

2. станция ботаники.

3. станция зоологи.

4. станция экологи.

У вас на столах лежат жетоны:

М - метеорологи

Б – ботаники

З - зоологи

Э - экологи

Разобьёмся на 4 группы. Давайте приготовим станции к работе.

Я раздаю вам план вашей исследовательской работы. Даю вам  на работу 5 минут.

 (каждой станции раздается ключевые вопросы для работы):

Станция метеорологов познакомит нас с климатическими условиями в зоне лесов.

 Первая станция-метеорологи:

Используем стр. 139 учебника

  1. Как поднимается солнце в зоне лесов?
  2. Сколько выпадает осадков?
  3. Какие преобладают почвы?
  4. Какие температуры преобладают в тайге?
  5. Какие температуры преобладают в широколиственных и смешанных лесах?

(для ответа на 4,5 вопрос используйте интерактивную карту на ноутбуке).

Солнце в зоне лесов поднимается над горизонтом гораздо выше, чем в тундре, и сильнее нагревает поверхность Земли. Поэтому лето в лесной зоне длиннее и теплее, а зима короче и мягче. В течении года выпадает много осадков. Испарение влаги в лесной зоне больше, чем в тундре. Здесь преобладают малоплодородные подзолистые почвы.

Станция ботаников познакомит нас с растительным миром зоны лесов.

Вторая станция – ботаники:

Используем стр. 139-140 учебника.

  1. Что такое тайга?
  2. Какие деревья растут в тайге? (перечислить)
  3. Что такое смешанные леса?
  4. Какие деревья растут в смешанных лесах? (перечислить)
  5. Что такое широколиственные леса?
  6. Какие деревья растут в широколиственных лесах? (перечислить)

Тайга – это хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны. Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, - это хвойные деревья. У хвойных деревьев листья – это хвоинки, и они всегда зеленые. Это высокие деревья с мощными корнями. В тайге растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна (презентация 1).

     К югу на смену тайге приходит смешанный лес. В нем наряду с хвойными деревьями растут березы, осины, ольха. Зима в таком лесу мягче. У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму (презентация 2).

       Ближе к югу зоны становится теплее, и смешанные леса сменяются широколиственными, в которых растут дуб, липа, клен, ясень, вяз. Это теплолюбивые деревья, поэтому они имеют крупные листья, на зиму сбрасывают листву, размножаются семенами (презентация 3).

- Мы прошли половину пути. Давайте отдохнем.

Физминутка  для глаз.

Встали все ровно.

Глазками посмотрели вперед, налево, направо, вверх, вниз.

Зарядка.

-Хорошо, давайте выслушаем группу зоологов и узнаем, кто же живет в зоне лесов.

 Третья станция-зоологов:

Используем стр. 140-141 учебника.

  1. Рассказать о животном мире лесной зоны:

А) птицы лесной зоны (перечислить)

Б) звери лесной зоны (перечислить)

     2.  Рассказать об их особенностях обитания.

    Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых. В тайге живут: кедровка, бурундук, летяга, соболь, благородный олень, лось, медведь, волки, лисы, рысь, зайцы, белки, глухарь, полевки. Для животных нет границ, они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку, другие делают на зиму запасы (презентация 4).

- Станция экологов расскажет нам о значении зоны лесов и как человек использует её в деятельности.

Четвертая станция - экологи:

Используем стр. 144-145 учебника (в учебнике дана полная информация по данной теме).

  1. Расскажи о занятиях населения лесной зоны (перечислить).
  2. Какое влияние на растительный и животный мир лесной зоны оказывает хозяйственная деятельность человека?
  3.  Какие мероприятия по охране  природы проводятся в лесной зоне?

Давайте вспомним, что такое Красная книга? Ребята получили задание подготовить сообщения о растениях и животных зоны лесов, которые занесены в Красную книгу.

Выступление ребят по Красной книге России.

 

УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Представление результатов исследования.

Итак, работа на наших станциях завершена. Слово предоставляется ведущим учёным от каждой станции.

- Какие вы молодцы!!! Все хорошо и дружно работали!

- А сейчас мы проверим, кто был самым внимательным.

Выступление детей.

Закрепление изученного.

-Внимание на доску разгадываем кроссворд:

1. Какое дерево является символом России? (береза)

2.Хвойное дерево, которое сбрасывает иголки (лиственница)

3. Это животное имеет пятнистый окрас, и кисточки на ушах.

(рысь)

4.Это животное умеет не только прыгать, но и летать (белка)

5. Хвойный лес (тайга).

6. Хвойное дерево с плоскими хвоинками, а шишки торчат вверх (пихта)

7 . Живет в глуши лесной, и летом и зимой старательный работник, лесной носатый плотник (дятел)

8. Хвойное дерево с короткими хвоинками, расположенными поодиночке (ель)

9. Дерево с листьями в форме сердечка (липа)

10. Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? (кедровка)

11. Хвойное дерево с ровным стволом коричневого цвета (сосна)

2л

и

с

5т

т

а

7д

11с

в

4б

й

6п

я

10к

о

1б

е

3р

е

г

и

т

8е

9л

е

с

е

н

ы

л

а

х

е

л

и

д

н

р

н

с

к

т

л

ь

п

р

а

е

и

ь

а

а

а

о

з

ц

в

а

а

к

а

- Лес нужно беречь! Поднимите руки кто с этим согласен?

береза

лиственница

рысь

белка

пихта

дятел

ель

липа

кедровка

сосна

Ответы детей!

Итог урока.

- С какой природно зоной мы познакомились?

- Где расположена зона лесов?

- Какие деревья вы запомнили?

- Каких животных вы запомнили?

- За активную работу на уроке ставим следующие оценки…

(сообщения + выступления от групп).

(На доску вывешивается плакат с лесом и дети заселяют лес растительностью и животным миром).

Вот перед вами лес.

- Все ли  здесь в порядке?

(в случае ответа «да»):

- Разве? Зачем мы летом ходим в лес?

- Правильно, не хватает в нашем лесу грибов, растений, и других деревьев.

- Станция зоологов, а вы согласны?

- Правильно, надо навести порядок в нашем лесу.

- Сначала добавим растительности, а затем заселим насекомыми, птицами и зверями.

- Вот какой получился у нас лес!

- Все молодцы! Урок окончен! Прошу вас выйти в коридор.

Нет, не хватает растений и животных.

Грибы, ягоды собирать.

Нет, не хватает животных.

д/з

РТ с. 54-55 № 123,124,125 и стр. 139-145.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Леса России" в 4 классе, УМК "Школа России"

Красочная презентация по теме урока  делает  изучение темы "Леса России" из раздела "Природные зоны" интересным и занимательным. Материал может быть использован для проведения внеклассного м...

конспект урока окружающего мира"Леса России"

Тема «Леса России» входит в тему «Природа России». Данный урок является уроком изучения нового материала, связан с предыдущим урокам, а так же элементы данного урока являются темой следующего урока «...

Консрект урока по окружающему миру "Леса России"

Использование проектно-исследовательского метода на уроках по окружающему миру....

Конспект урока окружающего мира "Леса России"

Материал рекомендуется использовать на уроке окружающего мира 4 класс по программе " Школа России"...

Урок окружающего мира "Леса умеренного пояса" 2 класс УМК "Школа 2100"

Урок-практикум окружающего мира во 2 классе  УМК «Школа 2100» с использованием блок-схемы направленный на формирование знаний учащихся особенностей  зоны  леса умеренного климата и ...

Урок окружающего мира "Леса России".

Урок знакомит учащихся с географическим положением лесной зоны, частями зоны, расширяет представления о растительном и животном мире леса....

Конспект урока по окружающему миру «Леса России» 4 класс

Данный урок составлен для учащихся 4 класса имеющих тяжелые нарушения речи....